Тема 1: Глобальные проблемы современности и возможные сценарии будущего




 

Рассмотрение этой темы необходимо начать с акцентирования внимания студентов на том, что во второй половине ХХ века на нашей планете возникли условия, процессы, явления, поставившие человечество перед угрозой утраты самих основ его существования. Проблемы, которые породили эту угрозу, носят общепланетарный характер и поэтому получили название глобальных. Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами:

v в силу общемирового, планетарного характера они затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств;

v имея общемировой характер, они угрожают (в случае, если не будет найдено их решение) или гибелью цивилизации, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества;

v для своего решения они требуют коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.

Осознание глобальных проблем привело в конце 60-х гг. 20 в. к формированию глобалистики - сово­купности научных исследований, направленных на выяв­ление сущности глобальных проблем, или проблем, затра­гивающих интересы человечества в целом и каждого от­дельного человека, и поиск путей их преодоления. В более широком смысле термин глобалистика употребляется для обозначения междисциплинарной области философских, политологиче­ских, социальных и культурологических исследований раз­личных аспектов глобальных проблем, включая получен­ные результаты, а также практическую деятельность по их реализации как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе. С точки зрения глобалистики решение глобальных проблем можно сгруппировать на проблемы:

1. Связанные с отношениями между государствами;

2. Связанные с отношениями «человек – природа»;

3. Связанные с отношениями «человек – общество».

В соответствие с этим глобальные проблемы можно классифицировать по следующим группам:

v Группа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного и иных особо смертоносных видов оружия (химического, бактериологического), предотвращение «расползания» такого рода оружия по миру.

v Экологическая группа глобальных проблем, связанных с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации. Неумеренное антропогенное воздействие привело к утере многими природными системами способности к самовосстановлению. Все это создает угрозу функционированию природных систем жизнеобеспечения, от которых зависит существование человечества.

v Проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей. Сюда относятся проблемы обеспечения продовольствием и энергией, проблемы экономного, рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов.

v Группа актуальных социальных проблем, к которым относятся: демографическая проблема, проблема борьбы с наиболее опасными, быстро распространяющимися заболеваниями, проблема предотвращения биологической, в частности, генетической катастрофы, тесно связанная со многими политическими, экологическими, технико-экономическими (размещение опасных для здоровья людей промышленных объектов и т.д.) проблемами.

v Проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранения существующего разрыва между уровнями экономического развития этих стран и наиболее богатых государств мира, что, в свою очередь, требует решения проблемы гигантской финансовой задолженности многих развивающихся стран (указанные проблемы часто образно называют проблемой «Север-Юг»). В эту же группу входят проблемы ликвидации неграмотности, сохранения культурного наследия и др. проблемы, чрезвычайно актуальные для народов, населяющих наименее развитые регионы мира. Конечно, приведенная классификация в какой-то мере относительна, ибо различные группы глобальных проблем вместе взятые образуют единую, чрезвычайно сложную, многофакторную систему, в которой все компоненты диалектически взаимосвязаны.

Но каковы перспективы решения глобальных проблем? По пессимистическим прогнозам, глобальные проблемы вообще не могут быть разрешены и в недалеком будущем приведут человечество к экологической катастрофе (Р. Хейлбронер). Оптимистический прогноз предполагает, что решение глобальных проблем окажется естественным следствием научно-технического прогресса (Г. Кан) или результатом ликвидации социальных антагонизмов и построения совершенного общества (марксизм)). Промежуточная позиция состоит в требовании замедления или даже нулевого роста экономики и населения земного шара (Д. Медоуз и др.). В любом случае, студент должен понимать, что решение глобальных проблем требует нового экономического и политического мышления, новых международных отношений и организации мирового сообщества.

Далее необходимо обратить внимание студентов на то, что решение глобальных проблем во многом связано с тем, какой сценарий будущего реализуется в процессе развития человеческой цивилизации. Противоположные варианты ответа на этот вопрос представлены в теориях единой цивилизации, с одной стороны, и теориях столкновения цивилизаций – с другой.

В основе социокультурной теории единой цивилизации лежит либеральная идея о неизбежном движении всего мира к единому экономическому, политическому и социальному строю – либеральной демократии. Подобный строй уже достигнут на Западе, и, когда его достигнут остальные страны, мир станет единым обществом и наступит «конец истории» (Фукуяма). К единой цивилизации человечество толкают силы интернационализации экономики, перерастающие в ее глобоализацию и проявляющиеся через ее интеграцию и транснационализацию. Немаловажным является тот факт, что предполагаемая этой теорией модель единой цивилизации идентична вестернизации, т.е. копированию другими странами западных образцов культуры.

Противоположное видение будущего человечества предложил С. Хантингтон в своей книге «Схватка цивилизаций и переустройство мирового порядка». По Хантигтону, будущее человечества определяется конфронтацией цивилизаций. цивилизаций Хантингтон выделяет четыре таких цивилзации: китайскую, индийскую, мусульманскую и западную. С точки зрения этой теории будущее человечества выглядит, мрачно, поскольку чревато неизбежной «схваткой», конфронтацией цивилизаций. Студент должен понять, что обе эти концепции выражают реальные тенденции современного мира.

Мир становится все более единым, но в то же время сохраняется его многообразие. Человеческая жизнь многообразна и многовариантна и развитие идет не по линии упрощения и унификации, а все большего усложнения и увеличения многообразия. И здесь важно понять, что существует не только западный взгляд на историю, но и другие взгляды. И в этом понимании залог действительного единства многообразия человеческих культур, которое только и может явиться реальной предпосылкой глобальных проблем современного мира.

 

Промежуточный рейтинг-контроль, проводиться в форме тестирования:

 

1. Представитель трудовой теории антропогенеза:

£ Дарвин

£ Гальтон

£ Энгельс

£ Поппер

£ Ламарк

 

2. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного:

£ Платон

£ Сократ

£ Эпикур

£ Аристотель

£ Пифагор

 

3. Эпоха, в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом:

£ Античность

£ Средневековье

£ Возрождение

£ Просвещение

£ Новое время

 

4. Представитель немецкой классической философии, утверждавший, что личность начинается с осознания человеком себя как существа "бесконечного, всеобщего и свободного":

£ Кант

£ Фихте

£ Шеллинг

£ Гегель

£ Фейербах

 

5. Основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе:

£ Спенсер

£ Кант

£ Конт

£ Парсонс

£ Мертон

6. Сфера общественной деятельности, производящая средства, необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей:

£ материальная

£ духовная

£ регулятивная

£ гуманитарная

£ экономическая

 

7. Сфера общественной деятельности, в которой создаются научные и художественные ценности:

£ материальная

£ регулятивная

£ духовная

£ гуманитарная

£ экономическая

 

8. Фамилия мыслителя, обосновавшего идею многообразия «культурно-исторических типов»:

£ Достоевский

£ Григорьев

£ Данилевский

£ Страхов

£ Чернышевский

 

9.Подход в социальной философии ориентированный на описании всех морфологических, физиологических, поведенческих и других признаков, ко­торые отличают человека от представителей другие видов:

£ атрибутивный

£ дескриптивный

£ сущностный

 

10.Мыслитель, разработавший формационный подход к пониманию всемирной истории:

£ Конт

£ Фейербах

£ Маркс

£ Гегель

£ Фома Аквинский

 

11. Мыслитель, различавший по религиозному признаку 21 цивилизацию во всемирной истории:

£ Шпенглер

£ Тойнби

£ Ясперс

£ Поппер

£ Вебер

 

12. Глобальные проблемы человечества связаны с...

£ взаимодействием общества и природы

£ взаимодействием социальных общностей людей

£ антропосоциальными проблемами

£ взаимодействием общества и государства

£ повышением уровня культуры народонаселения

£ становлением информационного общества

 

13. Область научного знания, обосновывающая перспективы социального развития:

£ лингвистика

£ экология

£ футурология

£ социология

£ демография

£ информатика

 

14.Социальная сфера, являющаяся базовой, определяющей в жизни общества, включающая себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ…

£ социальная

£ политическая

£ экономическая

£ духовная

 

15. В социальной философии сформулировал закон «3 стадий»…

o Огюст Конт

o Гегель

o Д.Белл

o О.Тоффлер

 

Литература:

Основная

1. Философская энциклопедия [Текст]: - М., 2000.

2. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. - Ростов - на – Дону: Феникс, 2001. Разделы 6, 7, 10.

3. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов /под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Тон-Остожье, 2000.

4. Канке, В.А. Философия [Текст]: М.: Логос, 2001.

5. Философия [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.П. Кохановского.

14-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – Гл. 8, 12.

6. Основы философии [Текст]: / под ред. А.Н. Ерыгина. – Ростов –на- Дону: Дашков и К., Наука-Пресс, 2006.

7. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]: – М., 1992.

8. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием [Текст]: - М.: Алгоритм, 2000. Разд. 3. Гл. 10-13.

9. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие /под. ред. А.Н. Молдовы, А.Д. Урсула. - М.: Издательство РАГС, 2006. Предисловие. Введение.

10. Философия науки [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич.- М.: ИНФРА-М, 2005. Гл. 1.

11. Энциклопедия. Культуры мира [Текст]: – М., 2004.

12. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст]: - М.: Республика, 1993.

13. Мир человека [Текст]: /под ред. А.Ф. Малышевского. - М.: СПб, 1992.

 

Дополнительная

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли: – М., 1997.

2. Бердяев, Н.А. Философия неравенства [Текст]: - М., 1990. Письмо 13.

3. Бердяев, Н.А. Трагедия и кризис культуры [Текст] /Н.А. Бердяев // Самопознание. - М., 1991.

4. Бранский, В.П. Теоретические основания социальной синергетики [Текст] / В.П. Бранский // Вопросы философии.- 2000. - № 4.

5. Вебер, М. Избранные произведения [Текст]: – М., 1990.

6. Зинченко, Г.П. Социология для менеджеров [Текст]: - Ростов - на –Дону: Феникс, 2001. - С. 226-248; 265-267.

7. Зинченко, Г.П. Самоучитель по социологии [Текст]: - Ростов- на-Дону: СКАГС, 2002.

8. Лапин, Н. И. Проблема социокультурной трансформации [Текст] / Н.И.Лапин // Вопросы философии. 2000. - № 6.

9. Назарян, А. П. Архетип восставшего покойника как факт социальной самоорганизации [Текст] / А.П.Назарян // Вопросы философии. - 2002. - № 11.

10. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс [Текст] / Х. Ортега- и- Гассет // Избранные труды. – М., 2000. - С. 43-163.

11. Поппер, К. Открытое общество и его враги [Текст]: в 2-х т. - М., 1992.

12. Тойнби, А. Постижение истории [Текст]: – М., 1991.

14. Франк, С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию С.Л.Франк // Духовные основы общества. - М., 1992.

15. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст]: - Новосибирск: Наука, 1993. Т. 1. - С. 27-29; 69-73; 169; 172-174; 186-189; 559-571.

16. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы [Текст]: - М.: Айрис, 2003. Т. 2.

1. 15. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель [Текст] / К.Ясперс // Смысл и назначение истории. - М., 1991.

17. Ингарден, Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования [Текст] / Р. Ингарден // Вопросы философии. - 2006. - № 12. § 29.

18. Капустин, Б.Г. Заметки об общественной морали. Понятие общественной морали [Текст] / Б.Г.Капустин // Вопросы философии. - 2006. - № 12.

19. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы [Текст] / А.Кармин // Вопросы философии. - 2006. - №2.

20. Кантор, В.К. Глобализация? – Да! Но какая? [Текст] / В.К.Кантор // Вопросы философии. - 2006. - № 1.

21. Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации [Текст] //Вопросы философии. - 2006.- № 2.

22. Селиванов, А.И., Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Контуры информационного общества [Текст] / А.И.Селиванов, А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин // Вопросы философии. - 2006. - № 4.

23. Эпштейн, М. Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории [Текст] / М.Эпштейн // Вопросы философии. - 2006.- № 10.

24. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) [Текст] / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии.- 2006. - № 5.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: