Тема 2: Основные проблемы древней и средневековой философии.




Прежде всего, необходимо отметить космоцентризм, присущий древней философии как Китая и Индии, так и античности. Однако космоцентрический характер мировоззрения в каждом случае имел свои отличия.

Для мудрецов древнего Китая характерно понимание человека, природы и космоса как единого целого. Отсюда восприятие истории как циклического процесса. Кроме того, следует отметить невыделенность человека из коллектива, консерватизм сознания, приверженность традиции, боязнь перемен. Вселенная возникает как результат поляризации первичной материи «ци» упорядочивающим действием противоположных начал «ян» и «инь» (света и тьмы, небесного и земного, активного и податливого). Энергия упорядочения обозначается понятием «дэ». От действий человека зависит, будет ли сохраняться гармония и равновесие великой триады: Небо – Человек – Земля, поэтому китайская мудрость изначально носит нравственно-практический и нравственно-политический характер. Расцвет китайской философии приходится на 6 в. до н. э., который называют эпохой «борющихся царств». В этот период возникают основные философские школы Китая: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, школа имен. В ситуации политической неустойчивости в китайском обществе возникает ощущение «потери пути» и не случайно Конфуций и Лао Цзы вводят в свои размышления понятие Дао – пути, по которому нужно идти каждому китайцу, чтобы накапливать космическую энергию упорядочения – Дэ и, тем самым, участвовать в упорядочении дел в Поднебесной. Можно выделить три основные модели Дао-пути, предложенных китайскими мудрецами. Конфуций разработал путь нравственного совершенствования человека, стремящегося к достижению идеала «благородного мужа». Лао Цзы, в противоположность культуроцентизму Конфуция, предложил путь «следования естественности», полагая, что естественно сложившийся порядок всегда лучше искусственного, создаваемого человеком. Отсюда основной для Лао Цзы принцип «недеяния» - «у вэй». Наконец, школа закона, или легизм, делает акцент на принуждении, на неукоснительном соблюдении социальной иерархии, установленного порядка силой наказаний, репрессий и страха перед законом. Дальнейшее развитие китайской мудрости шло по пути синтеза лучших достижений каждого из направлений, хотя основой синтеза выступает учение Конфуция. Философско-экономические взгляды древнекитайских мудрецов наиболее полно выразил Конфуций. Он подчеркивал, что процветание и стабильность общества и каждого отдельного человека Поднебесной во многом зависит от тяжелого повседневного труда. В наставлениях Конфуция были важные положения об общественном разделении труда, о различии между умственным и физическим трудом. Причем первый объявлялся монополией благородных слоев, второй – уделом простолюдинов. Нужно отметить, что с древнейших времен в Китае высоко ценилась культура труда, равно как и соревновательность и предприимчивость. В философии конфуцианства проблема социального равенства и социальной справедливости занимала важнейшее место. Был провозглашен фундаментальный принцип, который открывал путь наверх практически перед каждым, кто глубоко овладевал мудростью конфуцианства и умел реализовывать ее в общих и личных интересах. Идеал «благородного мужа» задавал культурно-этическую «планку» для всех, кто стремился войти в правящую элиту Китая.

Для древнеиндийской философии характерна теснейшая связь с религией. Размышления здесь переходят в ритуальные действия, религиозное подвижничество и практику медитации, а они, в свою очередь, изменяют сознание, выводя его по ту сторону противоположности объективного и субъективного и подтверждая тем самым одно из основных положений философии о том, что воспринимаемый мир это всего лишь иллюзия, обман – «Майя». Основным источником индийской философии являются священные древнейшие тексты - Веды, и особенно та их часть, которая называется «Упанишады». Отношение к Ведам является основанием деления школ древнеиндийской философии на ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные, критически относящиеся к Ведам и отрицающие особый статус варны брахманов. К ортодоксальным относятся школы: веданта, вайшешика, миманса, санкхья, ньяя, йога; к неортодоксальным – аджвика, джайнизм, буддизм. Однако следует выделить ряд категорий, являющимися «сквозными» для всех школ философии независимо от степени критичности по отношению к ним. Прежде всего, это категории брахман (абсолютное, безличное духовное начало, из которого возникает мир и в котором он, в конечном счете растворяется), атман (субъективное духовное начало, стремящееся воссоединиться с брахманом и раствориться в нем), мокша – достижение освобождения от цепи перерождений – сансары (в буддизме мокша трансформируется в нирвану), наконец, карма как универсальный закон воздаяния за все совершенные в прошлых жизнях поступки, определяющий характер нового рождения. В заключении следует обратить особое внимание на то, что в индийской философии абсолютный закон кармы выступает как вечный миропорядок вселенной. Мир выступает как арена деяний, которые определяют будущее человека. Неведение кармических законов приводит к отрицательным последствиям, мешает освобождению, обусловливает несчастья и страдания как в данной, так и в последующих жизнях человека.

Что касается философско-экономических воззрений древнеиндийских мудрецов, то на первый план в их размышлениях выходит государство как верховный собственник и генеральный субъект хозяйственных связей. Аппарат власти, система администрации осуществляли подавление и контроль над всякой частной инициативой. Социальное положение человека в древней Индии определяется не его отношением к собственности, а системой строго фиксированных статусов-сословий (варн, позже – каст). Жесткая кастовая система была своеобразной исторической альтернативой рыночной экономике и связанным с нею классово-антагонистических отношениям.

При изучении античной философии учащемуся, прежде всего, необходимо выявить и адекватно понимать содержание таких понятий, как: философия, космоцентризм, микрокосмос и макрокосмос, миф и логос, архе, онтология, бытие, атомизм, апория, диалектика, метафизика, идея, форма и материя.

Основной смысловой акцент необходимо сделать на таких содержательных моментах, как:

а) специфика античной культуры как «духовной родины» западноевропейского мышления;

б) генезис античной философии как движение от мифа к логосу;

в) космологически-онтологический характер философии досократиков;

г) релятивизм софистов и этический рационализм Сократа;

д) атомистическая и идеалистическая трактовка бытия (Демокрит и Платон);

е) учение Аристотеля о субстанции, материи и форме;

ж) достижения античной классики в понимании человека, общества и государства;

з) место и роль эпохи эллинизма в развитии античной философии;

и) физический и социальный атомизм Эпикура;

к) самодостаточность человека в философии киников;

л) воздержание от догм и идеал мудрого молчания скептицизма;

м) жизнь в соответствие с космической судьбой как этический идеал стоицизма;

н) онтологическая иерархия неоплатонизма;

Особое внимание следует уделить, во-первых, универсализму античности, который, как это хорошо показано в работах М.К.Петрова, находит выражение в «универсально-понятийном » способе кодирования и трансляции культуры, характерном именно для зарождающегося европейского мышления. Отсюда повышенное внимание античных философов к понятийному мышлению, к проблеме соотношения общего (понятий) и единичного (вещей). Если в древнем Китае миф, как первичная форма мировоззрения, трансформируется в нравственно-политические учения, а в древней Индии в религиозно-философские системы, то в древней Греции происходит трансформация миф в логос, возникает «теоретическая установка» (Гуссерль) сознания, означающая рождение европейской рациональности, выраженной в античной философии. Это движение от мифологического мышления к логическому (логосу) выржено в том, что, если первые греческие философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл) представляют первоначало (архе), из которого возникает космос, в образной форме (вода, воздух, огонь, земля), то в дальнейшем это первоначало мыслится во все более абстрактной форме (например, число пифагорейцев), пока, наконец, Парменид не вводит в философское мышление фундаментальнейшую абстракцию – бытие, одновременно впервые формулируя фундаментальный философский принцип тождества мышления и бытия. Дальнейшее развитие категории бытия шло в античности как по линии идеализма (платоновское понимание бытия как вечных и неизменных идей), так и по линии материализма (атомистическая тарактовка бытия Демокритом).

Во-вторых, для античных философов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они понимают космос как живое, непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное первоначало (архе) проявляется в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко диалектика представлена у Гераклита, который все сущее мыслил как единство и борьбу противоположностей. Тем самым, Гераклит противопоставляет парменидовскому вечному, неподвижному, неизменному бытию свое диалектическое понимание бытия как вечной изменчивости («все течет»).

В-третьих, для античных философов характерно, как правило, дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты у Демокрита, идей и вещей у Платона, формы и материи у Аристотеля. Дуализм, в частности проявляется в том, что для античных идеалистов, в отличие от идеалистов нового времени, мышление не может творить мир из ничего, поскольку имеет дело с уже преднайденной материей.

При рассмотрении философии эпохи эллинизма учащемуся необходимо, прежде всего, усвоить и хорошо понимать значение и содержание таких понятий, как: этика, физика, логика, атомизм, безмятежность (атараксия), свобода, необходимость, судьба, логос, Космополис и космополитизм, эпохе (воздержание), отрицательное богословие.

Особое внимание следует обратить на то, что в философии эпохи эллинизма выразился кризис античной рабовладельческой демократии. Это находит свое выражение в том, что если античная философия классического периода рассматривала человека в органическом единстве с полисом, то философия эпохи эллинизма ищет достижения счастья человека на путях индивидуализма, рассматривая его как «гражданина мира» (стоики); если для классической античности в центре внимания находится космос, то эллинистическая мысль обращается, прежде всего, к человеку, стремясь выявить основные условия его благополучия. Кроме того, нужно уяснить, что, если первоначально античная философия развивается в единстве с конкретно-научным знанием, то в эпоху эллинизма она обособляется в особую форму духовной культуры, имеющую четкую внутреннюю структуру: логику, физику, этику, онтологию и т.д. Наконец, необходимо добиться понимания того, какое огромное влияние оказала философия эллинизма (особенно стоицизм и неоплатонизм) на формирование средневековой философии.

Поскольку античная культура базируется на основе развития товаро-денежных отношений и связанной с ними частной собственности, то здесь мы встречаем гораздо больший интерес философов к экономическим проблемам. Ксенофонт рассматривает хозяйственно-экономическую деятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. Ему также принадлежит мысль о меновой стоимости продукта наряду с потребительной стоимостью. Именно Ксенофонт ввел в научный оборот термин «экономика ». Позже Аристотель уточнил это понятие, трактуя экономику двояко: как совокупность потребительный стоимостей и хрематистику – искусство делать деньги. Платон указывал на роль разделения труда в возникновении общества. Условием благополучия государства он считал отсутствие в нем богатства и бедности. Утопизм платоновской идеи состоял в том, что экономическое благополучие общества он ставил в зависимость от сословно-уравнительных отношений. Аристотель исследовал в совокупности такие явления общественной жизни, как товарное хозяйство, обмен, распределение, деньги, два вида стоимости. Анализируя проблему денег, он считал, что они функционируют как мера стоимости и как средство обращения. Аристотель пришел к выводу о том, что «государственный строй губит скорее алчность богатых, нежели бедность простого народа». Причину гибели государства он выводит из корыстолюбия властителей, покушающихся на общественное добро. Эпикур обосновывал необходимость собственности для людей как средства их благополучия в мире.

Литература

Основная

1. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Матяш Т.П.,

Яковлев В.П. - Ростов –на -Дону: Феникс, 2001. Часть 1, раздел 2.

2. Асмус, В.Ф. Античная философия [Текст]: - М.: Высшая школа, 2003.

3. Вундт, В. Введение в философию [Текст]: - М.: Добросвет, 1998. С. 90-105.

4. Галерея античных философов [Текст]: учеб. пособие в 2-х т. / В. Кисиль, В Рибери. – М.: Фаир-Пресс, 2002.

5. Рассел, Б. История Западной философии и ее связи с политическими

и социальными условиями от античности до наших дней [Текст]: изд. 4.

- Новосибирск: Новосибирский университет, 2003.

6. Основы философии [Текст]: учеб. для вузов / А.Н. Ерыгин. – Ростов-на-Дону: Дашков и К., 2006.

7. Чанышев, А.Н. Философия древнего мира [Текст]: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 2003.

8. История философии [Текст]: учебник / В.В. Васильев. - М.: МГУ, 2005.

9. Историческое введение в философию [Текст]: учебник /В.В.Соколов. - М.: 2005.

10. Античная этика [Текст]: учебник /А.А. Гусейнов. - М.: Гардарики, 2003.

11. Аристотель. Политика /Аристотель // Собр. соч.: в 4-х т.– М., Мысль, 1994. Т.4

12. Аристотель. Афинская полития [Текст]: /Аристотель //Античная демократия в свидетельствах современников. – М.: Ладомир, 1996.

13. Платон. Государство. / Платон // Собр. соч. в 3-х т. – М., 1971.-Т.3. – С.145-152; 204-210,304-309; 311. М., 1971.

14. Платон. Аристотель. Политика. Наука об управлении государством [Текст]: – СПб.: Тера, 2003.

15. Платон. Законы / Платон // Собр. соч. в 4-х т. – М., Мысль, 1994. Т.4

16. Платон. Федон. Федр. / Платон // Собр. соч. в 3-х т. - М., 1970.– Т.2 -С. 11-94; 157-122.

 

Дополнительная

1. Виндельбанд, В. Платон [Текст]: – Киев, 1993.

2. Вундт, В. Введение в философию [Текст]: – М.: ТОО Добросвет, 1998.

- С. 90-105.

3. Канке, В.А. Философия [Текст]: учебник /В.А. Канке. – М.: Логос, 2001. - С. 35-40.

4. Лосев, А.Ф., Тахо - Годи, А.А. Платон. Аристотель [Текст]: - М.: Молодая гвардия, 1993.

5. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении [Текст]: – М.: Мысль, 1989.

6. Логическое учение Аристотеля [Текст]: - изд. 2. /Ахманов А.С. -М.: Эдиториал, УРСС, 2002.

7. Проблема души в классической и неклассической философии [Текст]: /Е.В. Мареев. - М.: Академический проект, 2003.

8. Семенова, Е.В. Античный рационализм и логика Аристотеля [Текст]:

/Е.В.Семенова // Философия в пространстве культуры. Восток-Запад- Россия. – Ростов-на-Дону: Биос, 1999. - С. 24-25.

9. Соловьев, В.С. Жизненная драма Платона [Текст]: / В.С.Соловьев // Смысл любви. - М.: 1991. - С. 236-282.

10. Энциклопедия. Культуры мира [Текст]: - М.: 2004.

 

 

Приступая к изучению средневековой философии и философии эпохи Возрождения прежде всего необходимо выявить и адекватно понимать значение и содержание таких понятий, как: теоцентризм, теизм, теология, креацианизм, провиденциализм, откровение, свобода воли, добро и зло, вера и разум, патристика, схоластика, номинализм и реализм, аверроизм, антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, натурфилософия, индивидуальность, личность, реформация.

Основной смысловой акцент должен быть сделан на таких моментах содержания подмодуля, как:

а) специфика средневековой философии, ее временные рамки и отношение к античной традиции;

б) основные принципы средневековой философии (теоцентризм, креацианизм, провиденциализм, персонализм);

в) догмат творения и догмат откровения как основные догматы средневековой философии;

г) философия периода патристики и ее роль в обосновании «Символа веры» и христианской религиозной догматики;

д) схоластика как господствующий тип средневековой теологической философии: полемика реализма и номинализма;

е) борьба арабских перипатетиков и догматических религиозно-философских учений как основное содержание мусульманской средневековой философии; ж) материальные (прежде всего зарождение буржуазных отношений) и духовные (возрождение интереса к классической античной древности, навейшие открытия в науке, технике и великие географические открытия) предпосылки философии и культуры эпохи Возрождения;

з) основные принципы (антропоцентризм, пантеизм, индивидуализм, гуманизм) и направления философии эпохи Возрождения;

и) возрожденческая диалектика Николая Кузанского и Джордано Бруно;

При изучении философии средневековья (1 – 15 вв. н.э.) следует исходить из того, что она изначально выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. Вместе с тем, в силу исходного принципа - теоцентризма, - в средние века философия понимается как «служанка богословия». Это и обусловливает основную проблематику философии средневековья: отношение веры и разума, сущности и существования, воли и разума, души и тела. Студентам, осваивающим содержание данной темы, необходимо понять, что означает средневековое понимание человека как «образа и подобия Бога» и почему философия средних веков уделяет такое большое внимание проблеме свободы воли. В развитии христианской философии средневековья выделяют период патристики (2 – 9 вв. н.э.) и схоластики (9 – 14 вв. н.э.). Патристика как теолого-философские учения отцов церкви, которые обосновывали догматы христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона, разделяется на две ветви: восточная, греческая (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов) и западная, латинская (Августин Аврелий). Восточная патристика, оказавшая огромное влияние на православную культуру России, разрабатывала, прежде всего, онтологическую проблематику. Западную патристику гораздо больше интересовали нравственно-психологические проблемы. Наиболее ярким представителем западной патристики является Августин Аврелий. Он рассмотрел историю как борьбу двух противоположных царств («градов») — Земного (грешного), представленного государством и Божьего, представленного церковью. Вся история это все большее укрепление града божьего и власти церкви. Августин ставил веру выше разума, а божественное откровение считал главным и самым надежным источником знания. Период схоластики характеризуется тем, что теологи начинают видеть путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве, рассматривая при этом философию как «служанку богословия». В связи с возрастанием роли рассуждений и логики возникает, проходящий через всю схоластику спор между реализмом и номинализмом о природе всеобщих понятий. Сторонники реализма считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные веши). Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Виднейшим представителем схоластики является Фома Аквинский, приспособивший философию Аристотеля для обоснования католических догматов и явившийся основателем религиозной философии томизма.

В период средневековья происходит существенный сдвиг в осмыслении философско-экономической проблематики. Если на ранних этапах труд рассматривался как божье наказание и проклятие, то позже Августин Блаженный отвергает презрение к труду и объявляет простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. При этом он ссылается на слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот не должен есть». Центральной экономической идеей в это время становится учение о «справедливой цене» как установленной Богом. В эпоху схоластики Фома Аквинский дает богословское объяснение сущности и развития собственности. Он утверждает, что собственность вытекает из человеческого эгоизма, конечная причина ее возникновения – грехопадение человека. Подлинный собственник всего сущего – Бог. Подлинное богатство – любовь к Всевышнему. Обладание имуществом, недвижимостью, капиталом – ложное богатство. Обладать богатством и не зависеть от него дано не каждому. Нужна особая благодать и она даруется только Богом.

 

Что касается мусульманской средневековой философии, то здесь нужно обратить внимание на возникшую в среде арабских перипатетиков (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд) теорию «двойственной истины», т.е. учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот, оказавшую мощнейшее влияние на западноевропейскую средневековую философию и способстововавшее развитию рационализма.

 

Литература

Основная

1. Антология мировой философии [Текст]: – М.: 1969. Т.1. Ч.1. ‑ С. 582-592; 592-600; 601-605; - Часть 2. – М.: 1970. - С. 323-331; 832-862.

2. Историческое введение в философию [Текст]: учеб. /В.В. Соколов. - М.: 2005.

3. История философии [Текст]: учебник / В.В. Васильев. - М.: МГУ, 2005.

4. Августин. Исповедь [Текст]: - М.: 1991.

5. 3. Боргош, Ю. Фома Аквинский [Текст]: - М.: 1979. - С. 122-126; 141-148

6. Вундт, В. Введение в философию [Текст]: - М.: ТОО «ЧеРо»; ТОО «Добросвет», 1998. - С. 122-140.

7. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]: - в 4-х частях. – СПб.: 1994. Ч.2. Гл. 1-2.

8. Соколов, В.В. Средневековая философия [Текст]: учеб. пособие - М.: Эдиториал, УРСС, 2001.

9. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: /Т.П. Матяш, В.П.Яковлев. - Ростов – на - Дону: Феникс, 2001. - С. 25-40.

10. Основы философии [Текст]: учебник / А.Н. Ерыгин. – Ростов – на - Дону: Наука Пресс, 2006.

11. Чанышев, А.Н. Философия древнего мира [Текст]: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 2003.

12. 10. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии [Текст]: М.: 1991. - С. 430-445.

 

Дополнительная

1. Абеляр Пьер. История моих бедствий [Текст]: /Августин Аврелий. Исповедь.

1. Петр Абеляр. История моих бедствий. – М.: Республика, 1992. С 296-326.

2. Апокрифы ранних христиан [Текст]: / А.Ф. Окулов. – М.: Мысль, 1989. – С. 6-33; 161-262.

3. Антология мировой философии [Текст]: – М.: 1969. Т..: 1969. - С. 582-592; 592-600; 601-605; Т. 1. Ч.2. – М.: 1970. – С. 323-331; 832-862;

4. Боргош, Ю. Фома Аквинский [Текст]: – М.: 1979. -С.122-126; 141-148.

5. Боэций. Утешение философией и др. трактаты [Текст]: - М.: Наука, 1990. С. 190-290; 315-415.

6. Вундт, В. Введение в философию [Текст]: – М.: ТОО Добросвет 1998. - С. 122-140.

7. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры [Текст]: – М.: 1993.

8. Канке, В.А. Философия [Текст]: учебник /В.А. Канке. – М.: Логос, 2001.- С. 52-64.

9. Левин, Г.Д. Проблема универсалий. Современный взгляд [Текст]: - М.: Канон, 2005..

10. Лосев, А.Ф. Расцвет и падение номинализма [Текст]: / Лосев А.Ф. //Философия, мифология, культура. – М: 1991. - С. 380-397.

11. Нерсесянц, В.С. Философия права [Текст]: - М.: 1997; М.: 2001

12. Ренан, Э.. Жизнь Иисуса [Текст]: - М.: 1991. - С. 34-38; Гл.1. – С. 71-79.

13. Свенцицкая, И.С. Раннее христианство: страницы истории [Текст]: – М.: 1987. – С.185-207; 306-324.

13. Фокин, А.Р. Космос и душа. Учения о Вселенной и человеке в античности и средние века [Текст]: / А.Р.Фокин // Вопросы философии. – 2006. - № 7.

14. Флоровский, Г.В. Восточные отцы церкви 1У века [Текст]: – 2-е изд., - М.: 1992.

Рассматривая проблемы философии эпохи Возрождения, следует, прежде всего, обозначить ее временные рамки (14 – 16, начало 17 вв.), а также связь со средневековьем и в то же время, коренное отличие от него. Особое внимание следует обратить на такие особенности философии Возрождения, как антропоцентризм и, вытекающий из него, гуманизм, т.е. преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные творческие возможности и достоинство (итальянские гуманисты: Петрарка, Бруни, Пико Делла Мирандола, Боккачио); опора на принципиально иное, гелиоцентрическое (Коперник) понимание мироздания; обостренный интерес к социальным и политическим проблемам; утверждение принципа индивидуализма; широкое распространение утопических идей социального равенства. Кроме того, философия Возрождения создает новую, пантеистическую картину мира, в соответствие с которой Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. Пантеизм растворяет Бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Студентам необходимо попытаться понять, почему пантеистическое истолкование Бога в эпоху Возрождения обусловило переход от средневекового чтения книги Библии к натурфилософскому стремлению читать книгу Природы. Особое внимание следует обратить на диалектическую философию Николая Кузанского, обосновавшего пантеистическое понимание Бога, рассмотревшего проблему бесконечности Бога и его «развертывания» в мир, а также возможности и границы познания Бога и мира. Опираясь на учение Коперника и философию Николая Кузанского, Джордано Бруно создает свою теорию бесконечной множественности миров Вселенной.

В связи с развитием буржуазных рыночных отношений в философско-экономических воззрениях эпохи Возрождения происходят изменения, в результате которых богословское отношение к важным экономическим вопросам претерпело существенную эволюцию. В рамках протестантизма хозяйственная активность, трудовые усилия людей толкуются как сферы непосредственного служения Богу, сферы самореализации личности верующего. Свободный рынок рассматривается как двигатель улучшения материальной жизни, а успехи в хозяйственной деятельности как проявление божественной благодати и избранности верующего.

Литература И Т Е Р А Т У Р А

Основная

1. Антология мировой философии [Текст]: - М.: 1970. Т.2. - С. 53-57; 117-122.

2. Мир философии. Хрестоматия [Текст]: - в 2-х частях. - М.: 1997.

3. Макиавелли, Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.

4. О военном искусстве [Текст]: – Минск: Попурри, 1998. – С. 15-122.

5. Макиавелли, Н [Текст]: - М.: 1982. - С. 384-399,403-417, 427-430.

6. Макиавелли, Н. Pro et Contro: личность и творчество: Н.Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст]: – СПБ: РХГИ, 2002.

7. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст]: изд. 4-е. Новосибирский ун-т, 2003.

8. Рассел, Б. История западной философии [Текст]: - Новосибирск, 1994. Книга 3. С. 19-26.

9. Рассел, Б. История западной философии [Текст]: – Новосибирск, 1997. Книга 2.

10. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]: - в 4-х частях.– СПб.: 1996. Ч.3. - С. 3-21, 66-69, 78-79.

11. Историческое введение в философию [Текст]: учебник / В.В. Соколов. - М.: 2005.

12. История философии [Текст]: учебник/ В.В. Васильев. - М.: МГУ, 2005.

 

Дополнительная

1. Вундт, В. Введение в философию [Текст]: - М.: Добросвет,1998. - С. 143-146; 146-150.

2. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения [Текст]: - М.: 1980.

3. Гуссерль, Э. Возрождение – революционный переворот [Текст] / Э.Гуссерль //

4. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: 1994. - С. 54-56.

5. Бурлацкий, Ф.М. Загадки и урок Макиавелли [Текст]: – М.: 1997.

6. Долгов, К. Политическая философия Макиавелли [Текст] / К.Долгов // Новый мир. – 1981. - №7.

7. Жизнь Николо Макиавелли [Текст]: – СПб.: Лениздат, 1993.

8. Кураев, А. Пантеизм [Текст] / А.Кураев // Вопросы философии. – 1996. - №6.

9. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения [Текст]: – М.: 1978.

10. Ревунков, Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации [Текст]: – М.: 1988.

11. Соколов, В.В. Европейская философия ХУ-ХУП в.в. [ Текст]: – М.: 1984.

12. Юсим, М.А. Этика Макиавелли [Текст]: – М.: Наука, 1990.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: