Каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как




Так кто ж ты, наконец?

-- Я -- часть той силы,

Что вечно хочет зла

И вечно совешает благо.

Гете. "Фауст"

Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших

Прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую

Пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в

Руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров

Очки в черной роговой оправе. Второй -- плечистый, рыжеватый, вихрастый

Молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке -- был в ковбойке,

Жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель

Правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно

Именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой

Спутник его -- поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом

Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к

пестро раскрашенной будочке с надписью "Пиво и воды".

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера.

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице,

Не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было

Дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за

Садовое кольцо, -- никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста

Была аллея.

-- Дайте нарзану, -- попросил Берлиоз.

-- Нарзану нету, -- ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

-- Пиво есть? -- сиплым голосом осведомился Бездомный.

-- Пиво привезут к вечеру, -- ответила женщина.

-- А что есть? -- спросил Берлиоз.

-- Абрикосовая, только теплая, -- сказала женщина.

-- Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло

Парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились

И уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он

Внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то

Провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того,

Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось

Тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не

понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: "Что

Это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился.

Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск..."

И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха

Прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский

Картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в

Сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить,

Глумливая.

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не

привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: "Этого

не может быть!.."

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не

Касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их

Открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а

Заодно и тупая игла выскочила из сердца.

-- Фу ты черт! -- воскликнул редактор, -- ты знаешь, Иван, у меня

сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было,

-- он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки

Дрожали.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся

довольно бодро: "Ну-с, итак..." -- повел речь, прерванную питьем

Абрикосовой.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том,

Что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую

Антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий

Срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил

Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень

Черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора,

Писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об

Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что

Именно подвело Ивана Николаевича -- изобразительная ли сила его таланта или

Полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, -- но Иисус

В его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий

К себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том,

каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: