Игорь Виноградов, Владимир Воропаев 3 глава




* * *

Продолжая в «Тарасе Бульбе» тему пробуждения дремлю­щей жизни, Гоголь кладет в основу этой повести иное средство, с помощью которого осуществляется, согласно его размышлениям, возвращение человеку утраченного «первообраза». Отчасти об этом «средстве» говорится уже в первой повести цикла. «Я сам думаю пойти на войну; почему же я не могу идти на войну?» — подшучива­ет наД Пульхерией Ивановной Афанасий Иванович, слушая расска­зы гостя о Наполеоне или «просто... о предстоящей войне». «Вечная необходимость пограничной защиты против трех разнохарактерных наций» — пишет Гоголь о Малороссии в первой редакции «Тараса Бульбы», — все это придавало какой-то вольный широкий размер подвигам сынов ее...» «Русский характер получил здесь могучий,

широкий размах...» — добавлял он во второй редакции. Гоголю, в частности, была известна речь представителя Волынской земли на Варшавском сейме 1620 года, Л. Древинского, по поводу притесне­ний православных со стороны униатов: «...если бы, говорю, от нас исшедшие на нас не восстали, то таковые науки, таковые училища, толико достойные и ученые люди в народе Российском никогда бы не открылись. Учение в церквах наших было бы по-прежнему пра­хом нерадения покровенно» (Бантыш-Каменский Д. Н. Историче­ское известие о возникшей в Польше унии. М., 1805. С. 69; см. так­же: Уния в документах. Минск, 1997. С. 314-315). В соответствии со словами св. апостола Павла — «Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас» (1 Кор. 11, 19), — оценивает «хищно ворвавшуюся» в Малороссию унию и Гоголь, осмысляя подобным же образом значение в русской истории преобразований Петра I. Сравнивая эти преобразования с «огнивом бед», Гоголь замечает, что в эпоху продолжательницы Петра Екатерины II «на всех попри­щах стали выказываться русские таланты... полководцы... государ­ственные дельцы... ученые...» (в число которых, очевидно, и следует поставить одного из вероятных прототипов Тараса Бульбы — гого­левского земляка, екатерининского вельможу Д. П. Трощинского. Примечательно, что любимой песней этого искреннего почитателя малороссийской старины, была «Чайка», которая «аллегорически представляла Малороссию как птицу, свившую гнездо свое близ дорог, окружавших ее со всех сторон». Слушая эту песню, Трощин- ский «часто закрывал лицо свое рукою и проливал слезы». Нужно заметить, что отец Д. П. Трощинского, Прокофий Иванович, гото­вил своего сына — как и трех других своих сыновей — на Запоро­жье, но к тому времени Сечь доживала свои последние дни — перед ее упразднением Екатериной II в 1775 году, — и поэтому побывать на Сечи Дмитрий Прокофьевич не успел).

На другой источник размышлений Гоголя о роли «огнива бед» в русской истории указывает «сам» Тарас Бульба в первой редак­ции повести, когда говорит, что «Бог и Священное Писание велит бить бусурменов», и замечает, что его сыновьям «нужно приучиться и узнать, что такое война». Это начало третьей главы Книги Судей Израилевых: «Вот... народы, которых оставил Господь, чтобы иску­шать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Хана­анских, — для того только, чтобы знали и учились войне последую­щие роды сынов Израилевых...» (ст. 1-2).

Однако, решая таким образом вопрос о пробуждении дрем­лющей жизни, Гоголь не мог не остановиться на еще одной тесно связанной с этим проблеме. Выпадающие на долю человека испыта­ния могут не только пробудить его, но порой ввергнуть в глубокое отчаяние. «...Несчастие... — пишет Гоголь в статье “О помощи бед­ным” (1844), — в каких бы ни являлось образах... есть тот же крик небесный, вопиющий человеку о перемене всей его прежней жизни». «...Несчастия... суть крылья наши», — замечал он в письме к матери

весной 1843 года. Но «русский человек способен на все крайности... иногда с горя, отчаяния, со стыда впадает он еще в большие престу­пления...» (статья «Что такое губернаторша», 1846).

Тема уныния и связанная с ней проблема утешения стражду­щего человека является одной из определяющих для целого ряда ста­тей Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Неуди­вительно, что и в «Тарасе Бульбе» — произведении, посвященном изображению одного из тяжких постигающих человека бедствий, войне, — эта тема оказывается главенствующей. «...Я не знаю выше подвига, — замечал Гоголь в “Авторской исповеди” (1847), — как подать руку изнемогшему духом». Содержание гоголевских ста­тей в «Переписке с друзьями» о русской поэзии — «Предметы для лирического поэта в нынешнее время», «Об Одиссее, переводимой Жуковским», «О лиризме наших поэтов» — обнаруживают прямые переклички с речами казацких атаманов, воздвигающих упадший дух воинов в седьмой, восьмой и девятой главах «Тараса Бульбы». В письме к Н. М. Языкову от 2 апреля (н. ст.) 1844 года Гоголь еще раз замечал, что «привести человека в то светлое состояние, о кото­ром заранее предслышат поэты», есть «вещь слишком важная, ибо из-за нее работает весь мир и совершаются все события». В творче­ской биографии Гоголя борьба с унынием занимает, как это ощу­тимо сказывается уже в «Старосветских помещиках» (переживание тяжкого зрелища разорения родного края), весьма важное место.

Согласно признаниям писателя о своих первых произведени­ях в «Авторской исповеди», причиной явившейся в них «веселости» были «болезнь и хандра», «припадки тоски», развеять которые ему удавалось с помощью шутки. 22 марта 1835 года, сразу по выходе в свет «Тараса Бульбы», Гоголь писал М. А. Максимовичу: «Посы­лаю тебе “Миргород”... я бы желал, чтобы он прогнал хандрическое твое расположение духа... Мы никак не привыкнем... глядеть на жизнь, как на трын-траву, как всегда глядел козак. Пробовал ли ты когда-нибудь, вставши поутру с постели, дернуть в одной рубаш­ке по всей комнате тропака?.. Чем сильнее подходит к сердцу ста­рая печаль, тем шумнее должна быть новая веселость. Есть чудная вещь на свете: это бутылка доброго вина». Как образно подметил П. А. Кулиш, «уже одно начало» этого письма «показывает, что автор только что воротился с Запорожской Сечи» (<Кулиш П. А.> Николай М. Опыт биографии Н. В. Гоголя. С. 80). Нетрудно уви­деть, что все перечисленные в письме «козацкие» утешения (тропак, вино и даже само чтение исполненного «глубокого юмора» «Мирго­рода») прямо соответствуют изображенным в «Тарасе Бульбе» мир­ским утехам запорожцев (шумные пляски — «гопаки и тропаки», бражничество и «дышавшие» юмором «рассказы, балагуры, кото­рые можно было слышать среди собравшейся толпы»).

Обращаясь к истории возникновения этих сцен в «Тарасе Бульбе», можно предположить, что одним из первых толчков к раз­мышлениям об унынии, составившим позднее идейную основу для

художественного изображения разгульного быта Запорожской Сечи, послужил Гоголю читавшийся в доме его родителей и увезенный им впоследствии в Петербург роман М. М. Хераскова «Кадм и Гармо­ния», где, в частности, встречается рассуждение о том, что «народные забавы и увеселения... необходимы в общежитии... ибо в противном разуме может народ... впасть в уныние, толико же силы душевные истощающее, как и неумолкаемое напряжение душевных сил к заба­вам и роскошествам» (<Херасков М. М.> Кадм и Гармония. М. 1793. Ч. 2. С. 82-83). (Несомненно, круг источников в данном случае может быть расширен; из них на первом месте должна быть поставлена свя­тоотеческая литература: «...как отсутствие всякого отдыха в работе нудит душу, так и постоянная смена впечатлений и ежедневные раз­влечения наводят на нее скуку и уныние»; Варнава (Беляев), еп. Осно­вы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В 4 т. Н. Новгород, 1996. Т. 2. С. 240.) Уже в 1829 году Гоголь завел в «Книге всякой всячины...» раздел «Игры, увеселения малоросси­ян», материалы которого непосредственно использовал в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Миргороде». Для «Тараса Бульбы» из этого раздела Гоголь почерпнул описание «игры в мячик» («игры в свиньи», производившейся с мячом). Сравнивая прежнюю, «шко­лярскую» жизнь обитателей Сечи с их настоящим бытом, Гоголь замечал: «Вся разница была только в том, что... вместо луга, на кото­ром производилась игра в мячик, у них были неохраняемые, бес­печные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свою голову...»

Мотив воинской или «бурсацкой» игры как одного из «уте­шений» запорожцев чрезвычайно характерен для «Тараса Бульбы». Близкое к настоящему опьянению упоение «игрой» битвы является в ряду их мирских утех едва ли не главным. «Андрий также погру­зился весь в очаровательную музыку мечей и пуль, — пишет Гоголь о бранной жизни сыновей Тараса в четвертой главе первой редакции повести, — потому что нигде воля, забвение, смерть, наслаждение не соединяются в такой обольстительной страшной прелести, как в битве». Во второй редакции Гоголь добавлял: «Потешна была нау­ка... Бешеную негу и упоение он видел в битве; что-то пиршествен­ное зрелось ему в те минуты, когда... летят головы... падают кони... а он несется, как пьяный...» (Представление о битве как игре Гоголь почерпнул, в частности, из статьи своего школьного товарища П. А. Лукашевича «О примечательных обычаях и увеселениях Мало­россиян на праздник Рождества Христова и в Новый год», опублико­ванной в 1826 году в журнале «Северный Архив»: «Кулачный бой есть самое древнее и любимое увеселение Малороссиян...»; Северный Архив. 1826. № 8. С. 387. Описанием кулачного боя в этой статье Гоголь прямо воспользовался при изображении школьных «битв» бурсаков в «Вии». Другим источником явилась, вероятно, ветхо­заветная история: «И сказал Авенир Иоаву: пусть встанут юноши и поиграют пред нами... И встали и... схватили друг друга за голову,

вонзили меч один другому в бок и пали вместе... И произошло в тот день жесточайшее сражение...»; 2 Цар. 2, 15-17.)

Как следует из дальнейшего развития действия повести, лише­ние казаков этой «потехи», «пост», наложенный на них долгой осадой Дубно, заставляет их искать других, сходных «утешений». Они как бы возвращаются на время к прежним, бурсацким играм и развле­чениям: «Войско... от нечего делать занялось опустошением окре­стностей... запорожцы... курили свои люльки, менялись добытым оружием, играли в чехарду, в чет и нечет (схожими играми про­бавляются и скучающие польские часовые, играющие «в какую-то игру, состоявшую в том, что один другого бил двумя пальцами по ладони». — И. В.)... Но скоро запорожцы начали понемногу скучать бездействием и продолжительною трезвостью, не сопряженною ни с каким делом. Кошевой велел удвоить даже порцию вина...» В это время истомившийся от осадного безделья Андрий (который, по словам автора, «заметно скучал») поддается первому же искуше­нию, несмотря на трезвые увещевания Тараса: «Неразумная голова... Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, все вытерпит...» В это же время напиваются и казаки Переяславского куреня, попадающие в результате в плен. «...Как же может статься, — не без наивности замечает о них атаман Кукубенко, — чтобы на безделье не напил­ся человек». Пагубные последствия невоздержания и погружения в мирские «утехи» Гоголь изображает также в гибели польстившего­ся корыстью атамана Бородатого, в пленении соскучившегося «без­действенным положением» Остапа (в первой редакции), в разоре­нии от пьянства округи города Умани. Как подчеркивает писатель, поэтическая вольница, разгул и бражничество Сечи, само стрем­ление казаков разжиться в походах деньгами для шинков (ибо «не мало всякий пропивал добра, которого бы стало человеку на всю жизнь...»), являясь принадлежностью запорожского общества, не составляют, однако, его главного, «формообразующего принципа», но, напротив, при их возрастании действуют разрушительно. Это же следует сказать и о страшной, языческой мести Тараса, справляю­щего «поминки» по казненному Остапу в каждом захваченном каза­ками польском селении — предающего огню и мечу всех, попадаю­щих ему в руки, не разбирая пола и возраста, и испытывающего от этого «какое-то ужасное чувство наслаждения». В повести «Страш­ная месть» расправу есаула Горобца над поляками за убийство пана Данила Гоголь прямо называет тризной — языческим поминовени­ем усопших, оканчивавшимся воинскими играми, — и также упо­минает о ней как утешительной для героев: «Разве не пышна была тризна по нем? выпустили хоть одного ляха живого? Успокойся же, мое дитя!..» (В заметке Гоголя 1830-х годов «Обряды религиозные» читаем: «Над умершими тризна у радимичей, вятичей, северян, по словам Нестора, причем доказательство их язычества».) В итоге «страшная месть» Тараса Бульбы и приводит его к гибели.

Созидающей и укрепляющей основой рыцарского братства запорожцев является, по Гоголю, другое утешение — духовное. Это в свою очередь следует как из содержания самой повести, так и из авторских комментариев к ней.

Духовное утешение доставляет обитателям Сечи прежде все­го радость от сознания осмысленности своего бытия. В обретении смысла существования — отличного от прежней, безрадостной и бессмысленно-тягостной жизни — находит себе «нежбу» и трез­венное «упоение» большая часть запорожских казаков. В статье «Взгляд на составление Малороссии» Гоголь писал: «Дикий горец, ограбленный россиянин, убежавший от деспотизма панов польский холоп, даже беглец исламизма татарин... положили начало этому странному обществу... уже вначале имевшему одну главную цель — воевать с неверными и сохранять чистоту религии своей». Само по себе показательно, что, помимо указываемого здесь Гоголем прооб­раза запорожского общества — средневекового рыцарского ордена, слова о возникновении казацкого братства несут в себе еще и несо­мненные ветхозаветные реминисценции — от истории царя Дави­да: «И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек» (1 Цар. 22, 2), до истории Мак­кавеев: «Тогда снидоша мнози ищуще суда и правды в пустыню...» (1 Мак 2, 29). Мысль же о духовном утешении как формообразую­щем принципе общества запорожцев (в дополнение к ветхозавет­ному принципу ополчения по родам; см.: Чис. 2) была почерпнута в Новом Завете: «Церкви же по всей Иудеи и Галилеи и Самарии... утешением Святаго Духа умножахуся» (Деян. 9, 31).

Очевидно, вероисповедная проверка всякого новичка коше­вым — «Здравствуй! во Христа веруешь?» — вовсе не формальный обряд, дань установившейся традиции, но касается самой основы существования Сечи.

Ощущение причастности к общему плану мироздания и испол­нение своего предназначения в мире и составляет главное утешение запорожцев. «Долг — Святыня, — замечал позднее Гоголь в отдель­ном наброске. — Человек счастлив, когда исполняет долг». Среди выписок своего сборника «Выбранные места из творений Св. Отцов и учителей Церкви» он также замечал: «...законы общества челове­ческого уже написаны в сердце человека и... исполнение их вносит блаженство и Самого Бога в общество». Пиршественная, празднич­ная атмосфера Сечи призвана подчеркнуть в этом отношении внут­реннюю свободу спаянных в единое братство запорожцев, на основе которой и становится возможным подвиг их героического самопо­жертвования. Утешение от мысли об обретенном призвании, глу­бокая «радость спасения» (Пс. 50, 14) — «высокая радость служить Ему» (строки письма Гоголя к Н. Н. Шереметевой от 30 октября (н. ст.) 1845 г.) — проистекают у запорожцев непосредственно из при­нятого ими на себя подвига по исполнению заповеди Спасителя —

являющейся основой любви к Отечеству: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Этим литургическим аспектом гоголевская повесть напрямую связана с позднейшей духовной прозой писателя — прежде всего с его «Раз­мышлениями о Божественной Литургии».

О гибели казаков, оставшихся ради спасения товарищей под стенами Дубно, К. С. Хоцянов писал как о «священнодействии», «жертвоприношении», «при котором каждый думает занять место первосвященника, войти во святое святых своей души и самого се­бя принести на заклание». «Конечно, — замечал исследователь, — страшная бездна, неизмеримая пропасть между любовью запо­рожцев и любовью Того, Кто отдал Себя на страдания и смерть за все человечество... Но Сам Спаситель сказал: “Волыни сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя”. Много ли самоотверженных людей, которые... осуществляют эти... слова? Такие люди редкими... единицами стоят в истории человечества... А между тем запорожцы целыми тысячами осуществляли слова Божественного Учителя» {Хоцянов К. С. Опыт разбора повести Гоголя «Тарас Бульба». СПб., 1883. С. 15-16). В знаменитой речи Тараса Бульбы о товариществе, где он говорит о родстве «по душе, а не по крови» и обличает то, что «свой своего продает, как про­дают бездушную тварь на торговом рынке», герой, напоминая казакам об их долге, прямо призывает их положить за друзей свои души: «Пусть же знают... что такое значит в Русской земле това­рищество («и как стоят в ней брат за брата», — добавлял Гоголь в черновой редакции). Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж... не доведется так умирать!..» Строки эти, кстати, прямо перекликаются с речами другого «полковника», обращен­ными в решающий час сражения к русским воинам, — из лер­монтовского «Бородино», которое было опубликовано в 1837 году в изданном в пользу семейства покойного А. С. Пушкина журнале «Современник», где Гоголь поместил свои «Петербургские запис­ки 1836 года»:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Потому-то Тарас, «несмотря на свою печаль и сокрушение о случившихся на Украйне несчастиях... был несколько доволен представлявшимся широким раздольем для подвигов» — эти подви­ги представляли ему «мученический венец по смерти». Если Тарас, замечал К. С. Хоцянов, в тот самый момент, когда желает «оживить» казаков, напоминает им о смерти, значит, он думает, «что прино­шение себя в жертву за товарищей и должно наилучшим образом...

одушевлять казаков. А думает он так, конечно, потому, что все это в высшей степени его самого ободряет...» (Там же. С. 51).

«Все наслажденья наши заключены в пожертвованиях, — писал Гоголь А. С. Данилевскому 13 апреля (н. ст.) 1844 года. — Счастие на земли начинается только тогда для человека, когда он, позабыв о себе, начинает жить для других, хотя мы вначале думаем совер­шенно тому противоположно... Только тоска да душевная пустота заставляет нас, наконец, ухватиться за ум и догадаться, что мы были в дураках».

Все главные движения запорожского войска в повести опре­деляются исполнением заповеди Спасителя о любви к братьям. Исполняют ее казаки, отправившиеся в поход в защиту гонимых православных христиан; казаки, оставшиеся под стенами Дубно с целью выручить друзей из польского плена; казаки, отправив­шиеся на Сечи на выручку товарищей, плененных татарами. Запо­веди Спасителя отвечает у Гоголя и историческое предназначение казачества, связавшегося «общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников» и сдержавшего «разлитие двух магоме­танских народов, грозивших поглотить Европу». Строки об этом из статьи «Взгляд на составление Малороссии» Гоголь внес в повесть в 1841 году: «Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, гро­зивших ее опрокинуть».

Размышления о смысле жизни, вызывающие радость или уны­ние, определяют характеры гоголевских героев уже в ранних про­изведениях. Главный герой «Страшной мести» Данило Бурульбаш восклицает, вспоминая о прежних временах казачества: «...как реза­лись мы тогда с турками!., живу без дела... сам не знаю, для чего живу». «На то и живет человек, чтобы защищать веру и обычай», — замечают запорожцы в «Тарасе Бульбе». Тарас, возражая кошевому, отказавшемуся объявить поход «на турещину или на татарву», так же восклицает: «Так, стало быть, следует... чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христи­анству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем... растолкуй ты мне это». «Вот пропадает даром казацкая сила...» — ропщут уже все запорожцы в начале следующей главы. (Характерно, что в 1842 году сам Гоголь связывал «загадку» своего «существова­ния» именно с «подвигом во имя любви к братьям»; имелось в виду завершение «Мертвых душ».) В шестой главе первой редакции запо­рожцы к словам о защите «веры и обычая» прибавляли: «Притом жизнь такое дело, что если о ней сожалеть, то уже не знаем, о чем не жалеть. Скоро будем жалеть, что бросили жен своих». Сама семей­ная жизнь Тараса имеет значение для него только через его глав­ное призвание — и потому доставляет утешение: «...он тешил себя заранее мыслию, как он явится с двумя сыновьями своими в Сечь и скажет: “Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!”» Жена для Тараса Бульбы — прежде всего мать будущих защитников веры,


и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновья­ми объясняется именно этим подчинением второстепенного главно­му: чувства родственной кровной любви религиозному, «рыцарско­му» служению, благословение на которое и испрашивает у нее для детей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить перед призванием сыновей. Точно так же и сам Тарас, как по отношению к мученику за веру Остапу, так и по отношению к изменнику Андрию, преодолевает узы естественного родства, предпочитая им иные, нетленные узы «небесного братства».

Приобщение к этому духовному братству одно только, по убеж­дению Гоголя, способно по-настоящему насытить душу, ибо оно доставляет ей главную и единственную ее «пищу» — исполнение предуготованного ей Промыслом назначения в мире, по слову Спа­сителя: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совер­шить дело Его» (Ин. 4, 34). «...Как полюбить Того, Которого никто не видел?.. — писал Гоголь в статье “Нужно любить Россию”. — В любви к братьям получаем любовь к Богу» (1 Ин. 4, 20). Мысль о запорож­ском духовном братстве как прообразе самой Церкви («Где вас двое <или трое собраны во имя Мое>, там и Церковь моя», — перефра­зировал Гоголь слова Спасителя (Мф. 18, 20) в письме к С. Т. Акса­кову от 18 августа (н. ст.) 1842 года) неоднократно подчеркивается в повести. «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи!» — восклицает атаман Кукубенко в девятой гла­ве. «Садись, Кукубенко, одесную Меня! — скажет ему Христос. — Ты не изменил товариществу... хранил и сберегал Мою Церковь». Как указал Ф. Б. Якубовский, настоящий образ находит себе пря­мое соответствие на старинных украинских иконах, где часто рядом с тем или иным библейским или евангельским образом изобража­лась фигура совершенно бытовая, казацкая, в кунтуше, с усами, даже при казацком оружии (Якубовсъкий Ф. Трагед1я Миколи Гого­ля // Гоголъ М. Тарас Бульба. Изд. «Сяйво». <Киев, 1927.> С. 18). Эту же мысль о духовном братстве запорожцев призвано передать и упоминание рассказчика о том, что «бандурист... скажет... про них свое густое, могучее слово. И пойдет... по всему свету о них слава... подобно гудящей колокольной меди». Строки эти представ­ляют собой реминисценцию слов 148 псалма: «Песнь <т. е. слава> всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближаю­щимся Ему» (ст. 14).

В то же время необходимо отметить, что духовные воинские братства являются лишь одной из частей единого соборного тела Церкви. Мысль об особом положении воина-защитника, «поборни­ка чистоты и благочестия», в церковном единстве Гоголь подчерк­нул в самом начале повести, в эпизоде встречи Тарасом своих сыно­вей. По замечанию К. С. Хоцянова, насмешки героя над их длинной одеждой («поповские подрясники») объясняется контрастом меж­ду «господствующей мыслью» Тараса — видеть своих сыновей достойными защитниками Православия — и их одеждой, которая

«должна мешать ловкости и быстроте движений, необходимых в ратном деле казака-рыцаря» (Хоцянов К. С. Опыт разбора повести Гоголя «Тарас Бульба». С. 36). Но и этой приметой казаки обнаружи­вают, по Гоголю, причастность своего братства церковному единст­ву (хотя человек, избравший ратный подвиг, не может, согласно обы­чаям Церкви, принимать священство). Показательно, что сходный мотив устранения мешающих деталей одежды — стягиванием ее и препоясанием — при подготовке к «вечному ратоборству» — раз­вивается Гоголем в «Размышлениях о Божественной Литургии» при описании облачения священника (Гоголь обращает здесь внимание на ряд как бы «рыцарских» деталей священнического облачения, таких, как поручи и набедренник). «Что ж другое все способности и дары, которые розные у всякого, — писал Гоголь во втором томе “Мертвых душ”. — Ведь это орудия моления нашего».

Сами обращения Тараса к запорожцам — «паны братья» — отчетливо напоминают соответствующие обращения «мужи бра­тия» в Книге Деяний Апостольских. Потому-то духовное родство превосходит у запорожских рыцарей не только любовь к женщи­не, но побеждает и самую смерть, давая утешение в предсмертные минуты. «Узы этого братства, — писал Гоголь о казаке в статье “О малороссийских песнях”, — для него выше всего, сильнее люб­ви... умирающий казак лежит среди... девственной природы и со­бирает все силы, чтобы не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей... Увидевши их, он насыщается и умирает». Таким же утешением — от лицезрения близкого человека, а еще более от сознания исполненного долга — «насыщается» и Остап в свои предсмертные минуты. Отцовское «Слышу!» становится здесь слышанием Самого Небесного Отца. «Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу», — говорит автор о муках, предстоящих Остапу. Упоминание о «тяжелой чаше» прямо обращает к словам Спасителя: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я кре­щусь, будете креститься» (Мф. 20, 23). Следующее далее описание казни Остапа прямо перекликается с гефсиманским молением Сына к Своему Небесному Отцу перед Крестными страданиями. Так же, как взывающий с колен Спаситель «услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5, 7), и «явился Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22, 43), так Остап, подобно многим другим христиан­ским мученикам и исповедникам, получает утешение, слышит «таинственный» — но «ужасный» для других — «зов» в свои пред­смертные минуты: «...когда подвели его к последним смертным мукам, казалось, будто стала подаваться его сила... Он не хотел бы слышать рыданий... матери или... супруги... хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил бы его и утешил при кончине. И упал он силою и выкликнул в душев­ной немощи: “Батько! где ты? слышишь ли ты все это?” — “Слы­шу!” — раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Несомненно, такой же подтекст, указывающий на проявление в действиях Тараса Бульбы воли Самого Бога, содержится и в от­ношении главного героя к сыну-изменнику. Предательство Андрия неминуемо подлежит наказанию согласно установлениям Второза­кония: «Да не будет между вами... такого человека, который... похва­лялся бы в сердце своем: “я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего”... не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека... и отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых...» (Втор. 29, 18-21).

Размышляя о соотношении мирского и духовного утешений, Гоголь был убежден в конечном торжестве в человеке духовного начала и считал, подобно своему герою, что и «у последнего падлю- ки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже... есть и у того... крупица русского чувства; и проснется он когда-нибудь, и... схватит себя за голову... готовый муками искупить позорное дело». «В ком хотя одна крупица этого лиризма, — писал он в статье «О лиризме наших поэтов», — тот, несмотря на все несовершенства свои и поро­ки, заключает в себе суровое, высшее благородство душевное...» «У русского человека, даже и у того, кто похуже других, все-таки чувство справедливо», — говорит Муразов генерал-губернатору в за­ключительной главе второго тома «Мертвых душ».

Отступление же от созидающего рыцарский орден духовного утешения к мирским утехам совершается, как показывает Гоголь в «Тарасе Бульбе», не без участия сторонней силы. Помимо внешней войны с ляхами, в повести изображается одновременно и другая, «невидимая брань».

Замечено, что поляки в отношении Малороссии применяют не только силу. Они обольщают также своими нравами и обы­чаями, перенятыми из Западной Европы, подражанием которой издавна была заражена Польша. Витриной дорогого модного мага­зина выглядит, например, польская сторона в описании ее в седь­мой главе повести: «Все высыпали на вал, и предстала пред казаков живая картина... Кафтаны с откидными рукавами, шитые золотом и просто выложенные шнурками. У тех сабли и ружья в дорогих оправах, за которые дорого приплачивались паны [на убранство которых не один жертвовал лучшим достоянием своим], и мно­го было всяких других убранств», — «хоть за стекло», добавлял Гоголь в черновой редакции. Перед нами как бы реклама соответ­ствующего образа жизни. Не удивительно, что, как замечает Гоголь в отрывке, дополнившем в 1841 году первую главу повести, многие из русского дворянства «перенимали уже польские обычаи, заво­дили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы», — все то, что составляло для того времени «последнюю моду» (и что было «не по сердцу» Тарасу, любившему «простую жизнь казаков»).

Далее Гоголь вскрывает и экономическую подоплеку жизни по «последней моде» — разорение родовых имений (вопрос этот, как отмечалось, волновал также писателя при создании «Старосвет­ских помещиков»). Гоголь пишет: «И много было видно... всякой шляхты, вооружившейся кто на свои червонцы, кто на королев­скую казну, кто на жидовские деньги, заложив все, что ни нашлось в дедовских замках». Торговец Янкель говорит, например, о хорун­жем, который задолжал ему «сто червонных»: «...у пана хорунже­го... нет ни одного червонного в кармане, хоть у него есть и хутора, и усадьбы, и четыре замка, и степовой земли до самого Шклова, а грошей у него так, как у казака, ничего нет. И теперь, если бы не вооружили его бреславские жиды, не в чем было бы ему на войну выехать».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: