мой умник!
119
… А ребятки мои улыбаются – каждый вечер и утром я
смотрю на вас. Как прекрасно, что ваш папа сделал такую
фото картину!
… Была у Голанта - замечаний по главе много, но всё по
стилю, убрать максимализм, а так - говорит - материал ин-
тересный. Отважилась спросить о поездке к семье - согла-
сился: «Я вполне полагаюсь на Вас, АМ, пожалуйста». Так
что - ура!... Сначала закончу вторую главу… Как твоя бро-
шюра для родителей, дорогой? Она им очень нужна. Мне
понравился и стиль, и содержание.
… Теперь, как о величайшем счастье, мечтаю о встрече!
Но ещё очень-очень много работы. Павлучок, не забудь
про Лёвочкин день рождения. Купи ему от нас что-нибудь
забавное и всем сладостей, хоть понемножку. А у меня
наступила забота - математическая обработка материала,
корреляция и т.п. Надо срочно овладеть, Голант в этом не
разбирается. Похожу на лекции к Ломову в ЛГУ, прокон-
сультируюсь у Палея, конечно, ты мой главный помощник
и руководитель!
… Иногда думаю о себе: умею жить прошлым и бу-
дущим, поэтому во многом отказываю себе. Сейчас уж
терплю - сплошная работа и работа - а потом надеюсь
на организацию тобой наших семейных разрядок и удо-
вольствий!!
… Настроение, правда, боевое: надо успеть всё заду-
манное сделать, но и взвинченное, поэтому и плохой
сон, и голова. Заставляю себя вовремя успокаиваться:
очень хочется сохранить себя для ребят, для тебя!...
… Стипендию распределила так: 400 р. - долг, 5 р. -
за чулки (достала соседка), 45.-за питание, 2 р - взно-
сы, и всё
120
… Родной, поздравляю моего дорогого офицера!
Артиллериста!...
… Какое счастье, что у Наташеньки может и нет
ревматизма! И она сможет наравне со всеми зани-
маться спортом! Очень прошу: ничего не убирайте,
стирку накопите к моему приезду - доставьте мне это
удовольствие!
1963 г. Дорогая моя Анечка! Мы все уже вновь
мечтаем о встрече, хотя квартира и полна ещё
дорогих нам признаков твоего недавнего присутс-
твия. Ребятам рыбий жир даю ежедневно. И вооб-
ще с ними всё в порядке - не беспокойся ты напрасно.
У Люси теперь новое увлечение: мама дала ей ма-
ленький фартук, и она называет себя «хозяйкой»;
на днях помогала бабушке гладить. Постарайся
как можно заранее сообщить о сроке твоего приез-
да – уж очень все мы любим готовиться (соревнова-
ния, отмечать дни..). И не забудь мне преднизолон,
он должен быть постоянно. Занятий сейчас у меня
немного – 8 часов лекций в неделю, поэтому всё дол-
блю «Отцу и матери дошкольника». От «Обще-
ства» не освободили, а, наоборот, увеличили объём
работы!...
Вернулся я из Свердловска, дома - у Наташи РОЭ
нормальное! Но пока врач оставила ей один день -
дополнительный выходной…
… Поездкой в Москву я доволен: интересные до-
клады (и для твоей работы используем!), понравил-
ся Дворец Съездов и Панорама Бородинской битвы.
Из Москвы я привёз 16 кг. фруктов, куклу, 2 попу-
гайчика и проекционный фонарь для диафильмов.
121
Ребята очень довольны подарками. Сами решили-
«всё на всех»!...
… Любимый мой Павлучок, оказывается ты сильно бо-
лел, а я не смогла за тобой поухаживать! Умоляю: одевайся
теплей, береги себя, мы должны сберечь себя ради наше-
го счастливого будущего! Иначе никакие жертвы настоя-
щего не окупятся! В отношении здоровья мы все должны
слушаться маму – здесь она самая мудрая!
… Тебе привет от Веккера, от Ломова, Лёвки Ланды – у
него я была на лекциях и увидела, что я занимаюсь алго-
ритмами, понимаю их верно и применяю более реально,
чем он (лучший специалист). Я рассказала ему о нашей ме-
тодике обучения – он одобрил. В общем настроение моё
опять поднялось. Голанту отдала ещё один параграф, а
сама засела за статью, написала 8 стр., а надо 35-40…
Дорогая наша мамочка! Поздравляем тебя с
женским днём! Желаем тебе во всём успехов! Хоро-
ших настроений!! У нас по-прежнему всё в порядке.
С питанием нормально, даже апельсины ещё есть –
дети получают каждый день по 0,5, и Наташе во-
зим каждую неделю в санаторий, она чувствует
себя хорошо. В детском саду старшие готовят ин-
сценировку «Алёнушка», Люсе «поручена» (!) пар-
тия Алёнушки: каждый день, приходя домой, она
воспроизводит всю сказку во всех лицах, вплоть до
ведущего, с учётом замечаний воспитательницы
и с объяснением всех ошибок, которые каждый из
исполнителей совершал. По секрету она мне сооб-
щила, что готовит тебе и бабушке к 8 марта по-
дарки – по коробочке. У Лёвы тоже успехи: начал
проговаривать «Р»! Правда, не чистое, не раска-
122
тистое, а приглушённое, не звонкое. Начала это-
го я не застал: услышал, как Люся его тренирует
(скажи «уррра», добрррое утро» и т.д.). Люся рас-
сказывает, что утром проснулась и слышит, как
Лёва говорит: «каррр, позорр, хоррр», после этого
она и стала его учить. Анечка, в прошлый раз я за-
был тебе написать, что статью, которую ты гото-
вишь для аспирантского сборника, лучше дать зна-
чительно больше – всё равно её будут сокращать, а
тебе нужно, чтобы было больше печатных листов.
Я получил из Рязани протокол заседания кафедры,
где обсуждалась и моя статья: разругали… и за
то, что стремлюсь ввести новую терминологию и
за многое другое. 8го утром думаю позвонить тебе
по телефону минут на 20 – имею же я право на
это в праздник моей дорогой жены! И, конечно же,
я не возражаю, чтобы ты подарила себе от меня
какой-нибудь подарок!! Горячо тебя целую, моя де-
вочка!..
… Анечка, твоё письмо меня порадовало – у тебя
всё в порядке. Готовлю доклад на республиканской
конференции «Общества» и лекцию для препода-
вателей школ-интернатов. Много времени на это
уходит, но всё-таки туфли сумел купить - тас-
каю, а брюк нет. Повезло: на-днях «напал» на нос-
ки - купил 6пар, себе и Вите, так что тут порядок.
Появился детский крем - приобрёл, конечно. Мы
не голодаем: вчера купил кости для супа, принёс
20 котлет! А через 1,5 месяца мы уже встретимся!!
Получил письмо из Перми от Мерлина: съезд психо-
логов состоится в Ленинграде, мой доклад принят.
123
А я в нём сомневаюсь, как обычно, но рад, что встре-
тимся! Лекционная нагрузка у меня выполнена, ос-
тались консультации и экзамены(6 групп).
… Очень соскучился и жду не дождусь нашей
встречи…
… Могу отчитаться тебе, дорогой, дни были пло-
дотворны: 30 стр. статьи + разговор с методистом
(с кафедры математики), которая заинтересовалась нашей
работой и попросила рассказать студентам. Главное – за
неделю закончить статью, отдать её Голанту и тогда меч-
тать о нашей встрече. Правда, ещё бы сделать один па-
раграф 3-ей главы. Уже составила таблицы по арифметике
- что-то получилось слишком хорошо. Прямо страшно.
Но главное - как вы там? Как здоровье твоё, мамы? Ни-
чего не давайте ей делать. Скорей бы прошёл этот месяц
– и я дам отдохнуть вам!
Деньги я очень стараюсь экономить, и ты ста-
райся, родной, хоть бы к лету нам немного подко-
пить. А к 8 марта купите маме на платье! И поздравь
– гжатчан!... И мы себя скоро поздравим - наш день
17 марта!
… Как я счастлива, что ты у меня есть – мой великан!
Мой Бог!
… Лёву мы несколько дней выдерживали дома –
кашлял. Мама сказала, что надо свести к врачу и
была права – бронхит. Сделали несколько процедур,
и теперь – в порядке! У Наташеньки поднялось РОЭ!
И врач испугалась. Потом оказалось, что это от
больного зуба. Снова сделаем анализы, вылечив зуб.
Музыкой Наташа занимается каждый день. Витя
сдал второй экзамен на «5», я уже получил партби-
124
лет. В общем у нас всё хорошо. Мы все горячо жела-
ем тебе того же!
А у меня ничего не получается, даже этот зло-
получный прибор (для исследования мотивов по
докторской диссертации). Приехала комиссия по
Уральскому округу, каждый институт отчиты-
вался, наш проректор перечислял будущих докто-
ров, в том числе и меня – мне было очень неудобно,
никакого просвета…
Завтра провожу Президиум (республиканского
педагогического общества знаний), потом придёт-
ся выехать в какую-нибудь сельскую группу для
проверки. Сейчас готовлю доклад о программиро-
ванном обучении для зав. метод. кабинетами. По-
том - для методистов. Согласился, чтобы заста-
вить себя лучше в этом разобраться. Ты же знаешь,
если надо мной висит, то я больше буду стараться…
А прибор я всё-таки сделал. И со скрипом, со всяки-
ми ремонтами, он всё же работает. 3 раза в неделю
провожу эксперименты с 3х часов, а потом забираю
Лёву домой. Однако, сейчас важны не мои, а твои дела!
… Был в музыкальной школе на отчётном концер-
те. Наташа сыграла неплохо (по сравнению с други-
ми.) Учительница сказала, что она перевыполняет
программу. Посылаю тебе твою статью – редак-
тор просил её переделать в соответствии с его за-
мечаниями, срок - месяц. Уж постарайся. Спокой-
ной ночи, моя любимая…
Родной мой, я приеду – поедешь к Мерлину или Петров-
скому – они же предлагают! Ведь всегда два ума лучше!
А ты какой-то одиночка во всём Это – твоя беда!. Может
125
такой путь и верный, но ужасно трудный и длинный…
А обсуждение моей работы опять переносится-на 6-7 ян-
варя. С замечаниями рецензентов я согласна, всё смогу
переделать…
Попрошу тебя, Анечка, выслать мне список новой
литературы по программированному обучению,
особенно где о конкретном опыте его – мне обеща-
ют дать группы студентов с разных факультетов
для проведения спецсеминара в течение семестра….
1964 год. Дорогой мой Анёк! По твоему письму
вижу - ты вся в делах. Голант предлагает сделать
перестановку некоторых параграфов. Это, по-мо-
ему, непринципиально. Решай сама. Главное – не
потерять темпы. И ещё: было бы обидно оттяги-
вать защиту из-за отсутствия печатных работ.
У тебя же статья в журнале «Русский язык в шко-
ле» и брошюра, правда, обе о вашем опыте на уроках
русского языка. Но в издательствах ещё 3 статьи!
Пусть уж Голант побеспокоится теперь, он ведь
так успокаивал и поддерживал тебя!
Но ты не трать время и нервы на переживания,
а не торопясь готовься к выступлению на кафедре,
продумай и подготовь таблицы, которые пригодят-
ся и на защите (надо их специально заказать). Я на
следующей неделе вышлю тебе документы - диплом
и подлинник сдачи кандидатских экзаменов.
Если обсуждение пройдёт в намеченные сроки,
ты смогла бы на неделю приехать к нам, ведь в но-
вогодние дни ничего не будет. И о деньгах не беспо-
койся – неужели мы не можем себе позволить та-
кое удовольствие! Все мы тебя очень ждём!
126
Наташе по домоводству поставили «5» - за варе-
ники, а по арифметике есть тройки, занимаемся.
Не беспокойся. Я с ней ласков. Не переутомляйся,
Анёк, нам нужна здоровая и весёлая мама.
Павлик, твоё письмо - как ты прекрасно написал Заклю-
чение! Это непревзойдённый сюрприз! Я же без конца
перечитываю написанное мной, и без конца переделы-
ваю - не нравится… Радуюсь, что ты сделал прибор и про-
водишь эксперименты!! А.А. Люблинская прочитала мою
диссертацию – в целом одобрила, замечания по первой
главе в основном. Анг.Конст. работа меньше понравилась,
но оба рецензента намерены допустить работу к защите…
… Дорогая моя, я считаю, что не стоит беспоко-
иться о сроках рассмотрения работы на кафедре и о
сроках защиты. Было бы, конечно лучше сделать всё
раньше, но откровенно буддировать этот вопрос не
стоит, не стоит и зря беспокоить Голанта. Месяц
раньше или позже защита – для нас не страшно те-
перь. Зато успеешь спокойно сделать перестанов-
ку параграфов, соответственно исправить ссылки.
В нашем с тобой варианте всё было более скромно,
но согласимся с рецензентами. Так и быть. Глав-
ное – не переживай и знай, что я тебя люблю, це-
лую, ценю и уважаю…
… Дорогие мои! Скоро Новый год! Придётся уж нам
встретить его врозь, но что поделаешь. Будем мужествен-
ными! Только вот девочкам придётся без костюмов идти.
Или может в школе что-нибудь придумают? Может маски
купить? – Подумайте вместе.
Е.Я. автореферат пока не берёт, говорит - некогда, но я
ему через несколько дней всё равно подсуну, чтоб к 24.12
127
был готов. Как я боюсь!! Но настраиваю себя быть поспо-
койней и знать, что все замечания из доброжелательнос-
ти. Продолжаю приводить в порядок все свои материалы -
не беспокойся, всё сделаю. Каждый день хожу в публичку:
поступает новая литература, журналы…
Дорогие ребятки мои, очень рада, что впереди у вас чу-
десные каникулы! И столько веселья! Я приеду – вы мне обо
всём расскажете. Только прошу вас: в каникулы побольше
помогите бабушке - ведь ей тем более надо отдохнуть. По-
думайте сами, что вы сделаете за неё. Наташенька, молодец
- сделала винегрет! А потом и Люсеньку научишь. Побольше
гуляйте на улице и Лёвушку берите. Наташенька, 31го опус-
ти открытки в ящики соседям. Не забудь их поздравить!
Дорогая моя! Поздравляю тебя с Новым – для нас
с совершенно новым и счастливым – 64ым годом!
Этот год – год завершения твоей большой работы,
год защиты тобою не только диссертации, но и тех
больших усилий, которые тебе пришлось совершить в
минувшие годы. Если прошлые годы доставляли нам
немало огорчений и лишений, разлук и прочих труд-
ностей, заставляя идти на значительные жертвы,
то Наш, 64 ый(!) – я счастлив обещать тебе это!! –
станет началом заслуженного покоя в семье, не знаю-
щего разлук и других лишений, началом ритмично на-
лаженной жизни, в которой своё, но не единственное,
место займёт и интересная работа!!! Счастья, счас-
тья тебе, Анёк, в этом году! Все мы ждём тебя с не-
терпением, вся наша семья живёт ожиданием этого!
А пока – всё идёт своим чередом. Девочки учатся не-
плохо – в тетрадях разные отметки (из-за невнима-
тельности), а в дневнике 5 и 4.
128
Здравствуйте, дорогие мои! Ну вот совсем уже бли-
зится наша встреча, чудесная, такая долгожданная! Из
моей телеграммы вы знаете, что обсуждение прошло
благополучно – меня допустили к защите! Перед этим
ночь почти не спала, есть не могла, но выжила! Сама я
выступала неважно: истратила много времени на пер-
вую половину диссертации, потом пришлось торопить-
ся. Было стыдно, тем более работу мою хвалили (не в
меру) оба рецензента, а недостатки - в плане пожела-
ний. Потом мне объяснили, что работа выгодно отли-
чается от других (строгой логикой, математической
обработкой материала, поэтому большей доказатель-
ностью и лаконичностью), и надо аспирантам учиться
на ней. Сейчас все экземпляры моей работы аспиранты
разобрали (прямо боюсь как бы не потеряли). Эти ус-
пехи благодаря тебе, родной – твоей требовательности
(иногда и до слёз - полезно!), последовательному конт-
ролю и неоценимой помощи!!
По всем этим письмам я представляю себе, как
много отцу приходилось делать – и по дому, и по ра-
боте. Я представляю себе, как он уставал, постоянно
передвигаясь между университетом, детским садом,
школой, музыкальной школой, больницами, врача-
ми – заботясь о нас, детях, маме и бабушке, ставя пе-
ред собой невероятно количество профессиональных
и бытовых задач. А сколько ему приходилось думать
и держать в голове! Но еще я представляю, что все
эти трудности он переносил – как это ни странно – с
удовольствием! Ведь это были трудности на пути к их
с мамой такому хорошему будущему! А для будущего
отец был готов на многое.
129
В 1965 г. мама успешно защитила диссертацию.
Семья была в сборе, сбывалось все, о чем так мечта-
ли, к чему так стремились и ради чего так много пе-
ренесли.
Как Павел Львович стал
Павлом Лейбовичем
Как я уже говорил, дедушку моего – отца моего
папы – звали Лейба Михайлович. Его знакомые и со-
седи называли его «Лев Михайлович» - наверное, так
было проще. Но настоящее его имя – по документам –
Лейба, а отчества всех детей, в том числе и моего отца,
по настоянию бабушки, везде произносилось не «Лей-
бович», а «Львович». Бабушка, видимо, полагала, что
это немножко спасет во время возможных погромов,
может, думала, не так сильно будут бить, если что…
Мне сейчас, конечно, легко шутить на эту тему, а ба-
бушке, я думаю, было не до шуток – она наверняка на
всю жизнь запомнила, как во время погромов у нее на
глазах были убиты ее родные, и как сама она чудом
спаслась в поле…
Однако, несмотря на все усилия бабушки, боль-
шинство людей знали отца как Павла Лейбовича. Та-
кая перемена произошла в результате неожиданного
отражения вполне в то время обычного «еврейского
вопроса». Мне совершенно очевидно, что вот этот вот
«еврейский вопрос» не мог не волновать отца – и не
потому, что он был еврей, а потому, что это просто по-
зорнейшее качество государства – допускать хоть ка-
кие-нибудь ущемления по национальному признаку.
А это государство не просто допускало – оно сделало
это частью внутренней политики – то, что касалось
разных ограничений для евреев. Отец никогда не об-
суждал ни с кем – в том числе и с мамой – свои мысли
и переживания по этому поводу. Но я уверен – они
были, и были постоянно. И не только по этому воп-
росу, но и по многим другим вопросам. Отец, конеч-
но, не мог не видеть всего происходящего в стране,
да к тому же вся эта политика отражалась на нем
полностью. Мама говорила мне, что она часто виде-
ла по взгляду или по отдельным репликам отца, как
он возмущен многими сторонами государственно-
го устройства и его внутренней политики. Так что
он все это видел, все это переживал – и молчал обо
всем этом. Он молчал, не потому, что боялся сказать,
а потому что, во-первых, в этом не было никакого
смысла – ведь от того, что ты поговоришь об этом,
ни в стране, ни в твоей жизни ничего не изменится.
А, во-вторых, я думаю, потому что ему не с кем было
говорить об этом. Он не говорил об этом с мамой, обе-
регая ее от лишних расстройств. Он не говорил об
этом со своими близкими друзьями – потому что у
него не было настолько близких друзей. Он носил все
это в себе. Вообще, отец с детства не любил делиться
своими проблемами – его родители ничего не знали о
его жизни, когда он еще жил с ними, в студенческие
годы его сокурсники лишь случайно узнали о его бедс-
твенном положении… Мама вспоминала: «закрытым
был даже с друзьями, потом и со мной – темы внут-
ренних переживаний, проблем как-то умело обходил
и не любил мои расспрашивания об этом (в противо-
положность мне, с живым интересом выслушивал
меня, болтушу – удивляюсь этому всё больше). Как
же эта особенность (тип личности) усугубляла состо-
яние его сердца, его сознания!! Я его звала «кустарь-
одиночка». О его проблемах, их решении им я узна-
вала от коллег наших позже, возмущалась, конечно.
Он только усмехался: «а то пришлось бы тебе дважды
переживать». Так что и об отношении отца к такого
рода вопросам можно только догадываться - в том
числе и по отдельным проявлениям этого отношения.
Еще из воспоминаний мамы: «жизнь наша проходи-
ла на этапе недозволенности самостоятельных рас-
суждений о политике, критической оценки её, поэто-
му и не отрывали время от дел, которых всегда было
невпроворот. А у меня ещё и страх с детства был...
Я видела по глазам, по взгляду ПЛ, по отдельным
репликам, что со многим он не согласен, многое не
одобряет, возмущён (отношение к людям в ВОВ, к ев-
рейской нации, Брежнев, его самовосхваление, пус-
тые магазины и рынки…)». Однажды родителей вы-
звали в школу за мое аполитичное поведение, которое
выразилось в том, что я где-то высказал свое мнение
о Брежневе. Я не помню, что конкретно я о нем ска-
зал, но наверняка ничего хорошего. Отец не пошел.
Мама ходила, но после этого мне не было сказано ни
слова – как будто вообще ничего не было. Это, навер-
ное, был единственный раз, когда вызов родителей
в школу прошел без последствий для меня… Так что
вот все эти вопросы государственного и обществен-
ного устройства отец, конечно, понимал. Понимал,
как они влияют на его жизнь в том числе, но сделать
с этим - как и все граждане - ничего не мог, и может
быть даже старался поменьше думать об этом, чтобы
больше времени и нервов отдать тому, что он мог и
должен был делать – работе и семье. Также отец, на-
пример, никогда не рассказывал о войне. Его не раз
приглашали, как ветерана войны, прийти в школу
(в том числе и в наш класс), рассказать о войне. Но
он никогда не ходил, а на вопросы мамы «почему»
отвечал – «А что я им должен рассказать? Правду?»
А правда-то, видимо, была не совсем такой, как нам
рассказывали учителя истории... И отец, конечно,
всю эту правду видел сам, и все понимал.
Так вот, о «еврейском вопросе». В нашей семье не
следовали никаким религиозным иудейским тради-
циям – родители были, конечно, атеистами. Так что
на тему нашей национальной принадлежности они
с нами никогда не говорили, я вообще не помню ни-
каких разговоров о национальностях, в том числе и
еврейской. Так что обо всем этом я узнал гораздо поз-
днее. Я помню, что мама отца – бабушка Ева – иног-
да произносила какие-то фразы себе под нос на не-
знакомом языке. Я никогда ее не спрашивал, что это
такое, решив, очевидно, что это особенности пожи-
лого возраста. Я теперь понимаю, что она говорила
на идиш сама с собой – а с кем еще она могла на нем
поговорить.
Национальность отца, как признак сортировки лю-
дей в стране, преследовала его всю жизнь, начиная со
студенческих лет. Причем никто этого и не скрывал –
настолько явным это было, что практически уже стало
казаться естественным. Даже моя мама – когда я за-
давал ей вопросы, например, каковы были признаки
того, что тот или иной отказ был из-за национальнос-
ти – сначала впадала «в ступор», а потом говорила,
что никто этого и не скрывал, это все знали и так. Лег-
ко соглашаюсь, потому что и сам застал часть этого
времени, хотя уже и не в таком масштабе. Некоторые
люди, которые хорошо знали родителей, уважали их,
говорили «вы такие хорошие люди, хоть и евреи» или
«и не подумаешь, что евреи». Когда родители всту-
пали в партию (а произошло это во времена Хрущева,
когда все – в том числе и родители – поверили в на-
ступление перемен), их спросили, не состоят ли они
в нелегальной еврейской организации… Отца – одно-
го из лучших студентов на курсе – с трудом остави-
ли в аспирантуре, настоял его руководитель. Маму не
оставили в аспирантуре, хотя в ней как в аспиранте
были заинтересованы, - и им пришлось расстаться на
три года. Отцу 14 лет не присваивали звания доцента,
хотя обычно его давали через 2-3 года после защиты.
Отца никогда не назначили никем выше руководите-
ля кафедры, хотя он был на голову выше в своих ор-
ганизаторских способностях многих очень высоких
руководителей. Отцу не разрешали принимать на ра-
боту евреев, и он очень радовался, например, что Эс-
фирь Абрамовна Мальцева успела поступить на рабо-
ту на кафедру до него – ему бы уже не разрешили ее
принять… Ну и т.д. и т.д. – много можно приводить
разных примеров. Короче, национальность отца оч-
ков ему не добавляла. И я могу только представлять,
как это было противно – осознавать это. Единствен-
ное, что, наверное, облегчало – это то, что так было
давно, и уже, возможно, казалось просто непремен-
ным условием жизни… И все равно – сам принцип
разделения (или наоборот - объединения) людей по
национальности был отцу неприятен, и он никогда не
принимал в этом участия – так, например, он не стал
членом никакого еврейского кружка, хотя в такие его
неоднократно приглашали. Он никогда не скрывал
своей национальности и никогда не подчеркивал ее.
Но вот наступило время, когда обострилось в очеред-
ной раз отношение государства к евреям, хотя оно и до
этого не было ровным. И многие стали скрывать свою
национальность, меняя по-еврейски звучащие имена
или отчества на более русские варианты (типа Саму-
ил – Семен, Натан – Антон и т.д.). И вот тогда отец
проявил свою национальность - сделал все наоборот,
поменял свое отчество «Львович» на «Лейбович» и
с тех пор всегда представлялся так. Вот так отец од-
нажды проявил свое отношение к еврейскому вопро-
су. Он был настоящим гражданином своей страны.
И настоящим интернационалистом.
Воспитание детей
Странные воспоминания стали одолевать меня,
когда я начал писать эту главу о том, как нас воспи-
тывали, какое место в нашей жизни занимал отец
и какой след оставил. Странность эта заключается
в том, что, с одной стороны, совершенно очевидно -
отец сделал для нас очень много, он всегда помогал
нам, а уж обо мне и говорить нечего – он еще и мно-
гому меня обучил. Он проводил с нами время, пусть