ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА




 

В статье 12 ФЗ РФ N 64-ФЗ закреплены полномочия ОВД при осуществлении административного надзора. Полномочие представляет собой право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. В комментируемой статье полномочия представляют собой права (частично являющиеся и обязанностями, выделенными в отдельной части статьи) ОВД, которыми они наделены при осуществлении административного надзора, а также возможность (полномочие) давать разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными обстоятельствами. В последнем случае не определено, является ли такое полномочие правом или обязанностью, что, по мнению авторов, может приводить к нарушениям прав поднадзорного лица.

При осуществлении административного надзора ОВД обладают большими полномочиями. В комментируемой статье приведены лишь основные полномочия, касающиеся непосредственной деятельности по осуществлению административного надзора. Так, согласно Приказу МВД о Порядке осуществления административного надзора, сотрудники иных подразделений при выполнении возложенных на них функций в случаях выявления нарушений поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и обязанностей, доставляют их в территориальный орган для принятия мер в соответствии с законодательством РФ. Подобные полномочия при осуществлении административного надзора вполне законны и оправданы, т.к. ОВД наделены ими другими правовыми актами, например Законом о полиции, и не требуют отдельного закрепления в тексте ФЗ РФ N 64-ФЗ.

Обязанности, как полномочия ОВД при осуществлении административного надзора согласно тексту комментируемой статьи, представлены в виде осуществления предупредительной и разъяснительной работы, индивидуальной профилактической работы с поднадзорными лицами, учета поднадзорных лиц, наблюдения за ними, осуществления розыскных мероприятий и деятельности по осуществлению взаимодействия с судами по делам об административном надзоре. Основная задача ОВД при осуществлении административного надзора - это профилактика правонарушений среди поднадзорных лиц, формирование у них законопослушного поведения, что достигается, прежде всего, профилактическими беседами с такими лицами, разъяснительной работой, наблюдением за их поведением. Согласно Приказу МВД о порядке осуществления административного надзора, участковые уполномоченные полиции осуществляют наблюдение за поднадзорными лицами, ежемесячно докладывают рапортом начальнику территориального органа о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных на них обязанностей, а также о возможности совершения ими преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора. Информация по результатам проведенных бесед и мероприятий по осуществлению административного надзора вносится в анкеты и листы учета профилактических мероприятий. В осуществлении индивидуально-профилактических мероприятий обязаны принимать сотрудники и иных подразделений ОВД при выполнении возложенных на них функций.

Розыск поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора, осуществляется различными подразделениями ОВД, прежде всего сотрудниками полиции, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, которую они осуществляют в пределах своих полномочий. Уклонение от административного надзора является преступлением, предусмотренным ст. 314.1 УК РФ.

Комментируемой статьей предусмотрено полномочие ОВД объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица в трех случаях:

• в отношении поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания;

• в отношении поднадзорного лица, самовольно покинувшего место жительства или пребывания;

• в отношении поднадзорного лица выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом было установлено такое административное ограничение.

Взаимодействие с судами по делам об административном надзоре - прежде всего обязанность начальника территориального органа и сотрудников подразделений по надзору или иных должностных лиц. В обязанности начальника территориального органа, согласно Приказу МВД о порядке осуществления административного надзора, входит направление при наличии достаточных оснований на рассмотрение в суд заявления об установлении, продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений. В обязанности сотрудников подразделения по надзору или иных должностных лиц входит подготовка необходимых материалов и заявлений в суд о продлении срока административного надзора либо его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений в соответствии с требованиями ст. 261.5 и 261.6 ГПК РФ.

Полномочия ОВД при осуществлении административного надзора, заключаются в возможности запрашивать информацию относительно поднадзорного лица, вызывать поднадзорное лицо в ОВД по месту жительства или пребывания для получения объяснений по вопросам соблюдения им ограничений и обязанностей, беспрепятственно входить в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Перечисленные права ОВД порождают и соответствующие обязанности поднадзорного лица. К таковым относятся обязанности, перечисленные в ч. 2 и п. 7 ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ N 64-ФЗ. К таковым обязанностям относятся:

• допускать сотрудников ОВД в жилое помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения;

• являться по вызову в ОВД по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок;

• давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных ФЗ РФ N 64-ФЗ.

Перечень других обязанностей поднадзорного лица содержится в комментируемом. Несоблюдение предусмотренных обязанностей поднадзорным лицом влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вхождение сотрудников полиции в жилые помещения регламентируются ФЗ "О полиции". Так, ч. 2 ст. 15 ФЗ "О полиции" предусмотрено, что сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, вышеуказанным законом и другими федеральными законами. В рассматриваемом случае таковым законом является комментируемый Закон. Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ "О полиции", сотрудник полиции, осуществляющий вхождение в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

3. Часть 3 статьи 12 ФЗ РФ N 64-ФЗ регламентирует возможность ОВД давать разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные п. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 64-ФЗ, на пребывание вне жилого или иного установленного помещения, являющегося его местом жительства или пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами. Перечень таких обстоятельств определен комментируемой статьей и является исчерпывающим. Однако исчерпывающий перечень обстоятельств не может лишать права обращения поднадзорного лица в ОВД с заявлением о разрешении на пребывание вне помещения или выезд за установленные пределы территории по иным обстоятельствам, не перечисленными в комментируемой статье, которые могут быть признаны исключительными. Отказ в разрешении может быть обжалован в судебном и (или) административном порядке.

Согласно п. 6.6 Приказа МВД о Порядке осуществления административного надзора, разрешение на пребывание вне жилого помещения и краткосрочный выезд (по обстоятельствам предусмотренными комментируемой статьей), при поступлении такого уведомления от поднадзорного лица, дает начальник территориального ОВД. Речь в данном приказе МВД идет, однако, об уведомлении поднадзорного лица о его пребывании вне помещения или выезде, а не о заявлении. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что поднадзорное лицо обязано лишь уведомить о том, что будет отсутствовать или выедет за пределы установленной территории по предусмотренным комментируемой статьей обстоятельствам, а начальник территориального органа, при поступлении уведомления, дать разрешение поднадзорному лицу. В тексте комментируемого Закона речь идет о заявлении поднадзорного лица, а не об уведомлении. Представляется не лишним дополнительное указание в тексте комментируемой статьи на то, что при наличии достаточных оснований, начальник территориального органа обязан выдать поднадзорному лицу разрешение, что в полной мере бы способствовало реализации права поднадзорного лица. Заявление поднадзорного лица подается на имя начальника территориального ОВД.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение следует отметить, что по существу данный вид деятельности должностных лиц территориальных органов ФСИН и МВД России относится к государственной функции.

Административный надзор не является мерой уголовной, административной, иной юридической ответственности лица, равно как и в общем плане санкцией за предшествующее правонарушающее поведение. Административный надзор нельзя расценивать как меру наказания для субъекта. В основе применения административного надзора нет непосредственной вины лица. Административный надзор образуют меры государственного принуждения предупредительного характера.

Анализ положений, закрепленных в данном законодательном акте, позволяет сделать вывод о том, что при его принятии не были разрешены все вопросы, решение которых позволит должным образом реализоваться нормам Закона об административном надзоре.

В связи с этим, полагаем, что для достижения единообразия содержания и вида предписания в деятельности правоохранительных органов представляется необходимым в качестве приложения в ведомственном акте образец предписания, который будет выдаваться лицу, следующему к месту отбывания административного надзора.

УИК РФ не предусматривает обязанности исправительного учреждения разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, в то же время возлагая обязанность предупредить данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, что, по нашему мнению, неправильно. На органы внутренних дел данная обязанность возлагается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона об административном надзоре, следует это сделать и в отношении администраций исправительных учреждений.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21 июля 2014 г.) // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 23 мая 2015 г.) // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 23 мая 2015 г.) // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 23 мая 2015 г.) // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2015 г.) // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 6 апреля 2015 г.) // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

7. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в ред. от 8 марта 2015 г.) // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

8. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (в ред. от 6 апреля 2015 г.) // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

10. Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818 "О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в ред. от 25 июня 2014 г.) // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

 

Список литературы

 

1. Багрий-Шахматов Л.В. Уголовная ответственность и наказание/ Л.В. Багрий –Шахматов. – Минск, 2006. – 384с.

2. Бондаренко А.С. Принципы административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы/ А.С. Бондаренко – Барнаул, 1982. С. 23 –33.

3. Богданов Б.Е. Административный надзор - средство предупреждения рецидива / Б.Е. Богданов. – М., 1968. С. 205 – 211.

4. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов / под ред. А.В. Бриллиантова. / [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2014. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

5. Векленко В.В., Бекетов О.И. Административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: аргументы в пользу восстановления/В.В. Векленко, О.И. Бекетов // Полицейское право. – 2006. – № 1. С. 38 – 42.

6. Гуськов В.П., Иванов А.П. Роль административного надзора в профилактике рецидива преступлений: Учебное пособие/ В.П. Гуськов, А.П. Иванов – М., 2002.

7. Гуцуляк В.П., Алоян А.М., Данилов И.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. М., 2011. – 48с.

8. Костенников М.В., Куракин А.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: Учебное пособие / М.В. Костенников, А.В. Куракин – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. – 127 с.

9. Маврин А.Г., Минаков Ю.А., Морозкина И.В. Установление и осуществление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. – М., 1989.

10. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. – 912с.

11. Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: Автореф.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2014. – 527с.

12. Перец В.П., Петров А.И., Стеблянко А.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. М., 2011. – 76с.

13. Служебное право: Учебное пособие / Общ. ред. И.Н. Барциц; Рук. авт. кол. В.Г. Игнатов. М.: ИКЦ "МарТ", 2015. – 480с.

14. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. Рязань, 2006. Т. 1: Общая часть. – 584с.

 

 

Судебная практика

О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 22 // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: