Методы определения функциональной асимметрии мозга у детей




 

Наименование теста Результаты
  Динамометрия  
  Переплетение пальцев рук  
  Поза Наполеона  
  Аплодисменты  
  Одновременные действия обеих рук  
  Рисование вертикальных линий  

Для того, чтобы получить точные портреты, можно использовать следующую схему анализа:

· Б>16; В>16

Вы импульсивный, вспыльчивый, легко возбудимый человек. Вам трудно сдерживать себя и вы бываете излишне резки и прямолинейны. Увлеченно отдаетесь делу, но при неудаче быстро теряете интерес. Люди вашего типа предпочитают работу с ярко выраженной цикличностью, требующую максимального напряжения сил, но не длительную. Их привлекает высокий темп движений, разнообразие, необходимость проявлять смекалку и сообразительность.

Вам больше подходят профессии технической направленности или связанные с преподаванием технических дисциплин, а так же профессии, связанные с переменой обстановки, путешествиями, разъездами (геолог, инженер-радиофизик, инженер-строитель, инженер по связи, инженер-преподаватель, программист и др.).

· Б>16; В<8

Вы человек уравновешенный, умеете себя сдерживать. В сложных жизненных ситуациях можете иногда "потерять голову", но волевым усилием способны восстановить равновесие. Достаточно легко переносите смену обстановки, схватываете новое, гибки в общении с людьми, склонны к активной деятельности. Предпочитаете самостоятельность в делах, работу, требующую смекалки, находчивости, энергичности, напряжения, выдержки. Люди вашего типа лучше справляются с деятельностью, требующей четкого планирования, учета последовательности событий. Чаще всего они становятся лидерами, организаторами.

Вам подходят профессии: преподаватель, психолог, дефектолог, воспитатель, диспетчер, журналист, специалист по связям с общественностью, социолог, экскурсовод, агент по туризму, страховке и другим направлениям, экономист, технолог, переводчик, юрист, водитель разнообразных видов транспорта и т. п.

· Б>16; 8<В<16

Вы человек достаточно живой и общительный, активный, когда видите перед собой ясную задачу и конкретное дело. Неплохо переносите смену обстановки, достаточно быстро к ней приспосабливаетесь, легко схватываете новое. Вы энергичны, способны много работать не утомляясь, сдержанны, спокойны, легко можете включаться в новую деятельность.

Вам подходят разнообразные профессии: геолог, археолог, инженер-физик, педагог, проводник пассажирского поезда, летчик, системный администратор, строитель, юрист, инженер-конструктор, наладчик оборудования, инженер транспорта, технолог по производству питания, одежды и др.

· Б<8; В<8

Вы человек весьма уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остаетесь спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Очень сдержанны, рассудительны, но медлительны. Труднее приспосабливаетесь к изменяющейся обстановке. Вам требуется время для обдумывания, раскачки, но, начав дело, вы обычно стараетесь довести его до конца, вы малоразговорчивы, не любите говорить по пустякам, вам трудно общаться с людьми. Предпочитаете работу, не требующую частой смены заданий, медленного темпа. Затрудняетесь самостоятельно принимать решения, поэтому вам лучше не брать на себя ответственность за руководство людьми и организацию деятельности других.

Вам больше подходят профессии: оператор станков с программным управлением, оператор связи, компьютерных систем, экономист, бухгалтер, корректор, лесничий, машинист, техник-технолог по разным видам производства и др.

· Б<8; В>16

Вы впечатлительный, стеснительный человек, трудно находящий контакты с другими людьми. Зачастую обидчивы, чувствуете себя уверенно лишь в знакомой, привычной обстановке. Люди, мало вас знающие, часто не понимают вас. Вам рекомендуется работать в обстановке, не требующей большого нервного напряжения, быстрых реакций и частой смены характера деятельности.

Вам больше подойдут профессии: ландшафтный дизайнер, микробиолог, лаборант в химлаборатории, библиотекарь, корректор, реставратор, настройщик музыкальных инструментов, сборщик радиодеталей и микросхем, деталей на часовом заводе, чертежник, художник-архитектор, конструктор-модельер, музыкальный работник, технолог в легкой и пищевой промышленности.

· Б<8; 8<В<16

Вы человек необщительный, застенчивый, довольно сдержанный в чувствах, вдумчивый, склонный к рассуждениям. В поступках ориентируетесь в основном на собственные чувства, представления. Такой человек сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, не любит сильных впечатлений, стремится к спокойной, упорядоченной жизни. Людям этого типа предпочтительны профессии, где требуются усидчивость, пунктуальность, внимательность в работе. Они предпочитают работать в одиночку.

Вам больше подойдут профессии: программист, инженер леса, зоолог, биолог, переводчик иностранного текста и др.

· 8<Б<16; В>16

Вы человек эмоционально неустойчивый, чувствительный. В меру общительный, но в отношениях с людьми не очень выдержанный, легко обижаетесь. Ваши поступки часто зависят от вашего настроения: вы то очень энергичны, то становитесь вялым и апатичным. Непостоянны во взглядах и интересах. У вас хорошо развита интуиция. Люди вашего типа предпочитают работу интересную, связанную с эмоциями, но непродолжительную и не очень напряженную, больше умственную, чем физическую.

Вам подойдут профессии: филолог, актер драмтеатра, певец, архитектор, специалист в легкой и пищевой промышленности, конооператор, журналист, кондитер, фармацевт, ювелир, юрист и т. д.

· 8<Б<16; В<8

Вы человек спокойный, постоянный в дружбе и интересах. Эмоции не мешают вам видеть вещи реалистично, умеете приспосабливаться к действительности, рассудительны, в меру общительны, но в поведении не зависимы от взглядов других, охотно делитесь советами, не боитесь неудач, пытаетесь разобраться в их причинах. Люди этого типа могут добиться успеха в разнообразных видах деятельности, особенно в тех, где четко определены действия и наглядно представлен конечный результат.

Вам подойдут профессии: геолог, офицер, преподаватель, врач, пилот, специалист в области социологии, права, дизайнер, журналист, переводчик, дипломат и т.д.

· 8<Б<16; 8<В<16

Вы человек в меру общительный, довольно спокойный, но иногда даете волю эмоциям. Достаточно открытый, не очень тревожный, хорошо переносите одиночество, не очень любите шумные компании. Люди вашего типа в меру активны, универсальны в поведении. Они хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии осознания важности работы, наличия перспективы продвижения по службе.

Вам подойдут профессии: специалист в области разнообразных видов транспорта, радиоэлектроники, техники, систем связи, педагог, врач, работник сферы обслуживания и др.

 


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Найдите правильный ответ:

1. К условиям выработки условного рефлекса относят:

а) неоднократное сочетание сигнала и подкрепления;

б) наличие только сигнала;

в) однократное сочетание сигнала и подкрепления;

в) наличие только подкрепления.

 

2. Работая с ребёнком-флегматиком, учитель должен придерживаться тактики:

а) отсутствия внимания к особенностям темперамента;

б) индивидуального опроса (по карточкам, с возможностью предварительной подготовки);

в) привлечения ребёнка к быстрым ответам при фронтальном опросе;

г) торможения активности.

 

3. Дефицит сенсорной информации в раннем постнатальном онтогенезе приводит к нарушению:

а) становления иммунной системы;

б) обмена веществ;

в) гомеостаза;

г) становления коммуникативного поведения.

 

4. Динамический стереотип – это:

а) устойчивая последовательность поведенческих безусловнорефлекторных реакций;

б) отдельный условный рефлекс;

в) устойчивая последовательность поведенческих условнорефлекторных реакций;

г) отдельный безусловный рефлекс.

 

5. У людей с сангвиническим типом темперамента ____ нервные процессы:

а) сильные уравновешенные подвижные;

б) сильные неуравновешенные;

в) сильные уравновешенные инертные (малоподвижные);

г) слабые.

 

6. Повышать работоспособность нейронов необходимо у ребёнка с ___ нервными процессами:

а) слабыми;

б) сильными уравновешенными подвижными;

в) сильными неуравновешенными инертными;

г) сильными уравновешенными инертными.

 

7. При неподкреплении условного сигнала безусловным в коре больших полушарий развивается ____ торможение:

а) запредельное;

б) внешнее;

в) индукционное;

г) внутреннее.

 

8. Доминантный очаг возбуждения в нервной системе ребёнка прекращает своё существование:

а) только при удовлетворении потребности, связанной с доминантой;

б) только по команде родителя или воспитателя;

в) только при появлении более значимого раздражителя;

г) при появлении более значимого раздражителя или удовлетворении потребности, связанной с доминантой.

 

9. У ребёнка с флегматическим темпераментом необходимо:

а) тренировать быстроту реакции;

б) повышать работоспособность нейронов;

в) тренировать процессы торможения;

г) снижать уровень возбудимости.

 

10. Безусловные рефлексы:

а) осуществляются с обязательным участием коры больших полушарий;

б) являются врождёнными;

в) вырабатываются на определённые сигналы;

г) приобретаются в процессе жизни.

 

11. Без общения с людьми:

а) не развивается первая сигнальная система;

б) развиваются обе сигнальные системы;

в) не развивается вторая сигнальная система;

г) не развиваются обе сигнальные системы.

 

12. Работа первой сигнальной системы лежит в основе ____ мышления:

а) аналитического;

б) абстрактного;

в) словесно-логического;

г) конкретного.

 

13. К вегетативным проявлениям эмоций относят:

а) изменение артериального давления;

б) жесты;

в) мимику;

г) интонацию.

 

14. Процесс формирования познавательной деятельности детей называют:

а) физическим развитием;

б) функциональным развитием;

в) ростом;

г) психическим развитием.

 

15. Наименьшей подвижностью нервных процессов обладают дети с __ темпераментом:

а) холерическим;

б) сангвиническим;

в) меланхолическим;

г) флегматическим.

 

16. Первая сигнальная система:

а) использует в качестве сигнала смысл слова;

б) характерна только для животных;

в) характерна и для животных, и для человека;

г) использует в качестве сигналов конкретные раздражители (звуки, запахи и т.д.).

17. Наибольшее значение для процессов мышления имеют_____поля больших полушарий:

а) ассоциативные;

б) вторичные двигательные;

в) чувствительные;

г) первичные двигательные.

18. Свойством (-ами) нервной системы, обусловливающим (-и) тип высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, является (-ются):

а) стереотипность;

б) инертность;

в) развитость нервных процессов;

г) сила, уравновешенность и подвижность.

 

19. В классификации типов высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, отсутствует тип:

а) инертный;

б) сильный уравновешенный подвижный;

в) сильный неуравновешенный подвижный;

г) слабый.

 

20. Темперамент, при наличии которого нервные процессы характеризуются как сильные малоподвижные (инертные), а человек – как работоспособный, терпеливый, выдержанный, медлительный, называется:

а) холерический;

б) флегматический;

в) сангвинический;

г) меланхолический.

 

2. Ответьте письменно на вопросы:

1. Какова роль биологических и социальных факторов в развитии 1-й и 2-й сигнальной системы действительности?

2. В чем заключаются возрастные особенности нервных процессов?

3. Какие типы ВНД выделяют у детей и подростков?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: «высшая нервная деятельность», «условный рефлекс», «ассоциация», «тип нервной системы», «сила», «уравновешенность», «подвижность нервных процессов», «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система».





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: