Местные советские органы.




Виды:

1 вид – в поселениях городских и сельских образованы горсоветы и сельсоветы.

2 вид – Съезды советов. Они образуются в административно-территориальных единицах – волости, уезды, губернии.

3 вид – Исполкомы.

Формирование. Советы поселений избираются простыми выборами. Горсоветы выбираются сложнее, районные выборы там и т.п.

Компетенция. Тут всё намного интереснее. Политика советской власти состояла в лозунге: «ВСЯ власть Советам». Вам, друзья мои этот лозунг знаком, правда в другое время и под другим соусом. Слава Богу, померший один товарищ говорил: «Дорогие россияне», и пока он так говорил он высказал замечательную идею: «берите суверенитета сколько сможете переварить». Вот эта идея была высказана во время советской власти. Вся власть советам, буквально вся. Все признаки государственной власти можно найти в местных советах. Юридически этот принцип закрепили два документа: одно из них обращения к местным советам, а другое права и обязанности местных советов.

 

Посмотрим самые интересные примеры, где обычно этим занимается центральная власть, а у нас это спустили на местный уровень:

1. Государство обладает некой территорией, пространством, на которую распространяется власть, оно и нарезает территорию. В советском государстве пограничные споры тут решаются комиссией по спорам между двумя единицами, а не федеральные органы.

2. Государство издает законы. Декреты центральной власти рассматриваются как рекомендации. Появилась масса интересных декретов, появлялись собственные редакции декрета о земле. В отдельных деревнях создавались уголовные уложения, восстанавливающие самые дикие меры. Например, закапывание женщин за измену. Но, пожалуй, самым ярким примером являются чудесные декреты о социализации женщин. Товарищи мужчины, это бальзам на ваши раны. По данным декрета: «Все существа женского пола с такого-то по такой-то возраст, объявлялась всенародным достоянием, и пользоваться всенародным достоянием и пользоваться экземплярами этого достояния мужчина мог по желанию. А если женщина отказывалась, она называлась саботажницей и подлежала суду в местном трибунале». Умолчим о том, как оно применялось. Доходило до убийств.

3. Налоги сами устанавливали.

4. Местные суды избирались местными органами. Это серьёзный момент. Представьте себе, что подается иск на местную администрацию. А судьи кто? Их же сами и назначили местные советы. Юстиция должна подчиняться вертикали, а то и лучше вообще бы не избирались.

5. Собственные войска. Формируется по территориально-производственному принципу.

6. Внешняя политика. Решения пограничных вопросов власть передала пограничным территориям.

Это всё довольно страшно, потому что плоды этого мы пожинаем по сей день. У нас до сих пор многие конституции субъектов федерации в соответствии с конституцией не приведены, да это фикция, но даже этого сделать не можем. А они переваривают свой суверенитет и творят там всё, что захотят.

Но большевики сами быстро поняли, что всё это сыграет с ними злую шутку. Между СНК РСФСР и СНК московской области был конфликт, так как СНК МО стали деньги свои печатать, рубль то обесценился. Даже банки стали выпускать свои чеки для взаиморасчетов. Итог в Конституции 1918 власть местных советов существенно сузили. Там дали «полномочия чисто местного значения». Это к вопросу о том, какой статус добавить субъектам федерации.

 

Структура.

Несложная. Съезд структуры не имеет, в Совете могут образовываться отделы, и такие же отделы могут быть в исполкомах. Для связи достаточно вспомнить отделы при ВЦИКе (крестьянские, промышленные, юридические, внутренних дел и т.п.). Кстати, в Инструкции ноября 1917 года прописывался минимальный состав исполкомов местных советов. Там говорилось о минимуме отделов. Дальше – как решат на местах. Местные советы, невзирая на сокращение полномочий, всё равно являются государственными органами. Сейчас уровень государства заканчивается на субъектах, а ниже - самоуправление. Однако, ещё одна черта советской республики – государство идёт до самого низа. Сельсоветы – это органы государственной власти. Сейчас собственность делится на государственную и муниципальную. Это связано с делением на органы государства и местного самоуправления. Тогда же не делили, и собственность была государственная, за хищение которого наказание было вплоть до расстрела.

 

Органы юстиции, правопорядка.

Здесь интересны декреты о суде - №1 (ноябрь 1917) и №2 (март 1918). Ничего нового взамен упраздненного образовано не было. Советская власть упразднила мировые и общие суды, и по сути создала их же. Правда, с другой начинкой.

 

Декрет № 1 декларировал создание так называемых местных советских судов.

Подведомственность местных судов определялась, как до Революции – «иски до…» и «уголовные дела с наказанием до...» - относительно незначительные гражданские и уголовные дела. Компетенция менялась. Изначально – до 3К рублей, впоследствии – 10К (инфляция). Уголовные дела – до 5 лет лишения свободы.

Состав. Прежний мировой судья действовал в одиночку, был и органом дознания, и судил. Теперь судья – дознаватель, но судит – с двумя народными заседателями. Это пошло от чрезвычайных революционных судов, созданных в Петрограде с февраля до октября 1917 года – мировой судья и двое выборных депутатов. В отличие от судьи, которого местные советы избирают (срок пока не определен), заседатели работают не весь срок избрания, на пару-тройку недель в году посылают в суд. Постоянные (выборные местными советами на срок, пока не определен) и переменные судьи (отрывают от работы на пару недель в году и посылают на дежурство в народный суд.Обжаловать решения местных советских судов можно на съезде советских судей (был съезд мировых судей ранее).

Дела свыше 5 лет или 10 тысяч – декрет о суде №2 декларировал создание окружных судов. Состав – 3 судьи, что не поменялось. Кстати, судьи также избирались местными советами, но реально, конечно, назначались исполкомами, как правило, губернского уровня. Их решение обжаловалось в областные суды (раньше не было). Высшая инстанция – Верховный судебный контроль.

Вторая и третья инстанция (областные суды и Верховный судебный контроль) реально образованы не были. Даже окружные почти нигде не образовывались, поэтому всю нагрузку приняли местные советские суды, которые в жизни рассматривали и более сложные дела.

Это были суды, так скажем, «общей юрисдикции».

 

Но у нас ведь Революция. А где есть Революция, там есть мятежники и контрреволюционеры.

 

Трибуналы. Трибуналы были заложены ещё Декретом №1, а ВЦИК 19 декабря 1917 года издал инструкцию «Революционным трибуналам».

Компетенция – контрреволюционные преступления - те, которые вредят интересам революции. Тут и саботаж чиновников, и контрреволюционный мятеж, и даже если увольнение работника с оборонного предприятия будет сочтено подобного рода преступлением, ослабляющим Советскую Республику, туда передадут. Таким образом, это не обычные уголовные преступления, а именно контрреволюционной направленности. Можно убить, но с разной мотивировкой. Вот, к примеру, товарищ Войков, злодейски убиенный в Польше. Его убил гимназистик, монархист, узнавший, что Войков участвовал в убийстве царской семьи, у посольства. Это не просто убийство, а контрреволюционное. И вот эту мотивировку нужно было обязательно установить, если, конечно, дело передавалось в трибуналы.

Состав трибуналов – та же тройка. Что любопытно, именно про трибуналы было сказано – «Судьи трибуналов не связаны нормами материального права». Представим, что мы судим профессора Преображенского, превращавшего пса Шарика в Полиграфа Полиграфовича и обратно. Если дело довести до суда, а тут нет ничего невозможного, то мы можем установить настоящий теракт, т.к. это не убийство, а как бы убийство ответственного сотрудника НКВД. Трибунал решил бы это спокойно, ибо иначе превращение в собаку не призналось бы преступлением. Перед нами чрезвычайные суды с чрезвычайным характером полномочий. И даже наказание могут придумать по собственному усмотрению.

 

Появляютсяи специализированные трибуналы по отдельным категориям дел. В январе 1918 года образуется трибунал по делам печати. Это против антисоветских газетёнок. Это такая специфическая цензура. Как и цензор, трибунал назначает самые разные санкции именно цензурного характера.

Вот дело попало в суд. А кто вёл дело до местного суда? Сам народный судья (мог вести дознание с помощью милиции). Если дело попадало в окружной суд, то должна была образована должность народного следователя. По делам, подсудным трибуналам, была своя система органов.

 

Называлась она ЧК. Прежде, чем о чекистах, надо поговорить о том, что предшествовало им.

Ещё до октябрьской революции был образован Петроградский Военно-Революционный Комитет. Задачи – самые разные – конфискация продуктовых излишков, организация отпора немцам, линия обороны… Петроградский ВРК участвовал в подготовке Октябрьского вооруженного восстания. А после Революции - борьба с мятежниками, контрреволюцией. Однако сочли, что структура органа и его задачи новым реалиям не отвечают. 5 декабря ВРК упразднили. 7 декабря была образована новая структура – Всероссийская Чрезвычайная Комиссияпо борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности – саботажем (ВЧК). Компетенция в названии заложена.

Структура – три отдела:

1. Информационный. Еще от ВРК функции разведки перешли к чекистам.

2. Организационный – учет кадров, личные дела и т.д.

3. Отдел борьбы. Понятно из названия с чем.

В 1918 году отделы эти постепенно разделяются и вместо Отдела борьбы появляются три отдела:

1. По борьбе с контрреволюцией

2. По борьбе со спекуляцией

3. По борьбе с саботажем

Появляются другие отделы. Помимо ВЧК, которое сидит в Питере, появляются местные чрезвычайки. Отсюда требуется их координировать. Так появляется и новый отдел – иногородний. Еще одно важное подразделение, без которого правоохранительный орган не правоохранительный. Это военизированная команда – боевой отряд ВЧК. Московский боевой отряд скомпрометировал себя довольно быстро – укрыл у себя террористов, взорвавших немецкого посла Мирбаха и позже арестовал чуть ли не Дзержинского. После того, как мятеж подавили (спасибо латышам, а то так эсеры с боевым отрядом ВЧК чуть ли не окружили съезд Советов), войска были преобразованы и появились ВНУС – Войска Внутренней Службы. В эпоху гражданской войны – новая смена названия – ВОХР – Войска Внутренней Охраны. Но всё-таки войска.

Есть местные чрезвычайные органы – изначально это уездные и губернские ЧК. Есть территориальное деление, уезды и губернии у нас есть

Компетенция.

1. Основная функцияЧК – агентурная работа. Выявление спекуляций. Есть даже такая должность – разведчик ВЧК – выявляет излишки, где ошиваются спекулянты.

2. Вторая – следствие, до трибунала. Очень скоро чекисты сами будут расправляться. Первая ласточка пролетит 21 февраля 1918 года, когда выйдет воззвание – «Социалистическое отечество в опасности!» – и там говорится, что спекулянтов, громил можно расстреливать на месте без суда и следствия. Это по сути не мера наказания, а мера пресечения. Таким образом, можно говорить про зарождение внесудебных полномочий ВЧК.

3. Административные санкции. Саботажников ВЧК:

· Лишает продуктовых карточек.

· Публикация списков врагов народа. «Список врагов народа, проживающих в нашем доме». Враги народа – из великой французской буржуазной революции.

Ровно до начала террора – полномочия – всё. Там полномочия будут посерьезнее.

Милиция. Советская власть восприняла название с чуть-чуть дооктябрьских времён. Суть дела в том, что милиция исконно (с Римской армии, где были разной степени обученные солдаты) – вооруженный народ (в плане военной службы ничего не может). Попасть в милицию могут только трудящиеся, то есть набор – классовый. Пока никаких специализированных милицейских органов в России нет. Роль милиции исполняет Красная Гвардия – одновременно и армия, и охрана. Конечно, в отдельных точках России создаются и специальные милицейские органы (к примеру, в Москве – комиссары милиции – по гражданской части, по уголовной части), но в начале милиция как общероссийский орган отсутствует. Проблема. Керенский прежде, чем бежать, провёл амнистию, но, будучи юристом, не додумал, что нельзя амнистировать всех. Под горячую руку выпустил таких отпетых бандитов, что большевики их ох как долго ловили – «птенцы Керенского вылетели из гнезда». Никогда ни товарищ Сталин, ни прочие, не выпускали из колоний особо опасных бандитов (в 1945 году будут выпускать только тех, кого посадили на менее, чем трёхлетний срок – мелочёвка, не бандиты).

 

Армия. Её реформируют. Один из первых декретов – 15 января 1918 – первый декрет, посвященный созданию Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Принципы формирования:

1. Добровольность

2. С 18 лет

3. Трудящиеся только, классовый принцип.

Льготы красногвардейцам и их семьям огромные. Пайки, не налагают контрибуции, не уплотняют жилище, как Филиппу Филипповичу Преображенскому и т.п. Начинается, однако, проблема нехватки кадров. К тому же немцы наступают на Украине, уже Украина потеряна, уже Брестский мир подписан и уже немцы целятся на центральную Россию. И вот тогда приходится перейти к прежнему принципу – принудительные наборы. Апрель-май – пакет декретов – вводится всеобщая воинская повинность с сохранением классового принципа. Срок службы пока не определён. В гражданскую войну никого не могут демобилизовать. Время подойдет, и будут набирать и из запаса. Возраста призыва – от 18 до 40 лет.

Центральное управление. Один из первых наркоматов – Народный Комиссар по Военным и Морским делам – нарком военмор – долго не существовал. В начале 1918 года делится на два по названию – один по военным, другой по морским делам.

От старого режима осталось много главных управлений (главков), которые не были упразднены. Например, главное управление снабжения, артиллерии, боеприпасов и т.п. Различные штабы – например, Всероссийский Главный Штаб, полевой штаб..Был образован новый орган – военно-законодательный совет – разработать новое военное законодательство. И скоро пачками пойдут новые военные уставы.

Местные власти – ликвидация военно-окружной системы. Милютинская реформа 1860-70-х впервые ввела военные округа, удобные для мобилизации. Советская власть это убрала. Почему? Введён территориально-производственный принцип. Управляются конкретным предприятием, при котором создаётся гвардия. Окружного управления не надо. Впрочем уже к апрелю 1918 года, однако, это деление восстанавливается.

Из новых органов к апрелю 1918 года создаются военные комиссариаты – военкоматы (и сейчас существуют). Во главе – военные комиссары.Впервые делается попытка централизации военной силы. Немцы-то по-прежнему прут. Тем не менее, руководство местными армейскими подразделениями сохранили за военными комиссариатами.

 

Управление народным хозяйством. Первая система органов – Рабочий Контроль, не вытесняющий администрацию, а вместе с ним работающий. Здесь с 2 декабря 1917 года ВСНХ образуется с весьма обширными полномочиями. Нет ни одного мероприятия экономической жизни, которое бы не требовало санкции ВСНХ. Национализация завода, издание декрета требует визы ВСНХ. Был такой человек – Ларин. Ленин говорил, что, если его фантазию товарища Ларина разделить на всех членов ВСНХ, то было бы неплохо. Вот и с ВСНХ та же история. Тем не менее он один. И ВСНХ в основном – в центре.

На местах же со временем создаются советы народного хозяйства местного уровня. Задача в это время – захват управления промышленностью. Губернские Совнархозы, областные Совнархозы и даже уездные Совнархозы. Компетенция пока слабо определена, но главная задача – захватить управление предприятием. В это же время логично начинается национализация предприятий.

 

Мы захватываем предприятия и создаем органы, которые их пытаются контролировать. Но народное хозяйство – не только промышленность, но и сельское хозяйство. Здесь два центральных руководящих органа:

Народный комиссариат земледелия. Задачи – землеустройство и землепользование. Землеустройство – наделение земельными участками хозяйствующих субъектов, начиная от крестьянского двора, заканчивая крупным хозяйством: разделение границ, введение кадастра – землеустроительная работа. Землепользование – контроль за землепользованием. Пример – запрещён на земле наёмный труд, а кто-то берёт и нанимает батрака. Значит, надо участок изъять.

Народный комиссариат продовольствия. Советская власть обещала поставку хлеба в города. При Михаиле Сергеевиче в городе Москве можно было купить масло по талонам по триста грамм в руки, и то не везде. Так же и тогда – ничего не было. Большевики обещали – будет. И вот Наркомпрод занимается поставкой продуктов в города. Как это сделать? Прежде всего крестьянам был предложен натуральный обмен. Сельхозпродукция обменивается в специальных пунктах на ширпотреб. Материя, керосин, спички, сахар, сельхоз техника – всё нужно крестьянам. Но экономика военная, ширпотреба немного. Эквиваленты такие невыгодны и крестьяне не меняют. И тогда в мае 1918 г. была придумана новая мера – классовый паёк. На каждую крестьянскую семью определялся необходимый продуктовый максимум – сколько оставить крестьянской семье. Излишки подлежали принудительному обмену. Крестьяне отказывались всё равно, желания не прибавилось. И вот тогда наркомпроду 9 мая 1918 года передали военизированные формирования для организации обмена крестьянами. Дело в том, что горожанам неоткуда было взять пищу – молоко, масло, картошку. У крестьян, конечно, многое изъяли силой. Но даже в годы Гражданской войны из городов бежали в деревни – там всё равно было сытнее. Если не обеспечивать продуктами горожан, будет революция или контрреволюция – одно из двух. Надо накормить человека. Жестоко, неэквивалентно, но крестьяне не отдавали.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: