Тема 1: Природа и сущность человека, смысл человеческого бытия.




Начиная рассмотрение данной темы, следует, прежде всего, обратить внимание на то, что в силу уникальности положения человека во Вселенной, многогранности и противоречивости форм проявления его сущности невозможно дать краткое и общепринятое определение понятия «человек». Вся история философской мысли это поиск такого определения приро­ды человека и смысла его существования в мире, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпиричес­кими данными о свойствах человека, а с другой — высвечи­вало бы в будущем перспективы его развития. Далее нужно обратить внимание студентов на уже пройденный историко-философский материал, и помочь им сформулировать основные подходы к пониманию сущности человека существовавшие в истории философии.

Далее необходимо обратить внимание на основные концепции происхождения человека: теологическую, эволюционную и трудовую.

В современной философской литературеможно выделить по крайней мере четыре подхода к определению понятия «человек»:

1) рассмотрение человека в естественной систематике животных,

2) понимание человека как существа, выходящего за рамки живого мира и противостоящего ему,

3) понимание человека в смысле «че­ловеческого рода» и, наконец,

4) рассмотрение человека как индивида, личности.

Возможны по крайней мере три способа ответа на вопрос о том, что такое человек:

1) Дескриптивный;

2) атрибутивный;

3) сущностный.

При дескриптивном подходе исследователи концентрируют внимание на тщательном выделении и описании всех тех морфологичес­ких, физиологических, поведенческих и других признаков, ко­торые отличают человека от представителей всех другие: ви­дов живых организмов. Этот подход особенно характерен, прежде всего, для естественнонаучной («физической») антропологии. Однако такой подход присущ также и философам (включает, напр., такие признаки, как биологическая неприспособленность человека, неспециализированность его органов для какого-то определенного чисто животного существования; необычайная пластичность его поведения; способность производить орудия труда, добывать огонь, пользоваться язы­ком.

При атрибутивном подходе философы стремятся выделить среди признаков, присущих человеку, такой, который был бы главным, отличающим его от животных. Наиболее известное атрибутивное определение человека - «опреде­ление его как мыслящего, разумного (homo sapiens). Другое, не менее известное атрибутивное оп­ределение человека — homo faber — как существа умелого, производящего. Третье - понимание человека как homo symbolicus – существа, созидающего сим­волы, наиболее важным из которых является слово (Э. Кас­сирер). Необходимо отметить также аристотелевское определение человека как существа общественного. Безусловно, перечисленные атрибуты выделяют сущностные свой­ства человека, но, ни одно из них не является всеохватыва­ющим.

Сущностное определение человека — это попытка со­здания такой концепции, которая выявила бы основание, синтезирующее и объясняющее вышеперечисленные атрибуты человека. Таким основанием является способ бытия и жизнедеятельности человека в мире. В отличие от животных:

v человеческая жизнедеятельность носит универсальный характер;

v человек выделяет себя из природы и его деятельность носит сознательный характер;

v отношение человека к природе опосредованно орудиями труда;

v человеческая жизнедеятельность носит продуктивный характер, поскольку, прежде чем потребить, человек должен произвести.

Для характеристик этой продуктивности человеческой деятельности применяются понятия опредмечивания и распредмечивания. Благодаря продуктивному характеру своей жизнедеятельности люди через продукты деятельности (как материальные, так и духовные) вступают в социальную связь друг с другом. Поэтому их жизнедеятельность носит общественный характер и отношение человека к природе опосредовано его отношением с другими людьми. Маркс называл производственную деятельность «родовой сущностью человека». Сущность эта выступает как совокупность всех общественных отношений, а не как неизменная абстрактная «человеческая природа». Не случайно, уже для Гегеля всемирная история выступает как процесс порождения человека человеческим трудом. Человек является и субъектом и объектом истории, в то время как животное является только объектом. В таком случае сущность человека должна пониматься не как нечто неизменное, а как процесс исторического самоизменения человека. При этом разумность как атрибут человека, является моментом его практической деятельности.

Далее нужно перейти к вопросу о понятиях человек, индивид, личность. Особое внимание следует обратить на тот факт, что личность как особенное выражение в индивиде социальной сущности человека является продуктом исторического развития. При рассмотрении вопроса о соотношении биологического и социального в человеке как личности нужно различать биологические предпосылки появления и существования человека и социальную сущность человека, которая развивается и проявляется в той мере, в какой личность в процессе социализации подчиняет биологические предпосылки и делает их носителями социальных свойств и качеств. Рассматривая проблему отношения личности и общества необходимо объяснить студенту-экономисту следует раскрыть содержание понятия отчуждения. Отчуждение это социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение выражается в господстве овеществлённого труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. Отчуждение связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений. Оно получает и определенное психологическое выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми социальной структурой, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При отчуждении общественное противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфическим восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Студентом-экономистом должны быть раскрыты следующие основные экономические моменты отчуждения.

1) Отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым.

2) Отчуждение условий труда от самого труда.

3) Отчуждение результатов труда от наёмного рабочего. На основе экономического отчуждения возникают его вторичные проявления в виде социальных институтов и норм, предписываемых ими, от личности. Социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу. Еще более производный характер носит отчуждение идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который не соответствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причиной дивиантного поведения личности. Формируются специфические формы идеологического отчуждения (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между «массовой культурой» и культурой элиты.

 

Литература:

Основная

1. Новая философская энциклопедия [Текст]: - М., 2000.

2. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. Разд. 10.

3. Философия [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.П. Кохановский. 14-е - изд. - Ростов - на - Дону, 2006. Гл.6.

4. Основы философии [Текст]: / А.Н. Ерыгин. – Ростов –на- Дону: Изд-во «Дашков и К», 2006.

 

Дополнительная

1. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Текст]: – М., 1987.

2. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти [Текст]: – М., 1992.

3. Камю, А. Бунтующий человек [Текст]: М., 1990. - С. 5-22; 45-46; 61—622; 127-132; 364-372.

4. Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде [Текст] / А.Камю // Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Сартр. Сумерки богов. - М., 1989.

5. Ясперс К. Философская вера [Текст] / К.Ясперс // Смысл и назначение истории. – М., 1994.

5. Сартр, Ж.-П. Стена [Текст]: М., 1992. - С. 177-194.

6. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст]: - М., 1990. - С. 16-17; 142-146; 152-155; 167; 191-197; 205; 207; 235-241; 13; 150-151;163; 189; 9-11; 141; 172-173; 182-185; 12; 170-173.

7. Бубер, М. Я и Ты [Текст]: – М., 1993.

8. Ильенков, Э. В. Что же такое личность? [Текст] / Э.В.Ильенков // Философия и культура. – М., 1991.

9. Франк, С.Л. Смысл жизни [Текст] / С.Л.Франк // Вопросы философии. - 1990. - № 6.

10. Франк, С.Л. Духовные основы общества [Текст]: - М., 1992.

11. Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии [Текст]: - М., 1990.

12. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст]: - М.: Прогресс, 1990. - С. 7-15; 21; 24-25; 73-74; 93-129; 155-170.

13. Фромм, Э. Человек для себя [Текст]: - Минск, 1992. - С. 11-15; 44-45; 116- 137.

14. Элиаде, М. Священное и мирское [Текст]: – М., 1994.

15. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1984.

16. Карпов, М.М. Смысл жизни [Текст]: - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1994.

10. Карпов, М.М. Для чего мы живем? [Текст]: - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001.

18. Вернадский, В.И. Философские размышления натуралиста [Текст]: - М., 1988.

19. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки [Текст]: - М., 1992.

20. Моуди, Р. Жизнь после смерти [Текст]: – СПб., 1998.

21. Марк Аврелий. Наедине с собой: Размышления [Текст]: – Ростов-на-Дону, 1991.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: