Лезные советы и проявленное внимание. 8 глава




мой умник!

119

… А ребятки мои улыбаются – каждый вечер и утром я

смотрю на вас. Как прекрасно, что ваш папа сделал такую

фото картину!

… Была у Голанта - замечаний по главе много, но всё по

стилю, убрать максимализм, а так - говорит - материал ин-

тересный. Отважилась спросить о поездке к семье - согла-

сился: «Я вполне полагаюсь на Вас, АМ, пожалуйста». Так

что - ура!... Сначала закончу вторую главу… Как твоя бро-

шюра для родителей, дорогой? Она им очень нужна. Мне

понравился и стиль, и содержание.

… Теперь, как о величайшем счастье, мечтаю о встрече!

Но ещё очень-очень много работы. Павлучок, не забудь

про Лёвочкин день рождения. Купи ему от нас что-нибудь

забавное и всем сладостей, хоть понемножку. А у меня

наступила забота - математическая обработка материала,

корреляция и т.п. Надо срочно овладеть, Голант в этом не

разбирается. Похожу на лекции к Ломову в ЛГУ, прокон-

сультируюсь у Палея, конечно, ты мой главный помощник

и руководитель!

… Иногда думаю о себе: умею жить прошлым и бу-

дущим, поэтому во многом отказываю себе. Сейчас уж

терплю - сплошная работа и работа - а потом надеюсь

на организацию тобой наших семейных разрядок и удо-

вольствий!!

… Настроение, правда, боевое: надо успеть всё заду-

манное сделать, но и взвинченное, поэтому и плохой

сон, и голова. Заставляю себя вовремя успокаиваться:

очень хочется сохранить себя для ребят, для тебя!...

… Стипендию распределила так: 400 р. - долг, 5 р. -

за чулки (достала соседка), 45.-за питание, 2 р - взно-

сы, и всё

120

… Родной, поздравляю моего дорогого офицера!

Артиллериста!...

… Какое счастье, что у Наташеньки может и нет

ревматизма! И она сможет наравне со всеми зани-

маться спортом! Очень прошу: ничего не убирайте,

стирку накопите к моему приезду - доставьте мне это

удовольствие!

1963 г. Дорогая моя Анечка! Мы все уже вновь

мечтаем о встрече, хотя квартира и полна ещё

дорогих нам признаков твоего недавнего присутс-

твия. Ребятам рыбий жир даю ежедневно. И вооб-

ще с ними всё в порядке - не беспокойся ты напрасно.

У Люси теперь новое увлечение: мама дала ей ма-

ленький фартук, и она называет себя «хозяйкой»;

на днях помогала бабушке гладить. Постарайся

как можно заранее сообщить о сроке твоего приез-

да – уж очень все мы любим готовиться (соревнова-

ния, отмечать дни..). И не забудь мне преднизолон,

он должен быть постоянно. Занятий сейчас у меня

немного – 8 часов лекций в неделю, поэтому всё дол-

блю «Отцу и матери дошкольника». От «Обще-

ства» не освободили, а, наоборот, увеличили объём

работы!...

Вернулся я из Свердловска, дома - у Наташи РОЭ

нормальное! Но пока врач оставила ей один день -

дополнительный выходной…

… Поездкой в Москву я доволен: интересные до-

клады (и для твоей работы используем!), понравил-

ся Дворец Съездов и Панорама Бородинской битвы.

Из Москвы я привёз 16 кг. фруктов, куклу, 2 попу-

гайчика и проекционный фонарь для диафильмов.

121

Ребята очень довольны подарками. Сами решили-

«всё на всех»!...

… Любимый мой Павлучок, оказывается ты сильно бо-

лел, а я не смогла за тобой поухаживать! Умоляю: одевайся

теплей, береги себя, мы должны сберечь себя ради наше-

го счастливого будущего! Иначе никакие жертвы настоя-

щего не окупятся! В отношении здоровья мы все должны

слушаться маму – здесь она самая мудрая!

… Тебе привет от Веккера, от Ломова, Лёвки Ланды – у

него я была на лекциях и увидела, что я занимаюсь алго-

ритмами, понимаю их верно и применяю более реально,

чем он (лучший специалист). Я рассказала ему о нашей ме-

тодике обучения – он одобрил. В общем настроение моё

опять поднялось. Голанту отдала ещё один параграф, а

сама засела за статью, написала 8 стр., а надо 35-40…

Дорогая наша мамочка! Поздравляем тебя с

женским днём! Желаем тебе во всём успехов! Хоро-

ших настроений!! У нас по-прежнему всё в порядке.

С питанием нормально, даже апельсины ещё есть –

дети получают каждый день по 0,5, и Наташе во-

зим каждую неделю в санаторий, она чувствует

себя хорошо. В детском саду старшие готовят ин-

сценировку «Алёнушка», Люсе «поручена» (!) пар-

тия Алёнушки: каждый день, приходя домой, она

воспроизводит всю сказку во всех лицах, вплоть до

ведущего, с учётом замечаний воспитательницы

и с объяснением всех ошибок, которые каждый из

исполнителей совершал. По секрету она мне сооб-

щила, что готовит тебе и бабушке к 8 марта по-

дарки – по коробочке. У Лёвы тоже успехи: начал

проговаривать «Р»! Правда, не чистое, не раска-

122

тистое, а приглушённое, не звонкое. Начала это-

го я не застал: услышал, как Люся его тренирует

(скажи «уррра», добрррое утро» и т.д.). Люся рас-

сказывает, что утром проснулась и слышит, как

Лёва говорит: «каррр, позорр, хоррр», после этого

она и стала его учить. Анечка, в прошлый раз я за-

был тебе написать, что статью, которую ты гото-

вишь для аспирантского сборника, лучше дать зна-

чительно больше – всё равно её будут сокращать, а

тебе нужно, чтобы было больше печатных листов.

Я получил из Рязани протокол заседания кафедры,

где обсуждалась и моя статья: разругали… и за

то, что стремлюсь ввести новую терминологию и

за многое другое. 8го утром думаю позвонить тебе

по телефону минут на 20 – имею же я право на

это в праздник моей дорогой жены! И, конечно же,

я не возражаю, чтобы ты подарила себе от меня

какой-нибудь подарок!! Горячо тебя целую, моя де-

вочка!..

… Анечка, твоё письмо меня порадовало – у тебя

всё в порядке. Готовлю доклад на республиканской

конференции «Общества» и лекцию для препода-

вателей школ-интернатов. Много времени на это

уходит, но всё-таки туфли сумел купить - тас-

каю, а брюк нет. Повезло: на-днях «напал» на нос-

ки - купил 6пар, себе и Вите, так что тут порядок.

Появился детский крем - приобрёл, конечно. Мы

не голодаем: вчера купил кости для супа, принёс

20 котлет! А через 1,5 месяца мы уже встретимся!!

Получил письмо из Перми от Мерлина: съезд психо-

логов состоится в Ленинграде, мой доклад принят.

123

А я в нём сомневаюсь, как обычно, но рад, что встре-

тимся! Лекционная нагрузка у меня выполнена, ос-

тались консультации и экзамены(6 групп).

… Очень соскучился и жду не дождусь нашей

встречи…

… Могу отчитаться тебе, дорогой, дни были пло-

дотворны: 30 стр. статьи + разговор с методистом

(с кафедры математики), которая заинтересовалась нашей

работой и попросила рассказать студентам. Главное – за

неделю закончить статью, отдать её Голанту и тогда меч-

тать о нашей встрече. Правда, ещё бы сделать один па-

раграф 3-ей главы. Уже составила таблицы по арифметике

- что-то получилось слишком хорошо. Прямо страшно.

Но главное - как вы там? Как здоровье твоё, мамы? Ни-

чего не давайте ей делать. Скорей бы прошёл этот месяц

– и я дам отдохнуть вам!

Деньги я очень стараюсь экономить, и ты ста-

райся, родной, хоть бы к лету нам немного подко-

пить. А к 8 марта купите маме на платье! И поздравь

– гжатчан!... И мы себя скоро поздравим - наш день

17 марта!

… Как я счастлива, что ты у меня есть – мой великан!

Мой Бог!

… Лёву мы несколько дней выдерживали дома –

кашлял. Мама сказала, что надо свести к врачу и

была права – бронхит. Сделали несколько процедур,

и теперь – в порядке! У Наташеньки поднялось РОЭ!

И врач испугалась. Потом оказалось, что это от

больного зуба. Снова сделаем анализы, вылечив зуб.

Музыкой Наташа занимается каждый день. Витя

сдал второй экзамен на «5», я уже получил партби-

124

лет. В общем у нас всё хорошо. Мы все горячо жела-

ем тебе того же!

А у меня ничего не получается, даже этот зло-

получный прибор (для исследования мотивов по

докторской диссертации). Приехала комиссия по

Уральскому округу, каждый институт отчиты-

вался, наш проректор перечислял будущих докто-

ров, в том числе и меня – мне было очень неудобно,

никакого просвета…

Завтра провожу Президиум (республиканского

педагогического общества знаний), потом придёт-

ся выехать в какую-нибудь сельскую группу для

проверки. Сейчас готовлю доклад о программиро-

ванном обучении для зав. метод. кабинетами. По-

том - для методистов. Согласился, чтобы заста-

вить себя лучше в этом разобраться. Ты же знаешь,

если надо мной висит, то я больше буду стараться…

А прибор я всё-таки сделал. И со скрипом, со всяки-

ми ремонтами, он всё же работает. 3 раза в неделю

провожу эксперименты с 3х часов, а потом забираю

Лёву домой. Однако, сейчас важны не мои, а твои дела!

… Был в музыкальной школе на отчётном концер-

те. Наташа сыграла неплохо (по сравнению с други-

ми.) Учительница сказала, что она перевыполняет

программу. Посылаю тебе твою статью – редак-

тор просил её переделать в соответствии с его за-

мечаниями, срок - месяц. Уж постарайся. Спокой-

ной ночи, моя любимая…

Родной мой, я приеду – поедешь к Мерлину или Петров-

скому – они же предлагают! Ведь всегда два ума лучше!

А ты какой-то одиночка во всём Это – твоя беда!. Может

125

такой путь и верный, но ужасно трудный и длинный…

А обсуждение моей работы опять переносится-на 6-7 ян-

варя. С замечаниями рецензентов я согласна, всё смогу

переделать…

Попрошу тебя, Анечка, выслать мне список новой

литературы по программированному обучению,

особенно где о конкретном опыте его – мне обеща-

ют дать группы студентов с разных факультетов

для проведения спецсеминара в течение семестра….

1964 год. Дорогой мой Анёк! По твоему письму

вижу - ты вся в делах. Голант предлагает сделать

перестановку некоторых параграфов. Это, по-мо-

ему, непринципиально. Решай сама. Главное – не

потерять темпы. И ещё: было бы обидно оттяги-

вать защиту из-за отсутствия печатных работ.

У тебя же статья в журнале «Русский язык в шко-

ле» и брошюра, правда, обе о вашем опыте на уроках

русского языка. Но в издательствах ещё 3 статьи!

Пусть уж Голант побеспокоится теперь, он ведь

так успокаивал и поддерживал тебя!

Но ты не трать время и нервы на переживания,

а не торопясь готовься к выступлению на кафедре,

продумай и подготовь таблицы, которые пригодят-

ся и на защите (надо их специально заказать). Я на

следующей неделе вышлю тебе документы - диплом

и подлинник сдачи кандидатских экзаменов.

Если обсуждение пройдёт в намеченные сроки,

ты смогла бы на неделю приехать к нам, ведь в но-

вогодние дни ничего не будет. И о деньгах не беспо-

койся – неужели мы не можем себе позволить та-

кое удовольствие! Все мы тебя очень ждём!

126

Наташе по домоводству поставили «5» - за варе-

ники, а по арифметике есть тройки, занимаемся.

Не беспокойся. Я с ней ласков. Не переутомляйся,

Анёк, нам нужна здоровая и весёлая мама.

Павлик, твоё письмо - как ты прекрасно написал Заклю-

чение! Это непревзойдённый сюрприз! Я же без конца

перечитываю написанное мной, и без конца переделы-

ваю - не нравится… Радуюсь, что ты сделал прибор и про-

водишь эксперименты!! А.А. Люблинская прочитала мою

диссертацию – в целом одобрила, замечания по первой

главе в основном. Анг.Конст. работа меньше понравилась,

но оба рецензента намерены допустить работу к защите…

… Дорогая моя, я считаю, что не стоит беспоко-

иться о сроках рассмотрения работы на кафедре и о

сроках защиты. Было бы, конечно лучше сделать всё

раньше, но откровенно буддировать этот вопрос не

стоит, не стоит и зря беспокоить Голанта. Месяц

раньше или позже защита – для нас не страшно те-

перь. Зато успеешь спокойно сделать перестанов-

ку параграфов, соответственно исправить ссылки.

В нашем с тобой варианте всё было более скромно,

но согласимся с рецензентами. Так и быть. Глав-

ное – не переживай и знай, что я тебя люблю, це-

лую, ценю и уважаю…

… Дорогие мои! Скоро Новый год! Придётся уж нам

встретить его врозь, но что поделаешь. Будем мужествен-

ными! Только вот девочкам придётся без костюмов идти.

Или может в школе что-нибудь придумают? Может маски

купить? – Подумайте вместе.

Е.Я. автореферат пока не берёт, говорит - некогда, но я

ему через несколько дней всё равно подсуну, чтоб к 24.12

127

был готов. Как я боюсь!! Но настраиваю себя быть поспо-

койней и знать, что все замечания из доброжелательнос-

ти. Продолжаю приводить в порядок все свои материалы -

не беспокойся, всё сделаю. Каждый день хожу в публичку:

поступает новая литература, журналы…

Дорогие ребятки мои, очень рада, что впереди у вас чу-

десные каникулы! И столько веселья! Я приеду – вы мне обо

всём расскажете. Только прошу вас: в каникулы побольше

помогите бабушке - ведь ей тем более надо отдохнуть. По-

думайте сами, что вы сделаете за неё. Наташенька, молодец

- сделала винегрет! А потом и Люсеньку научишь. Побольше

гуляйте на улице и Лёвушку берите. Наташенька, 31го опус-

ти открытки в ящики соседям. Не забудь их поздравить!

Дорогая моя! Поздравляю тебя с Новым – для нас

с совершенно новым и счастливым – 64ым годом!

Этот год – год завершения твоей большой работы,

год защиты тобою не только диссертации, но и тех

больших усилий, которые тебе пришлось совершить в

минувшие годы. Если прошлые годы доставляли нам

немало огорчений и лишений, разлук и прочих труд-

ностей, заставляя идти на значительные жертвы,

то Наш, 64 ый(!) – я счастлив обещать тебе это!! –

станет началом заслуженного покоя в семье, не знаю-

щего разлук и других лишений, началом ритмично на-

лаженной жизни, в которой своё, но не единственное,

место займёт и интересная работа!!! Счастья, счас-

тья тебе, Анёк, в этом году! Все мы ждём тебя с не-

терпением, вся наша семья живёт ожиданием этого!

А пока – всё идёт своим чередом. Девочки учатся не-

плохо – в тетрадях разные отметки (из-за невнима-

тельности), а в дневнике 5 и 4.

128

Здравствуйте, дорогие мои! Ну вот совсем уже бли-

зится наша встреча, чудесная, такая долгожданная! Из

моей телеграммы вы знаете, что обсуждение прошло

благополучно – меня допустили к защите! Перед этим

ночь почти не спала, есть не могла, но выжила! Сама я

выступала неважно: истратила много времени на пер-

вую половину диссертации, потом пришлось торопить-

ся. Было стыдно, тем более работу мою хвалили (не в

меру) оба рецензента, а недостатки - в плане пожела-

ний. Потом мне объяснили, что работа выгодно отли-

чается от других (строгой логикой, математической

обработкой материала, поэтому большей доказатель-

ностью и лаконичностью), и надо аспирантам учиться

на ней. Сейчас все экземпляры моей работы аспиранты

разобрали (прямо боюсь как бы не потеряли). Эти ус-

пехи благодаря тебе, родной – твоей требовательности

(иногда и до слёз - полезно!), последовательному конт-

ролю и неоценимой помощи!!

По всем этим письмам я представляю себе, как

много отцу приходилось делать – и по дому, и по ра-

боте. Я представляю себе, как он уставал, постоянно

передвигаясь между университетом, детским садом,

школой, музыкальной школой, больницами, врача-

ми – заботясь о нас, детях, маме и бабушке, ставя пе-

ред собой невероятно количество профессиональных

и бытовых задач. А сколько ему приходилось думать

и держать в голове! Но еще я представляю, что все

эти трудности он переносил – как это ни странно – с

удовольствием! Ведь это были трудности на пути к их

с мамой такому хорошему будущему! А для будущего

отец был готов на многое.

129

В 1965 г. мама успешно защитила диссертацию.

Семья была в сборе, сбывалось все, о чем так мечта-

ли, к чему так стремились и ради чего так много пе-

ренесли.

Как Павел Львович стал

Павлом Лейбовичем

Как я уже говорил, дедушку моего – отца моего

папы – звали Лейба Михайлович. Его знакомые и со-

седи называли его «Лев Михайлович» - наверное, так

было проще. Но настоящее его имя – по документам –

Лейба, а отчества всех детей, в том числе и моего отца,

по настоянию бабушки, везде произносилось не «Лей-

бович», а «Львович». Бабушка, видимо, полагала, что

это немножко спасет во время возможных погромов,

может, думала, не так сильно будут бить, если что…

Мне сейчас, конечно, легко шутить на эту тему, а ба-

бушке, я думаю, было не до шуток – она наверняка на

всю жизнь запомнила, как во время погромов у нее на

глазах были убиты ее родные, и как сама она чудом

спаслась в поле…

Однако, несмотря на все усилия бабушки, боль-

шинство людей знали отца как Павла Лейбовича. Та-

кая перемена произошла в результате неожиданного

отражения вполне в то время обычного «еврейского

вопроса». Мне совершенно очевидно, что вот этот вот

«еврейский вопрос» не мог не волновать отца – и не

потому, что он был еврей, а потому, что это просто по-

зорнейшее качество государства – допускать хоть ка-

кие-нибудь ущемления по национальному признаку.

А это государство не просто допускало – оно сделало

это частью внутренней политики – то, что касалось

разных ограничений для евреев. Отец никогда не об-

суждал ни с кем – в том числе и с мамой – свои мысли

и переживания по этому поводу. Но я уверен – они

были, и были постоянно. И не только по этому воп-

росу, но и по многим другим вопросам. Отец, конеч-

но, не мог не видеть всего происходящего в стране,

да к тому же вся эта политика отражалась на нем

полностью. Мама говорила мне, что она часто виде-

ла по взгляду или по отдельным репликам отца, как

он возмущен многими сторонами государственно-

го устройства и его внутренней политики. Так что

он все это видел, все это переживал – и молчал обо

всем этом. Он молчал, не потому, что боялся сказать,

а потому что, во-первых, в этом не было никакого

смысла – ведь от того, что ты поговоришь об этом,

ни в стране, ни в твоей жизни ничего не изменится.

А, во-вторых, я думаю, потому что ему не с кем было

говорить об этом. Он не говорил об этом с мамой, обе-

регая ее от лишних расстройств. Он не говорил об

этом со своими близкими друзьями – потому что у

него не было настолько близких друзей. Он носил все

это в себе. Вообще, отец с детства не любил делиться

своими проблемами – его родители ничего не знали о

его жизни, когда он еще жил с ними, в студенческие

годы его сокурсники лишь случайно узнали о его бедс-

твенном положении… Мама вспоминала: «закрытым

был даже с друзьями, потом и со мной – темы внут-

ренних переживаний, проблем как-то умело обходил

и не любил мои расспрашивания об этом (в противо-

положность мне, с живым интересом выслушивал

меня, болтушу – удивляюсь этому всё больше). Как

же эта особенность (тип личности) усугубляла состо-

яние его сердца, его сознания!! Я его звала «кустарь-

одиночка». О его проблемах, их решении им я узна-

вала от коллег наших позже, возмущалась, конечно.

Он только усмехался: «а то пришлось бы тебе дважды

переживать». Так что и об отношении отца к такого

рода вопросам можно только догадываться - в том

числе и по отдельным проявлениям этого отношения.

Еще из воспоминаний мамы: «жизнь наша проходи-

ла на этапе недозволенности самостоятельных рас-

суждений о политике, критической оценки её, поэто-

му и не отрывали время от дел, которых всегда было

невпроворот. А у меня ещё и страх с детства был...

Я видела по глазам, по взгляду ПЛ, по отдельным

репликам, что со многим он не согласен, многое не

одобряет, возмущён (отношение к людям в ВОВ, к ев-

рейской нации, Брежнев, его самовосхваление, пус-

тые магазины и рынки…)». Однажды родителей вы-

звали в школу за мое аполитичное поведение, которое

выразилось в том, что я где-то высказал свое мнение

о Брежневе. Я не помню, что конкретно я о нем ска-

зал, но наверняка ничего хорошего. Отец не пошел.

Мама ходила, но после этого мне не было сказано ни

слова – как будто вообще ничего не было. Это, навер-

ное, был единственный раз, когда вызов родителей

в школу прошел без последствий для меня… Так что

вот все эти вопросы государственного и обществен-

ного устройства отец, конечно, понимал. Понимал,

как они влияют на его жизнь в том числе, но сделать

с этим - как и все граждане - ничего не мог, и может

быть даже старался поменьше думать об этом, чтобы

больше времени и нервов отдать тому, что он мог и

должен был делать – работе и семье. Также отец, на-

пример, никогда не рассказывал о войне. Его не раз

приглашали, как ветерана войны, прийти в школу

(в том числе и в наш класс), рассказать о войне. Но

он никогда не ходил, а на вопросы мамы «почему»

отвечал – «А что я им должен рассказать? Правду?»

А правда-то, видимо, была не совсем такой, как нам

рассказывали учителя истории... И отец, конечно,

всю эту правду видел сам, и все понимал.

Так вот, о «еврейском вопросе». В нашей семье не

следовали никаким религиозным иудейским тради-

циям – родители были, конечно, атеистами. Так что

на тему нашей национальной принадлежности они

с нами никогда не говорили, я вообще не помню ни-

каких разговоров о национальностях, в том числе и

еврейской. Так что обо всем этом я узнал гораздо поз-

днее. Я помню, что мама отца – бабушка Ева – иног-

да произносила какие-то фразы себе под нос на не-

знакомом языке. Я никогда ее не спрашивал, что это

такое, решив, очевидно, что это особенности пожи-

лого возраста. Я теперь понимаю, что она говорила

на идиш сама с собой – а с кем еще она могла на нем

поговорить.

Национальность отца, как признак сортировки лю-

дей в стране, преследовала его всю жизнь, начиная со

студенческих лет. Причем никто этого и не скрывал –

настолько явным это было, что практически уже стало

казаться естественным. Даже моя мама – когда я за-

давал ей вопросы, например, каковы были признаки

того, что тот или иной отказ был из-за национальнос-

ти – сначала впадала «в ступор», а потом говорила,

что никто этого и не скрывал, это все знали и так. Лег-

ко соглашаюсь, потому что и сам застал часть этого

времени, хотя уже и не в таком масштабе. Некоторые

люди, которые хорошо знали родителей, уважали их,

говорили «вы такие хорошие люди, хоть и евреи» или

«и не подумаешь, что евреи». Когда родители всту-

пали в партию (а произошло это во времена Хрущева,

когда все – в том числе и родители – поверили в на-

ступление перемен), их спросили, не состоят ли они

в нелегальной еврейской организации… Отца – одно-

го из лучших студентов на курсе – с трудом остави-

ли в аспирантуре, настоял его руководитель. Маму не

оставили в аспирантуре, хотя в ней как в аспиранте

были заинтересованы, - и им пришлось расстаться на

три года. Отцу 14 лет не присваивали звания доцента,

хотя обычно его давали через 2-3 года после защиты.

Отца никогда не назначили никем выше руководите-

ля кафедры, хотя он был на голову выше в своих ор-

ганизаторских способностях многих очень высоких

руководителей. Отцу не разрешали принимать на ра-

боту евреев, и он очень радовался, например, что Эс-

фирь Абрамовна Мальцева успела поступить на рабо-

ту на кафедру до него – ему бы уже не разрешили ее

принять… Ну и т.д. и т.д. – много можно приводить

разных примеров. Короче, национальность отца оч-

ков ему не добавляла. И я могу только представлять,

как это было противно – осознавать это. Единствен-

ное, что, наверное, облегчало – это то, что так было

давно, и уже, возможно, казалось просто непремен-

ным условием жизни… И все равно – сам принцип

разделения (или наоборот - объединения) людей по

национальности был отцу неприятен, и он никогда не

принимал в этом участия – так, например, он не стал

членом никакого еврейского кружка, хотя в такие его

неоднократно приглашали. Он никогда не скрывал

своей национальности и никогда не подчеркивал ее.

Но вот наступило время, когда обострилось в очеред-

ной раз отношение государства к евреям, хотя оно и до

этого не было ровным. И многие стали скрывать свою

национальность, меняя по-еврейски звучащие имена

или отчества на более русские варианты (типа Саму-

ил – Семен, Натан – Антон и т.д.). И вот тогда отец

проявил свою национальность - сделал все наоборот,

поменял свое отчество «Львович» на «Лейбович» и

с тех пор всегда представлялся так. Вот так отец од-

нажды проявил свое отношение к еврейскому вопро-

су. Он был настоящим гражданином своей страны.

И настоящим интернационалистом.

Воспитание детей

Странные воспоминания стали одолевать меня,

когда я начал писать эту главу о том, как нас воспи-

тывали, какое место в нашей жизни занимал отец

и какой след оставил. Странность эта заключается

в том, что, с одной стороны, совершенно очевидно -

отец сделал для нас очень много, он всегда помогал

нам, а уж обо мне и говорить нечего – он еще и мно-

гому меня обучил. Он проводил с нами время, пусть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: