Воспроизводство, потребление и накопление в организациях АПК




Воспроизводство – это повторение процесса общественного производства на стадиях производства, распределения, обмена и потребления.

Существует 3 вида воспроизводства:

1. Расширенное.

2. Простое.

3. Суженное.

 

Расширенное воспроизводство – здесь обеспечивается непрерывное увеличение объемов производства продукции. Для этого необходимы дополнительные денежные средства. Рост благосостояния людей требует большего количества товаров.

Простое воспроизводство – это такое воспроизводство, когда объемы и размеры на следующих витках производства не изменяются.

Суженое воспроизводство – при этом типе воспроизводства наблюдается снижение объемов производства в каждом последующем цикле. Оно связано с кризисным состоянием отраслей и падением спроса на данный вид продукта.

Расширенное воспроизводство может осуществляться при ведущей роли первой сферы АПК или промышленности. Между ними есть тесная связь и взаимозависимость.

Особенности воспроизводства:

1. Масштабы и темпы обусловлены природными факторами.

2. Невысокая концентрация производства на единицу площади вследствие пространственной рассредоточенности сельского хозяйства.

3. Неэффективное использование трудовых ресурсов вследствие сезонности.

4. Сочетание в воспроизводстве экономических и биологических законов.

5. Зависит от эквивалентности обмена, паритета (равновесия) цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Главным условием воспроизводства (простого и расширенного) является возмещение потребленных средств производства. Для этого образуется фонд возмещения, который представляет часть стоимости валовой продукции, созданной прошлым трудом и перенесенной на произведенный продукт. Другая часть стоимости валовой продукции составляет валовой доход. За счет валового дохода формируются фонд потребления (личного и общественного) и фонд накопления. Валовой доход делится на две части: фонд личного потребления (оплата труда с отчислениями на социальные нужды) и чистый доход. Чистый доход используется для оплаты налогов в бюджет, формирования фондов общественного потребления и накопления. Таким образом, в результате распределения валовой продукции сельского хозяйства образуются три фонда воспроизводства: фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления. Фонд возмещения представляет собой часть стоимости валовой продукции, используемую для возобновления потребленных в процессе производства предметов и средств труда. Он равен сумме материальных затрат с учетом амортизационных отчислений. Фонд потребления — часть валового дохода, то есть вновь созданной стоимости, идущая на оплату труда и удовлетворение личных и общественных потребностей коллектива. Он состоит из фонда оплаты труда и части чистого дохода, используемой на потребление. Фонд накопления — часть чистого дохода, предназначенная для расширенного воспроизводства. Образование фондов воспроизводства в натуральной форме имеет особенности в сельском хозяйстве. Значительная часть фондов по натурально-вещественному составу формируется из продукции собственного производства. Израсходованные семена и корма возмещаются за счет части собранного урожая. Воспроизводство семенных и фуражных фондов (фонд накопления) также производится в основном за счет своей продукции. Замена выбракованного скота (фонд возмещения) и расширение поголовья (фонд накопления) осуществляются, как правило, за счет выращенного в хозяйстве молодняка. Потребление населения в немалой степени обеспечивается произведенной в хозяйстве продукцией в натуральной форме (фонд потребления).

 

 

18. Понятия, принципы и факторы территориального размещения агропромышленного производства.
Размещение с/х – это распределение производства отдельных видов продукции по территории страны, экономического района, региона в целях эффективного использования земельных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов и максимального обеспечения потребителей с/х продукцией.
При размещении с/х применяются следующие основные принципы:
1 Минимизация затрат на производство единицы продукции;
2 Минимизация транспортных расходов;
3 Обеспечение продовольственной безопасности страны
4 Использование соотношение спроса и предложения;
5 Оптимизация соотношения различных отраслей АПК;
6 Максимальное использование сложившихся производственно хозяйственных связей.
Принципы размещения должны реализовываться с учетом внесения основных факторов:
1) природно-климатические условия регионов
2) обеспеченность земельными ресурсами
3) обеспеченность трудовыми ресурсами
4) обеспеченность материально-производственными ресурсами
5) наличие транспортной сети
7) экономическая эффективность производства отдельных видов продукции в конкретном регионе

 

19. Сущность качества и его роль в повышении эффективности агропромышленного производства. Контроль качества. Методы измерения и показатели качества продукции АПК

качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Высокое качество продукции — не только гарантия ликвидности товара, но и важнейший фактор повышения экономической эффективности предприятий АПК: качество продукции и экономический рост тесно связаны между собой. От качества товарной продукции зависит цена реализации, выступающая одним из важнейших факторов прибыльности производства.

Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.

По степени охвата продукции контроль может быть сплошной и выборочный. Для оценки уровня качества продукции применяют следующие основные методы:

1. Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца или им не соответствуют. 2.Комплексный метод — это показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств. 3.Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей оценки качества

В связи с большим многообразием показателей качества следует классифицировать их по отдельным признакам(показатели:экономические,надежности,транспортабельности,экологические,безопасности,технологичности и др.)

Качество контролируемой продукции может определяться различными методами.

1.Органолептический метод — наиболее распространенный, предусматривает определение значений показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств человека (зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса). Этим методом определяют внешний вид, вкус, запах, цвет (окраску), структуру, консистенцию, степень измельчения. 2.Измерительный метод основан на измерении и анализе показателей при помощи приборов, выражается в количественных величинах и объединяет физические, химические, микробиологические, биологические, физиологические, технологические методы. 3.Регистрационный метод базируется на информации, полученной регистрацией и подсчетом числа определенных событий. 4.Расчетный метод основан на использовании теоретических, эмпирических зависимостей 5.Экспертный метод основан на определении числовых значений показателей качества продукции на базе решений, принимаемых группой специалистов-экспертов. 6.Социологический метод предусматривает определение значений показателей качества продукции на основе сбора и анализа мнений потребителей.

Конкурентоспособность агропромышленной продукции и пути ее повышения.

Категории качества имеют доминирующее значение в формировании конкурентоспособности

В экономической литературе понятие "конкурентоспособность" определяется как способность продукции, товара и услуг отвечать требованиям рынка.Экономические аспекты конкурентоспособности отражаются в двух понятиях: конкурентоспособность отдельного товара, конкурентоспособность фирмы.

Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя (потребителя).

В процессе функционирования товаропроизводители, объединенные в разного рода компании и фирмы, поставлены перед необходимостью обеспечивать их конкурентоспособность, в том числе и международную. К важнейшим факторам фирменной конкурентоспособности следует отнести:рентабельность производства;характер инновационной деятельности;уровень производительности труда; эффективность стратегического развития и управлении фирмой или предприятием; способность адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рынка.

Таким образом, чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки оно имеет для успешной деятельности на мировом рынке.

Применительно к сельскохозяйственному производству можно выделить отраслевую, внутриотраслевую и межотраслевую конкурентоспособность.

Отраслевая конкурентоспособность определяет положение и специализацию стран на мировой арене, складывающуюся в результате международного разделения труда.

Внутриотраслевая конкуренция — это форма соперничества между товаропроизводителями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров.

Межотраслевая конкуренция складывается между товаропроизводителями разных отраслей.

Методика оценки конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции предполагает определенную последовательность.

1.Анализ рынка (изучение рынка, потребностей потенциальных покупателей, прогноз платежеспособного спроса населения, рассмотрение возможных конкурентов, в том числе зарубежных поставщиков) с целью формирования требований к продукции и выбора образца в качестве базы для сравнения, поскольку конкурентоспособность товара, т.е. возможность сбыта на данном рынке, можно определить, только сравнивая товары производителей между собой.

2. Определение перечня параметров, подлежащих сравнению и оценке (технических, экономических, в том числе и нормативных), с их количественным выражением и установлением "весомости".

3. Расчет единичных или простых индексов с учетом выбранных измерителей (натуральных, трудовых, стоимостных, в баллах, процентах, долях, "весах" и т.д.) по каждому параметру.

4. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности продукции.

5. Выбор наиболее весомых факторов повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и разработки мер по их реализации.

Конкурентоспособность продукции является основой выживания товаропроизводителей. Она находится в центре внимания государственных, деловых и научных сфер. Их задача состоит в модернизации существующих направлений и путей, а также нахождении новых решений по обеспечению конкурентоспособности продукции.

Повышение конкурентоспособности продукции зависит от следующих условий: согласованности повышения конкурентоспособности с целями и направлениями макроэкономической политики государства; направленности аграрной политики на решение ключевых задач конкурентоспособности продукции во взаимосвязи с формированием рынков продовольствия и целенаправленным улучшением экономических показателей развития АПК.

 

21. Инновационная деятельность и направл.применения инноваций в АПК

Инновация – коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной прод.техники, технологии, организации произв., управления и приносящих различные виды эффекта.

К субъектам иннов.деят.отнесены физ.и юрид.лица независимо от организационно-правовой формы, осуществл. инновац.деят., в том числе обеспеч.обслуживание инновац.деяте.- научно-технологические парки, инновац.центры, центры трансфера технологий, венчурные и иные организации.

В АПК Инновац.процесс представляет собой постоянный поток превращения научных исслед.и разраб.в новые или улучшенные прод., матер., новые технол., новые формы организации и управл.и доведение их до использов.в произв.с целью получен.эффекта;в хоз.практику результатов исследов.и разработок в виде новых сортов растен., пород и видов жив.и птицы, новых или улучш.продуктов пит., матер., новых технологий в растен., живот.и перерабат.пром., новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых методов профилак.и леч.жив.и птицы, новых форм организ.и управления различными сферами эконом., новых подходов к соц.услугам, позволяющих повысить эффект.пр-ва.

Использование инноваций. Существующие в настоящее время традиционные техноло­гии производства в сх во многом исчерпали возможности как экстенсивно­го, так и интенсивного развития. Решающим условием дальнейшего повышения эффектив­ности сх произ-ва республики является повсеместное использова­ние достижений науки и техники, внедрение новых соврем.технологий и достиж. научно-технического прогресса во всех отраслях хоз. Каждому предприятию, с учетом реального экономического потенциала, следует разработать такую инновационную страте­гию, которая предусматривала бы постепенное повышение технического и технологич.уровня произв., приближение его к уровню высокоразв. стран.

Инновац.тип развития аграрной экономики во многом определяется научно-технической полит.региона, формиров. регионального инновац.механизма. Субъектам принадлежит важная роль в реализации антикризисной программы, используя нововведения селекционно-генетического, технологич., организац.-управл.и соц. типа.

К числу приоритетов развития инновационных процессов в региональном АПК следует отнести:• технологическое переоснащение организаций комплекса;• энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;• воспроизводство плодородия почв, предотвращение всех видов их деградации, разработка адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов;• развитие производства органической продукции сельского хозяйства: сосредоточить на огромных своих земельных ресурсах производство экологически безопасной продукции, отработать технологии органического земледелия;• создание современной системы информац.и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК;• разработка гос.инновац. политики и стратегии на федеральном и региональном уровне, нацеленных на становление прогрессивных технологических укладов;• формирование организационно-экономического механизма функционирования АПК на инновационной основе;• усиление роли государственных организаций в активизации инновац.деят.;• разработка регион-х и муниципальных инновационных программ развития АПК;• совершенств. системы подготовки кадров в области инновац.деят., обеспеч.повыш.инновац. активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: