Способы обработки экономической информации




1. Табличное отражение эк.инф-ии.

Таблицы - компактное концентрированное отражение деятельности предприятия в цифровом выражении. Роль таблиц высока из-за возможности безтекствого анализа. Является самой удобной и рациональной формой для восприятия информации. Существуют 3 вида таблиц: простые, групповые, комбинированные.

По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам, порядок расчета показателей, динамику изучаемых показателей, структурные изменения в составе показателей, взаимосвязь показателей по различным признакам, результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя.

2. Графический способ отражения информации.

Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Основные формы графиков – диаграммы, которые по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. По содержанию – диаграммы сравнения (Самый простой график сравнения величин показателей – столбиковые, полосовые диаграммы. Для их составления используют прямоугольную систему координат.), структурные (секторные), динамические, графики связи (На оси абсцисс откладываются значения факторного показателя, а на оси ординат – значения результативного показателя в соответствующем масштабе.), графики контроля (на графике будут две линии: плановый и фактический уровень показателей за промежуток времени.) и т.д.

3. Способ сравнения.

Сравнение – научный метод познания, в процессе которого неизвестное явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Исп-ся при:

- сравнение фактических отчетных данных с плановыми;

- сравнение показателей в динамике;

- сравнение показателей анализируемого ПП со средними показателями по отрасли;

- сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческого решения.

4. Использование относительных и средних величин

Абсолютные показатели показывают количественные размеры яв­ления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой задругой период или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.

Для характеристики изменения показателей за какой-либо про­межуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего пе­риода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динами­ки могут быть базисными и цепными.

Показатель структуры — это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах.

5.Группировка информации

Широкое применение в АХД находит группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. Взависимости от цели анализа используются типологические, структурные иана­литические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы насе­ления по роду деятельности, группы предприятий по формам соб­ственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изуча­емыми показателями.

6. Балансовый способ

Балансовый метод служит главным образом для отражения соот­ношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Широко используется при анализе обеспеченности предприятия тру­довыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.

Балансовый способ может быть использован при построении де­терминированных аддитивных факторных моделей. В анализе мож­но встретить модели, построенные на основе товарного баланса. На­пример,

Остатки на н.г.+ Производство +Ввоз= Реализов. продукция+ вывоз+ Остатки на к.г.

7. Многомерные сравнения

При необходимости дать оценку деятельности нескольких предприятий одной отрасли, страны, субъекта. По уровню этих показателей проводят ранжирование деят-ти предприятия. По разным показателям одно предприятие может занимать разные места, поэтому исп-ся различные методы. Многомерный сравнительный анализ, основанный на методе Эвклидовых расстояний, позволяет учитывать не только абсолютную величину, но и близость/дальность данного показателя до показателей предприятия-эталона. В связи с этим координаты сравниваемых предприятий выражаются в долях, соответствующих координат предприятия-эталона (его координаты = 1)

Этапы проведения многомерного сравнительного анализа, основанного на методе Эвклидовых расстояний:

1. Обоснование системы показателей, по которым оценивается рез-ты деят-ти предприятий, сбор информации и составление матрицы исходных данных.

2. В каждой графе в матрице определяется максимальное значение, которое приравниваетя к 1. Затем все элементы графы делятся на максим.значение.

3. Полученные коэффициенты возводят в квадрат и умножают на величину соответствующих коэффициентов значимости, после чего суммируют в отдельную графу рейтинговой оценки.

4 Полученные рейтинговые оценки ранжируют и определяют мест каждого предприятия по сумме. 1 место у предприятия с максимальной рейтинговой оценкой.

При методе суммы мест в каждой графе проставляются места предприятия по данному коэффициенту, в последнем столбце места суммируются. У кого меньше сумма – 1 место. Если одинаковые места, то смотрят на коэффициент значимости (самый значимый – коэффициент абсол.ликвидности)

8. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необхо­димость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку срав­нивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурны­ми изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными пе­риодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем сто­имостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопо­ставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: