№ | Наименование теста | Результаты |
Динамометрия | ||
Переплетение пальцев рук | ||
Поза Наполеона | ||
Аплодисменты | ||
Одновременные действия обеих рук | ||
Рисование вертикальных линий |
Для того, чтобы получить точные портреты, можно использовать следующую схему анализа:
· Б>16; В>16
Вы импульсивный, вспыльчивый, легко возбудимый человек. Вам трудно сдерживать себя и вы бываете излишне резки и прямолинейны. Увлеченно отдаетесь делу, но при неудаче быстро теряете интерес. Люди вашего типа предпочитают работу с ярко выраженной цикличностью, требующую максимального напряжения сил, но не длительную. Их привлекает высокий темп движений, разнообразие, необходимость проявлять смекалку и сообразительность.
Вам больше подходят профессии технической направленности или связанные с преподаванием технических дисциплин, а так же профессии, связанные с переменой обстановки, путешествиями, разъездами (геолог, инженер-радиофизик, инженер-строитель, инженер по связи, инженер-преподаватель, программист и др.).
· Б>16; В<8
Вы человек уравновешенный, умеете себя сдерживать. В сложных жизненных ситуациях можете иногда "потерять голову", но волевым усилием способны восстановить равновесие. Достаточно легко переносите смену обстановки, схватываете новое, гибки в общении с людьми, склонны к активной деятельности. Предпочитаете самостоятельность в делах, работу, требующую смекалки, находчивости, энергичности, напряжения, выдержки. Люди вашего типа лучше справляются с деятельностью, требующей четкого планирования, учета последовательности событий. Чаще всего они становятся лидерами, организаторами.
Вам подходят профессии: преподаватель, психолог, дефектолог, воспитатель, диспетчер, журналист, специалист по связям с общественностью, социолог, экскурсовод, агент по туризму, страховке и другим направлениям, экономист, технолог, переводчик, юрист, водитель разнообразных видов транспорта и т. п.
· Б>16; 8<В<16
Вы человек достаточно живой и общительный, активный, когда видите перед собой ясную задачу и конкретное дело. Неплохо переносите смену обстановки, достаточно быстро к ней приспосабливаетесь, легко схватываете новое. Вы энергичны, способны много работать не утомляясь, сдержанны, спокойны, легко можете включаться в новую деятельность.
Вам подходят разнообразные профессии: геолог, археолог, инженер-физик, педагог, проводник пассажирского поезда, летчик, системный администратор, строитель, юрист, инженер-конструктор, наладчик оборудования, инженер транспорта, технолог по производству питания, одежды и др.
· Б<8; В<8
Вы человек весьма уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остаетесь спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Очень сдержанны, рассудительны, но медлительны. Труднее приспосабливаетесь к изменяющейся обстановке. Вам требуется время для обдумывания, раскачки, но, начав дело, вы обычно стараетесь довести его до конца, вы малоразговорчивы, не любите говорить по пустякам, вам трудно общаться с людьми. Предпочитаете работу, не требующую частой смены заданий, медленного темпа. Затрудняетесь самостоятельно принимать решения, поэтому вам лучше не брать на себя ответственность за руководство людьми и организацию деятельности других.
Вам больше подходят профессии: оператор станков с программным управлением, оператор связи, компьютерных систем, экономист, бухгалтер, корректор, лесничий, машинист, техник-технолог по разным видам производства и др.
· Б<8; В>16
Вы впечатлительный, стеснительный человек, трудно находящий контакты с другими людьми. Зачастую обидчивы, чувствуете себя уверенно лишь в знакомой, привычной обстановке. Люди, мало вас знающие, часто не понимают вас. Вам рекомендуется работать в обстановке, не требующей большого нервного напряжения, быстрых реакций и частой смены характера деятельности.
Вам больше подойдут профессии: ландшафтный дизайнер, микробиолог, лаборант в химлаборатории, библиотекарь, корректор, реставратор, настройщик музыкальных инструментов, сборщик радиодеталей и микросхем, деталей на часовом заводе, чертежник, художник-архитектор, конструктор-модельер, музыкальный работник, технолог в легкой и пищевой промышленности.
· Б<8; 8<В<16
Вы человек необщительный, застенчивый, довольно сдержанный в чувствах, вдумчивый, склонный к рассуждениям. В поступках ориентируетесь в основном на собственные чувства, представления. Такой человек сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, не любит сильных впечатлений, стремится к спокойной, упорядоченной жизни. Людям этого типа предпочтительны профессии, где требуются усидчивость, пунктуальность, внимательность в работе. Они предпочитают работать в одиночку.
Вам больше подойдут профессии: программист, инженер леса, зоолог, биолог, переводчик иностранного текста и др.
· 8<Б<16; В>16
Вы человек эмоционально неустойчивый, чувствительный. В меру общительный, но в отношениях с людьми не очень выдержанный, легко обижаетесь. Ваши поступки часто зависят от вашего настроения: вы то очень энергичны, то становитесь вялым и апатичным. Непостоянны во взглядах и интересах. У вас хорошо развита интуиция. Люди вашего типа предпочитают работу интересную, связанную с эмоциями, но непродолжительную и не очень напряженную, больше умственную, чем физическую.
Вам подойдут профессии: филолог, актер драмтеатра, певец, архитектор, специалист в легкой и пищевой промышленности, конооператор, журналист, кондитер, фармацевт, ювелир, юрист и т. д.
· 8<Б<16; В<8
Вы человек спокойный, постоянный в дружбе и интересах. Эмоции не мешают вам видеть вещи реалистично, умеете приспосабливаться к действительности, рассудительны, в меру общительны, но в поведении не зависимы от взглядов других, охотно делитесь советами, не боитесь неудач, пытаетесь разобраться в их причинах. Люди этого типа могут добиться успеха в разнообразных видах деятельности, особенно в тех, где четко определены действия и наглядно представлен конечный результат.
Вам подойдут профессии: геолог, офицер, преподаватель, врач, пилот, специалист в области социологии, права, дизайнер, журналист, переводчик, дипломат и т.д.
· 8<Б<16; 8<В<16
Вы человек в меру общительный, довольно спокойный, но иногда даете волю эмоциям. Достаточно открытый, не очень тревожный, хорошо переносите одиночество, не очень любите шумные компании. Люди вашего типа в меру активны, универсальны в поведении. Они хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии осознания важности работы, наличия перспективы продвижения по службе.
Вам подойдут профессии: специалист в области разнообразных видов транспорта, радиоэлектроники, техники, систем связи, педагог, врач, работник сферы обслуживания и др.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Найдите правильный ответ:
1. К условиям выработки условного рефлекса относят:
а) неоднократное сочетание сигнала и подкрепления;
б) наличие только сигнала;
в) однократное сочетание сигнала и подкрепления;
в) наличие только подкрепления.
2. Работая с ребёнком-флегматиком, учитель должен придерживаться тактики:
а) отсутствия внимания к особенностям темперамента;
б) индивидуального опроса (по карточкам, с возможностью предварительной подготовки);
в) привлечения ребёнка к быстрым ответам при фронтальном опросе;
г) торможения активности.
3. Дефицит сенсорной информации в раннем постнатальном онтогенезе приводит к нарушению:
а) становления иммунной системы;
б) обмена веществ;
в) гомеостаза;
г) становления коммуникативного поведения.
4. Динамический стереотип – это:
а) устойчивая последовательность поведенческих безусловнорефлекторных реакций;
б) отдельный условный рефлекс;
в) устойчивая последовательность поведенческих условнорефлекторных реакций;
г) отдельный безусловный рефлекс.
5. У людей с сангвиническим типом темперамента ____ нервные процессы:
а) сильные уравновешенные подвижные;
б) сильные неуравновешенные;
в) сильные уравновешенные инертные (малоподвижные);
г) слабые.
6. Повышать работоспособность нейронов необходимо у ребёнка с ___ нервными процессами:
а) слабыми;
б) сильными уравновешенными подвижными;
в) сильными неуравновешенными инертными;
г) сильными уравновешенными инертными.
7. При неподкреплении условного сигнала безусловным в коре больших полушарий развивается ____ торможение:
а) запредельное;
б) внешнее;
в) индукционное;
г) внутреннее.
8. Доминантный очаг возбуждения в нервной системе ребёнка прекращает своё существование:
а) только при удовлетворении потребности, связанной с доминантой;
б) только по команде родителя или воспитателя;
в) только при появлении более значимого раздражителя;
г) при появлении более значимого раздражителя или удовлетворении потребности, связанной с доминантой.
9. У ребёнка с флегматическим темпераментом необходимо:
а) тренировать быстроту реакции;
б) повышать работоспособность нейронов;
в) тренировать процессы торможения;
г) снижать уровень возбудимости.
10. Безусловные рефлексы:
а) осуществляются с обязательным участием коры больших полушарий;
б) являются врождёнными;
в) вырабатываются на определённые сигналы;
г) приобретаются в процессе жизни.
11. Без общения с людьми:
а) не развивается первая сигнальная система;
б) развиваются обе сигнальные системы;
в) не развивается вторая сигнальная система;
г) не развиваются обе сигнальные системы.
12. Работа первой сигнальной системы лежит в основе ____ мышления:
а) аналитического;
б) абстрактного;
в) словесно-логического;
г) конкретного.
13. К вегетативным проявлениям эмоций относят:
а) изменение артериального давления;
б) жесты;
в) мимику;
г) интонацию.
14. Процесс формирования познавательной деятельности детей называют:
а) физическим развитием;
б) функциональным развитием;
в) ростом;
г) психическим развитием.
15. Наименьшей подвижностью нервных процессов обладают дети с __ темпераментом:
а) холерическим;
б) сангвиническим;
в) меланхолическим;
г) флегматическим.
16. Первая сигнальная система:
а) использует в качестве сигнала смысл слова;
б) характерна только для животных;
в) характерна и для животных, и для человека;
г) использует в качестве сигналов конкретные раздражители (звуки, запахи и т.д.).
17. Наибольшее значение для процессов мышления имеют_____поля больших полушарий:
а) ассоциативные;
б) вторичные двигательные;
в) чувствительные;
г) первичные двигательные.
18. Свойством (-ами) нервной системы, обусловливающим (-и) тип высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, является (-ются):
а) стереотипность;
б) инертность;
в) развитость нервных процессов;
г) сила, уравновешенность и подвижность.
19. В классификации типов высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, отсутствует тип:
а) инертный;
б) сильный уравновешенный подвижный;
в) сильный неуравновешенный подвижный;
г) слабый.
20. Темперамент, при наличии которого нервные процессы характеризуются как сильные малоподвижные (инертные), а человек – как работоспособный, терпеливый, выдержанный, медлительный, называется:
а) холерический;
б) флегматический;
в) сангвинический;
г) меланхолический.
2. Ответьте письменно на вопросы:
1. Какова роль биологических и социальных факторов в развитии 1-й и 2-й сигнальной системы действительности?
2. В чем заключаются возрастные особенности нервных процессов?
3. Какие типы ВНД выделяют у детей и подростков?
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: «высшая нервная деятельность», «условный рефлекс», «ассоциация», «тип нервной системы», «сила», «уравновешенность», «подвижность нервных процессов», «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система».