Информационный библиотечный ресурс




Дисциплина — ВОЗрастная физиология

Факультет — психологический

Отделение — заочное

Уч. год

Преподаватель Ведясова Ольга Александровна, профессор кафедры физиологии человека и животных.

Учебный план:

Лекции — 6 час.(зимняя сессия)

Семинары — 4 час. (весенняя сессия, 8 вопросов)

Семестровое задание — Контрольная работа (5 вопросов)

Отчетность - ЗАЧЁТ

 

Вопросы для контрольной работы

1. Показатели физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические и физиологические показатели).

2. Классификация соматотипов детей и подростков (по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому). Сроки формирования разных типов соматической конституции у детей.

3. Значение вилочковой железы (тимуса) для развития организма и её возрастные изменения.

4. Формирование цветового зрения у ребенка.

5. Изменение процессов мышления и памяти в позднем онтогенезе.

 

Срок сдачи контрольных работ — 1 апреля 2016 г.

Работа должна включать — Титульный лист, Содержание (желательно представить в виде развернутого плана по каждому вопросу), изложение ответов на 5 вопросов, Список использованных источников, оформленный по ГОСТУ.

Общий объем работы — 10 стр. машинописного текста (кегль 14, межстрочный интервал одинарный или полуторный)

На титульном листе указать: ВНазвание университета, факультет, далее – Контрольная работа по дисциплине Возрастная физиология, ф.и.о. студента, № группы, преподаватель — профессор кафедры физиологии человека и животных О.А. Ведясова.

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Материнская доминанта и её компоненты.

2. Возрастные особенности остроты зрения и аккомодационной способности хрусталика. Детская близорукость.

3. Функциональная межполушарная асимметрия и этапы её развития у человека в онтогенезе.

4. Теории старения: молекулярно-генетические (теории А.М. Оловникова, В.М.Дильмана, В.В.Фролькиса) и вероятностные (теории Д. Хармана и Н.М. Эмануэля, В. Сцилларда, В.П. Скулачева).

5. Высшая нервная деятельность человека в инволюционном периоде (особенности условно-рефлекторной деятельности, 1-й и 2-й сигнальных систем, когнитивных процессов, памяти, эмоционального статуса и др.).

6. Проблема витаукта (антистарения). Физиологические механизмы антистарения. Социальные меры борьбы со старением.

7. Преждевременное старение. Детская прогерия.

 

 

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Предмет и задачи возрастной физиологии. Место возрастной физиологии в системе наук о человеке (связь с психологией, педиатрией, геронтологией и др.).

2. Ведущие факторы индивидуального развития и их характеристика.

3. Проблема возрастной периодизации онтогенеза. Критерии периодизации.

4. Периодизация онтогенеза по И.А. Аршавскому.

5. Антенатальный онтогенез, его периоды и их характеристика

6. Основные возрастные изменения периода новорожденности.

7. Основные возрастные изменения в период лактотрофной формы питания

8. Основные возрастные изменения в период сочетания лактотрофного питания с прикормом.

9. Возрастная характеристика преддошкольного (ясельного) периода.

10. Возрастная морфофункциональная характеристика детей дошкольного возраста.

11. Школьная зрелость, её критерии. Способы определения готовности к школе.

12. Морфофункциональная характеристика младших школьников.

13. Возрастные морфофункциональные особенности подростков.

14. Основные показатели физического развития детей и подростков. Понятие об акселерации и ретардации развития.

15. Классификация соматотипов детей и подростков.

16. Период юношества и его возрастные особенности.

17. Период половой зрелости, его характерные признаки.

18. Поздний онтогенез и его периоды. Понятие о старении и старости.

19. Теории и механизмы старения.

20. Характерные черты старения.

21. Проблема памяти и ее изменения в инволюционном периоде.

22. Проблема витаукта (антистарения).

рекомендуемая литература

Основная

1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2005. (30 экз.).

Информационный библиотечный ресурс

2. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология: учебник для академического бакалавриата. В 2 т. Том 1. Организма человека, его регуляторные и интеративные системы. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. (ЭБС Издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru

3. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология: учебник для академического бакалавриата. В 2 т. Том 2 Опорно-двигательная и висцеральные системы. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. (ЭБС Издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru

Дополнительная

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 376 с.

3. Анатомия, физиология, психология / под ред. А.С. Батуева. С.-Пб.: Питер, 2002. 256 с.

4. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник. М.: Медицинская книга, 1984. 576 с.

5. Безруких М.М. Проблемные дети. М.: Изд-во УРАО, 2000. 312 с.

6. Биология старения: рук-во по физиологии. Л.: Наука, 1980. 616 с.

7. Возрастная физиология: рук-во по физиологии. Л.: Наука, 1975. 692 с.

8. Гаврилов Л.А., Гаврилова Н.С. Биология продолжительности жизни. М.: Наука, 1991. 280 с.

9. Голубев А.Г. Проблемы обсуждения вопроса о возможности подходов к построению общей теории старения. III. Теория и практика старения // Успехи геронтологии. 2009. Т. 22. № 3. С. 387-400.

10. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: уч. пос. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. 92 с.

11. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999. 373 с.

12. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. 384 с.

13. Клиорин А.И., Чтецов В.П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л: Наука, 1979. 164 с.

14. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 1997. 304 с.

15. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Директ-Медиа, 2008. 649 с.

16. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология: учебник для вузов. М.: Феникс, 2007. 411 с.

17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 528 с.

18. Психология развития: учебник для студ. психол. и педагог. вузов / Марютина Т.М. [и др.] / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с

19. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 232 с.

20. Скулачев В.П. Феноптоз: запрограммированная смерть организма // Журнал Биохимия. 1999. Т. 64. № 12. С. 1418-1426.

21. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология: уч. пос. для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.

22. Трофимов А.В. Функциональная морфология старения // Успехи геронтологии. 2009. Т. 22. № 3. С. 401-408.

23. Физиологические основы здоровья человека / под ред. академика РАМН Б.И. Ткаченко. С.-Пб., Архангельск: Изд-во СевГМУ, 2001. 328 с.

24. Фролькис В.В. Старение. Нейрогуморальные механизмы. Киев: Наукова думка, 1981. 320 с.

25. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. 319 с.

26. Югова Е.А, Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 333 с.

27. Web-портал поисковый медицинский сервер «PubMed».

28. Медико-биологический информационный портал «Medline.ru».

29. Информационно-аналитический портал «Российская психология».

30. Официальный сайт Института возрастной физиологии РАО.

31. Официальный сайт Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН (www.gerontology.ru).

32. Официальный сайт Института геронтологии АМН Украины ( www.geront.kiev.ua ).

33. Журнал «Успехи геронтологии».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: