Тема 3: Основные проблемы философии Нового времени




Начиная изучение философии Нового времени 17 – 18 вв., прежде всего, необходимо уяснить и хорошо усвоить содержание и смысл таких понятий, как: сенсуализм, эмпиризм, рационализм, метод и методология, индукция, дедукция, механицизм, врожденные идеи, интеллектуальная интуиция, субстанция, первичные и вторичные качества, естественное право, общественный договор.

Основной смысловой акцент должен быть сделан на следующих содержательных моментах изучаемого подмодуля:

а) ориентация на науку как высшую ценность и основной ориентир жизнедеятельности человека составляет главную особенность философии Нового времени;

б) связь с наукой приводит к тому, что центральной для новоевропейской философии становятся задачи обоснования знания и методов его получения и, в этой связи, на первый план выходят проблемы гносеологии и методологии;

в) поскольку развитие науки осуществлялось либо в форме опытного, экспериментального естествознания, либо в форме теоретического, математизированного знания, ориентация на науку в философии приняло две крайние формы: эмпиризм и рационализм;

г) эмпиризм, рассматривавший опытное естествознание единственным образцом достоверного знания, в качестве наиболее эффективного метода познания считал индукцию;

д) противоположностью эмпиризма явился рационализм, ориентировавшийся на теоретически организованное знание, прежде всего, математику и потому рассматривавший в качестве наиболее надежного метода познания дедукцию;

е) ориентация на науку выразилась также в стремлении философии Нового времени рассмотреть социально-философскую и политическую проблематику не в теологическом, а в рационально-теоретическом плане, что нашло свое выражение в различных вариантах теории общественного договора.

Особенное внимание следует обратить на то противоречие между эмпиризмом и рационализмом, которое четко обозначилось по мере развития философии Нового времени, и которое, в конечном счете, отражало реальное противоречие становящейся новоевропейской науки. Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что основой достоверного познания и практического поведения человека является опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)". Получил широкое распространение в Англии XVII в. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой достоверного познания и практического поведения человека является разум. Основателем рационализма является французский философ и ученый Рене Декарт. Видными представителями рационализма являются Б.Спиноза и Г.Лейбниц. С одной стороны, эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк), совершенно справедливо подчеркивая важность опытной, фактологической основы научного знания, недооценивает роль мышления в процессе научного познания и, как следствие, не может объяснить источник всеобщности и необходимости открываемых наукой истин. Попытки Бэкона усовершенствовать индукцию в качестве метода добывания всеобщего и необходимого знания оказались, в конечном счете, безуспешными. В результате наблюдается эволюционирование эмпиризма от его материалистических версий у Бэкона, Гоббса и Локка к субъективному идеализму Беркли и скептицизму Юма. С другой стороны, рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц), подчеркивая роль разума в добывании всеобщего и необходимого научного знания, источник этой всеобщности и необходимости стремился найти во «врожденных идеях» самого разума, открываемых посредством «интеллектуальной интуиции».

17 – 18 вв. это совершенно новый этап в развитии философско-экономической проблематики. В связи со становлением и бурным развитием буржуазных социально-экономических отношений, экономика, с ее проблемами и законами, все больше проявляет себя и требует осмысления.

И не случайно в творчестве Гоббса вопросы экономической политики и политической экономики. В «Левиафане» он пишет, что существование государства, жизнь его подданных зависят от производства и распределения продуктов земли и моря. Английский философ обосновывал верховную роль государства в экономике, которое практически регламентирует всю хозяйственную жизнь общества. Гоббс высказывает конструктивные мысли о природе денег и денежного обращения. Он утверждает, что «деньги – это кровь государства» и четко указывает пути их поступления в государственную казну. Идеи Гоббса нашли свое дальнейшее продолжение в философско-экономических взглядах Локка. В общем виде Локк пришел и идее трудовой теории стоимости. Он писал: «Ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей». Особенно важным является тезис Локка о том, что основой свободы личности и первопричиной возникновения государства является собственность. Человек рождается свободным и от рождения наделен правом защищать «свою жизнь, свободу и имущество». В философски сочинениях Локка осмысливаются онтологические и гносеологические проблемы экономической и политической сфер общества, взаимодействие власти и собственности, роль денег не только в хозяйстве, но и в воспитания личности, в функционировании социальной структуры. Спиноза стремится истоки человеческого своекорыстия, эгоизма, которые выводил из слепых инстинктов, неуправляемых разумом предрассудков и страстей. Д. Юм, будучи сторонником трудовой теории стоимости, критикует социальное и имущественное неравенство людей. В 18 в. центр философско-экономической мысли перемещается во Францию, где возникает философия Просвещения. Руссо в «Общественном договоре» впервые ставит философско-экономическую проблему отчуждения. Руссо считал, что причиной отчуждения является частная собственность. Здесь обнаруживается различие между Вольтером, считавшим имущественное неравенство предпосылкой нормального развития общества, и Руссо, призывавшему к уравнению собственности, т.е. к равенству не только формальному (юридическому), но и фактическому.

Литература

Основная

1. Новая философская энциклопедия [Текст]: - М.: 2000.

2. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: Т.П. Матяш, В.П. Яковлева. - Ростов – на - Дону: Феникс, 2001. - С. 45; 302. Ч. 1. Раз.4.

3. Антология мировой философии [Текст]: - М.: 1970. Т.2.

4. Рассел, Бертран. История Западной философии и ее связи

с политическими и социальными условиями от античности до наших

дней [Текст]: - Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2003.

5. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]: в 4-х частях. - СПб.: Петрополис, 1996. - С. 161-181; 183-214.

6. Основы философии [Текст]: учеб. / А.Н. Ерыгин. – Ростов – на - Дону: Наука- Пресс, 2006.

7. История философии [Текст]: учебник / В.В. Васильев. - М.: МГУ, 2005.

8. Историческое введение в философию [Текст]: учебник /В.В. Соколов. - М.: 2005.

 

Дополнительная

1. Вундт, В. Введение в философию [Текст]: – М.: 1998. – С. 215-224; 235-252.

2. Валерии, П. Декарт [Текст] /П. Валерии //Вопросы философии.- 2005.- № 12.

3. В поисках новой рациональности. Философия критического разума [Текст]: /И.З. Шишков. - М.: Эдиториал, УРСС, 2003.

4. Канке, В.А. Философия [Текст]: учебник. - М.: Логос, 2001.

5. Ляткер, Я.А. Декарт [Текст]: – М.: 1975.

6. Мир философии [Текст]: - в 2-х т. – М.: 1997. Т.2. - С. 485-490.; 498, 621.

7. Нарский, И.С. Западноевропейская философия ХУП века [Текст]:– М.: Высшая школа, 1974. – С. 11-76; 77-138.

8. Соколов, В.В. Европейская философия XV - XVII веков [Текст]: – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 178-200; 211-237.

9. Субботин, А.Л. Бэкон [Текст]: - М.: Мысль, 1978.

10. Субботин, А.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии [Текст]: / А.Л.Субботин //Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. – М.: Мысль, Т.1. 1977. - С. 5-54.

11. Соколов, В.В. Философия духа и материи Рене Декарта [Текст]: / В.В.Соколов // Декарт Р. Соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1989. Т.1. – С. 3-76.

 

При рассмотрении темы немецкая классическая философия студенту нужно, прежде всего, выявить и адекватно понимать значение и смысл таких понятий, как субъективный и объективный идеализм, агностицизм, явление и вещь в себе, априорное и апостериорное знание, диалектика, законы и категории диалектики, сознание и самосознание.

Основный смысловой акцент должен быть сделан на следующих элементах содержания этой темы подмодуля:

- продолжая начатый философами Нового времени анализ взаимодействия субъекта и объекта познавательной деятельности, классики немецкой философии обогащают эту проблематику новыми подходами;

- прежде всего, немецкая классика открывает активность субъекта познания и сознания, поэтому именно деятельность выступает здесь предельным основанием осмысления всей системы отношения человека к миру. Причем формы этой деятельности человека как субъекта задаются не природой, а социумом, культурой;

- однако, поскольку исходной предпосылкой немецкой классической философии является идеализм, то сама эта деятельность человека понимается ею, прежде всего, как активность в сфере духа, а не как материально-практическая деятельность. Поэтому конечную причину развития человека, общества, познания и всемирной истории немецкая классика видела в развитии самосознания.

- поскольку источник развития самого самосознания классики немецкой философии видят в его внутренних противоречиях, т.е. в его способности проблематизировать мир и решать, порождаемые им проблемы, то они всесторонне разрабатывают диалектику как метод познания и разрешения противоречий и как теорию развития, понимаемого как саморазвитие, самоорганизация. Разумеется, на формирование классической немецкой диалектики огромное влияние оказала Великая французская революция с ее столкновением и борьбой противоположных сил и интересов, а также диалектические традиции немецкой культуры (особенно философия Николая Кузанского и Готфрида Лейбница).

- и, наконец, последнее, главным предметом рассмотрения немецкой классики является человек и возможность его свободы. Именно сквозь призму свободы человека как автономной личности великие немецкие философы рассматривали и решали проблемы познания, морали, права, гражданского общества и государства.

Особенное внимание при рассмотрении отдельных представителей немецкой классической философии следует уделить следующим моментам.

Стремясь разрешить назревшее противоречие между эмпиризмом и рационализмом, Кант выявляет условия нашего познания и доказывает, что научное познание есть синтез эмпирического и рационального, теоретического. Но доказывает он это ценою агностицизма, с точки зрения которого мы можем познавать лишь мир явлений, но не то, что является в нем, а потому вещи (вещи в себе) непознаваемы.

Фихте (1762 —.1814), стремился преодолеть кантовский агностицизм путем отрицания непознаваемой «вещи в себе» и разработки концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является его сознание – Я. Будучи источником творческой деятельности, это абсолютное Я порождает как эмпирическое Я человека, так и противостоящий ему мир – не-Я. Диалектика развития это бесконечное возникновение и разрешение все боле развитых форм противоречия между Я и не-Я.

Шеллинг (1775 - 1854) критикует субъективный идеализм Фихте с позиций объективного идеализма. Он исходит из принципа тождества духа и природы, понимаемых как противоположные проявления единой деятельной сущности – Абсолюта, творческая деятельность которого, будучи одновременно сознательной и бессознательной, напоминает художественную деятельность и раскрывается во множестве форм - от низших до высшей. Поэтому искусство занимает самое высокое место в системе Шеллинга, который видел в нем раскрытие тайны мира – абсолютное тождество идеального и реального, а интеллектуальная интуиция рассматривается им в качестве универсального средства постижения диалектики развития этого абсолютного тождества.

Завершая развитие идеализма немецкой классики, Гегель (1770-1831) развил философию объективного идеализма, основным понятием которой является абсолютная идея, проявляющая себя в истории как мировой дух. Реализуя принцип тождества мышления и бытия, Гегель создает систему философии, охватившую все области человеческого знания. Бытие в основе своей есть мысль, так что все действительное разумно, а все разумное - действительно. Высшее проявление абсолютной идеи не религия, не искусство, а философия как познание и самопознание в форме чистого понятийного мышления. Гегель предложил и обосновал проект особой, диалектической логики, воплотившей в себе сущность его философии, его диалектический метод.

Философия Людвига Фейербаха (1804 -1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии. Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование антропологического материализма, с точки зрения которого человек как часть природы должен стать главным предметом философии. Для материализма Фейербаха характерен атеизм.

Особенно следует выделить философско-экономические идеи Гегеля. В «Философии права» Гегель понимает гражданское общество как сферу экономических интересов и отношений. В структуре гражданского общества ключевая роль принадлежит праву человека быть юридически лицом, иметь право на присвоение вещи, обладание собственностью. Свободу частной собственности Гегель считал высшим проявление разумности общественных отношений. Важно то, что понятие собственности трактуется философом при помощи категории отчуждения. В основе выделения видов собственности, по Гегелю, лежат различные способы отчуждения. Но не все человеческие блага отчуждаемы. К числу неотчуждаемых Гегель относит религиозные верования, нравственность, честь, свободу. Гегель возвысил анализ труда до уровня философского рассмотрения. Мысли о значении труда в жизни и развитии человека и общества излагаются в «Феноменологии духа». Гегель показывает, что в процессе труда человек рапредмечивает окружающий мир и опредмечивает себя в нем, осуществляя собственное самоутверждение и самовыражение. Не случайно Маркс утверждал, что Гегель рассматривает человеческую историю как «порождение человека человеческим трудом». Следует обратить внимание на гегелевский анализ диалектики развития человеческий потребностей. Заслуга Гегеля в трактовке экономических законов состоит в преодолении искусственного разрыва между их объективным характером и предметной деятельностью людей. Большой интерес представляют высказывания немецкого философа о природе и сущности стоимости, цены и денег.

 

Литература

Основная

1. Антология мировой философии [Текст]: - М.: 1971. Т.3. - С. 102-103, 106-108, 110-111, 120, 135-140, 150, 157-163, 163, 165- 168. - С. 337-348,288-295.

2. История философии [Текст]: учебник /В.В. Васильев. - М.: МГУ, 2005.

3. Историческое введение в философию [Текст]: учебник /В.В. Соколов.- М.: 2005.

4. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]: – в 4-х ч. - СПб.: 1996. Ч.3. - С. 627-663 (Кант); Ч. 4. - СПб.: 1997. - С. 59-110. (Гегель).

5. Рассел, Б. История западной философии ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст]:- 4-е изд. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2003.

6. Мир философии. Хрестоматия [Текст]: - в 2-х т. - М.: 1991. (2-е изд. - М.: 1997).

7. Немецкая классическая философия [Текст]: учеб. для вузов. / В.Н.Кузнецов. - М.: Высшая школа, 2003.

8. Основы философии [Текст]: учебник / А.Н. Ерыгин. - Ростов – на - Дону: Дашков и К, 2006.

9. Дмитриева, Н.А. Философия Канта как философия свободы: иная глобализация. Обзор Х Международного Кантовского конгресса. /Н.А.Дмитриева // Вопросы философии. - 2005.- № 8.

 

Дополнительная

1. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант [Текст]: – М.: Наука, 1973.

1. 2. Гулыга, А. Кант [Текст]: - М.: 1993. (Серия ЖЗЛ).

2. 3. Гулыга, А. Гегель [Текст]: - М.: 1993. (Серия ЖЗЛ).

3. 4. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет [Текст]: - в 2-х т. - М.: Мысль, 1973. Т.2.- С. 36-54: Философская пропедевтика. Первый курс. Младший класс. (Учение о праве, долге и религии).

4. Гегель, Г.В.Ф. Философия права [Текст]: - М.: Мысль, 1990. - С. 59-69.

5. Кант, И. / И.Кант //Соч. в 6-ти т. - М., Мысль, 1969.

6. 7. Кант, И. Критика способности суждения [Текст]: - М.: Искусство, 1994.

7. Философия [Текст]: учебник /В.Д. Губин [и др.] – 2 изд., перераб. и доп. - М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2000.

8. Коген, Г. Теория опыта Канта. Глава 16. Система критического идеализма. [Текст] / Г. Коген // Вопросы философии. - 2006. - № 4.

9. Милюгина, Е.Г. «Быть свободным – это значит быть человеком».: о гранях идеи свободы в мышлении романтиков [Текст] / Е.Г. Милюгина //Вопросы философии.- 2005. - № 12.

10. Ойзерман, Т.И. Кант и Гегель как исторические личности [Текст] Т.И.Ойзерман //Вопросы философии. - 2005. - № 11.

11. Оруджев, З.М. Способ мышления эпохи и принцип априоризма / З.М. Оруджиев //Вопросы философии. - 2005. - № 5.

 

При изучении темы философия марксизма учащиеся должны, прежде всего, усвоить и адекватно понимать содержание и значение таких понятий, как: материалистическая диалектика, идеалистическое и материалистическое понимание истории, общественное бытие и общественное сознание, способ производства, общественно-экономическая формация.

Основной смысловой акцент должен быть сделан на таких важных содержательных моментах подмодуля, как:

- историко-философские, естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения философии марксизма;

- сущность диалектического материализма и его отношение к предшествовавшему материализму;

- различие идеалистического и материалистического понимания истории;

- сущность материалистического понимания истории, открытого Марксом;

- понятие общественно-экономической формации и ее основных структурных элементов;

- сущность формационного подхода Маркса к рассмотрению всемирной истории.

Особое внимание необходимо обратить на то, что философией марксизма является диалектический материализм, созданный Марксом и Энгельсом на основе творческой переработки идеалистической диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, переосмысления великих открытий науки того времени (закон сохранения материи и энергии, эволюционная теория

Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов), а также изучения социально-классовых противоречий и конфликтов буржуазного общества. Диалектический материализм означает признание первичности материи по отношению к сознанию и рассмотрение сознания как результата саморазвития материи, понимание материи как находящейся в постоянном движении и развитии, причем это развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Фундаментальное значение для обоснования диалектического материализма имело открытие Марксом материалистического понимания истории, которое стало возможным, благодаря, во-первых, выделению из всей совокупности общественных отношений производственных отношений в качестве первичных;во-вторых, сведению последних к уровню развития производительных сил;в-третьих, открытию закона определяющей роли производства материальной жизни в общественном развитии. «Способ производства материальной жизни, - писал Маркс, формулируя материалистическое понимание истории, - обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Важно уяснить для себя два основных аспекта материалистического понимания истории. Первый аспект состоит в том, что открытие Маркса позволило объяснить структуру общества, выделив в нем первичные, базисные (экономические) и вторичные, надстроечные (социальная, политической и духовная сферы) элементы. Второй аспект – материалистическое понимание истории позволило рассмотреть развитие всемирной истории как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций.

Литература

Основная

1. Новая философская энциклопедия [Текст]: - М.: 2000.

1. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: /Т.П. Матяш, В.П.Яковлев.- Ростов – на - Дону: 2001. - С. 48; 158;159:174;

2. История философии [Текст]: учебник / В.В. Васильев. - М.: МГУ, 2005.

3. Историческое введение в философию [Текст]: учебник /В.В. Соколов.- М.: 2005.

4. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]: в 4-х частях.- СПб.: 1997. Ч. 4. – С. 120-136.

5. Марксистская философия в Х1Х веке [Текст]: в 2-х т. - М.: Наука, 1979. - Т. 1. - С. 76-83; 114-123; 140-146; 291-305; 319-345; 408-419; 426-438; 439-442,454-465.

6. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие /К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. - Т.13. С.6-9.

7. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. - Т.21. (Или любое отдельное издание)

8. Ленин, В.И. Три источника и три составные части марксизма / В.И.Ленин //

a. Полн. собр. соч. - Т.23. (Или любое отдельное издание)

9. Ленин, В.И. Карл Маркс. / В.И.Ленин //Полн. собр. соч. - Т.26.

10. Маркс, К. К критике гегелевской философии права. Введение /К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. - Т.1. - С. 224-230, 245-250, 254,3 02, 310-313.

11. Основы философии [Текст]: учебник /А.Н. Ерыгин: - Ростов - на - Дону: Изд. «Дашков и К», Наука-Пресс, 2006.

12. Ойзерман, Т.И. Марксизм и утопизм [Текст]: - М.: Прогресс - Традиции 2003.

Следует иметь в виду, что во второй половине XIX в. критика идеализма и рационализма немецкой классической философии, особенно гегельянства шла по двум направлениям: "критика слева", представленная материалистической философией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса; "критика справа", представленная различными иррационалистическими течениями. В широком смысле иррационализм это философское направление, ограничивающие возможности рационального познания и противопоставляющее ему интуицию, веру, созерцание и т.п. К концу 19 в. выявились три разновидности иррационализма: объективно-идеалистическая, представленная поздним Шеллингом и Шопенгауэром; субъективно-идеалистическая, представленная Кьеркегором; и «философия жизни», представленная Ницше, Дильтеем, Бергсоном.

В своей книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэр, резко критикуя рационализм Гегеля, универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в мире является не разум, а слепая мировая воля. Познавательный процесс осуществляется через представление субъекта в трех формах: как непосредственное познание, как отвлеченное (рефлективное) познание, присущее науке и как интуитивное познание, которое Шопенгауэр считает высшей формой познания. Т. о., не ученый, а художник с его интуицией способен познавать сущность вещей, «вещь в себе», которую Кант считал непознаваемой. Этой «вещью в себе» мира является воля - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Она также есть высший принцип, который лежит в основе мироздания. Поскольку воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье и развивает этику пессимизма, созвучную мироощущению древнеиндийской философии, рассматривавшей жизнь как страдание.

В философии жизни выразился кризисный характер переходной эпохи рубежа веков, выразившийся во всеобщей утрате веры в идеалы разума, пессимизме и разочаровании. Кроме того, философия жизни явилась попыткой преодолеть ограниченность механистического материализма с иррационалистических позиций. Центральным понятием этой философии является понятие жизни как абсолютного, бесконечного начала мира, которое нельзя расщеплять на материю и сознание, которое активно, многообразно и находится в вечном становлении. В философии жизни можно выделить, прежде всего, два течения: одно понимало жизнь в биологическом смысле, распространяя биологические характеристики на всю Вселенную, рассматривая ее эволюцию как «жизненный порыв» (Анри Бергсон): другое истолковывало жизнь как волю (Ницше), как внутреннее переживание (Дильтей), как иррациональную игру духовных сил (Зиммель).

Родоначальником философии жизни и наиболее ярким и значительным ее представителем, оказавшим мощнейшее влияние на западную и мировую культуру, является Фридрих Ницше. При изучении его философии студент должен освоить содержание основных понятий ницшеанской философии: аполлоновское и дионисийское начало в культуре, сверхчеловек, воля к власти, нигилизм, переоценка всех ценностей, вечное возвращение. Уже в ранний период своего творчества, анализируя античную культуру, Ницше открывает два универсальных начала человеческой культуры: аполлоновское (созерцательное, логически членящее, односторонне-интеллектуальное) и дионисийское (жзнеопьяняющее, трагически-оргаистическое). Ницше противопоставляет «жизненное искусство», с его дионисийским началом, интеллектуальному отношению к жизни, ведущему к разложению и умерщвлению жизни в теории (первым таким теоретиком выступает, по Ницше, Сократ). Тема роковой противоположности «жизни» и «разума» становится ведущей в полемике против научного познания, поскольку все проблемы современной культуры, по Ницше, связаны с тем, что она ориентирована на науку. Констатируя упадок «высшего типа» человека в современном обществе, Ницше в работе «Так говорил Заратустра» в качестве культурно-этического идеала предлагает образ сверхчеловека, гармонично сочетающего аполлоновское и дионисийское начало. С точки зрения этого идеала современный человек лишь «мост между обезьяной и сверхчеловеком». Пытаясь понять, почему в обществе, вопреки дарвиновской теории, наиболее приспособленными оказываются не наилучшие, а посредственные, усредненный тип человека, Ницше приходит к выводу, что причина этого в ценностях, господствующий в обществе и переходит на позицию нигилизма под лозунгом «переоценки всех ценностей». Причем критерием оценки и переоценки выступает идея воли к власти, которая должна быть присуща сверхчеловека. Особенно резкой критике подвергает Ницше официальную мораль, считая, что именно она способствовала культивирования в Европе стадного типа человека. Он развивает метод исследования морали, который называет «генеалогией морали». Мораль с ее понятиями добра и зла первоначально возникла как реализация чувства превосходства «господ», «аристократов» над другими – «рабами», «низшими». Но затем, по Ницше, происходит «восстание рабов» в морали как своеобразная месть угнетенных, проходящая через всю историю и наиболее последовательно проявляющаяся в христианской морали. Смысл новой «переоценки ценностей» в возрождении морали господ в самой жесткой и откровенной форме. Эта мораль исходит из того, что, во-первых, существует природное неравенство людей, которое обусловлено различием их воли к жизни как воли к власти; во-вторых, ценность жизни является единственной безусловной ценностью и она совпадает с уровнем воли к власти; в-третьих, прирожденный аристократ, «сильный» человек стоит «по ту сторону добра и зла», он ответственен за свои поступки только перед равными себе и абсолютно свободен в поступках по отношению к «низшим». Таков сверхчеловек как субъект морали «господ». Это деление людей на «рабов» и «господ» от «природы» является наиболее спорным моментом ницшеанской теории и, при упрощенном понимании, может иметь самые различные теоретические и практические следствия (вплоть до использования идеологами фашизма). В конечном счете, в качестве противовеса массовому обществу и массовому человеку Ницше предлагает миф о сверхчеловеке, для которого «Бог умер» и который выступает субъектом новой морали, не знающей сострадания, безжалостной и беспощадной по отношению к слабым.

 

Литература

Основная

1. Современная западная философия [Текст]: словарь. - М.: Тон-Остожье, 1998.

2. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: /Т.П. Матяш, В.П.Яковлев. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2001. - С.43; 45; 117; 158; 371; 386.

3. Вундт, В. Введение в философию [Текст]: - М.: 1998. - С. 205-206; 209-212.

4. Философия [Текст]: учебник / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М: Тон-Остожье, 2000. - С. 376-387.

5. Философия [Текст]: учеб. пособие для вузов. / В.П. Кохановский. - изд. 14-е. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2006. Гл. 1Х. - С. 399-407.

6. Основы философии [Текст]: / А.Н. Ерыгин - Ростов – на - Дону: Изд. Дашков и К, Наука-Пресс, 2006.

7. Энциклопедия: «Духовный мир человека» [Текст]: - М.: «Аванта», 2004.

8. Мальцева, А.П. Желание как философско-методологическая проблема. [Текст] / А.П.Мальцева //Вопросы философии. - 2005. - № 5.

9. Историческое введение в философию [Текст]: /В.В. Соколов. - М.: 2005.

10.История философии [Текст]: учебник / В.В. Васильев. - М.: МГУ, 2005.

 

Дополнительная

1. Бакусев, В.М. «Заратустра» или «Заратуштра»? Автор, герой и его прототип в «Also sprach Zaratthusnra» Ф.Ницше [Текст] / В.М. Бакусев //Вопросы философии. - 2006. - № 9.

2. Кьеркегор, С Философские крохи, или Крупицы мудрости Йоханнеса Климаккуса [Текст] /С. Кьеркегор // Вопросы философии. - 2005, - № 12, стр.139-150.

3. Кьеркегор, С. Страх и трепет [Текст]: - М., 1993

4. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг [Текст]: - Киев: 1994.

5. Канке, В.А. Философия [Текст]: - М.: Логос, 2001.

6. Риккерт, Г. Философия жизни [Текст]: П.: 1992.

7. Свасьян, К.А. Фридрих Ницше: мученик познания [Текст] / К.А. Свасьян //Ницше - в 2-х т. - М., 1990. Т.1. – С. 5-46..

8. Чанышев, А.А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра [Текст] / А.А. Чанышев //Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: – в 5-ти т. – М.: Московский клуб, 1992. Т.1. - С. 5-36.

9. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление /А.Шопенгауэр // Собр. соч.: в 4-х т. - М., 1990. Т. 1. - С. 3-53; 99-145; 175-200; 279-303; 393-427.

10. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А.Шопенгауэр // Собр. соч.: в 5-ти т.– М., Московский клуб, 1992. Т. 1.

11. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы [Текст]: - Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1991.

12. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А.Шопенгауэр // Собр. соч.: в 4-х т. - М., 1992.

13. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А.Шопенгауэр // Собр. соч.: в 6-ти т. - М., Республика, 1999-2001гг.

14. Ницше, Ф. Воля к власти / Ф.Ницше // Собр. соч.: в 2-х т. - М., 1990.

15. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей [Текст]: - М.: Киев, 1994. - С. 36-38; 38-46; 49-52; 52-61; 68-78.

16. Ницше, Ф. Воля к власти [Текст]: - М.: Эксмо – Пресс, 2003.

17. Ницше, Ф. Антология [Текст]: - Санкт-Петербург: Русский гуманитарный институт, 2001. См. статьи - Русский образ Ницше: о «сверхчеловеке» СоловьеваB.C., Троцкого А. Знаменского С.П.

18. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше [Текст]: / А.И. Введенский. - М.: Канон-пресс, 1998.

19. Цвейг, Стефан. Вчерашний мир [Текст]: – М.: 1991.

20. Цвейг, Стефан. Борьба с демоном [Текст]: - М.: 1992.

21. Ясперс, Карл. Ницше и христианство [Текст]: - М.: Медиум, 1993.

22. Фридрих Ницше и русская религиозная философия [Текст] / И.Т. Войская // Собр. соч.: в 2-х т. - Минск, 1996.

23. Галеви, Д. Жизнь Ф. Ницше [Текст]: - Рига, 1991.

24. Дудкин, В.В. Достоевский и Ницше (проблема человека) [Текст]: - Петрозаводск, 1994.

25. Кучевский, В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше [Текст]: - М.: 1996.

26. Малик, Э.Г. Иррационалистическая школа философии (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) [Текст]: учеб. - метод, пособие / Э.Г.Малик. – Ростов – на - Дону: УПЛ РГУ, 2002.

27. Прокофьев,А.В. Парадоксальный гуманизм и критика морали. Опыт этического анализа: «Философия в будуаре»Д.А.Ф. де Сада [Текст] / А.В.Прокофьев //Вопросы философии. - 2001. - № 1.

28. Синеокова, Ю.В. Библиография работ по философии Ф. Ницше с 1892 по 2000 годы [Текст] / Ю.В.Синеокова // Ницше: Антология.- С - П.: Русский гуманитарный институт, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: