Тема 8. Технология работы с правовой информациейв справочных правовых системах




1. Охарактеризовать особенности интерфейса известных СПС. Выявитьсходства и различия.

2. Соотнести поисковые средства СПС с поисковыми задачами, возникающими в процессе профессиональной деятельности юриста.

3. Построить список документов по заданным исходным данным. Обосновать выбор использованного средства поиска.

4.Продемонстрировать основные возможности СПС при работе со списками документов.

5. Продемонстрировать основные возможности СПС при работе с текстом документа.

6. Объяснить назначение основных онлайновых сервисов СПС.

Практические задания:

1. Найти в законодательстве, какие сведения не подлежат отнесению кгосударственной тайне и засекречиванию.

2. Определить, какое наказание предусматривает Уголовный кодекс занезаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

3. Построить списки действующих законов по следующим тематикам:

а) средства массовой информации;

б) информационная безопасность.

Каждый из полученных списков сохранить в электронной папке пользователя с соответствующим названием.

Найти общие документы в построенных списках (пересечение списков).

Полученный список сохранить в электронной папке пользователя.

4. В действующем Гражданском кодексе РФ расставьте закладки настатьи, в которых речь идет о тайне. Закладкам присвоить имена, соответствующие названиям статей.

5. Найти форму заявления на оформление загранпаспорта и заполнитеее.

6. Используя автоматическое средство сравнения редакций, определить,какие изменения произошли в Федеральном законе «Об информации,информационных технологиях и о защите информации».

7. Построить список документов судебной практики, связанных состатьей 146 ГК РФ.

 

5.2. Вопросы для текущего и рубежного контроля успеваемости

1. Сформулировать основные направления государственной политики винформационной сфере.

2. Выделить задачи правового характера, поставленные в Стратегии развития информационного общества России.

3. Сформулировать основные принципы обеспечения информационнойбезопасности.

4. Проанализировать результаты выполнения ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 гг.)».

5. Охарактеризовать назначение и функции операционных систем.

6. Дать определения понятиям: файл, папка, ярлык, объект. Выявить ихсоотношение.

7. Описать особенности операционной системы Windows.

8. Описать средства обслуживания дисков и файлов. Привести конкретный пример выполнения копирования, перемещения, удаленияфайла.

9. Объяснить назначение буфера обмена и описать порядок его использования.

10. Объяснить назначение управляющих элементов приложений, их видыи порядок использования.

11. Описать основные возможности текстовых редакторов.

12. Описать средства ввода и редактирования текста. Продемонстрироватьиспользование этих средств при вводе или редактировании текста.

13. Описать смысловые и структурные единицы текста. Провести их сопоставление.

14. Описать возможности шрифтового оформления фрагментов текста.

Привести примеры применения шрифтового оформления текста.

15. Описать средства оформления структурированных абзацев. Привестипример оформления абзца-подписи.

16. Объяснить понятие шаблона документа. Описать порядок его создания. Привести пример создания документа на основе шаблона.

17. Дать определение понятия стиля оформления. Описать порядок егосоздания и использования.

18. Описать порядок автоматизированного создания оглавления структурированного документа и условия его создания.

19. Охарактеризовать назначение и функции электронных таблиц.

20. Описать рабочий интерфейс электронной таблицы.

21. Описать возможные действия над листами, столбцами, строками иячейками электронной таблицы. Продемонстрировать копирование, перемещение, удаление, вставку одного из перечисленных объектов.

22. Продемонстрировать ввод и редактирование данных в ячейках электронных таблиц.

23. Описать средства настройки расположения данных в ячейке электронной таблицы. Провести выравнивание данных по заданию преподавателя.

24. Охарактеризовать типы и форматы данных в ячейках электронных таблицы. Продемонстрировать задание и изменение формата представления данных.

25. Рассказать об абсолютных и относительных ссылках на ячейку. Привести примеры формул с использованием абсолютных и относительных ссылок.

26. Рассказать об организации вычислений в электронной таблице, видахматематических операций. Выполнить операции нахождения суммыи среднего значения.

27. Продемонстрировать ввод и копирование формул.

28. Рассказать о встроенных функциях и возможности их использования в формулах. Привести пример использования встроенной функции.

29. Описать создание диаграмм в электронных таблицах. Построить график по имеющимся данным.

30. Описать средства редактирования и форматирования диаграмм. Продемонстрировать изменение типа и других параметров готовой диаграммы.

31. Дать определение списка, его структуры. Привести примеры списочных данных.

32. Описать возможности электронных таблиц при обобщении данных:сортировки, фильтрации, подведении итогов, консолидации.

33. Описать возможности встроенного пакета анализа научных данных.

34. Провести защиту данных в выбранных ячейках электронной таблицы.

35. Привести классификацию информационных моделей БД. Привестипример сетевой, иерархической, реляционной модели данных.

36. Охарактеризовать реляционную базу данных как отношение на множестве атрибутов.

37. Дать определение системы управления базами данных (СУБД). Охарактеризовать ее назначение и функции.

38. Перечислить объекты конкретной СУБД и средства их создания.

39. Продемонстрировать процедуру создания пустой БД.

40. Дать определение ключевого поля БД, описать его назначение и продемонстрировать средства задания.

41. Охарактеризовать виды связей между объектами в БД. Раскрыть содержание понятия целостности данных.

42. Провести пополнение и коррекцию данных в БД.

43. Осуществить контекстный поиск в БД.

44. Провести сортировку (упорядочение) записей в БД.

45. Описать и продемонстрировать процедуру формирования поисковогозапроса.

46. Провести вычисление необходимых данных в БД.

47. Раскройте содержание понятия Интернет.

48. Какова роль сети Интернет в организации информационных процессов?

49. Охарактеризуйте правовые ресурсы сети Интернет.

50. Охарактеризуйте назначение и основные возможности справочныхправовых систем.

51. Проанализируйте и классифицируйте виды поиска в СПС.

52. Продемонстрируйте особенности поиска по реквизитам документов.

53. Какие тематические виды поиска существуют в современных СПС?Продемонстрируйте порядок задания соответствующего запроса.

54. Охарактеризуйте поиск по текстам документов (контекстный поиск).Задайте поисковый запрос, используя логические операции над по исковыми фрагментами.

55. Проанализируйте возможности СПС по работе со списками документов. Сохраните полученный список в папку пользователя.

56. Сформулируйте назначение папок пользователя и приемы работы сними. Продемонстрируйте операции над списками документов, сохраненных в папках пользователей.

57. Охарактеризуйте возможности СПС по работе с текстом документа.

Найдите заданный фрагмент в тексте и установите на нем закладку.

 

5.3. Модельные тесты для текущего и рубежногоконтроля успеваемости

 

1. В информационном обществе информация становится:

а) важным стратегическим ресурсом;

б) экономическим товаром;

в) оружием;

г) средством производства.

 

2. Характерными чертами информационного общества являются:

а) информационная экономика;

б) глобальный характер информационных технологий;

в) экономика услуг;

г) приоритет информации по сравнению с другими ресурсами.

 

3. Опасными тенденциями информатизации являются:

а) глобальный характер информационных технологий;

б) усложнение отбора качественной и достоверной информации;

в) возрастающая возможность проникновения в частную жизнь посредством информационных технологий;

г) проблема адаптации части людей к условиям информационного общества.

 

4. Основные принципы вхождения государств в информационное общество провозглашены в:

а) Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

б) Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества;

в) Федеральном законе «О средствах массовой информации»;

г) Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

 

5. Целями перехода России к информационному обществу являются:

а) преодоление информационного неравенства и равноправное вхождение в глобальное информационное общество;

б) мировое информационное господство;

в) развитие гражданского общества и демократических традиций;

г) обеспечение прав человека на свободный доступ к информации изащиту персональных данных.

 

6. Задачами государственной информационной политики являются

а) совершенствование правовой системы;

б) формирование единого информационного пространства России;

в) обеспечение информационной безопасности личности, общества игосударства;

г) вхождение России в мировое информационное пространство.

 

7. Информационная безопасность — это

а) состояние защищенности информации, циркулирующей в обществе;

б) состояние правовой защищенности информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;

в) состояние защищенности информационных ресурсов, обеспечивающее их формирование, использование и развитие в интересах

граждан, организаций, государства;

г) состояние защищенности национальных интересов РоссийскойФедерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

 

8. Расставьте следующие понятия в порядке от частного к общему:

а) безопасность информации;

б) информационная безопасность;

в) защищенность информации.

 

9. Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы иосновные направления обеспечения информационной безопасности изложены в

а) Конституции РФ;

б) Гражданском кодексе РФ;

в) Доктрине информационной безопасности РФ;

г) Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

 

10. Защита информации представляет собой принятие следующих мер:

а) правовых;

б) технических;

в) экономических;

г) организационных.

 

11. Защита информации направлена на:

а) обеспечение мирового господства России в информационной сфере;

б) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерныхдействий в отношении такой информации;

в) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

г) реализацию права на доступ к информации.

 

12. Впишите пропущенное слово

… тайна — это защищаемые государством сведения в области еговоенной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

 

13. Система защиты государственной тайны включает:

а) совокупность органов защиты государственной тайны;

б) средства и методы защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей;

в) сведения, составляющие государственную тайну;

г) мероприятий, проводимых в целях защиты сведений, составляющихгосударственную тайну.

 

14. Средства защиты сведений, составляющих государственную тайну,включают:

а) программно-технические средства;

б) криптографические средства;

в) экономические средства;

г) средства контроля эффективности защиты информации;

д) организационно-правовые средства.

 

15. Сведения, которые не могут составлять государственную тайну:

а) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан;

б) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

в) о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, охранении, об утилизации ядерных боеприпасов;

г) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состояниипреступности;

д) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.

 

16. Основные функции операционных систем:

а) поддержка работы прикладных и системных программ;

б) обеспечение пользовательского интерфейса;

в) подготовка различного вида документов;

г) организация файловой системы.

 

17. Основными функциями современного текстового редактора являются:

а) ввод и редактирование текста;

б) создание и редактирование сложных изображений;

в) форматирование текста;

г) распечатка текстового документа.

 

18. Основной структурной единицей форматирования текста является:

а) слово;

б) строка;

в) предложение;

г) абзац.

 

19. Последовательность выполнения действий при задании увеличенного интервала между буквами в MS Word:

а) открыть пункт меню «Формат»;

б) открыть вкладку «Интервал»;

в) выделить слово;

г) выбрать команду «Шрифт»;

д) управляющий элемент «Интервал» установить в положение «Разряженный», в поле справа установить величину разрядки в пунктах;

е) нажать кнопку «OK».

 

20. Редактирование текста в текстовом редакторе осуществляется посредством выполнения следующих действий:

а) удаление фрагмента текста;

б) изменение шрифта фрагмента текста;

в) замена фрагмента текста;

г) вставка фрагмента текста;

д) перестановка фрагмента текста.

 

21. Автоматическое исправление ошибок при вводе слова в текстовомредакторе осуществляется с помощью средства:

а) Правописание;

б) Автозамена;

в) Автотекст;

г) Автоформат.

 

22. Основные функции электронных таблиц:

а) Автоматическое проведение вычислений по заданным формулам.

б) Построение различного вида диаграмм.

в) Подготовка различного вида документов.

г) Работа с рабочими таблицами как с базами данных.

д) Автоматизированные способы создания презентаций.

е) Поддержка работы прикладных и системных программ.

 

23. При сохранении рабочей книги с несколькими листами рабочихтаблиц в файл:

а) Отводится один файл со стандартным расширением. Имя файламожет быть произвольным.

б) Каждый лист рабочей книги сохраняется в отдельный файл.

в) Имя файла и расширение может быть произвольным.

 

24. Адрес ячейки в MS Excel имеет вид:

а) Строки обозначаются цифрами, а столбцы буквами, например A1.

б) Строки обозначаются цифрами, а столбцы буквами, например 1A.

в) Строки обозначаются буквами, а столбцы цифрами, например A1.

25. Результатом вычисления по формуле будет максимальное число изминимальных значений трех диапазонов:

а)=МАКС(МИН(В4:В10); МИН(С4:С10); МИН(D4:D10))

б)=(МАКС(МИН(В4:В10)+МИН(С4:С10)+МИН(D4:D10))/3

в)=МАКС(МИН(В4:В10; С4:С10; D4:D10))

г)=СРЗНАЧ(МАКС(МИН(В4:В10); МИН(С4:С10); МИН(D4:D10)))

 

26. Выберете обозначение относительного адреса ячейки:

а) A1.

б) $B$1.

в) $C1.

 

27. Укажите правильный порядок ввода формул:

а) Укажите ячейку, в которую необходимо ввести формулу.

б) Введите = (знак равенства).

в) Введите формулу.

г) Нажмите кнопку Enter.

 

28. Расставьте в нужном порядке: приоритет выполнения действий вформулах:

а): (двоеточие), (запятая) _(пробел) — операторы ссылок

б) % — процент

в) ^ — возведение в степень

г) * и / — умножение и деление

д) + и — –сложение и вычитание

 

29. Вставьте недостающее слово:

ЕСЛИ(логическое_выражение; если_истина; если_{…})

а) ложь,

б) правда,

в) равенство,

г) неравенство.

 

30. База данных, в основе которой лежит система взаимосвязанных таблиц, называется:

а) реляционная;

б) сетевая;

в) объектно-ориентированная;

г) табличная.

 

31. Поставьте в соответствие высказываниям из левой колонки таблицывысказывания из правой.

 

 

1. База данных   а) описание свойств основных объектов и отношений между ними;
2. СУБД   б) система специально организованных данных,предусматривающая общие принципы хранения, обработки и представления данных по запросам пользователей;
3. Модель данных   в) данные, структурированные в виде таблиц дляудобного поиска необходимой информации;
  г) пакет программ, предоставляющий пользователям возможность создания баз данных и средстваобработки, поиска и защиты целостности данныхв базах.

 

32. Вставьте пропущенное слово:

Поле реляционной базы данных, значение которого однозначноопределяет запись, называется...

 

33. В реляционных базах данных связи между таблицами могут бытьследующих типов:

а) один–к–одному;

б) несколько–ко–многим;

в) один–ко–многим;

г) один–к–нескольким.

 

34. Компьютерная сеть — это:

а) совокупность компьютеров, установленных в одной комнате;

б) совокупность компьютеров одной организации;

в) совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связив единую систему;

г) совокупность компьютеров и обслуживающего персонала.

 

35. Язык HTML — это

а) язык протокола передачи текстовых документов;

б) специальный язык разметки текстовых электронных документов;

в) язык описания файлов на Web-серверах;

г) язык описания графических изображений.

 

36. Работа с электронной почтой может осуществляться с помощью

следующих клиентских почтовых программ:

а) MS Outlook Express;

б) Netscape Navigator;

в) The Batl;

г) MS FrontPage.

 

37. Протокол передачи данных в сети — это:

а) юридически оформленный документ для обеспечения сохранностиданных;

б) правила передачи данных и поиска адресата в сети, язык общения всети;

в) алгоритм взаимодействия, оформленный документально;

г) название способа управления передачей данных.

 

38. Протокол IP определяет

а) как отображается информация на экране компьютера;

б) как происходит передача информации;

в) куда происходит передача информации;

г) как упаковывается информация.

 

39. Учетная запись в почтовой программе используется

а) для контроля приема/отправки писем;

б) для задания параметров почтового ящика пользователя;

в) для контроля несанкционированного доступа к почтовым отправлениям;

г) для шифровки почтовых отправлений.

 

40. Справочная правовая система содержит в своем информационноммассиве:

а) нормативные акты Российской Федерации;

б) документы по внутреннему законодательству других стран;

в) международные договоры;

г) судебную практику.

 

41. Какие виды поиска реализованы в современных справочных правовых системах:

а) по реквизитам;

б) тематический;

в) по аналогии;

г) по тексту документов.

 

42. Для каждого элемента слева отметьте соответствующий ему элемент

Справа

 

Вид информационного массива Вид документа
1. Законодательство а) научная статья;
2. Судебная практика б) Указ Президента;
3. Формы документов в) Определение Верховного Суда;
  г) декларация о доходе физических лиц

 

43. К реквизитам нормативного правового акта, по которым можноорганизовать поиск в СПС, относятся:

а) Принявший орган;

б) Тематика;

в) Срок действия;

г) Название документа.

 

44. Если ни одно поле карточки поиска по реквизитам в СПС не заполнено:

а) поиск проводиться не будет;

б) результатом поиска будут все документы, содержащиеся в информационном массиве;

в) результатом поиска будут все действующие документы информационного массива;

г) результатом поиска будут все действующие федеральные законы, содержащиеся в информационном массиве.

 

45. При организации поиска в СПС по времени принятия документаможно задать:

а) точную дату;

б) интервал «С… по….»;

в) несколько интервалов, объединенных условием ИЛИ;

г) интервал «Раньше…»;

д) интервал «Позже…»

 

46. Тематический классификатор поиска по реквизитам в СПС является:

а) алфавитным;

б) иерархическим;

в) хронологическим;

г) универсальным.

 

47. Задайте правильную последовательность работы с СПС:

а) Работа с текстом документа;

б) Выбор раздела информационного массива;

в) Построение и работа со списком документов;

г) Формирование запроса на поиск документов.

 

48. Над папками пользователя в современных СПС возможны операции:

а) объединение;

б) пересечение;

в) вычитание;

г) сравнение.

 

49. Для того чтобы в СПС быстро переместиться к нужному фрагменту

документа, не повторяя поиск, необходимо:

а) сохранить документ в папку;

б) поставить на фрагмент закладку;

в) сохранить документ в текстовый редактор;

г) такой возможности в СПС нет.

 

50. Для того чтобы в СПС построить список документов, тематическисвязанных с найденным, необходимо:

а) сохранить список документов в папку;

б) построить список редакций документов;

в) воспользоваться инструментом «Связи»;

г) такой возможности в СПС нет.

 

 

6. Учебно-методическое обеспечение

 

6.1. Нормативные акты и судебная практика

1. Окинавская Хартия глобального информационного общества от22 июля 2000 г.// Дипломатический вестник. № 8, август 2000 г.

2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утв. Распоряжением ПравительстваРоссии от 20.10.2010 №1815-р.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв.Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. № 187.28.09.2000.

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31(1 ч.). Ст. 3448.

5. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» // СЗРФ. 13 октября 1997 г. № 41. Ст. 4673.

6. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «О Концепции правовойинформатизации России»// СЗ РФ. 2003. № 47. Ст. 4520.

 

6.2.Основная литература

1. Основы информатики и математики для юристов. Учебное пособие / подред. В.Д. Элькина. — М.: ООО «Полиграф-Опт», 2006. — 336 с.

2. Правовая информатика. Справочные правовые системы: учебное пособие / под ред. проф. В.Д. Элькина, доц. С.Г. Чубуковой. — М.: «Изд-во “ЭЛИТ”», 2008. — 297 с.

3. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики: учебноепособие / под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.: Юридическая фирма«КОНТРАКТ», 2008. — 252 с.

 

6.3. Дополнительная литература

1. Информатика для юристов и экономистов: учебник для вузов / под ред.С.В. Симонович. — СПб.: Питер, 2006.

2. Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии: учебное пособие / под ред. И.А. Коноплевой. — М.: Проспект, 2011. — 328 с.

3. Роганов Е.А., Тихомиров Н.Б., Шелехов А.М. Математика и информатика для юристов. М.: МГИУ, 2005.

 

6.4. Программное обеспечение и электронные ресурсы

https://www.consultant.ru— сайт компании «КонсультантПлюс», on-lineверсия СПС «КонсультантПлюс»;

https://www.garant.ru — сайт компании «Гарант»;

https://www.kodeks.ru — сайт компании «КонсультантПлюс»;

https://www.infosovet.ru — сайт Совета по развитию информационногообщества в России.

7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Аппаратные средства: компьютерный класс, оборудованный проекционно-компьютерной системой и подключенный к локальной сетивуза и сети Интернет.

Программные средства:

— операционная система;

— прикладные программы:

— текстовый редактор;

— редактор электронных таблиц;

— программа разработки электронных презентаций;

— система управления базами данных;

— справочные правовые системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: