Потребление и сбережения




Тема 7. Потребления, сбережения, инвестиции

 

Центральное понятие кейнсианской школы: взаимосвязь между расходами домоводств, фирм, государства и национальным продуктом.

 

Потребление и сбережения

AD определяется основных экономических субъектов:

,

где: С – спрос домохозяйств на T и Y; I – спрос фирм на инвестиционные T и Y; G – Государственные закупки T и Y – государственные расходы; NX – чистый экспорт.

То есть структура AD совпадает со структурой ВВП рассчитанного по потоку расходов.

При анализе совокупности расходов кейсианский подход основывается на том, что объем спроса различных субъектов формируется под воздействием различных побудительных мотивов, в том числе психологических.

Рассмотрим потребление – С. Любой доход после уплаты подоходного налога и др. обязательных платежей (ЛРД – личный располагаемы доход) поступает в личное распоряжение домохозяйств и может быть использован на текущее потребление или сбережения:

Y – совокупный личный располагаемый доход; С – потребление; S – сбережения.

С – самый большой компонент AD. Как правило, на потребление приходится больше 50% ВВП. Эта величина варьируется по годам и странам (в США до кризиса – 67-68% ВВП, Швеции – 52%, в России – 50-52%). Но ситуация в экономике и результат расходов разные.

Потребление в экономической науке определяется как платежеспособный спрос или как сумма денег, которую тратят все население на покупку конечных товаров и услуг для удовлетворения собственных потребностей. С – часть располагаемого дохода, которая расходуется на покупку потребительских товаров и услуг.

Уровень потребления различен как в разных странах, так и в различных социальных уровнях одной страны. Это объясняется тем, что на уровень потребления оказывает огромное влияние разные факторы, объективные и субъективные. Такие как: уровень цен, доходы, накопленные богатства, уровень налогообложения, процентные ставки по потребительским кредитам, уровень потребительской задолженности, потребительские ожидания, инфляционные и изменения дохода, политические и демографические ситуации, традиции, привычки и т.д.

Главный определяющий фактор – располагаемый доход (Y). Потребление, которое не зависит от дохода, называется «автономным потреблением ». Зависящее от дохода потребления называется производное или индуцированное. Оставшаяся после потребления часть располагаемого дохода образовывает сбережения (S).

Сбережение – часть располагаемого дохода, которая не расходуется на потребление в настоящее время, то есть сберегаемая часть дохода. По своей экономической сути это отложенное потребление.

Из всего сказанного следует, что главный фактор, влияющий на сбережения это уровень располагаемого дохода. Все изменения сбережений, прежде всего, будут изменяться в доходах. При низком уровне дохода возможность сбережения отсутствует. Отдельные группы семей, получающие низкий доход тратят все на потребление, либо откладывают малую часть на непредвиденные обстоятельства. С увеличением доходов у домохозяйств увеличивается возможность откладывать все больше средств, следовательно, увеличивается доля сбережений (S).

Помимо дохода, сбережения формируются под влиянием большого спектра побудительных мотивов. Так как потребление и сбережения тесно связаны, все те факторы, которые влияют на потребление, влияют и на сбережения.

Кроме того, существуют и специфические причины сбережений: выравнивание (C) во времени, обеспечение экономической независимости, формирование богатств и решение проблем подрастающих детей.

Объем совокупных сбережений – один из важнейших показателей развития экономики. Этот объем характеризует не только уровень жизни в стране, но и сбережения, является одним из основных источником финансирования инвестиций. Правительства развитых стран проводят политику стимулирования населения к сбережениям (Япония освобождает процентный налог от дохода; Германия платит дополнительные премии за долгосрочные счета). Тем самым государство способствует увеличению инвестиций и, в целом, экономическому росту.

С и S формируются под воздействием различных факторов. Главноопределяющим является уровень распределительного дохода. И С и S очень индивидуальны. Каждое домохозяйство имеет свое представление и планирование расходов. Однако, по статистическим данным существуют общие закономерности, тенденции осуществления средних потребительских расходов в стране.

На долгосрочных промежутках времени наблюдается относительная устойчивость потребительского поведения при отсутствии форс-мажорных (кризисы, войны). То есть в обществе на определенное время накладывается некая устойчивая склонность к потреблению. По мере роста дохода C растет, но не в той же пропорции, что и доход. Темпы роста С отстают от темпов роста доходов, при этом увеличиваются сбережения или накопления населения. Прирост дохода ведет к увеличению С и к росту S.

Но прирост С меньше чем . Это основной психологический закон Кейнса.

Данные тенденции позволяют не только измерять текущую ситуацию по структуре и объему С и S, но и прогнозировать их с достаточным уровнем достоверности. Для этого исключаются такие показатели, как средник и предельные склонности к потреблению и сбережению.

Для измерения сложившейся на данный момент склонности потреблять или сберегать, используются показатели средней склонности к потреблению, средней склонности к сбережению.

Средняя склонность к потреблению APС – отношение размера С к размеру Y.

Средняя склонность к сбережению APS – отношение размера S к Y.

Для измерения того, как изменение дохода влияет на изменение С и S используются показатели предельной склонности к С и предельной склонности к S.

Предельная склонность к потреблению MPC – отношение изменения С к вызвавшему его изменению в доходе Y.

Предельная склонность к сбережению MPS – отношение изменения S к вызвавшему его изменению в доходе Y.

Это предельные величины показывают, какую часть дополнительного дохода домохозяйства будут склонны потреблять, а какую сберегать.

В сумме эти предельные величины:

Эти величины стабильны в отличие от средних показателей на небольших отрезках времени (в развитых странах до кризиса было C: 0,7 – 0,8%, а S: 0,2 – 0,3).

Взаимосвязь между доходом Y,C и S отражают функции потребления и сбережения, которым можно дать графическую интерпретацию.

Рисунок 7.1 Функции потребления С и сбережения S

a) Функция потребления. Прежде всего, строится вспомогательная линия под углом . Она показывает, что было бы, если весь доход полностью потреблялся бы – линия нулевых сбережений. Затем выстраивается линия фактического потребления. Она пройдет с другим наклоном, будет отступать на величину автономного потребления (Са). С точки Са, потребление становится производным от дохода, то есть С растет вместе с доходом, но медленнее, чем доход Y. Уровень Y1 - единственный уровень дохода, при котором весь доход полностью потребляется. Эта точка – единственная, точка первого дохода или нулевого сбережения. Левее этой точки – Y недостаточен для данного потребления. Этот участок отрицательных сбережений или жизни в долг. Правее – С меньше, чем Y, образуются положительные сбережения. Разность между величиной фактического С и соответствующим значением на биссектрисе определяет величину S. Если с любого уровня дохода выстроить вертикальную линию, можно узнать величину потребления. Y2 – уровень потребления при данном уровне дохода, а остальное S.

()

 

b) Функция сбережений. Ее график строится с учетов функции графика потребления С. Очевидно, что функция S является зеркальным отражением функции C. Сначала определяем точку нулевых сбережений. Слева – область отрицательных сбережений, справа – положительные сбережения. В отличие от убывающих темпов роста потребления С, темпы роста сбережений S – возрастающие.

()

Углы наклона линии С и линии S определяются предельными склонностями к С и S.

Сбережения осуществляют не только население, но и фирмы. Цель сбережений фирм – инвестиции. Потребители сберегают, но не инвестируют.

 

Инвестиции

 

I – второй важнейший компонент AD.

Инвестиции в экономической теории – использование финансовых ресурсов для воздействия и создания новых производственных мощностей и других капитальных активов. Инвестиционные расходы состоят приблизительно 15 – 20% совокупных расходов в развитых странах. Несмотря на то, что инвестиционные расходы меньше, чем расходы на потребление, они играют в экономике огромную роль. Ведущая роль инвестиций – благодаря ним осуществляется накопление реального капитала, а, следовательно, создание реальной базы для расширения производственных возможностей общества и экономического роста.

Инвестиции воздействуют на структуру и объем национального производства и уровень занятости. Уровень и динамика инвестиций определяют основные макроэкономические пропорции.

Источник инвестиций – сбережения. Сбережения – неотъемлемая часть дохода. Процесс сбережения и инвестирования – переключение ресурсов с производства товаров и услуг для текущего потребления на создание и накопления капитальных товаров. То есть рост реального накопленного капитала является основой для повышения будущего благосостояния. В этом смысле, сегодняшнее благосостояние есть результат вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции закладывают основу будущего благосостояния общества.

Осуществление инвестиций непосредственно связано с товарным рынком/рынком благ. При этом инвестиции оказывают неодинаковое воздействие на рынок благ в коротком и длительном периодах.

Инвестиции в коротком периоде увеличивают на рынке благ только спрос D, а объем предложения S не изменяется, так как строящиеся объекты еще не дают отдачу в виде товаров и услуг.

Инвестиции в длительном периоде – на рынке благ будет меняться D и S.

Инвестиции можно классифицировать по субъектам, которые их осуществляют или секторам экономики или по направлениям инвестирования.

По субъектам осуществления различают инвестиции:

- в предпринимательском секторе;

- в государственном секторе (напр., строительство инфраструктуры).

По направлению вложений инвестиционных средств различают:

- инвестиции в капитальные ресурсы;

- инвестиции в товарно-материальные запасы.

Инвестиционные расходы могут быть направлены как на увеличение объема капитала, так и на сохранение и поддержание этого капитала на данном уровне. Соответственно различают:

- чистые инвестиции (увеличивают размер капитала);

- валовые инвестиции (чистые I + затраты на амортизацию – износ).

Инвестиции в товарно-материальные запасы – инвестиции в формирование ресурсов, которые откладываются на хранение или определенное время не могут быть включены в товарный оборот (сырье, материалы, готовые изделия и независимое производство).

В направлениях также выделяют:

- инвестиции в жилищное строительство (их производят частные лица, предприниматели и государство);

- инвестиции в человеческий капитал (здоровье, знания). Такие инвестиции очень опасны, так как не дают гарантии в отдаче в виде роста дохода.

Инвестиции – самая динамическая и изменчивая составляющая AD. На инвестиции влияют огромное количество факторов как объективных, так и субъективных (решения и оценки предпринимателей). Цель деятельности любой фирмы – получение прибыли, следовательно, инвестиции осуществляются для получения прибыли, то есть они приводят к росту доходов. Исходя из этого, можно выделить два основных фактора определяющих размер инвестиций. Эти факторы взаимосвязаны.

Основной фактор – ожидаемая норма прибыли или рентабельность предполагаемых капиталовложений. То есть это субъективная оценка инвестора будущим вложениям. Если рентабельность низка, то вложений не будет. Соответственно, чем выше ожидаемая норма прибыли, тем выше склонность к инвестированию.

Второй фактор, определяющий объем инвестиций, тесно связан с первым – уровень реальной процентной ставки. Формы могут осуществлять финансирование инвестиций, либо кредиты финансирования кредитных учреждений. Прежде всего, уровень процентной ставки можно рассматривать как издержки или цену инвестиций. При прочих равных условиях, чем выше уровень процентной ставки, тем меньше уровень инвестиций и наоборот.

Вне зависимости от того, каков источник финансирования, исполнение накопленных ресурсов всегда связано с оценкой альтернативной стоимости I. Инвестор при выработке решения всегда оценивает альтернативные возможности капиталовложения. То есть он может вложить средства и в инвестиционный проект, либо разместить денежные ресурсы в банке под проценты. То есть уровень процентной ставки играет важную роль и для средств фирмы и для заемных.

Если процентная ставка больше ожидаемой нормы прибыли, то они ну будут осуществлены и наоборот, если процентная ставка меньше ожидаемой нормы, то будут осуществлены инвестиции. В данном случае речь не идет об абсолютной процентной ставке.

Реальную процентную ставку и ожидаемую норму прибыли можно отнести к основным факторам, влияющим на объем инвестиций. Изменение этих факторов графически означает движение вдоль кривой инвестиционного спроса.

R – реальная процентная ставка; I – инвестиции.

Рисунок 7.2 Изменение инвестиционного спроса.

 

Факторы, влияющие на динамику I, приводят к сдвигам кривой инвестиционного спроса. Сдвиги кривой могут происходить под влиянием всех факторов, которые могут повлиять на ожидаемую норму прибыли.

 

Основные факторы:

‒ правительственная политика; уровень налогообложения; Рост налоговых ставок вызывает падение доходности, уменьшив спрос на инвестиции и, как следует, сдвиг кривой влево;

- издержки на основной капитал, его ремонт и обслуживание, включая стоимость сырья, материалов, энергии заработной платы и т.д. С ростом этих расходов будет очевидно падение ожидаемой нормы прибыли и, как следует сдвиг кривой влево;

- инфляционное обесценивание денег, точнее темпы, при галопирующей инфляции, калькуляция издержек предоставляет значительную неопределенность, что делает процессы инвестирования привлекательными и, как следует сдвиг кривой влево;

- НТП. Он служит дополнительным стимулом для расширения инвестиций. Появление новой технологии, техники и новых товаром и услуг могут увеличить ожидаемую норму прибыли, либо за счет более высокой производительности нового оборудования, либо за счет высокой рентабельности новых продуктов (сдвиг вправо);

- ожидания предпринимателей. Прогнозы будущей конъюнктуры рынка, инфляционные ожидания, ожидания демографических изменений, изменения политической обстановки, как внутренней так и внешней.

Следует различать автономные и индуцированные (производные) инвестиции. Все ранее рассмотренные факторы влияющие на инвестиции, не связаны непосредственно с уровнем текущего дохода. Напротив, мы рассмотрели рост дохода. То есть речь шла об автономных инвестициях.

Автономные инвестиции – затраты на образование нового капитала, независящие от изменений (объема и динамики) национального дохода. В реальной действительности, доход влияет на величину уровня инвестиций: роста дохода приводит к росту инвестиционных возможностей. То есть речь об индуцированных инвестициях.

Индуцированных инвестиции – инвестиции, величина которых зависит от колебаний совокупного дохода.

Зависимость инвестиций от национального дохода можно представить графически:

Рисунок 7.3 Функции инвестиций.

Автономные инвестиции (Ia) не зависят от величины национального дохода.

Индуцированные инвестиции (In) зависят от величины национального дохода, то есть от его прироста, поэтому линия восходящая.

Общие инвестиции (I) = Ia + In;

 

В экономике существует взаимосвязь инвестиций и дохода. Автономные инвестиции осуществляются в виде начальных вложений («инъекция») приводит к росту национального дохода (+ эффект мультипликатора). В свою очередь рост национального дохода ведет к оживлению деловой активности, занятости и росту предпринимательской прибыли. А следовательно, к повышению склонности к инвестированию. Таким образом, производные/индукционные инвестиции, наложенные на автономные, усиливают экономический рост (эффект акселерации).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: