Начиная рассматривать данную тему, необходимо прежде всего акцентировать внимание студента на том, что общество это продукт взаимодействия людей, совместно производящих и воспроизводящих свою собственную материальную и духовную жизнь. Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — одна из форм бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Бытие общества имеет две стороны:
v объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;
v субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. Можно выделить три основных подхода к объяснению общественных связей и закономерностей:
1. Натуралистический, с точки зрения которого общество рассматривается как продолжение природных закономерностей;
2. Идеалистический, усматривающий основной фактор общественного развития в сознании;
3. Материалистический, рассматривающий в качестве основного фактора общественного развития экономическую жизнь общества, материальное производство.
Основными сферами жизни общества являются: экономическая; социальная; политическая; духовная. Необходимо акцентировать внимание студентов экономистов на том, что экономическая сфера является базовой, определяющей в жизни общества. Она включает в себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ. Экономическая сфера существует в следующих формах:
v экономическое пространство, в котором происходит хозяйственная жизнь;
v деятельность институтов управления экономикой;
v способ производства материальных благ, который имеет две составляющих: производительные силы; производственные отношения:
- производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
- производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства, ядром которых являются отношения собственности на средства производства.
Значение экономической сферы жизни общества в том, что она: создает материальную базу существования общества; непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); влияет на политические процессы; влияет на духовную сферу.
Социальная сфера — система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основные элементы социальной структуры общества: классы; страты; сословия; социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); национальные общности. По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:
v классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы;
v стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.
Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.). Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Политика это сфера властных отношений. Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы; политические партии; общественные организации; профсоюзы; иные институты. Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны. Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих политическую власть. Основными функциями государства являются:
v представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);
v охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
v внешнеполитическая; интеграционная. Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.
Основными элементами духовной жизни общества являются:
v духовная деятельность;
v духовные ценности;
v духовные потребности людей;
v духовное потребление;
v индивидуальное сознание;
v общественное сознание.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности:
ü моральные, религиозные устои,
ü научные теории,
ü художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Индивидуальное сознание это сознание, духовная деятельность отдельного человека как элемента общества.
Общественное сознание — обособившееся из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности духовное производство. Структура общественного сознания включает в себя: обыденное и теоретическое сознание; общественную идеологию и психологию; формы общественного сознания:
Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
Теоретическое сознание — высшее обобщенное сущностное восприятие бытия.
Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.
Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй. В духовном производстве современного общества выделяют следующие формы общественного сознания: политическое; правовое; моральное; научное; религиозное, философское, художественное.
Литература:
Основная
1. Философская энциклопедия [Текст]: - М., 2000.
2. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. - Ростов - на – Дону: Феникс, 2001. Разделы 6, 7, 10.
3. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов /под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Тон-Остожье, 2000.
4. Канке, В.А. Философия [Текст]: М.: Логос, 2001.
5. Философия [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.П. Кохановского.
6. 14-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – Гл. 8, 12.
7. Основы философии [Текст]: / под ред. А.Н. Ерыгина. – Ростов –на- Дону: Дашков и К., Наука-Пресс, 2006.
8. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]: – М., 1992.
9. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием [Текст]: - М.: Алгоритм, 2000. Разд. 3. Гл. 10-13.
10. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие /под. ред. А.Н. Молдовы, А.Д. Урсула. - М.: Издательство РАГС, 2006. Предисловие. Введение.
11. Философия науки [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич.- М.: ИНФРА-М, 2005. Гл. 1.
12. Энциклопедия. Культуры мира [Текст]: – М., 2004.
13. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст]: - М.: Республика, 1993.
14. Мир человека [Текст]: /под ред. А.Ф. Малышевского. - М.: СПб, 1992.
Дополнительная
1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст]: – М., 1997.
2. Бердяев, Н.А. Философия неравенства [Текст]: - М., 1990. Письмо 13.
3. Бердяев, Н.А. Трагедия и кризис культуры [Текст] /Н.А. Бердяев // Самопознание. - М., 1991.
4. Бранский, В.П. Теоретические основания социальной синергетики [Текст] / В.П. Бранский // Вопросы философии.- 2000. - № 4.
5. Вебер, М. Избранные произведения [Текст]: – М., 1990.
6. Зинченко, Г.П. Социология для менеджеров [Текст]: - Ростов - на –Дону: Феникс, 2001. - С. 226-248; 265-267.
7. Зинченко, Г.П. Самоучитель по социологии [Текст]: - Ростов- на-Дону: СКАГС, 2002.
8. Лапин, Н. И. Проблема социокультурной трансформации [Текст] / Н.И.Лапин // Вопросы философии. 2000. - № 6.
9. Назарян, А. П. Архетип восставшего покойника как факт социальной самоорганизации [Текст] / А.П.Назарян // Вопросы философии. - 2002. - № 11.
10. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс [Текст] / Х. Ортега- и- Гассет // Избранные труды. – М., 2000. - С. 43-163.
11. Поппер, К. Открытое общество и его враги [Текст]: в 2-х т. - М., 1992.
12. Тойнби, А. Постижение истории [Текст]: – М., 1991.
13. Франк, С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию [Текст] / С.Л.Франк // Духовные основы общества. - М., 1992.
14. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст]: - Новосибирск: Наука, 1993. Т. 1. - С. 27-29; 69-73; 169; 172-174; 186-189; 559-571.
15. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы [Текст]: - М.: Айрис, 2003. Т. 2.
15. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель [Текст] / К.Ясперс // Смысл и назначение истории. - М., 1991.
16. Ингарден, Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования [Текст] / Р. Ингарден // Вопросы философии. - 2006. - № 12. § 29.
17. Капустин, Б.Г. Заметки об общественной морали. Понятие общественной морали [Текст] / Б.Г.Капустин // Вопросы философии. - 2006. - № 12.
18. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы [Текст] / А.Кармин // Вопросы философии. - 2006. - №2.
19. Кантор, В.К. Глобализация? – Да! Но какая? [Текст] / В.К.Кантор // Вопросы философии. - 2006. - № 1.
20. Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации [Текст] //Вопросы философии. - 2006.- № 2.
21. Селиванов, А.И., Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Контуры информационного общества [Текст] / А.И.Селиванов, А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин // Вопросы философии. - 2006. - № 4.
22. Эпштейн, М. Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории [Текст] / М.Эпштейн // Вопросы философии. - 2006.- № 10.
23. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) [Текст] / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии.- 2006. - № 5.