Добыча угля с помощью комбайна




 

 

Угольный комбайн «Донбасс»: справа — кольцевой бар с режущей цепью и диски для дробления угля; слева — кольцевой погрузчик.

Еще в годы Великой Отечественной войны советские конструкторы и инженеры начали создавать новую угледобывающую машину, которая в дальнейшем получила почетное имя - «Донбасс». В основу ее была положена мощная врубовая машина МВ-60. Плоский бар врубовой машины заменили кольцевым. Он похож на букву «П» в лежачем положении и делает сразу три врубовых щели: две горизонтальных, одну под другой, и одну вертикальную, соединяющую их. Таким образом, кольцевой бар вырезает из угольного массива большой брусок, который затем сравнительно легко разбивается на части. Делается это при помощи специального приспособления — вращающейся штанги.

Навалку отбитого угля на конвейер комбайн производит кольцевым погрузчиком. Его бесконечная цепь оснащена скребками и движется с большой скоростью. Скребки подхватывают куски угля и перебрасывают их на конвейер.

Комбайн «Донбасс» имеет два электродвигателя. Один приводит в движение бар, другой — кольцевой погрузчик. Управление сосредоточено в передней части корпуса. Машинисту здесь работать очень удобно.

В какой бы шахте ни появлялся этот комбайн, всюду шахтеры принимали самое горячее участие в освоении и усовершенствовании машины. Только за два года после его появления конструкторы получили около 10 тыс. рационализаторских предложений, и более тысячи из них были использованы.Многие шахтеры настойчиво добивались почетного права первыми работать на новой машине. Освоив работу на комбайне, они проявляли себя новаторами не только в области организации труда, но и в развитии техники.

Что же дает этот угольный комбайн? В царской России шахтер за 12 час. тяжелой работы добывал обушком всего 2 Т угля. А для того чтобы добыть эти 2 Т при помощи комбайна «Донбасс», нужно примерно 2-3 мин. Многие машинисты угольных комбайнов дают за месяц до 25 тыс. Т угля, т. е. до тысячи тонн в день. А ведь тысяча тонн угля — это целый железнодорожный состав.

Комбайны «Донбасс» — гордость нашей угольной промышленности. Они работают ныне в Китае и Польше, Румынии и Болгарии, Венгрии и Чехословакии. Всюду эти чудесные машины свидетельствуют о высоком уровне технической мысли в Советской стране.

Но даже комбайн «Донбасс», несмотря на свои положительные качества, не решил еще всех проблем механизации труда шахтеров. В Москве в Политехническом музее можно увидеть современный парк машин и механизмов, применяемых в горной технике.

Комбайн для добывания угля из тонких пластов.

Здесь есть машины, уже уступившие свое первенство, и машины, только вступающие в жизнь. Вот пневматические отбойные молотки, а рядом — врубовые машины различных марок. Дальше — бурильные установки, которые быстро прокладывают вертикальные стволы шахт. Теперь есть бурильные машины, которые проходят в день до 20 м шахтного ствола диаметром в 6 м. Здесь же — модели горнопроходческих комбайнов. Эти стальные гиганты прокладывают подземные коридоры — подготовительные выработки. Но особенно много угледобывающих комбайнов самых различных размеров и формы, самого различного назначения.

Мы уже знаем, что пласты угля лежат на разной глубине под разными углами к поверхности и имеют различную толщину, или мощность. Комбайн «Донбасс» предназначен для работы на пологих и наклонных пластах определенной мощности. Поэтому когда в одних шахтах работали комбайны, в других, где пласты были, скажем, крутопадающими, продолжали стучать отбойные молотки. В механизации труда в шахтах оказалось немало еще таких «белых пятен». И конструкторы решили стереть их. Был, например, создан комбайн для добычи угля из крутопадающих пластов. Появились комбайны для разработки тонких и очень тонких пластов, комбайн для пластов средней мощности и комбайн для работы на тонких крутопадающих пластах.

Однако пласты угля различны не только по толщине и положению, но и по прочности. Есть такие угли, которые не могли «угрызть» челюсти ни одного из существующих комбайнов. Для разработки таких пластов в 1957 г. был создан специальный комбайн «Донбасс-2». Это — видоизмененный комбайн «Донбасс».

Новая машина снабжена сильным двигателем, ей можно придать любую скорость — от нескольких сантиметров до одного метра в минуту. А ее мощный режущий механизм позволяет добывать самые крепкие угли.

Есть теперь угледобывающие комбайны небольшого веса — малогабаритные. Они могут работать в очень тесных забоях; Есть комбайны облегченного типа, есть широкозахватные и узкозахватные, а есть и такие, с помощью которых можно не только добывать уголь, но и прокладывать путь к угольному пласту.

Мощные гидромониторы в шахте

На советских шахтах работают ныне сотни типов различных машин и механизмов. Механизация превратила наши шахты в передовые индустриальные предприятия, в большие подземные заводы.

Спускаясь в шахту, вы прежде всего увидите главный ствол. Он делится на четыре отделения. Одно отведено под две подъемные клети для спуска и подъема людей и машин. В другом размещаются механизмы для подъема угля, в третьем — лестница с площадками: запасной выход. В четвертом проложены кабели и трубопроводы.

Но вот спуск окончен. Вы выходите из клети на просторный, ярко освещенный околоствольный двор. Отсюда в разные стороны к угольным пластам уходят широкие туннели. Это подготовительные выработки. По ним проложены рельсовые пути, электрические кабели, трубы для подачи сжатого воздуха, необходимого для работы пневматических машин и механизмов. По мере разработки угольного пласта подготовительные выработки продвигаются все дальше и дальше.

По выработкам мчатся электровозы с вагонетками, груженными углем, а подземные трамваи быстро доставляют шахтеров от ствола шахты к забоям и обратно. Забой — основной пункт в шахте, а комбайн — основная точка в забое.

Плавно, с глухим шумом движется комбайн. Он подрубает и отбивает уголь, наваливает его на конвейер. Конвейер переносит уголь к откаточному штреку.

Мощные гидромониторы в шахте будут разрушать даже самые прочные угольные пласты. 1 — забой; 2— гидромонитор; 3 — дробилка; 4 — пульпа; 5 — насос; 6 — подача воды; 7 — подача пульпы на поверхность.

На наших шахтах применяются ленточные и скребковые конвейеры. По дну скребкового конвейера движется цепь с укрепленными на ней металлическими скребками. Они захватывают и передвигают поступающий уголь. Поток угля, приносимого конвейером, настолько обилен, что 30 двухтонных вагонеток загружаются всего за 15-20 мин.

Электровоз доставляет вагонетки с углем к стволу. Здесь они автоматически разгружаются в особый приемник — бункер, расположенный под околоствольным двором. Бункеры снабжены специальным устройством, автоматически загружающим подходящие под него скипы — десятитонные металлические ящики. В скипах уголь поднимают на поверхность — «выдают на-гора», как говорят шахтеры.

На поверхности скипы выгружают уголь в бункеры. Ленточные конвейеры, расположенные под бункерами, передают уголь на погрузочные эстакады или на обогатительную фабрику, где его сортируют и очищают от примесей.

Уголь, прошедший обработку на обогатительной фабрике, после просушки также попадает на погрузочные эстакады. Когда железнодорожный состав входит под эстакаду, люки бункеров раскрываются и уголь широкой струей сыплется в вагоны.

Таков путь, совершаемый углем из шахты.

Комбайн работает непрерывно. И непрерывный поток угля идет от забоя к поверхности. Малейшая неполадка на пути этого потока немедленно сказывается на работе комбайна, заставляет его простаивать. Если остановилась врубовая машина, добыча угля не прекращается, так как есть запас уже сделанного вруба, а значит, есть резерв времени для устранения неисправности в машине. Если же остановился комбайн, замирает весь угольный поток, простаивают все машины и механизмы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: