Самоанализ профессиональной деятельности.
Задание: по предложенной в методике схеме произвести самонаблюдение (Приложение 2), после чего письменно ответить на следующий вопрос: «Каковы мои основные профессиональные ресурсы и дефициты?».
Определение и психологический анализ конкретных педагогических ситуаций.
Стремление учителя утвердить свою позицию и протест ученика против сложившегося типа отношений могут привести к конфликтной педагогической ситуации. Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и на переменах, поэтому естественны нарушения общего порядка — ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смены настроений и т.п.
Правильно реагируя на поведение ученика, учитель берет ситуацию под контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликтную. Ученики не всегда могут открыто заявить о своих позициях, отстаивать свою правоту, оценить ситуацию. Поэтому учителю необходимо проявлять инициативу в анализе своей позиции в конфликтных ситуациях, а не торопиться обвинять во всем учеников. Всякая ситуация в работе учителя при грамотном анализе может быть ценным источником для самопознания и самосовершенствования.
Типы потенциальных конфликтных педагогических ситуаций:
ситуации деятельности — возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
ситуации поведения — возникают по поводу выполнения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках и вне школы;
ситуации отношений — возникают в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения и педагогической деятельности.
Ситуация деятельности может стать ситуацией поведения и отношений. Разрешить ее значительно труднее.
Схемы анализа педагогических ситуаций см. в приложении 1. Конечно, реальные ситуации из жизни школы, собственного опыта могут не укладываться в предложенные схемы, однако выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для ее осмысления, построить собственное рассуждение. Такой анализ поможет осмыслить собственный опыт, увидеть ошибки и просчеты в своем поведении и не повторять их, научиться принимать решения без лишних эмоций, уходя от традиционных мер воздействия. Все это повышает свободу выбора учителя, его профессиональное самоуважение, способствует саморазвитию.
Задание: опираясь на предложенные схемы, провести письменный анализ 2-х педагогических ситуаций.
Выявление личностного смысла профессиональной деятельности.
Задание: 1 этап. Выберете из списка, приведённого в приложении 3, ценности, которые являются наиболее важными в Вашей жизни. 2 этап. Оцените, на сколько данные ценности, на Ваш взгляд, могут быть реализованы в педагогической деятельности (полностью, частично, не могут). Поясните, почему Вы так считаете.
Приложение 1
Предлагаем на выбор варианты анализа педагогических ситуаций.
Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуаций:
1. описание возникшей ситуации, поступка (участники, место возникновения, действия участников и т.д.);
2. что предшествовало возникновению ситуации;
3. какие возрастные индивидуальные особенности участников проявились в ситуации, их поведении, поступках; ситуация глазами ученика и учителя;
4. личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
5. что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
6. основные причины возникшей ситуации и ее содержание (ситуация деятельности, поведения или отношения);
7. варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика, учителя;
8. выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Второй вариант:
1. описание ситуации, ее участники;
2. определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликтную;
3. что помешало учителю сделать это (собственное эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, нехватка времени и др.);
4. какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал, оценка;
5. какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах, ошибки; варианты отношений с учеником после конфликтной ситуации.
Третий вариант:
- описание ситуации;
- причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт,
- его динамика;
- смысл конфликта для каждого из его участников;
- перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.
Приложение 2
Методика психолого-педагогического анализа и самоанализа деятельности учителя
В разработке данной методики принимали участие российские и американские специалисты (Педагогический колледж университета штата Джоржия, США), сотрудники лаборатории психологии профессиональной деятельности учителя, института психологии. Она ориентирована на повышение профессионализма педагога через анализ и самоанализ, общезначимый для учителей различной специализации.
Методика представляет собой схему наблюдения деятельности педагога на занятии. В разделах 1- III акцент сделан на развертывании обучающей деятельности, а в разделах IV-VI — на организации взаимодействия педагога с учащимися; 24 показателя, оцениваемых одним (1) баллом, соответствуют "классическим" (педагогика воздействия), а 12 показателей, оцениваемых двумя (2) баллами — "современным" (педагогика сотрудничества) требованиям, предъявляемым к работе квалифицированного педагога. Следует отметить, что "современные" требования побуждают учителя совершенствовать свою деятельность в направлении стимулирования обмена педагога и школьников, а также последовательной передачи учащимся функций учителя.
Фиксация данных наблюдений может осуществляться как по ходу занятия, так и сразу после его окончания, занимая 2-3 мин. Для получения более полной картины деятельности конкретного педагога необходимо накопление данных по нескольким (как минимум 2-3) различно построенным занятиям.
баллы | ||
1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. | I. Создание общих условий эффективного УВП Обеспечение исходных условий достижения учебного эффекта на уроке: а) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы и т.д.), лаконичные и ясные; б) учебные пособия и ТСО, способствующие быстрому включению учащихся в работу; в) отсутствие ненужных задержек и отступлений во время урока. Адаптация учащихся к обучению: а) обучение соответствует возрастным особенностям учащихся; б) в необходимых случаях учитываются индивидуальные особенности школьников; в) для учащихся разных уровней успеваемости предоставляется возможность выполнения групповых заданий адекватного уровня сложности. II. Преподавательская компетентность Владение учебным предметом и методами обучения: а) информация и демонстрации соответствуют теме, точны, современны; б) без затруднений используются не менее двух форм или методов обучения; в) применяются оригинальные методы и приемы обучения. Организация учебной деятельности в последовательности "жизненного цикла" (выступление, достижение, закрепление, интеграция): а) начало урока со стимулирующего введения (привлечения внимания учащихся и обеспечения необходимой мотивации); б) представление нового материала как ответа на поставленные ранее вопросы (предшествующие занятия, введение); в) завершение урока подведением итогов (соотнесением результатов с пройденным ранее, с другими предметами, жизнью). III. Техника объяснений, письма и речи Использование устных и письменных объяснений: а) ключевые моменты урока получают отражение на доске; б) записи для учащихся аккуратные и разборчивы; в) построение и произношение устной речи правильны. Разъяснение при непонимании материала учащимся: а) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательным выражениями; б) пояснения с помощью аналогий и примеров; в) логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся сведений. IV. Учебное взаимодействие Контроль и коррекция деятельности школьников: а) отделение оценки деятельности школьника от личного отношения педагога к нему; б) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся; в) побуждение учеников к оцениванию и корректированию работы друг друга. Использование предложений и вопросов учащихся по содержанию урока: а) вопросы и предложения школьников принимаются с благодарностью; б) тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся; в) идеи ученика рассматриваются и реализуются на уроке V. Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке Стимулирование интересов учащихся: а) используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор; б) предлагаются проблемные и продуктивные задания; в) урок опирается на использование жизненного опыта учащихся. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки: а) речь педагога свободна от сарказма и насмешек; б) конкретные учащиеся поощряются за хорошую работу; в) педагог поддерживает, ободряет сталкивающихся с трудностями на уроке. VI. Поддержание приемлемого поведения в классе Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке: а) использование приемов активизации внимания школьников; б) применение активных методов обучения (дискуссии, ролевые игры); в) использование специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся. Воздействие при нарушениях дисциплины: а) педагог не замечает мелких непреднамеренных нарушений; б) школьники, серьезно нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной, но взвешенной реакцией учителя; в) педагог по возможности не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы |
Приложение 3
Список ценностей (по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича).
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
– здоровье (физическое и психическое); | |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
– наличие хороших и верных друзей; | |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
– счастливая семейная жизнь; | |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
– творчество (возможность творческой деятельности); | |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | |
– жизнерадостность (чувство юмора); | |
– исполнительность (дисциплинированность); | |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
– честность (правдивость, искренность); | |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
– чуткость (заботливость). |