Выявление личностного смысла профессиональной деятельности.




Самоанализ профессиональной деятельности.

 

Задание: по предложенной в методике схеме произвести самонаблюдение (Приложение 2), после чего письменно ответить на следующий вопрос: «Каковы мои основные профессиональные ресурсы и дефициты?».

 

 

Определение и психологический анализ конкретных педагогических ситуаций.

Стремление учителя утвердить свою позицию и протест ученика против сложившегося типа отношений могут приве­сти к конфликтной педагогической ситуации. Ученику труд­но каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и на переменах, поэтому ес­тественны нарушения общего порядка — ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смены настроений и т.п.

Правильно реагируя на поведение ученика, учитель берет ситуацию под контроль и восстанавливает порядок. Поспеш­ность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызы­вает возмущение ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конф­ликтную. Ученики не всегда могут открыто заявить о своих позициях, отстаивать свою правоту, оценить ситуацию. По­этому учителю необходимо проявлять инициативу в анализе своей позиции в конфликтных ситуациях, а не торопиться обвинять во всем учеников. Всякая ситуация в работе учите­ля при грамотном анализе может быть ценным источником для самопознания и самосовершенствования.

Типы потенциальных конфликтных педагогических ситу­аций:

ситуации деятельности — возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

ситуации поведения — возникают по поводу выполнения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках и вне школы;

ситуации отношений — возникают в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфе­ре их общения и педагогической деятельности.

Ситуация деятельности может стать ситуацией поведения и отношений. Разрешить ее значительно труднее.

Схемы анализа педагогических ситуаций см. в приложе­нии 1. Конечно, реальные ситуации из жизни школы, собствен­ного опыта могут не укладываться в предложенные схемы, однако выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для ее осмысления, построить собственное рассуждение. Такой анализ поможет осмыслить собственный опыт, уви­деть ошибки и просчеты в своем поведении и не повторять их, научиться принимать решения без лишних эмоций, ухо­дя от традиционных мер воздействия. Все это повышает сво­боду выбора учителя, его профессиональное самоуважение, способствует саморазвитию.

Задание: опираясь на предложенные схемы, провести письменный анализ 2-х педагогических ситуаций.

 

Выявление личностного смысла профессиональной деятельности.

Задание: 1 этап. Выберете из списка, приведённого в приложении 3, ценности, которые являются наиболее важными в Вашей жизни. 2 этап. Оцените, на сколько данные ценности, на Ваш взгляд, могут быть реализованы в педагогической деятельности (полностью, частично, не могут). Поясните, почему Вы так считаете.

 

Приложение 1

Предлагаем на выбор варианты анализа педагогических ситуаций.

Первый вариант включает следующие основные мо­менты анализа ситуаций:

1. описание возникшей ситуации, поступка (участники, ме­сто возникновения, действия участников и т.д.);

2. что предшествовало возникновению ситуации;

3. какие возрастные индивидуальные особенности участни­ков проявились в ситуации, их поведении, поступках; ситуация глазами ученика и учителя;

4. личностная позиция учителя в возникшей ситуации (от­ношение его к ученику), реальные цели учителя во взаи­модействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);

5. что нового узнал учитель об учениках из ситуации, по­ступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

6. основные причины возникшей ситуации и ее содержание (ситуация деятельности, поведения или отношения);

7. варианты погашения, предупреждения и разрешения си­туации, корректировка поведения ученика, учителя;

8. выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации постав­ленных целей в настоящее время и на перспективу.

Второй вариант:

1. описание ситуации, ее участники;

2. определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликтную;

3. что помешало учителю сделать это (собственное эмоци­ональное состояние, присутствие свидетелей, растерян­ность, неожиданность, нехватка времени и др.);

4. какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал, оценка;

5. какую информацию получил учитель о своих педагоги­ческих успехах и просчетах, ошибки; варианты отношений с учеником после конфликтной си­туации.

Третий вариант:

  1. описание ситуации;
  2. причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт,
  3. его динамика;
  4. смысл конфликта для каждого из его участников;
  5. перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.

Приложение 2

Методика психолого-педагогического анализа и самоанализа деятельности учителя

В разработке данной методики принимали участие рос­сийские и американские специалисты (Педагогический кол­ледж университета штата Джоржия, США), сотрудники ла­боратории психологии профессиональной деятельности учителя, института психологии. Она ориентирована на по­вышение профессионализма педагога через анализ и само­анализ, общезначимый для учителей различной специализа­ции.

Методика представляет собой схему наблюдения дея­тельности педагога на занятии. В разделах 1- III акцент сде­лан на развертывании обучающей деятельности, а в разде­лах IV-VI — на организации взаимодействия педагога с уча­щимися; 24 показателя, оцениваемых одним (1) баллом, со­ответствуют "классическим" (педагогика воздействия), а 12 показателей, оцениваемых двумя (2) баллами — "современ­ным" (педагогика сотрудничества) требованиям, предъявля­емым к работе квалифицированного педагога. Следует от­метить, что "современные" требования побуждают учителя совершенствовать свою деятельность в направлении стиму­лирования обмена педагога и школьников, а также последо­вательной передачи учащимся функций учителя.

Фиксация данных наблюдений может осуществляться как по ходу занятия, так и сразу после его окончания, зани­мая 2-3 мин. Для получе­ния более полной картины деятельности конкретного педа­гога необходимо накопление данных по нескольким (как минимум 2-3) различно построенным занятиям.

 

    баллы
    1.     2.     1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. I. Создание общих условий эффективного УВП Обеспечение исходных условий достижения учебного эффекта на уроке: а) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы и т.д.), лако­ничные и ясные; б) учебные пособия и ТСО, способствующие быстрому включению учащихся в работу; в) отсутствие ненужных задержек и отступле­ний во время урока. Адаптация учащихся к обучению: а) обучение соответствует возрастным осо­бенностям учащихся; б) в необходимых случаях учитываются инди­видуальные особенности школьников; в) для учащихся разных уровней успеваемос­ти предоставляется возможность выполнения групповых заданий адекватного уровня слож­ности. II. Преподавательская компетентность Владение учебным предметом и методами обу­чения: а) информация и демонстрации соответству­ют теме, точны, современны; б) без затруднений используются не менее двух форм или методов обучения; в) применяются оригинальные методы и при­емы обучения. Организация учебной деятельности в последо­вательности "жизненного цикла" (выступле­ние, достижение, закрепление, интеграция): а) начало урока со стимулирующего введения (привлечения внимания учащихся и обеспече­ния необходимой мотивации); б) представление нового материала как отве­та на поставленные ранее вопросы (предше­ствующие занятия, введение); в) завершение урока подведением итогов (со­отнесением результатов с пройденным ранее, с другими предметами, жизнью). III. Техника объяснений, письма и речи Использование устных и письменных объяснений: а) ключевые моменты урока получают отра­жение на доске; б) записи для учащихся аккуратные и разбор­чивы; в) построение и произношение устной речи правильны. Разъяснение при непонимании материала уча­щимся: а) выявление непонятных слов или фраз и за­мена их общедоступными описательным выражениями; б) пояснения с помощью аналогий и приме­ров; в) логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся све­дений. IV. Учебное взаимодействие Контроль и коррекция деятельности школьников: а) отделение оценки деятельности школьника от личного отношения педагога к нему; б) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся; в) побуждение учеников к оцениванию и кор­ректированию работы друг друга. Использование предложений и вопросов уча­щихся по содержанию урока: а) вопросы и предложения школьников при­нимаются с благодарностью; б) тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся; в) идеи ученика рассматриваются и реализу­ются на уроке V. Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке Стимулирование интересов учащихся: а) используются интересные, необычные ас­пекты темы, парадоксы, юмор; б) предлагаются проблемные и продуктивные задания; в) урок опирается на использование жизнен­ного опыта учащихся. Помощь учащимся в выработке положитель­ной самооценки: а) речь педагога свободна от сарказма и на­смешек; б) конкретные учащиеся поощряются за хоро­шую работу; в) педагог поддерживает, ободряет сталкива­ющихся с трудностями на уроке. VI. Поддержание приемлемого поведения в классе Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке: а) использование приемов активизации вни­мания школьников; б) применение активных методов обучения (дискуссии, ролевые игры); в) использование специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся. Воздействие при нарушениях дисциплины: а) педагог не замечает мелких непреднамерен­ных нарушений; б) школьники, серьезно нарушающие дисцип­лину, сталкиваются с немедленной, но взве­шенной реакцией учителя; в) педагог по возможности не борется с нару­шениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы                                                        

 

Приложение 3

Список ценностей (по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича).

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);  
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);  
– здоровье (физическое и психическое);  
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  
– наличие хороших и верных друзей;  
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  
– счастливая семейная жизнь;  
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);  
– творчество (возможность творческой деятельности);  
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).  
– жизнерадостность (чувство юмора);  
– исполнительность (дисциплинированность);  
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  
– непримиримость к недостаткам в себе и других;  
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);  
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);  
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;  
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  
– честность (правдивость, искренность);  
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);  
– чуткость (заботливость).  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: