Психология Аристотеля
Выдающийся философ Аристотель (384 – 322 г. до н. э.), учитель А. Македонского, относился к ученым-провидцам.
Энциклопедизм Аристотеля поистине бесконечен. Аристотель интересовался: проблема разлива Нила, затрагивал вопросы о фазах Луны, о причине вредности талого снега для питья, о том, почему белое вино опьяняет меньше, почему от стыда краснеют, а от страха бледнеют.
Аристотель также интересовался проблемами предсказания погоды, поведением птиц и животных. Если взять одну биологию, то в своих зоологических трактатах Аристотель характеризует более 400 видов животных. Если взять общественно политические сочинения, то он охарактеризовал 158 различных греческих и негреческих законодательств..
Аристотель считал, что человек существо общественное, а наилучшая форма государства – умеренная демократия. «Метафизика» Аристотеля посвящена философской терминологии, где каждый термин выступает в 2 - 6 смыслах. К основным трудам Аристотеля относятся: «Органон», «Метафизика», «О душе», «Этика», Политика», «Поэтика» и др.
1. Душа, по Аристотелю – форма живого органического тела. В душе причина проявлений живого тела: рост, дыхание, чувствование, мышление.
Аристотель выделяет в душе 2 начала: душа как энтелехия, она погибает вместе с телом и душа как проявление божественной сущности, которая покидает тело после смерти.
Носителем души является пневма - особое подобное разогретому воздуху тончайшее вещество, которое проносится по кровеносным сосудам, отлично от крови и выполняет функцию носителя психического акта.
Органом души является сердце (сердцецентрическая система объяснения психических актов). Мозг выполняет вспомогательную функцию – охлаждает кровь до нужной температуры.
Аристотель дает свою классификацию души, выделяя в ней 3 ступени: растительную, животную и человеческую (принцип преемственности). Первые две понимаются у Аристотеля материалистически. Разумная душа, по Аристотелю – идеальна.
2. Начало познания, по Аристотелю, образует способность ощущения. Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. Кроме 5 ощущений, соответствующих разным органам чувств, Аристотель выделяет общее чувство, для которого органом является сама душа.
Сохранение и воспроизведение ощущений является работой памяти. Различаются 3 ее вида: низшая, ею обладают все животные, память в собственном смысле, которая имеет временную характеристику, ею обладают животные, способные к восприятию и высшая память как процесс воспоминания, имеется только у человека. Воспоминание – есть активный поиск прошлого (по сходству, контрасту, смежности). По существу речь шла о механизме ассоциаций, основателем которого и является Аристотель
Воображение (фантазия) заключается в образовании представлений, животным воображение заменяет мышление. В связи с воображением Аристотель развивает учение о сновидениях, объясняя их материалистически. Обобщенный образ воображения составляет фундамент мышления: «Без воображения невозможно никакое составление суждений».
Мышление протекает в понятиях, постигает общее. Органом мышления является нус – часть души свойственная только человеку, и не прикрепляемая ни к какому телесному органу.
Аристотель различает высшее и низшее мышление. Низшее – это мнение или предположение. Высшее мышление заключается в открытии истины.
В зависимости от того, на что направлено мышление, различают два вида ума: теоретический (познает сущее как оно есть) и практический (направлен на деятельность).
Все учения Аристотеля о познании пронизано верой в возможность познания человеческой природы.
3. Аристотель выделяет в чувствах удовольствие и неудовольствие. Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: «Удовольствие придает совершенство и полноту деятельности, а значит - и самой жизни».
Аффект – это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-то воздействием, он сопровождается телесными изменениями. О человеке судят по его делам, а в аффектах оценивают манеру поведения.
Составной частью учения об аффектах является понятие о катарзисе (об очищении аффектов). Катарзис означает сущность эмоционально окрашенного эстетического переживания под влиянием искусства: «Трагедия при помощи сострадания и страха достигает очищение аффектов». Современные авторы называют воздействие театра на зрителя социальной терапией.
4. Учение о воле Аристотеля, делит все волевые действия на произвольные и непроизвольные. Волевыми являются действия только по разумному стремлению: «Где нет разума – там нет воли».
Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу. Характер противопоставляется страстям, он выражает сущность человека и не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. Теофаст (370 – 288 г. дл н. э.), ученик Аристотеля, дал первую классификацию характеров (30) в своем трактате «Характеристики» (алтынник, скряга и т. д.).
Аристотель придавал важное значение воспитанию («Никомахова этика»): «Очень много, пожалуй, даже все зависит от того, к чему именно приучаться с самого детства».
11. Учения античных врачей
Античные врачи внесли значительный вклад в развитие материалистической мысли.
Врач Алкмеон Кротонский (У1 в. до н. э.) впервые выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.
Гиппократ (460-377 г. до н. э.) – «отец медицины» также считал, что органом мышления и ощущения является мозг. Он создал учение о темпераментах, а введенный им термин сохранился и по сей день.
Интенсивное развитие античная медицина получила в Александрии (111 в. до н. э.). В Александрии было разрешено некоторое время вскрытие трупов «безродных людей», что способствовало важным открытиям. Ученый Герофил установил разницу между нервами, сухожилиями и связками, описал мозговые оболочки устройства глаза. Эразистрат подробно описал разные части головного мозга.
Римский врач Гален (11 в. до н. э.) - автор сочинения по медицине, анатомии и физиологии, которое стало настольной книгой вплоть до УХ11 века. Ему принадлежит открытие, связанное со строением и функциями головного и спинного мозга. Ряд сочинений посвятил головному мозгу: «Мозг не является холодильником сердца», как думал Аристотель, он седалище интеллекта и чувств» (мозгоцентрическая система объяснения психики).
Развитие психологи в период поздней античности.
В поздней античности психологические знания развивались в рамках различных течений идеалистической философии. На смену периода расцвета античного общества приходит упадок. На смену разума – мистицизм. На смену языческой религии приходит христианская. В этих условиях повышается интерес к внутреннему миру человека, к самосознанию.
К идеалистически учениям поздней античности относится неоплатонизм.
Плотин (205 – 270г.г.) указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой. В этом он считал признак человеческого духа.
Аврелий Августин - основоположник христианской философии вводит положение: «Я мыслю, следовательно, я есть» - тезис о достоверности нашего существа. А главной мыслью его концепции о самосознании является: «Превзойди самого себя»
4. В поздней античности особенно усиливается интерес к воли. Августин различал две воли: плотскую и духовную. Первая – причина греховных морально-порочных действий, другая устремлена на жизнь в духе.
Монах Пелагий учил о безграничной возможности человеческой воли: «Только то и есть благо, что мы никогда не находим и не теряем, без нашей собственно на то воли».
В поздней античности меняются представления о путях совершенствования души: не воспитание (как у Аристотеля и Платона), а покаяние, отречение от всего земного способствуют нравственному возвышению.