Реакция 3. Государство – это мы. Сопротивление законопослушных граждан




 

Почти сразу после инаугурации президент Трамп принялся реализовывать свои предвыборные обещания. Одним из первых действий стало решение приостановить въезд в страну гражданам нескольких арабских государств. Так Трамп надеялся бороться с терроризмом. Но в результате этого решения пострадали и многие вполне добропорядочные иностранные граждане – студенты, преподаватели, многие из тех, кто учился и работал в университетах страны. Они не смогли вернуться после каникул на учебу и работу в свои колледжи.

 

Почти немедленно в колледжах и университетах страны была развернута система поддержки этих студентов и преподавателей. Коллеги не могли выдать им нужную визу, но все, чем можно было помочь этим людям, не нарушая закона, было организовано.

Эта позиция, которую можно сформулировать так - «мы не нарушаем закон, но сопротивляемся его реализации» – проявилась не только в действиях волонтеров, преподавателей и студентов, но стала и официальной позицией многих учебных заведений на уровне их администраций.

 

Вот, например, письмо, отправленное Руководством университета, где я сейчас работаю, всем преподавателям и студентам по рабочим е-мейлам:

 

В пятницу днем Президент США издал распоряжение, приостанавливающее въезд для всех беженцев на 120 дней, для сирийских беженцев - на неопределенное время, а также на 90 дней заблокировавшее въезд для всех граждан Ирана, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Сирии и Йемена, включая обладателей студенческих виз. Это действие, которое может затронуть почти 120 студентов Citi University of New York (CUNY), а также нескольких преподавателей и сотрудников, создало затруднения и препятствия для многих людей по всей стране и за ее пределами. Я понимаю, что обязанность администрации - обеспечить безопасность нашей страны, но в то же время, я полагаю, что этот указ несовместим с ценностями открытости и инклюзивности, которые сделали CUNY — и нашу страну — великими.

Те из нас, кто не согласен с этой политикой, должны призвать наших избранных лидеров изменить ее. Тем временем, мы продолжим придерживаться ценностей, которые были источником силы CUNY в течение 170 лет, и мы предложим юридическую помощь всем пострадавшим членам университетского сообщества, при участии CUNY Citizenship Now, CUNY CLEAR, а также с помощью других средств.

Есть несколько организаций, которые сделали больше, чем CUNY, для извлечения пользы от иммиграции для этой страны. Сегодня почти 40 % наших студентов - это рожденные в других странах, и все мы пользуемся плодами их талантов и устремлений. Наши обязательства по защите и поддержке наших студентов, независимо от их иммиграционного статуса, являются незыблемыми и включают в себя следующее:

- CUNY не будет принимать никаких мер по содействию исполнения иммиграционного закона, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

- CUNY будет охранять личные дела студентов в соответствии с Family Educational Rights and Privacy Act («Закон о правах на образование и неприкосновенность частной жизни семьи»);

- CUNY не будет передавать сведения о студентах в иммиграционные ведомства, исключая случаи прямого судебного постановления;

- CUNY не будет требовать или собирать информацию о гражданстве или иммиграционном статусе студентов в процессе предоставления образовательных или иных услуг, за исключением требуемой в связи с оплатой за обучение или предоставлением финансовой помощи;

и

- CUNY не разрешит чиновникам иммиграционных ведомств заходить на территории университетских кампусов, исключая случаи прямого судебного постановления.

 

Одно из величайших преимуществ Канцлера CUNY – это возможность встречаться с выдающимися студентами и слышать не только об их успехах, но и их борьбе в процессе преодолении препятствий. Из тех, кто приходит на ум сейчас – это Orubba Almansouri, выпускницаCity College of the City University of New York, выступавшая с приветственной речью к выпускникам прошлого года. Будучи йеменской иммигранткой, Orubba рассказывала, как многие в ее семье и деревне не верили в возможность высшего образования для женщин. Она описывала, как спорила со своим отцом на протяжении нескольких лет – о своих мечтах, своей тяге к знаниям и желании учиться в CUNY. Она победила в споре. Но, несомненно, победили также и мы в CUNY – как и наш город и вся страна. Именно поэтому мы продолжаем бороться за наши ценности и за свободу передвижения для исследователей, которые таким образом получают большие возможности и вносят огромный вклад в мировую науку и культуру.

 

С уважением,

Chancellor James B. Milliken

 

29.01.2017

 

 

Почему руководители Университета посчитали необходимым обратиться с таким письмом к своим преподавателям и студентам?

Видимо потому, что, так же, как и учителя школ, и руководители Школьных округов, и преподаватели колледжей, считают важным в любых ситуациях в первую очередь вставать на защиту своих студентов и поддерживать сложившийся в их учебных заведениях демократический уклад жизни.

Вероятно, это возможно потому, что коллеги, несмотря на то, что получают финансовые ресурсы от государства, достаточно автономны и имеют возможность внутреннюю политику своих заведений определять самостоятельно.

Кроме того, принципы жизни, скажем, City University of New York существуют уже 170 лет, а вновь избранный Президент пришел к управлению государством максимум на 8 лет, и это совершенно не повод для Университета изменять свои традиции и менять устоявшийся уклад жизни.

 

Почему для них так важен этот уклад жизни школы или колледжа?

Думаю, потому, что, на их взгляд, внутренний демократический уклад – важнейшая основа педагогического процесса в школах и колледжах, которая позволяет как развиваться наукам, так и воспитываться будущим членам гражданского общества.

Хотя, почему – будущим? Дело как раз в том, что старшеклассники и студенты – это уже граждане (вне зависимости от возраста), которые считают, что от их мнения зависит в этой стране многое. Должно зависеть. И их голос должен быть услышан.

А опыт такого участия в жизни сообщества, уважения к своей личности, реализации своих прав и обязанностей они получают еще в своих школах и колледжах.

 

И вот тут есть некоторое противоречие, которое нужно нам всем научиться преодолевать.

С одной стороны, активная включенность школьников в политические процессы приводит к тому, что взрослые, заигрывающиеся в своем противостоянии, раскол, возникающий во взрослом обществе, переносят и на детей. Которые в итоге попадают в весьма стрессовую ситуацию. И тогда возникает немедленное желание школу и школьников увести подальше от политики.

С другой стороны – невозможно в современном обществе делать вид, что подростки не в курсе обсуждаемых проблем, не имеют своей той или иной точки зрения на происходящее, не хотят быть услышанными, повлиять на изменения…

 

В поисках разрешения этого противоречия мы должны, в первую очередь, думать о том, как в ситуациях резкого накала политических страстей и дискуссий возможно защитить подростков, построить систему их сопровождения при вхождении в этот непростой взрослый мир.

 

Наверное, одним из путей решения этого противоречия может быть попытка организации работы школ, как Школ открытых в мир, спокойно и педагогически профессионально воспринимающих бурлящее вокруг жизненное море как объект для изучения вместе со своими учениками. Школ, воспринимающих разнообразие как счастье, а не только головную боль. Школ, имеющих свои ценности, свой уклад жизни, связанных с умением чувствовать и слышать другого человека, с соблюдением права детей и взрослых на уважение, с идеями свободы и самоуправления. Школ, готовых отстаивать этот свой уклад жизни, эти свои ценности перед кем бы то ни было.

 

Как такие Школы, открытые в мир выращивать, особенно в обществе, которое к такому восприятию миссии школы еще не очень готово? Вот вопрос, над которым стоит думать и работать...

Может быть, может он может стать темой нашей очередной ежегодной конференции по альтернативному образованию:-)

 

Михаил Эпштейн

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: