Лезные советы и проявленное внимание. 12 глава




пьютера. Венчало список недостатков сообщение о

том, что в своей работе я не использовал ссылки на

работы классиков марксизма-ленинизма. Несмотря

на очевидную нелепость рецензии, дело могло повер-

нуться плохо – ведь комиссия вполне могла вынес-

ти свой вердикт на основании рецензии, тем более,

что этот преподаватель, который меня не любил, сам

тоже входил в комиссию и вообще имел немалый вес

на факультете. Поддержать меня пришли мои быв-

шие коллеги-программисты, которые при зачтении

рецензии дружно хохотали, но это оказывало лишь

моральную поддержку мне, а для членов комиссии

они авторитетами не были, конечно. Более того, в

моем активе была очень положительная рецензия из

Ленинградского института прокуратуры, подписан-

ная двумя профессорами этого института, но и они

для членов комиссии не были авторитетом – ведь эти

профессора были где-то в Ленинграде… Зато для них

авторитетом и начальником был этот преподаватель,

который меня не любил. И он задавал мне вопросы и

высказывал замечания, которые хоть и были такими

же нелепыми, как рецензия, но ясно указывали чле-

нам комиссии нужное направление мысли… Так что

еще неизвестно, как бы все обернулось... И вдруг,

прямо посредине моего выступления, в аудиторию

зашел Овсиенко. Он не был членом комиссии, и не

имел никакого отношения к моему диплому. Но он

был таким авторитетом на факультете – профессор

(по-моему, тогда единственный), активно занимаю-

щийся наукой, много лет проработавший в универси-

тете, ветеран войны и т.д. – что мог зайти куда угод-

но, и вряд ли кто-нибудь ему бы возразил. Так вот,

заходит он и говорит, что хотел бы поприсутствовать

на защитах дипломов. «Конечно, Василий Василь-

евич…» торопливо залепетал тот самый преподава-

тель. Овсиенко сел и стал слушать. После того, как

была зачитана рецензия и тот «нелюбитель» меня за-

дал все вопросы и высказал мнения, дающие членом

комиссии правильное направление мысли по поводу

моей работы, Овсиенко вдруг попросил слово. И на-

чал говорить о том, какой хороший диплом я напи-

сал, и что его все юридическое сообщество ждало чуть

ли не весь последний век. Не затрагивая никаких

деталей, Овсиенко перешел к осуждению тех, кому

мой диплом не понравился (не указывая на конкрет-

ных лиц, а говоря вообще), и сообщил, что только

некомпетентные люди могут не оценить значимость

этой работы. Довершая разгром оппонентов, Васи-

лий Васильевич сообщил, что рецензент, который

упрекнул меня в неиспользовании работ классиков

марксизма-ленинизма, сам, очевидно, их не читал,

иначе он бы непременно обратил внимание, что ни

о каких компьютерах там и речи нет. Завершив свою

речь, Овсиенко ушел, из чего стало ясно, что именно

мой диплом и был его целью. Членам комиссии сиг-

нал был понятен. «Вес» того преподавателя состя-

заться с авторитетом Овсиенко не мог. Я получил 5.

Через несколько дней я пошел поблагодарить Овси-

енко за помощь – тем более, что я с ним был знаком

просто как студент с преподавателем – не более. И я

был удивлен, что он знает про мой диплом и читал

его. Я нашел его на кафедре и попросил 5 минут его

времени. Он сказал «Пойдем, покурим». Мы вышли

на улицу, и я стал говорить ему слова благодарности

за хорошую оценку моего диплома и за поддержку.

И тогда он рассказал мне, что диплома моего он не чи-

тал и вообще о нем не знал. Но ему рассказали о том,

что меня пытается «топить» тот преподаватель, и он

решил мне помочь. «Мы не были с твоим отцом дру-

зьями», - сказал он так, что я понял, что они не прос-

то не были друзьями, а были между ними какие-то

противоречия, - «но он был настоящий мужик, таких

сейчас мало». Помню, я потом спросил у мамы об их

отношениях, но она не знала подробностей, а лишь

подтвердила, что отношения у них были натянутые.

Я потом хотел спросить об этом у Василия Василье-

вича, да все оттягивал, откладывал. А потом Васи-

лий Васильевич умер. Так я и не узнал, в чем были

их противоречия, но узнал, что отца уважали даже

те, с кем он не был в хороших отношениях.

Отца уважали самые разные люди – например,

наш дворовый алкаш Кутя. Как я уже говорил, Кутя

работал молотобойцем на механическом заводе. Не

знаю, какие обязанности предусматривала его долж-

ность, но он был здоров как бык – в отличной физи-

ческой форме. Кроме того, он дома занимался гиря-

ми – он делал это утром у окна, и мы могли видеть

это из двора. По утрам, я думаю, потому что это было

единственное время, когда он был трезвый. Осталь-

ное время он был пьян. Мне почему-то кажется, что

Кутя вовсе не был таким вот тупым «хроником», а

был совершенно неглупым парнем, может, просто

пил от безысходности… И еще, похоже, его доводи-

ла его мать, Мария Васильевна, с которой они жили

в одной квартире на втором этаже в нашем подъез-

де. Когда она его доводила, он начинал на нее «на-

езжать», говоря милицейским языком «угрожать

физической расправой» и даже приводил угрозы в

исполнение. И тогда Мария Васильевна начинала

кричать «помогите», «спасите», «убивают» - в об-

щем, весь этот известный набор, который должен был

призвать на помощь соседей. Но я не помню, чтобы

кто-то из соседей отважился сразиться с Кутей, хотя

в нашем дворе жили и спортсмены тоже. Может, ко-

нечно, я просто не помню… Но я точно помню, что с

какого-то времени Мария Васильевна в такие момен-

ты стала бегать за помощью к нам. И я помню такой

момент, когда отец встал на пути гнавшегося за ней

Кути. Кутя попытался «отодвинуть» отца, но у него

ничего не вышло – отец крепко держал его за руку.

Я видел все это из коридора нашей квартиры, и мне

было страшно. А отец стал с Кутей разговаривать.

Я не слышал, что̒ он ему говорил, но по тону было

понятно, что это именно разговор, не упреки, не вы-

волочки, не нотации, а именно разговор человека с

человеком… Наверное, с Кутей давно так никто не

разговаривал. Кутя перестал кричать, перестал раз-

махивать руками, стал слушать и даже что-то отве-

чать… Через некоторое время он пожал отцу руку и

совершенно спокойно пошел домой… Так бывало не-

сколько раз. А Кутя потом мне тоже говорил «твой

отец – настоящий мужик, умный и справедливый».

Вот уж точно – отец был справедлив, у меня оста-

лось твердое такое впечатление. Наверное, я всегда

был согласен с его позицией, когда они с мамой об-

суждали какую-нибудь ситуацию – будь это случаи на

работе или во дворе. Я думаю, многие ценили отца за

это качество. Я уже приводил воспоминания мамы о

том, как к отцу за справедливым советом шли соседи

по квартире – люди гораздо более старшие считали

его справедливым. Или, например, другое проявле-

ние этого качества: отец всегда говорил – и так оно и

было – что он с бо̒льшим желанием работает со слабы-

ми учениками, чем с сильными. Вот согласитесь – это

редкое качество, в основном учителя любят работать

с сильными – ведь тогда результаты более очевид-

ны. Но разве не является справедливостью то, что

слабые больше нуждаются в помощи, чем сильные?

И только преподаватель, не озабоченный видимос-

тью для окружающих своих профессиональных до-

стижений, а искренне желающий помочь ученику,

может сосредоточить больше внимания на слабых.

И – на самом-то деле – это требует не меньших усилий.

А прогресс слабого ученика, я думаю, является гораз-

до большим свидетельством профессионализма учи-

теля, чем заоблачные достижения сильного, просто

не таким очевидным. Или, например, отец вставал на

защиту кого-нибудь по одной лишь той причине, что

все его осуждали, даже если сам при этом тоже в душе

его осуждал. И это я тоже считаю справедливым – не

должны быть все против одного. Но самым большим

проявлением справедливости отца я считаю то, что

он относился к людям на основании их существен-

ных, личностных качеств, а не каких-то иных, будь

они положительными или отрицательными. И ярким

примером такого отношения для меня являлся Ар-

кадий – ученик, а потом и коллега отца. Он пришел

работать в исследовательскую лабораторию, создан-

ную отцом при кафедре. Аркадий был способным и

любознательным студентом, насколько я помню. Под

руководством отца он защитил диплом и даже на-

писал кандидатскую диссертацию (которую, правда,

так и не защитил), продолжая работать на кафедре и в

лаборатории. У него был существенный недостаток –

Аркадий любил выпить. Выпить-то, впрочем, тогда

любили практически все. Просто Аркадий не знал

меры и иногда – и даже совсем не редко – напивался

порядочно. Из-за этого у него были всякие проблемы

в университете, и отцу приходилось его защищать и

отстаивать. Отцу жаловались и выговаривали за Ар-

кадия многие, но отец никогда не переставал быть

на его стороне, что не мешало, конечно, ему самому

«воспитывать» Аркадия. Уже после смерти отца мне

пришлось общаться с Аркадием довольно плотно по

моей работе, и я увидел те качества, за которые отец

его уважал: он был человеком совершенно открытым,

никогда не боялся высказать свое мнение, в нем не

было ни капли снобизма. Он с уважением относился к

людям и любил жизнь, делал то, что считал нужным,

и жил так, как считал нужным, в полном согласии с

собой. И еще он был справедливым человеком – та-

кое осталось у меня впечатление. Так что отцу было

за что его уважать. Аркадий очень тяжело переживал

смерть отца, он во всем нам помогал в период похорон.

На семейном совете обсуждался вопрос, сообщить ли

о смерти отца бабушке Еве – его маме. Она жила в

Ленинграде, была уже совсем больна, и скрыть прав-

ду было совсем легко – просто не писать ей об этом.

Конечно, вся семья говорила, что не надо ей сооб-

щать – может сердце не выдержать, надо ее пожалеть

и т.д. Вполне благородное и обоснованное суждение.

И только Аркадий был за то, чтобы сказать. Он не бо-

ялся выглядеть неблагородным и черствым – он гово-

рил то, что думал. И я был с ним согласен, и считал

это справедливым. Но мы оказались в меньшинстве,

так что бабушке ничего не сказали. Через 3 года ба-

бушка и сама умерла, так ничего и не узнав.

Так вот, о справедливости. Я думаю, что чувство и

потребность справедливости – это то качество, кото-

рое отец оставил по наследству нам - всем троим де-

тям. Вообще, мне кажется, мы унаследовали от отца

несколько весьма существенных качеств. Но вот это

чувство справедливости – точно, причем все трое.

Я не могу сказать, что оно помогает жить. Я бы даже

сказал – во многих случаях мешает, во многих случа-

ях оказывается неуместным – как в анекдоте, когда

один человек, проходя мимо помойной ямы, увидел,

что кто-то там барахтается, он нырнул туда и выта-

щил кого-то типа бомжа. Бомж его спрашивает:

– А почему ты прыгнул за мной?

– Я тебя спас – отвечает тот.

– Чудак человек – я там живу.

Это вот такое чувство справедливости, которое за-

частую является окончательным мотивом поступ-

ка – без всяких вопросов, надо ли это кому-нибудь –

и может совершенно поменять твою жизнь. У меня

так и произошло - когда не за горами уже была ас-

пирантура в Москве, где меня ждали, и я даже уже

сдал кандидатский минимум, кажется, по филосо-

фии, я вдруг озаботился несправедливостью, творя-

щейся в стране, и решил лично ее, справедливость,

быстренько установить. При этом вопрос, много ли

людей в стране в этом нуждаются и понимают под

справедливостью то же, что и я - вообще не рассмат-

ривался. Так что вместо аспирантуры я поступил на

работу в прокуратуру, планируя, что справедливость

будет проистекать и распространяться по стране

именно оттуда, и на заочное отделение юридическо-

го факультета. Это произошло через полгода после

смерти отца, так что ему не пришлось увидеть крах

его надежд на мою научную карьеру. К сожалению,

установить справедливость - как вы, наверное, заме-

тили - не удалось, и из прокуратуры я уволился. Но

время прошло не зря - работая в такой организации,

сталкиваешься с совершенно разными проявления-

ми жизни и общественного устройства и познаешь их

так, как, возможно, нигде больше. К тому же я встре-

тил там много замечательных людей.

И вот это чувство справедливости оказалось очень

живучим в нас. От отца оно передалось не только

всем нам, но и успешно продвигается вниз по ге-

неалогическому дереву и проявляется уже в моих

детях. Когда я учился на юридическом факульте-

те, сложилась какая-то ситуация, когда я требовал

какого-то справедливого решения – по-моему, я

требовал пересдачи экзамена, по которому мне пос-

тавили оценку, с которой я не был согласен. Это

была несколько необычная ситуация. Потому что я

учился на заочном, а для заочников, которым сти-

пендия все равно не положена, по сути, существу-

ет две оценки – сдал или не сдал (т.е. получил «2»).

Никакого практического различия между, скажем,

«3» и «5» для заочника нет. По крайней мере, тог-

да не было. И вот я требовал пересдачи по предме-

ту, по которому получил вовсе не «2». Вот только

представьте себе: вместо того, чтобы радоваться,

что сдал, и что про этот вопрос уже можно забыть

(впереди же много других экзаменов), я требовал

пересдачи, из-за которой мне снова придется гото-

виться по этому предмету, причем готовиться уси-

ленно – ведь ты, по сути, бросаешь вызов, пусть и не

тому конкретно преподавателю, который будет эту

пересдачу принимать, но он тоже преподаватель, и

если студенты возьмут за моду обжаловать оценки…

И вот я ходил по разным инстанциям внутри фа-

культета, и все эти инстанции мне отказывали, я ду-

маю, именно потому, что не видели смысла вообще

отвлекать преподавателей на повторный экзамен в

ситуации, когда другая оценка ничего не меняет для

человека. Но для меня же дело не в практическом

результате, а в справедливости! Поэтому я продол-

жал настаивать, пока, наконец, не пришел к замес-

тителю декана, который курировал заочников. Им

был Семен Демьянович Бунтов. Семен Демьянович

оказался более понимающим человеком – он меня

для начала выслушал. Потом задал мне несколько

вопросов, после которых, очевидно, решил, что слу-

чай «клинический» и лучше один раз снова принять

у меня экзамен, чем я буду вечно отвлекать их сво-

ими требованиями. Экзамен я пересдал. Лет через

10 после этого моя дочь Аня, учась на том же заоч-

ном отделении того же юридического факультета,

попала в точно такую же ситуацию, и тоже стала

требовать пересдачи. Она точно так же ходила по

инстанциям факультета и не добившись справедли-

вости, пошла прямо к декану факультета, которым

к тому времени стал Семен Демьянович. Она выло-

жила ему все свои аргументы, после чего он спро-

сил, как ее фамилия. Услышав фамилию, Семен Де-

мьянович понимающе протянул «А…» и разрешил

Ане пересдачу. Вот такое качество – готовность бо-

роться за справедливость – отец передал нам, и оно

уже передалось нашим детям, и я уже вижу его и

в старшем внуке… Это все хорошо, конечно, но все

же в любой борьбе за справедливость есть фаза ее

доказывания. Тебе приходится доказывать – и, как

правило, как раз тем людям, которые эту неспра-

ведливость и породили. А понятие у вас о справед-

ливости разные, ситуацию видите по-разному, так

что этот процесс бывает очень тяжелым и влечет

массу переживаний – в основном, от осознания не-

возможности доказать совершенно очевидную, на

твой взгляд, вещь… По крайней мере, я всегда это

переживал тяжело, и мне бы не хотелось, чтобы

дети проходили через такие же испытания. Но, к

счастью, жизнь на месте не стоит, происходят раз-

ные трансформации, и формы борьбы за справед-

ливость выбираются разными детьми разные. Ду-

маю, отец бы порадовался таким разным формам.

По крайней мере, повеселился бы точно.

Мои младшие сыновья – Марк и Павлик, которых

отец уже не застал, приезжали вместе с нами по вы-

ходным в деревню, где жили их бабушка и дедушка –

родители моей жены Ирины. Бабушка всегда готови-

ла им торт, который выдавала им в обед, но – только

после супа. И вот в очередной такой раз дети, давясь,

ели суп, подбадривая себя видом уже готового и даже

нарезанного торта. Наконец, суп съеден, бабушка по-

ложила каждому на тарелку по кусочку торта, дети

взяли ложки, и тут… Тут бабушка замечает, что дети

не убрали на место игрушки, с которыми они играли

до обеда (Марку было 7 лет, а Павлику – 3). Разразил-

ся скандал, бабушка говорила, что они вообще ничего

за собой не убирают, и поэтому она принимает реше-

ние лишить их торта. Это было несправедливо: во-

первых, они иногда убирали за собой, а во-вторых, им

не говорили, что убрать игрушки надо именно до обе-

да. Несправедливость была налицо. Марк бросился в

объяснения: «Бабушка, ну мы ведь не хотели это оста-

вить вообще неубранным, мы просто решили, что еще

будем после обеда играть, поэтому не убрали», – пы-

тался он объяснить ситуацию. Но бабушка его не слу-

шала и перебивала: «Вы всегда так делаете, и это уже

не в первый раз, вот если бы это было в первый раз…»

Чем дальше Марк пытался объясниться, тем мень-

ше оставалось у него шансов на это, от бессилия что-

то доказать и несправедливости ситуации у него уже

появились слезы, в конце концов он совсем «потух»,

замолчал, гордо отодвинул от себя тарелку с тортом и

заплакал… В течение всего этого спора Павлик молча,

двумя руками, быстро запихивал себе в рот огромные

куски торта, уминая их пальцами во рту, оставляя же-

вание на потом… Так что иногда справедливость мож-

но и не доказывать, а просто ее восстановить.

Еще я хорошо помню, что у отца было отменное

чувство юмора – ну, это наверняка помнят все, кто его

знал. Его юмор всегда был тонким, точным и своевре-

менным. Такое общее впечатление у меня осталось,

хотя и затрудняюсь привести примеры, вот вспом-

нил один: мы переходили дорогу в Москве – отец, я

и Люся. Отец держал нас за руки и рассказывал, как

правильно перейти дорогу. Люся сообщила, что она,

когда переходит дорогу перед машиной, совсем не

боится, потому что думает «все равно же он меня не

задавит». И отец без всякой паузы сказал «конечно,

да даже если и задавит – все равно ведь он будет от-

вечать». Я думаю, чувство юмора нам тоже удалось

унаследовать от отца, что является, пожалуй, самым

важным подспорьем в этой непростой жизни.

Еще я помню такой момент: мне было, наверное,

18 лет, и я привез из какой-то поездки бутылку вина

«Южная ночь» - очень такая красивая этикетка с ви-

ноградом и ночным южным небом, да и само назва-

ние тоже вдохновляло. Я показал родителям эту бу-

тылку и сказал, что приберегу ее на день рождения,

который был уже близко. На мой день рождения при-

шли, как обычно, мои друзья, мы сидели, разговари-

вали, мама нас чем-то угощала, наверное, и мы пили

это вино. Отца дома не было. Когда он пришел – гос-

ти уже разошлись. И я помню, как отец заглянул ко

мне в комнату, с улыбкой, поздравил с днем рожде-

ния и говорит «Ну что, давай вместе выпьем это твое

вино»… Я представляю, каково ему было услышать,

что я уже выпил его с друзьями. Получилась такая

наглядная демонстрация – с моей стороны совершен-

но не намеренная – того, что отец и так видел и, ко-

нечно, очень переживал: что я ему предпочитаю ком-

панию своих друзей, что мы далеко не так близки,

как ему хотелось бы, и что это уже поздно пытаться

исправить.

Как я уже говорил, разговаривали мы с отцом – я

имею в виду именно просто разговор – крайне редко,

в основном это были «разборки» отцом моего непра-

вильного поведения и проступков. Но все же иногда

разговаривали. И я запомнил две притчи, рассказан-

ные им мне:

Притча про рыбака: у рыбака был сын. Рыбак пой-

мал 2 рыбы. Одну съел сам, а другую отдал сыну – и

сын был сыт целый день. Другой рыбак поймал две

рыбы и обе отдал своему сыну – и сын был сыт два

дня. А третий рыбак научил своего сына ловить

рыбу – и тот был сыт всю жизнь.

Притча про орла: к орлиному гнезду, находивше-

муся на острове посреди реки, подступает вода, и

орлу, чтобы спасти птенцов, надо перенести их на

берег. Он может нести одновременно только одно-

го, и всех перенести не успеет, поскольку вода под-

ступает очень быстро. Вот он взял одного, несет

его и спрашивает: - Ну что, сынок, будешь ли ты

также носить меня, когда станешь большой? – Да,

папа, конечно, давай, неси меня дальше. И орел бро-

сил птенца в воду и вернулся за другим. То же было

и со вторым. А третий сказал: нет, папа, я не обе-

щаю носить тебя, но обещаю, что я так же буду но-

сить своих детей. И орел перенес его на берег.

Так много времени я провел у отца на кухне, на этих

воспитательных беседах, внушениях по поводу непра-

вильного поведения и т.д. Но спроси меня сейчас – что

я помню из этого? Ни малейшего содержания ни одно-

го такого воспитательного разговора - только желание,

чтобы этот разговор быстрее закончился. Зато те не-

многие слова, что были сказаны в спокойной, расслаб-

ленной обстановке – запомнил навсегда.

Дети выросли

Говорят, мы все выросли совсем неплохими людь-

ми. И это, конечно, заслуга родителей, хотя я и не

могу перечислить по пунктам программу нашего

воспитания. Более того, я с уверенностью могу ска-

зать, что время на это воспитание выделялось по

остаточному принципу – а времени у родителей не

было, ведь основным занятием была работа! Из всех

актов воспитания запомнились только внушения,

которые отец делал мне на кухне, о которых я уже

рассказал. И это не самые приятные воспоминания,

правда, очень яркие – недаром они так прочно си-

дят даже в моей (все забывающей!) памяти. Мы все были достаточно способными, чтобы не позорить ро-

дителей в школе, и для этого не требовалось их осо-

бых усилий. Так что единственные заботы, которые

мы им доставляли, это поведение. Учителя время от

времени жаловались на Наташу и меня, и родителям

приходилось принимать какие-то меры, т.е. уделять

этому внимание.

В основном, этим занималась мама. Она ходила

на родительские собрания, общалась с учителями,

принимала их жалобы. А потом передавала их отцу.

Отец проводил «разбор полетов» дома, в школу он

практически никогда не ходил, только в особых слу-

чаях. Один такой особый случай я помню. Я учился

классе в пятом или шестом и принес домой дневник,

в котором было записано, что за поведение на неде-

ле мне поставлена двойка, а внизу приписано, что

это за то, что я на перемене выпрыгнул из окна 2-го

этажа. Я действительно оттуда выпрыгнул, но это

было не бог весть каким риском: во-первых, между

этажами была небольшая крыша-козырек. Во-вто-

рых, я приземлялся не на асфальт, а на кучу шлака,

лежащего во дворе школы. В-третьих, я был доста-

точно хорошо подготовлен – ведь я уже несколько

лет занимался спортивной гимнастикой. Так что

поводов для беспокойства вроде и не было. Но наша

классная руководительница Тамара Петровна под-

няла такой скандал, что мама не решилась пойти

в школу, а отправила отца. Я не знаю, что говори-

ла ему Тамара Петровна, но с уверенностью могу

предположить – ничего похвального в мой адрес.

Как я уже говорил, отец вне дома всегда был на на-

шей стороне. Но Тамара Петровна этого, конечно,

не знала, а потому ожидала, видимо, немедленного

обещания отца принять жесткие меры, расстрелять

меня или каким-то другим эффективным образом

обеспечить, чтобы мне впредь неповадно было…

И уж конечно она не сомневалась в согласии отца с ее

негативной оценкой ситуации и моего поведения…

Я не знаю содержания их разговора, знаю только,

что закончился он тем, что отец сказал: «в школе,

видимо, недостаточно возможностей проявить себя

как-нибудь по-другому…». И попал в самую точку!

(правда, он этого так и не узнал). Ведь причиной мо-

его прыжка было просто желание обратить на себя

внимание девочки, которая мне нравилась.

Наташа хотела жить в Ленинграде и поэтому соби-

ралась поступать в какой-нибудь ленинградский ин-

ститут. Она часто говорила, что все равно туда уедет.

Закаленная с детства в борьбе за себя, она была спо-

собна делать то, что хочет, невзирая на отношение к

этому родителей, соседей и вообще окружающих. Но

в данном случае родители не возражали, отец даже

говорил (не Наташе, конечно, а маме) - «У нас не по-

лучилось вернуться в Ленинград, так пусть у нее по-

лучится». Другое дело, что отец хотел бы видеть в

этой затее не просто способ Наташе переехать в Ле-

нинград, но серьезный шаг в профессиональном раз-

витии. Отец, конечно, мало с нами разговаривал, но

он думал о нас и о нашем будущем всегда. Он считал,

что развитие в направлении науки – практически

единственное, которое может обеспечить реализа-

цию наших способностей, дать нам материальную

независимость, и в котором меньше всего препятс-

твием может быть наша еврейская национальность.

Он хотел для нас образования и интеллигентных

профессий, чтобы мы хоть немного «продвинулись»,

имели возможность самореализации и были хотя бы

средне обеспечены – об этом мне рассказывала мама.

А в чем тогда можно было продвинуться? – в науке

или администрировании. Стать большими началь-

никами никому из нас не светило, понимал отец.

И не только из-за фамилии (хотя одного этого тог-

да уже было достаточно), но, в первую очередь, из-

за унаследованных нами его собственных качеств:

иметь и отстаивать собственное мнение, не делать

то, что считаешь недостойным, быть независимым.

При таком наборе – кто же тебя захочет поставить на-

чальником чего-нибудь? И он хотел для нас продви-

жения в науке. Наташа поступила в институт куль-

туры в Ленинграде. Правда, до этого она пыталась

поступить в театральный, и с этой целью встрети-

лась с давним приятелем родителей Игорем Горба-

чевым – известным в то время актером и, по-моему,

режиссером театра в Ленинграде. Не знаю, чего она

от него хотела – то ли совета, то ли помощи. А может,

намеревалась поразить его своим актерским талан-

том, чтобы он сразу уступил ей свое место. Впрочем,

это неважно, а важно то, что сделала она это втайне

от родителей. Родители все же каким-то образом об

этом узнали, возможно, им рассказал сам Горбачев,

не подозревая, что это тайна и великий проступок –

не знаю. Но скандал был большой, Наташу ругали

почем свет. А чего было ругать? – ведь дураку по-

нятно: спроси она у родителей разрешения обратить-

ся к Горбачеву – ни за что бы его не получила. А ей

же надо было поступать – вот она и делала все, что

могла. А родители-то ни за что бы не разрешили ей

обратиться к их знакомым за помощью – ведь они



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: