Назовите многосложные слова.




Тренинг «Дремучий лес, или звуко-слоговой анализ слова?»

 

Элина Герберсгаген

СЛАЙД № 1 Тренинг мы назвали «Дремучий лес, или звуко-слоговой анализ слова?» Действительно, порой этот анализ ставит в тупик многих. Здесь много подводных камней… Так, может, он вообще не нужен? Нет, нужен. Если отказаться от такого анализа, то ребенку обеспечены серьезные проблемы с орфографией, дети будут заменять буквы, пропускать их, делать ошибки в безударных гласных и парных согласных, т.е. будут тотально безграмотными.

СЛАЙД 2 Анализ сочетает в себе и положительное, и отрицательное. Развивать фонематический и фонетический слух, безусловно, полезно. Нельзя абсолютизировать такой анализ, нельзя подчеркивать разницу написания и произношения, потому что это тоже провоцирует безграмотность будущего школьника. Если мы слушаем и произносим слово «питух», «сава» (петух, сова), можно ожидать безграмотного написания этих слов в перспективе, т.к. речедвигательная память самая сильная. Надо найти золотую середину. Проводить его, но умело отбирать слова для разбора.

СЛАЙД № 3 Взрослые, давайте проверим себя. Проведем блиц-опрос.

Прочитайте первый вопрос.

Выберите верный ответ..

Как грамотно сформулировать вопрос ребенку дошкольного возраста.

1. Выполни звуко-буквенный анализ слова

2. Выполни звуко-слоговой анализ слова

СЛАЙД № 4 ОТВЕТ: мы не можем с ребенком-дошкольником ориентироваться на буквы. Мы слушаем слово и анализируем на слух звуки и слоги.

Звуко-буквенный анализ слова – это полный разбор слова, при котором называем не только слоги и звуки, но и буквы. Для дошкольников соответствие «звук-буква» не должно быть использовано. Образ буквы не должен мешать при анализе. Слушаем звук, не ориентируясь на букву.

Например, на вопрос, какой первый звук в слове яблоко, большинство детей ответят, что это звук «я». В русской фонетике нет такого звука. Человек, который дает такой ответ, ориентируется на букву.

 

СЛАЙД 5 Назовите слова, которые нельзя давать для разбора?

МедведьИллюминатор Лиса Мяч Экскаватор Мотоцикл Сад

СЛАЙД № 6 Ответ:

Слайд № 7

Слева слова для разбора. Справа запреты для проведения разбора. Попробуем соотнести слова и причины

Слова для разбора Запреты для разбора
1. Медведь 1. Сложные для восприятия и произношения.
2. Иллюминатор 2. Слова с позиционными изменениями гласных.
3. Лиса 3. Многосложные слова.
4. Мяч
  1. Слова с ассимиляцией и диссимиляцией.
5. Экскаватор  
6. Мотоцикл  
7. Сад  
  1. Счастье
 
  1. легкий
 
  1. кость
 
  1. снег
 

Назовите слова, сложные для восприятия и произношения.

Ответ: экскаватор, иллюминатор, мотоцикл.

2.Найдите слова с позиционными изменениями гласны х, т.е., такие слова, где о,а э под ударением. Потому что по законам русской фонетики в безударных позициях они изменяются и слышатся другие звуки, которые дети не знают. И с призвуком э, ы с призвуком э, а краткий, а или о сверхкраткий.

Ответ: Медведь, иллюминатор, экскаватор, мотоцикл, счастье

Гласные и, ы у в русской речи слышаться ясно в любых позициях. Поэтому их можно разбирать и в словах с безударными гласными.

Назовите многосложные слова.

Ответ:экскаватор, иллюминатор, мотоцикл.

4.Найдите слова с ассимиляцией и диссимиляцией, т.е. с уподоблением звуков (это ассимиляция) или расподоблением звуков (это диссимиляция). Например, один мягкий согл. смягчает предшествует, т.е. уподобляет его по мягкости. – ассимиляция. Взрывной звук уподобляется щелевому. Это тоже ассимиляция.

Например, два одинаковых звука (кк) становятся разными, расподобляются: хк. Это диссимиляция.

Ответ: Счастье, легкий, кость, снег.

Проверим себя еще раз.

СЛАЙД 8 Пять, поет, кровь, басня.

Назовите второй звук в слове пять, назовите третий звук в слове поёт, последний звук в слове кровь, назовите третий звук в слове басня.

Сами видите, анализ вещь трудная и скучная, поэтому без игровых приемов не обойтись. Давайте поиграем, как мы играем с детьми.

СЛАЙД 9 Игра «Твердый-мягкий, парный -непарный». Сейчас вы превратитесь в звук, звук запомните крепко- накрепко. Если этот звук мягкий согласный –садитесь на мягкий диванчик, если твердый согл. – на твердый стульчик. Работаем: «р»- «ш», «рь»; «сь». «ч», м, «с», мь, «ц», «й». Кто сидит на нашем диванчике? Назовитесь. Кто сидит на твердых стульчиках? Назовитесь. Какие это звуки?

Звуки любят дружить парами. Один, два, три, звук пару найди. Пары, представьтесь.

А почему эти звуки не нашли себе пару? Они непарные. Представьтесь. Поаплодируем звукам-одиночкам.

СЛАЙД 10 Образец звуко-слогового анализа слова «лиса».

Прохлопываем, устанавливаем количество слогов. Обосновываем: В этом слове 2 слога. потому что 2 гласных звука- и,а. Первый слог ли, второй СА.

Называем звуки по порядку и характеризуем их.

СЛАЙД 11 ИТОГ: Всего в слове 4 звука

Игра 2. Перед вами две коробки. Буквенная и звуковая. Сейчас вы превратитесь в гласные буквы. Сколько их? (10). Нам нужны 10 человек. Пройдите к коробке и каждый возьмите себе по одной букве. Покажите нам, кто какая буква. С этой буквой отправляйтесь к коробке звуков и выбираем свой звук. Не ошибитесь, именно звук. Берем в другую руку звук. Проверяем. Я-а, е…

Спрячьте букву за спину и найдитесь одинаковые звуки. Соединитесь в пару. АА,ОО,УУ. ЭЭ, и,ы. Кто без пары? (и,ы.)

Поднимите гласные буквы (сколько нас)

Поднимите гласные звуки (их 6.)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: