я с жадностью. Всякий день после ванны ходили мы втроем — я, он и Г<оголь> — по горам и долам и рассуждали о любезном отечестве. Г<оголь> выспрашивал его о разных исках и верно дополнил свою галерею оригинальными портретами, которые когда-нибудь увидим мы на сцене» {Погодин М. П. Год в чужих краях. М., 1844. Ч. IV.
С. 74—75). Бенардаки стал также одним из прототипов откупщика Муразова.
Видите ли этот молодняк... — Молодняк— молодой лесок.
...полюудобренье от листьев... — Ср. в заметке Гоголя «Хлебопа- кстр. 296 шество» в его тетради с выписками из «Домостроя» (М., 1849) и народными травниками: «Удобренье пашен состоит в одном наземе всякого скота без разбора. Но его не бывает достаточно. Можно бы удобрять пашню опадающим и согревающим листом дерев. Но это не в обычае».
Торная улица— широкая, просторная. В записной книжке 1841—1845 гг. Гоголь отметил: «Торная дорога — битая дорога; откуда: простор, расторопный».
...мужики, которые гребут, как поется в песне, серебро лопатой. — Ср. с эпизодом гадания в пушкинском «Евгении Онегине»:
«И вынулось колечко ей / Под песенку старинных дней: / Там мужички-то все богаты, / Гребут лопатой серебро...» (гл. 5).
На крыше большой фонарь... — Фонарь — здесь: башня с окнами, выходящими на четыре стороны.
...для обдумыванья своих планов и мыслей ему не надобно было кстр.297 кабинета с пружинными креслами и всякими покойными удобствами... — 21 марта 1851 г. Гоголь в беседе с Е. А. Хитрово говорил: «Думают, что уединение что-нибудь сделает для настроения духа. Вот мне так никогда так много не случалось работать, как тогда, когда у меня был кабинет в биллиардной. Я работаю, а подле меня стукотня шарами. Избаловать себя немудрено» {<Хитрово Е. А.> Гоголь в Одессе. С. 558). См. также коммент, к с. 215 — А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез...
...триповый картуз. — Трип — шерстяная ворсистая ткань, грубого бархата.
...я не то, что другой помещик, к которому ты подъедешь под кстр.298 самый срок уплаты в ломбард. — Ср. в записной книжке Гоголя 1841—1844 гг., в заметке «Хлебная продажа»: «Около генваря месяца... помещики запрашивают огромную цену, а купцы, зная хорошо характер каждого помещика, и сколько у него хлеба, и какого достоинства хлеб, и когда ему сроки в Опекунский совет, соображая с этим дают ему цены».
Выстроены были какие-то дома вроде присутственных мест. — к стр. 301 По словам М. С. Щепкина, «разнообразные присутственные места, упоминаемые при описании имения Кошкарева, действительно существовали некогда в малороссийском поместье графа Кочубея» (Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. М., 1984. Т. 2. С. 317).
У нас всем... распоряжается комиссия построения... — Комис- к стр. зоз сия построения — комиссия по строительству.
к стр. 307 ...всякая дрянь даст доход... — Ср. сходное выражение в письме
Гоголя к С. П. Шевыреву от 17 ноября н. ст. 1842 г.: «Мне даже критики Булгарина приносят пользу, потому что я, как немец, снимаю плеву со всякой дряни».
кстр.зов ...нашлисьумники, говорят: «...Он ведет слишком грубую, простую жизнь: нужно познакомить его с предметами роскоши». — Ср. в записной книжке Гоголя 1846—1850 гг.: «О, да будет проклят, кто научил людей покинуть простоту для просвещенья».
...слава Богу, что у нас осталось хотя одно еще здоровое сословие... — В 1831 г. М. Л. Магницкий в записке, поданной Императору Николаю I, писал о русском народе: «...добрый и верный Богу и Царю народ наш отделен по счастию от Европы как медною стеной, — верою, языком, климатом, пищею и всеми своими обычаями и привычками. — Как ни старались сделать его, в иллюминатском смысле, европейским, — прошло более полувека и сие не удалось. Провидение как бы сберегает на что-то сей новоизбранный Свой Израиль, подобно древнему, невредимым, посреди отпадающих от Него и мятущихся народов» (Русская Старина. 1899. № 3. С. 619—620). Ср. гоголевскую характеристику в повести «Рим» итальянского народа: «Европейское просвещение как будто с умыслом не коснулось его и не водрузило в грудь ему своего холодного усовершенствования». О черкесах Гоголь, в свою очередь, замечал (в письме к графу А. П. Толстому от 8 августа (н. ст.) 1847 г.): «...мне кажется, вряд ли удастся и модному просвещению одолеть этот народ. Бог недаром оберегает простоту некоторых народов и хранит в ущельях и горах остатки патриархального быта». Об Испании (в том же письме): «Я пробежал на днях напечатанные в “Современнике” письма русского там бывшего, <В. П.> Боткина, которые, во многих отношениях, очень интересны, особенно там, где обнаруживают свежесть сил народа и характер, очень похожий на характер добрых, простых народов, образовавшийся, однако ж, в это время смут, которые не допустили воцариться там ни новой гражданственности, ни новой роскоши». Ср. также в конспекте-очерке «Калмыки», составленном Гоголем в середине 1830-х гг. по книге Н. Нефедьева «Подробные сведения о волжских калмыках» (СПб., 1834): «В религии калмыков таятся слишком замечательные начала, говорящие много о внутренней силе этого беспечного народа» (этой фразы нет у Н. Нефедьева; она принадлежит Гоголю); «Мы подействовали на них просвещением... сообщили картежную игру, до которой они стали страстные охотники...» (слова о «просвещении» также прибавлены Гоголем).
Возделывай землю в поте лица своего. — Имеется в виду выражение из Библии: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19).
к стр. 309 Я спрашивал вас о том, как быть, как поступить, как лучше
приняться... — О вероятном содержании утраченного далее в рукописи листа позволяет судить одна из выписок Гоголя из опубликованного впервые в 1849 г. в Москве «Домостроя». Думается, что помещику
Скудронжогло (Костанжогло), отвечающему на вопрос Чичикова, «как поступить, чтобы... разбогатеть», принадлежит в этих выписках следующее наставление: «Что слишком дешево, купи, коли хозяин, хоть и не надобно, наверстаешь в другом с прибылью, чего много запас» (см. в т. 8 наст. изд.). Из сравнения гоголевской выписки с источником обнаруживается, что если основной упор в «Домострое» делается на проповеди запасливости и бережливости, то главная «мораль» процитированной выписки (переделанной Гоголем, как выясняется, довольно существенно) — выгода. Ср. соответствующее место в «Домострое»: «...а чего дешево, хоть и не надобе, а в ту пору купи: и свою нужу исполнишь, — а чего запасено с лишком, на том деньги будут с прибылью» (Домострой Благовещенского попа Сильвестра. М., 1849. С. 71—72).
Предположение, что настоящая выписка-переделка из «Домостроя» понадобилась Гоголю именно для того, чтобы вложить ее в уста Костанжогло, подтверждается тем, что смысл ее определенно угадывается в образе того же Костанжогло, когда он (впервые появляясь перед читателем) подходит к крыльцу своего дома, окруженный продавцом и покупателем. У первого, «простого мужика», Костанжогло покупает здесь что-то ему ненужное (и даже навязываемое). А имеет он возможность это сделать именно потому, что, будучи хозяином (владельцем), он одновременно продает другому своему собеседнику, «заезжему кулаку», другой товар по твердо установленной им высокой цене (покупая же «ненужный» товар, он, вероятно, платит недорого).
Два выделенных здесь слова полностью обнимают собой суть того, что Гоголь внес от себя в переписанный им текст «Домостроя» («Что слишком дешево, купи, коли хозяин, хоть и не надобно, наверстаешь в другом с прибылью, чего много запас»). В отличие от древнего памятника, который показывал движение лишь одного товара, Гоголь изображает уже настоящий их кругооборот в налаженном и устойчиво-прибыльном хозяйстве. Возможно, отсюда и имя «хозяина» — Константин, т. е. «стойкий, постоянный» (лат\
Однако устойчивость Костанжогло, как полагает Гоголь, относительна. На ее зыбкость и намекает в разговоре у крыльца «заезжий кулак»—покупатель, когда в ответ на отказ Костанжогло «посбавить» цену говорит, что просил его об этом «оттого только», чтобы и впредь иметь с ним «касательство». Этой репликой Гоголь как бы подсказывает, что участь Плюшкина, гноящего свой товар, вполне реально угрожает и Костанжогло. Вспомним строки из первого тома поэмы о Плюшкине: «...Неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения, покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе...» Ср. слова Костанжогло: «Уж я сказал: торговаться я не охотник». При этой неразрывно связанной с положением «хозяина» неуступчивости Костанжогло, по Гоголю, может избежать участи Плюшкина двумя путями: либо «съесть» все, произведенное в его имении (образ Петуха во втором томе), либо, что вероятнее, самому выйти на рынок и торговать
уже без «заезжих» посредников, т. е.... стать Муразовым (который у Гоголя так же далек от идеальности, как и Костанжогло, хоть именно в нем и намечается «третий путь» хозяйствования; см. коммент, к с. 363 — ...стыдно в такое время думать о своей прибыли... У меня есть в запасе готовый хлеб; я и теперь еще послал в Сибирь...).
Имеются, таким образом, основания полагать, что воплощающий в своей жизни мораль «домостроевской» выписки Костанжогло должен был, по замыслу Гоголя, и открыто поведать ее Чичикову (Костанжогло — человек искренний). Эта «поучение» Костанжогло и содержалось, вероятно, на утраченном листе рукописи.
Добавим также, что к числу не дошедших до нас наставлений Костанжогло — у которого «всякая дрянь дает доход» (а как добиться этого, тоже жаждет услышать Чичиков) — относится и дважды встречающееся среди выписок Гоголя из «Домостроя» и отсутствующее в тексте самого памятника наставление «Ничего не бросай (-ать)», — наставление, заметим, совершенно в духе Плюшкина.
Напомним, что Костанжогло, по определению самого Гоголя, отнюдь не является «идеальным» героем, — ибо он «обо всем заботится, но о главном не заботится» (эти слова Гоголя дошли до нас в воспоминаниях А. О. Смирновой: Смирнова А. О. Дневник. Воспоминания. С. 66). В этом свете становятся более понятными и строки Гоголя о том, что во втором томе он намеревался «бороться» с характерами «сильнейшими» (неотправленное письмо к В. Г. Белинскому 1847 г.), стремясь, по его словам, «показать, как и лучшие люди могут вредить не хуже худших, если не легло в основанье их характеров главное» (письмо к В. И. Белому от 16 мая 1849 г.).
к стр. зю ... иначе и не называют, как сквалыгой и скупердяем... — Сквалы
га— «кулак», «скупердяй» (из записной книжки Гоголя 1841—1845 гг.).
кстр. зп Еще не появилась весна, а уж зачинаются работы... — В бумагах Гоголя сохранился лист почтовой бумаги с календарем сельскохозяйственных работ, который лег в основу речи Костанжогло:
«Март. Оканчивается пилка леса на дрова. — Мужики поочередно говеют — Подвозка дров и сена в ожидании распутицы. — Приготовление семей. — Перемерка и пересушка на солнце хлеба в амбарах. — Окончание молотьбы. — Установление новых тягел, бобылей. — Мужики мнут и треплют пеньку. — Делаются экономические постройки на фундаментах, поставленных с осени. — Подвозка материала к летним постройкам.
Апрель. Посев гороха, овса. — Продолжаются постройки наемными. — Скот начинает выходить на пастбища. —Случают кобыл. — Унаваживают коноплянники. — Сажают картофель. — Из-под леса расчищают нови, наймом. — Пересаживают деревья. — Посев ячменя, яровой пшеницы. — Скородьба озимой пшеницы.
Май. Посев конопли. — Вообще продолжают сеять яровые до половины месяца, в конец сеют горячиху. — Начинают унаваживать паровое поле. — По мере унаваживания подымают пар, также вспахивают и неунавоженный.
Июнь. Продолжается возка навоза, пахота и скородьба до последней четверти месяца. — Тогда начинается покос на неделю до Петрова дня.
Июль. Покос. — Перепахивание (двоение) пара, особенно где грунт тяжелый глинистый. — Около половины месяца начинается жатва ржи. — Тут даже наемные постройки прекращаются.
Август. Уборка всех хлебов кроме конопли большею частью оканчивается около половины этого месяца. — Но даже если уборка не кончена, и тогда делается посев озимого хлеба около этого времени, сеют дней 10 господский и мужицкой пар, а в конце месяца оканчивают уборку горячихи и начинают дергать коноплю.
Сентябрь. Уборка конопли. — Продолжают постройки весенние. — Пашут ржаной клин под зиму для овса. — Мужики мочат пеньку. — Чинят скотные дворы, конюшни, амбары, рыги, — начинается молотьба. — Копают фундаменты строений.
Октябрь. Делают то же, что в сентябре. — Молотят хлебный опыт до зимнего пути.
Ноябрь, Декабрь, Генварь и Февраль. Молотят и возят в города хлеб. — Первое делают бабы, второе мужики. — Возят дрова, напиленные прошлою зимою, а Великим постом пилят для будущей возки. — Дальние пути совершаются, пока дороги гладки, а короткие, домашние перевозки — когда большие дороги делаются ухабисты. — Внутри имения перевозят чистый хлеб из рыг в амбары. — Подвозят лес и кирпич для строений. — Корм скоту и лошадям. Дрова для домашнего употребления и проч.».
Г. П. Георгиевский, опубликовавший этот календарь (см.: Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. СПб., 1909. Вып. 3. С. 207—208), предположил, что он представляет собой расписание сельскохозяйственных работ Черниговской губернии, полученное Гоголем в конце 1849 г. от А. М. Маркевича (см. письма Гоголя к Маркевичу от 1 июля и 6 декабря этого года). Исследователем при этом не было замечено, что календарь был положен Гоголем в основу речи Констанжогло. Поскольку же эта речь находится уже в первоначальном слое автографа (написанном в период с марта по начало июля 1849 г.), то очевидно, что указанный календарь был в обращении у Гоголя уже с весны 1849 г. Таким образом, приведенный календарь не может быть признан календарем Маркевича, т. к. соответствующее место во втором томе появилось раньше не только присылки Маркевичем просимого календаря (не сохранившегося), но даже того времени, когда Гоголь обратился к Маркевичу с этой просьбой. Добавим также, что Гоголь просил Маркевича прислать ему календарь «по дням, т. е. с какого святого какая начинается работа, как она и с какими обрядами производится и какие существуют по этому поводу народные поговорки и замечания» — и даже приложил образец подобного календаря, взяв за основу майскую часть календаря Симбирской губернии, присланного ему ранее П. М. Языковым (Гоголь дополнил этот календарь поговорками). Календарь же, сохранившийся в бумагах Гоголя,
написан не по дням, а по месяцам; в нем нет ни описаний обрядов, ни поговорок. Таким образом, календарь, использованный Гоголем при создании главы о Костанжогло, по своему содержанию не соответствует тому, о котором просил Гоголь Маркевича. Очевидно, уже использовав материал указанного календаря во втором томе, Гоголь обратился к Маркевичу с просьбой прислать сходный календарь, который понадобился ему, вероятно, либо для уточнения деталей, либо для работы над другой, не дошедшей до нас главой.
...установленье новых тягол. — См. примеч. к с. 33. Установление новых тягол производилось в зависимости от семейных перемен в крестьянских хозяйствах.
...чинка амбаров, риг...— Рига— сарай для сушки снопов с местом для обмолота. В записной книжке 1841—1844 гг. Гоголь отметил: хлеб «господский называется рижный».
кстр.314 ...всякая копейка алтынным гвоздем прибита...— Алтын —
старинная русская монета в три копейки. В «Словаре Академии Российской, по азбучному порядку расположенном» (СПб., 1806) указано: «Алтынник — означает обироху, который под разными прицепками собирает взятки, или и малой корысти не упускает... Отсюда присловица, означающая скупягу: У него каждая копейка алтынным гвоздем прибита».
...да как перейдешь все мытарства... — Мытарства (от церк.- слав. мытарь — сборщик податей) — истязания от демонов в совершенных грехах, которые проходит душа по разлучении от тела. Уличенные на мытарствах души подвергаются вечному осуждению. Здесь: мучения, испытания.
кстр.316 ...купить именье Хлобуева.— Прототипом Хлобуева явился
друг А. С. Пушкина Павел Воинович Нащокин (1801—1854). Гоголь рекомендовал его в качестве наставника к детям Д. Е. Бенардаки (см.: Ланской Л. Исповедь Хлобуева (Неизвестное письмо П. В. Нащокина к Гоголю) // Вопросы литературы. 1969. № 2).
Глава четвертая
кстр.319 ...случился падеж... свое продай, да снабди мужика скотиной,
чтобы он не оставался и одного дни без средств производить работу. — Сходное наставление встречается в повести графа В. А. Соллогуба «Тарантас» (1845): «Первое мое правило... чтобы у мужика все было в исправности. Пала у него лошадь — на тебе лошадь, заплатишь помаленьку. Нет у него коровы— возьми корову, деньги не пропадут. Главное дело — не запускать». 12 мая 1849 г. Гоголь писал матери в Васильевку: «Посылаю, добрая матушка, полтораста рублей серебром не для вас собственно, но для раздачи тем бедным мужичкам нашим, которые больше всех других нуждаются, на обзаведенье и возможность производить работу в текущем году, и особенно тем, у которых передох весь скот. Авось они помолятся обо мне».
...ведь это все падаль. — Падаль — здесь: высыпавшееся зерно, самосев.
... в замасленной дерюге... — Дерюга — «грубое рядно на мешки, к стр. 321 дерущее, шероховатое» (из записной книжки Гоголя 1841—1844 гг.).
...система Тришкина кафтана... — «Тришкин кафтан» — басня И. А. Крылова (1815).
Это долг... Они меня также угощали.— Ср. заметку «Харак- кстр. 326 тер» в записной книжке Гоголя 1845—1846 гг.: «Не в силах победить себя в отношении к ничтожным приличиям. Из гордости благородной...ив несчастнейшем положении все еще отплатит за одолженье одолженьем равной цены. Богатому отплатит он таким же порядком.
Умный человек, и не в силах победить ни одного из самых пустых приличий».
...поп в ризе... — Риза— верхнее облачение священника при богослужении.
...в... рубашке розовой ксандрейки...— Ксандрейка (алексан- кстр.ззо дрейка) — простая хлопчатобумажная ткань красного цвета в полоску. В записной книжке 1841—1844 гг. Гоголь отметил: «Рубаха из ксандрейки — красной китайки».
...без слуг можно обойтись. — Ср. в записной книжке Гоголя 1841—1844 гг.: «Дворовых мужики называют дармоедами».
... точно липец... — Липец — напиток из душистого липового к СТР- 331 меда. Ср. в записной книжке Гоголя 1841—1844 гг.: «Медом славится Оренбургская губерния. Красный или хлебный <продается> от 2 до 10 <рублей за пуд>. Липец беложелтоватой от 20 до 25. Травяной, зеленой даже 30. Пчелы находятся в диком состоянии, заводят гнезда в древесных дуплах; такое дерево называется борть. В грамотах древних упоминаются бортевые и бортяные угодья».
... где у нас празднуют Красную горку. — Красная горка — народ- к стр. 332 ное название воскресенья на Фоминой неделе (первой после Пасхи), иногда так называли и всю Фомину неделю — время, когда обычно игрались свадьбы. В записной книжке 1846—1850 гг. Гоголь отметил: «Первый весенний праздник Красная горка. Состоит из хороводов по улице, изображающих сеянье проса».
Заключительная глава>
...в... халате из золотистой термаламы... — плотной шел- к стр. 335 ковой ткани.
...на радзивилловской таможне... — Радзивилов — уездный город Волынской губернии близ австрийской границы, где находилась таможня и шла бойкая торговля.
... надел на голову ермолку... — Ермолка — маленькая круглая шапочка без околыша, из мягкой материи, плотно прилегающая к голове.
...читает по праздникам Апостола в церквах.— Апостол— кстр.ззб богослужебная книга, содержащая в себе Деяния и Послания св. апостолов, разделенная на отрывки для чтения в церкви на каждый день года.
кстр. 337 ...дать синицу в руки. — Синица— здесь: пятирублевая ассиг
нация синего цвета. Ср. в «Сорочинской ярмарке»: «Вот тебе синица в задаток» и в «Пропавшей грамоте»: «Как велела ему насыпать целую шапку синицами...»
кстр. 339 Ведь только в мутной воде и ловятся раки. — По замечанию
И. М. Снегирева, подобное выражение встречается в указах Петра I. «Как блюстители законов и знатоки вершенных дел или процессов, дьяки были часто и толкователями оных — и, по выражению Петра I, как карты прибирали законы масть к масти, дабы в мутной воде удобнее рыбу ловить» {Снегирев И. Русские в своих пословицах. Кн. 3. М., 1832. С. 269).
...с красными товарами... — Красный товар — мануфактурные ткани.
кстр.341 ...цвету наваринского дыму с пламенем...— То есть темного
цвета с красноватым оттенком (от названия греческого портового города Наварин; в 1827 г. вблизи него произошло морское сражение, в котором русско-английско-французский флот разгромил египетско-турецкий).
кстр.342 ...давай балы, производи благодетельную роскошь, которая
дает хлеб мастерам, ремесленникам. — В 1849 г., в ночь с 9 на 10 февраля, в Москве в доме генерал-губернатора графа А. А. Закрев- ского состоялся маскарад, организованный супругой Закревского Аграфеной Федоровной. С. П. Шевырев писал об этом маскараде: «Москве, непрерывно благотворящей, можно иногда и повеселиться. Торговля оживилась. Магазины и лавки не наготовлялись товару. Фабрики приходили в деятельность. Заработная плата умножалась. Портные и ремесленники не находили времени. Около богатеющего купца, около довольного ремесленника сытнее был и бедный. Признано экономами за лучшее средство благотворения народу и обществу возбуждать труд, деятельность, давать повод к работе» {Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина. Т. 10. С. 206). И. С. Аксаков 1 марта 1849 года писал отцу по поводу статьи Шевырева: «...заметили вы тут слова о благотворительности, о пользе роскоши и расточительности? И какой вздор все это! Никогда не полезна роскошь, ибо она непроизводительна и расточает капиталы, которые, действуя как капиталы, в тысячу раз полезнее, нежели в бесконечно малом раздроблении. По крайней мере так учила меня политическая экономия...» {Аксаков И. С. Письма к родным. 1844—1849. С. 476). Как явствует из ответа С. Т. Аксакова, при чтении письма Ивана Аксакова присутствовал Гоголь (см.: Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. М., 1888. Ч. 1.Т.2. С. 116).
к стр. 347 ...Афанасий Иванович... — Следует: Афанасий Васильевич.
От архиерея вы получите благословенье и шнурованную кни
гу... — Архиерей {греч. первосвященник) — общее название высших церковных иерархов (епископов, архиепископов, митрополитов). Шнурованная книга — книга, с которой ходил сборщик средств на Церковь и в которую записывались пожертвования.
Раскольники (или старообрядцы) — приверженцы церковных обрядов, существовавших в России до реформ, проведенных в XVII в. патриархом Никоном.
Карлсеру — искаж. Карлсруэ — город на Рейне в Германии. Го- к стр. 350 голь бывал в нем неоднократно.
Копенгар — искаж. Копенгаген — столица Дании.
...соп атоге (ит.) — с любовью.
Перегиб такой, каку камергера... — Камергер— высшее придворное звание (для лиц, имевших чин 3-го и 4-го классов).
...страшилище с усами, лошадиный хвост на голове, через пле- кстр. 351 чо перевязь, через другое перевязь, огромнейший палаш привешен к боку. — Таким изобразил жандарма художник А. А. Иванов на картоне с рисунками к немой сцене «Ревизора» (1840-е гг.).
...запахом сапогов и онуч... — Онучи— куски плотной мате- кстр.353 рии, наматываемой на ноги при ношении лаптей.
...поручено было сделать экстракт...— Экстракт— здесь: кстр.збо выписка, краткое изложение какого-либо документа.
...по делу Дерпенникова. — Дерпенников— так назывался Тен- к стр. 362 тетников в более ранней редакции, к которой принадлежит настоящая глава. «Делу Дерпенникова» в первой главе соответствует эпизод участия Тентетникова в некоем «филантропическом обществе» и его работа над сочинением о России. См. также коммент, к с. 243.
... какого-нибудь Вороного-Дрянного... — Об этом персонаже известно немного. А. О. Смирнова говорила П. А. Кулишу, что в опубликованном тексте второго тома «недостает описания деревни Вороного-Дрянного, из которой Чичиков переезжает к Костанжогло» <Кулиш П. А.> Николай М. Записки о жизни Н. В. Гоголя. Т. 2.
С. 226).
...стыдно в такое время думать о своей прибыли... У меня есть «стр. збз в запасе готовый хлеб; я и теперь еще послал в Сибирь... — Вопреки пожеланиям европейски «просвещенных» героев второго тома — помещика Вишнепокромова и безымянного купца-«европейца» в лавке («Имеешь деньги, — ну, сообщай другим: угощай, давай балы, производи благодетельную роскошь, которая дает хлеб мастеровым, ремесленникам»; «Обед мне уж должен кондитер поставлять, а не то что кухарка...»), — Муразов обнаруживает в своей заботе о голодающих истинную просвещенность, поступая прямо в соответствии со словами апостольского Послания: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность...» (2 Кор. 8, 14). Оставляя, таким образом, расхожее представление западноевропейской морали, будто любовь и общение между людьми осуществляются в торговле, купец Муразов начинает строить свою деятельность на ином основании. Так, по словам св. Иоанна Златоуста (в известном Гоголю «Толковании на святого Матфея евангелиста»), Бог «поставил всех во взаимной нужде» не для того, чтобы люди промышляли торговлей, но «чтобы любовь одного к другому сделать более пламенною» (беседа ЬХХУП).
Св. апостол Павел в Первом послании к Тимофею пишет: «Богатых в настоящем веке увещевай... чтобы они... были щедры и общительны, собирая себе... доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (гл. 6, ст. 17—19)
Однако «общительность» в милостыне — это, как мыслил Гоголь, только одно из качеств откупщика Муразова. Другая, «теневая» его сторона— именно занятие торговлей, забота о «своей прибыли». Примечательно, как сам он сообщает о некоем «обанкру- тившемся» купце Иване Потапыче: «У него уж набралось бы опять, да он говорит: “Нет, Афанасий Иванович, служу я теперь уже не себе и <не> для себя...”» Костанжогло в свою очередь заявляет, защищая Муразова, что, дескать, в отличие от «тысяч», которые трудно скопить «без греха», «миллионы наживаются легко» и «миллионщику нечего прибегать к кривым путям»; но он же тут и замечает, что дело Муразова «началось из копейки». С другой стороны, и когда «приращенье» капиталов идет уже «с быстротой невероятной», это, по Гоголю, совершается также отнюдь не «без греха». По этому поводу в записной книжке 1841—1844 гг. он замечает: «Сила откупщика так велика, что его нельзя ограничить, потому что он лопнет, если скрутить его, и потому все, даже честные, берут от него взя<тки>».
Двойственность образа Муразова явно проступает и в тех «резонах», которые приводит он Хлобуеву: «Ведь обстоятельства ваши таковы, что вы в моих руках: ведь дело идет к тому, чтобы умирать с голоду. Тут уж на все нужно решаться» (курсив наш. — И. В., В. В.) Согласно зачеркнутым строкам позднейшей редакции именно Муразов покупал имение Хлобуева; см. коммент, к с. 316). Здесь опять можно вспомнить св. Иоанна Златоуста: «...когда диавол не- поклоняющихся злату велит ввергнуть в пещь нищеты, то будь не в числе ввергающих, а ввергаемых...» (беседа IV). Двусмысленность еще более нагнетается Гоголем в дальнейших словах Муразова: «Вы здесь две службы сослужите: одну службу Богу, а другую — мне». Последняя фраза прямо перекликается со словами Спасителя, которые, как представляется, и «разрывают» образ «миллионщика» Муразова: «Никакой слуга не может служить двум господам... Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16, 13). Примечательно; что сообщает Муразов о характере этой «второй службы»: «...узнаете, где действительно терпит человек... а где от собственного неспокойного нрава, да и расскажете мне потом все это... генерал-губернатор особенно теперь нуждается в таких людях...» (ср. слова Гоголя в статье «Занимающему важное место»: «...вы не будете употреблять шпионов»). (Примечательно, что в позднейшей редакции наиболее резкие черты двойственности в облике Муразова Гоголь снимает.)
...брося все то, из-за чего грызут и едят друг друга на земле... — Реминисценция слов св. апостола Павла в Послании к Галатам: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (гл. 5, ст. 15).
...покамест... не подумают о благоустройстве душевного имущества, не установится благоустройство и земного имущества. — Ср. в статье Гоголя «Русской помещик»: «О главном только позаботься, прочее все приползет само собою. Христос недаром сказал: “Сия вся всем приложится” <Мф. 6, 33; Лк. 12, 31>».
Наступят времена голода и бедности как во всем народе, так и порознь во всяком... — Ср.: «И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии, тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям» (Деян. 11, 28, 29).