Направление подготовки – подготовка служителей и религиозного персонала исламского вероисповедания




Религиозная организация -

Духовное образовательное учреждение

«Российский Исламский Университет»

Центрального духовного управления мусульман России

Теолого-педагогический факультет

Направление подготовки – подготовка служителей и религиозного персонала исламского вероисповедания

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Кодиров Джахонгир Бобокалонович

 

Студента 6 курса очной формы обучения

 

ТЕМА: Требования в основных суннитских правовых школах Ислама

  К защите допущен Декан Р.Н. Нуриаслямов ____________________ ______________ 2017 г.     Научный руководитель Нафиков Д. А._________ ______________ 2017 г.

 

Дата защиты:

22.05.2017 г.

Оценка: _______________________

 

 

УФА – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I Мазхабы, понятия о мазхабах по фикху………………………….6

1.1 Понятие и содержание мазхабов………………………………………….6

1.2 Возникновение мазхабов по фикху………………………………………7

1.3 Факихи, вышедшие из Хиджаза и Ирака. Понятие Ахли-Рай и Ахли-Хадис…………………………………………………………………………...8

1.4 Понятие о существующих и не существующих мазхабах, мазхабы Сунни и гайри сунни…………………………………………………………………13

1.5 Причины разногласий между мазхабами по фикху….............................14

1.6 Место и значение мазхабов в социально-правовой жизни…………….17

1.7 География распространения правовых мазхабов……………………….18

Выводы по первой главе…………………………………………………...…20

 

ГЛАВА II. Четыре мазхаба…………………………………………….….…21

2.1 Ханафитский мазхаб………………………………………………………22

2.2 Маликитский мазхаб………………………………………………………34

2.3 Шафиитский мазхаб……………………………………………………….38

2.4 Ханбалийский мазхаб…………………………………………………..…41

Выводы по второй главе……………………………………………………...42

 

ГЛАВА III. Несуществующие мазхабы и мазхабы, не являющиеся суннитскими…………………………………………………………….…….43

Выводы по третьей главе…………………………………………………….48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..……51

 

Введение

Во имя Аллаха милостивого милосердного!

Среди всех творений Всевышнего Аллаха самым высокочтимым является наш Пророк Мухаммад мир ему и благословение Аллаха, затем пророки, которых называют «Улуль-азми», или «Обладатели твердой решимости»: Иброхим, Муса, Иса, Нух, мир им всем и все остальные пророки. Самой высокочтимой общиной является умма Пророка Мухаммада мир ему, в которой наибольшим уважением пользуется четыре халифа: Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Эти сподвижники были муджтахидами (имевшими право самостоятельно выносить шариатские решения (иджтихад) согласно Корану и Сунне), поэтому о них следует отзывается с особым уважением. Иджтихад – это обладание такими знаниями, которые позволяют человеку вынести любое шариатское заключение.

Следом за сподвижниками учитывая степень достоинства, идут табиины- следующие праведные поколение мусульман. В число последних входят и четыре имама, основатели четырех богословско-правовых школ, получивших мировую известность среди мусульманской общины. Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафии и Ахмад бин Ханбал. По мимо них были и другие муджтахиды, однако их мазхабы не получили широкого распространения из-за малочисленности последователей.

Опираясь на хадис Пророка мир ему, который гласит: «Наилучшим является мой век, затем- следующий, а затем-следующий», становятся понятно, что поколения эпохи Пророка мир ему, то есть его сподвижники, оберегалось от недостатков, грехов и внутреннего раскола сиянию (нуром) Посланника Аллаха, мир ему. Сердца сподвижников были взаимосвязаны. Они испытывали друг к другу искреннюю любовь. После эпохи Пророка Мухаммада мир ему, над исламской религией сгустились тучи. Сила веры в учение Пророка, мир ему, ослабла, и появилась необходимость в толковании шариата, опираясь на Коран и хадисы. Чтобы наставить народ на истинный путь, великие имамы благодаря джихаду выносили шариатские решения, озиравшие сердца людей. Как сподвижники следовали за Пророком мир ему, таки люди стали следовать за имамами. Основоположники четырех признанных мазхабов являются милостью Аллаха, которой Творец наделил мусульманскую общину. Эти имамы являются избранными из всех последующих после сподвижников поколений людей как наиболее достойные. Тем, кто осуждает этих имамов грозить опасность покинуть этот мир в неверии. И так, прошло более десяти столетий, в течение которых люди отдалились от иджтихада имамов, и даже многие ученые не стали исключением. К сожалению, современные ученые стали обладателями явных (экзотерических) шариатских знаний, лишенных Нура Аллаха, тогда как ученые – имамы обладали как явными экзотерическими, так и сокровенными, эзотерическими знаниями.

Как мы уже отмечали, четыре имама основных мазхабов являются последователями Пророка, мир ему, и в вероубеждении, и в жизнедеятельности явных и сокровенных науках. Они обладатели неподдельной искренности. Сердцами они познали Аллаха и благодаря свету познания Всевышнего вникли в сокровенные смыслы Корана и удостоились благ обоих миров. Имамы, обладая особым разрешением, дошедшим до них по непрерывной цепочке от самого Посланника Аллаха, мир ему, приложили максимум усилий, чтобы донести до людей шариатские знания.

Великий ученый Абдулваххаб аш - Шаарани пишет: «Имамы по мусульманскому праву заступятся за всех своих последователей». Имамы мазхабов на этой земле- достойные люди из уммы Пророка, мир ему, которыми Аллах одарил его общину.

Актуальность этой темы в том, что в наши время тема мазхабов и отношения к ним мусульман во всем мире является животрепещущей. Наряду с исторически сложившимся уважительным отношением к ним существует и другое, от настороженного до резко отрицательного. Такое разнообразие в этом вопросе свидетельствует об актуальности данного исследования.

Проблема: И так, прошло более десяти столетий, в течение которых люди отдалились от иджтихада имамов, иджтихад – это обладание такими знаниями, которые позволяют человеку вынести любое шариатское заключение. К сожалению, многие современные ученые стали обладателями явных (экзотерических) шариатских знаний, лишенных Нура Аллаха, тогда как ученые – имамы обладали как явными экзотерическими, так и сокровенными, эзотерическими знаниями. Чтобы предостеречь обычных мусульман от неправильного понимания Священного Корана и Сунны Пророка, мир ему, в данном исследование рассматривается эта проблема.

Цель исследование состоит в том, чтобы предостеречь обычных мусульман от крайностей в понимании роли мазхабов в жизни мусульман, донести до них понимание Курана и Сунны Пророка, мир ему, так, как эти ученые понимали. Наверное, невозможно в наше время понимать Куран и Сунну так, как они понимали, они жили этими знаниями, сердцем чувствовали, а не только умом.

Предмет исследования: Четыре основных суннитских мазхаба, также мазхабы, которые в наши время уже не существуют и не суннитские школы, и их основатели, учителя, ученики.Практическая значимость работы: Я надеюсь, что данная исследование поможет читателю сформировать у себя правильное научное отношение к роли мазхабов в жизни мусульман.

 

ГЛАВА I Мазхабы, понятия о мазхабах по фикху

1.1 Понятие и содержание мазхабов

1. Мазхаб

В арабском языке слова мазхаб имеет значение «ходить», «путь» является производным от слова «захаб» (во множественной форме «мазахиб»). Слово «мазхаб» также означает «путь, по которому идут», «путь, которого придерживается». В терминологии означает путь итикоди (вероучение) и фикхи который возник на основе иджтихада и понимания какого-либо муджтахида. Говоря другими словами, мазхаб-это собрание мыслей, иджтихадов и воззрений одного муджтахида, которые возникли в результате определенного и особого понимания вероучения Ислама, практических и вспомогательных вопросов в свете текстов. Взгляды, мысли и иджтихады какого-либо муджтахида касательно итикода (вероучения) способствуют возникновению мазхаба итикоди (мазхаба по вероучению), а взгляды, мысли и иджтихады в области практического права способствуют возникновению мазхаба по фикху. Как, например, ханафитский мазхаб, мазхаб матуриди.

 

2. Имам мазхаба

Чтобы найти доводы касательно некоторых проблем в области вероучения исламской религии и права, чтобы извлечь нормы на основе этих доводов ученые, достигшие степени муджтахида, в силу различного понимания и объяснения представили различные друг от друга взгляды и мысли, произвели разные иджтихады. Как мы ранее говорили, взгляды одного муджтахида, отличающиеся от взглядов другого способствовали возникновению совершенно другого мазхаба с присущими ему воззрениями и иджтихадами.

Муджтахида, у которого были собственные взгляды, и за котором следовали другие, называли Имамом. Именно такой муджтахид признавался обладателем и основателем мазхаба. Имам, признанный владельцем и основателем мазхаба, ни в коем случае не является основателем религии и шариата. Эта личность признается муджтахидом, который производит иджтихад, высказывает мысли, не противоречащие текстам в области фикха и вероучению исламской религии, к которой призывал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

 

1.2 Возникновение мазхабов по фикху

Когда мусульмане во времена пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) сталкивались с какой-либо проблемой и не могли понять суть какой-либо религиозной нормы, они приходили к Пророку (мир ему) и спрашивали об этом у него. После кончины Мухаммада (мир ему), ученные из числа сподвижников или вышедшие в период табиинов, старались решить проблемы мусульман точно таким способом, какому обучил их Пророк Мухаммад (мир ему), то есть, обращались к Корану и Сунне. В результате завоевании значительно расширились границы исламского государства. Вокруг таких ученых как Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Шафий и Ахмад бин Ханбаль, хорошо знавших религиозные предписания, стали собираться люди. Со временем эти группы людей приняли форму мазхабов. Таким образом образовались такие мазхабы по фикху, как Ханафитский, Маликитский, Шафиитский и Ханбалитский. Ниже мы разъясним, что противоречия между мазхабами касаются части практического права религии. Основатели мазхабов и муджтахиды этих мазхабов, стараясь извлечь нормы из Корана и Сунны на основе определенной методики, выдвигали различные взгляды в оценке связи с шариатом таких вспомогательных доводов, коими являются аль-Кыяс, аль-Истихсан. В следствие этого во 2-м - 3-м веках каждый имам мазхаба или его ученики анализировали тексты Корана и Сунны, иджтихады по фикху и воззрения мазхабов и табаинов согласно своим методам и принципам. Затем они создали книгу по фикху, где были раскрыты методы извлечения норм на основе признанных ими доводов, и также были собраны нераскрытые проблемы и нормы. [1]

 

1.3 Факихи, вышедшие из Хиджаза и Ирака. Понятие Ахли-Рай и Ахли-Хадис.

Мы видим, что факихы в книгах по истории фикха делятся на две группы, одну из которых представляли факихы Хиджаза, а другую-факихы, получившие образование в Ираке. Факихов, получившие образование в Хиджазе, в основном называли «ахлю хадис», «асхабуль хадис», «ахлюль асар», тогда как факихов Ирака чаще всего называли «ахлюр-Рай», «асхабур-Рай». Из-за подобной классификации факихов Хиджаза и Ирака исследователи могут прийти к ошибочном выводам. Ошибка может быть следующая: факихы Ирака были сторонниками метода ар-Рай поэтому их так и называли. Тогда факихы Хиджаза были привязаны к «асар» (текстам), поэтому им дали такое название. Такое мнение в корне неправильное, ибо как факихы Хиджаза, так и факихы Ирака при извлечении нормы использовали одни и те же источники. Обе группы факихов в качестве аргумента прибегали как к Корану и Сунне, так и методу ар-Рай. Чтобы хорошо разъяснить эту тему, мы желаем дать небольшие сведения о методе ар-Рай и рассмотреть причину названия факихов Ирака ахлю Рай.

«ар-Рай в языке означает «видеть», «заключение, к которому пришли на основе размышлений», «воззрение». С точки зрения источников, ар-Рай делится на два вида:

А) ар-Рай, источником которого является Коран, и Сунна — это вполне приемлемый ар-Рай, который имеет следующее определение: Когда в Коране и Сунне невозможно найти ясное предписание касательно вновь возникшего вопроса, на основе главных принципов и в соответствии с духом религии находят норму и приходят к определенному мнению. [15]

Б) ар-Рай, источником которого является собственный ум. Такой ар-Рай абсолютно не приемлем. Подобный ар-Рай не использовал ни один факих, и никто из них не считал позволенным его использование.

Нет никаких сомнений в том, что в Коране и Сунне невозможно найти ясное и четкое предписание касательно постоянно случающихся происшествий. Первое, что можно сделать в таких случаях, это найти предписание касательно происшествия путем производства иджтихада в свете текстов. Начиная с периода жизни и деятельности Пророка Мухаммада (мир ему), факихы все время шли по этому пути. С этой точки зрения, пусть это будет в Хиджазе, пусть в Ираке, но каждый факих для нахождения ответа на возникшую проблему был вынужден в качестве аргумента использовать метод ар-Рай.

Известно, что Ибн Кутайба в своей книге «К. аль-Маариф» в главе «асхаабур-рай» упомянул имена Абдуррохмана аль-авзаи, Суфяна Саври, Малика б. Анаса, Абу Ханифа и Абу Юсуфа. Тогда как Авзаи является факихом Сирии, Малик б. Анас факихом Медины. В таком случае, когда говорят «асхабу-рай» неправильно подразумевать под этим только факихов Ирака и метод ар-рай приписывать только к ним. Ар-Рай существовал и в Хиджазе и в Ираке и даже, за исключением Давида аз-Захири, все факихы являлись «асхабур рай».

Если следовать такой логике, то получается, что «ахли хадис» -это мухаддисы, но мухаддисы передают только хадисы и не издают фетвы. Ибн Кутайба в своей книге привел имена таких «ахли хадис», как: Мамер б. Рашид, Лейс б. Сад, Суфян б. Уайяна, Абдуллах б. Мубаарок, в некоторых книгах Ахмад б. Ханбаль был упомянуть как ахли хадис. В таком случае выходит, что из четырех имамов мазхаба Абу Ханифа, Имам Шафий, Малик б. Анас являются «ахли рай», а Ахмад б. Ханбаль- «ахли хадис». Но и Ахмада б. Ханбаля так же нужно признать «ахли рай», так, как и он при необходимости прибегал к методу ар-Рай.

При всем этом мы определенно можем сказать, что факихы-ханафиты в вопросах извлечения нормы на основе метода ар-Рай больше, чем другие мазхабы, прибегали к этому методу.

Мы предполагаем, что причина называния факихов Ирака «ахли рай» и приписывания им этого термина кроется в следующем:

1. Факихы Ирака делали предметом обсуждений все происшествия, вне зависимости: имели они случаи в жизни или нет, и относительно их выносили решения. Тогда как факихы Хиджаза в основном выносили решения только в отношении произошедших случаев и никогда ни делали предметом обсуждений происшествия гипотетического характера. И при этом они придерживались мнения, согласно которому неправильно размышлять над происшествиями, которые еще не случились.

2. Область — Хиджаза-это область, где вырос Пророк (мир ему). Возникающие правовые проблемы и противоречия разрешались Пророком Мухаммадом (мир ему) при Его жизни. Очень редко случались новые происшествия. Поэтому не было особой необходимости в новых иджтихадах и ар-Рай. Но область Ирака является вновь завоеванной территорией. Жизненные условия, климатические особенности, обычаи, традиции и источники существования отличались от области Хиджаза. В силу всего этого в большинстве случаев вынесение решения на основе ар-Рай было вызвано острой необходимостью. Факихы Ирака извлекали нормы в свете Корана и Сунны касательно любых проблем, как случившихся, так и не случившихся.

3. Факихы Хиджаза норму, касательно какого-либо вопроса, упоминали вместе с доводом, тогда как факихы Ирака досконально обсуждали какой-либо вопрос вместе с доводами, спорили между собой и затем, не упоминая доводов, сообщали о происшествии и его норме или же записывали все это. Вот почему свое время Абу Ханифу и его товарищей подвергали критике, говоря, что они выносят фетву на основе собственных мнений. Объясняя методы, которые они использовали для издания фетвы и извлечения нормы, Абу Ханифа на подобные домыслы дал следующий ответ:

«Первым делом я выношу решение на основе Книги Аллаха. Если в Книге не найду ответа на этот вопрос, то обращаюсь к Сунне Пророка (мир ему), если же и в Сунне не нахожу ответа, тогда рассматриваю высказывания сподвижников и за основу беру ту норму, к которой они пришли по всеобщему согласию. Если же по этому вопросу между сподвижниками были разногласия, то придерживаюсь высказывания того сподвижника, чью сторону решил принять, и отказываюсь от воззрения того сподвижников, которое я не пожелал. Однако, когда настает очередь иджтихадов Иброхима ан-Нахаи, Шаби, Ата б. Аби Рабаха, Саид б. Мусайба, я на практике не следую им. Как они производят иджтихад, так и я совершаю иджтихад».

Когда ученые благодаря этому выказыванию Абу Ханифы пришли к заключению относительно того, на чем основываются доводы его иджтихадов, они приняли во внимание это мнение.

Аналогичное убеждение известно и касательно Имама Мухаммада. Мухаммад б. Сама рассказывал: «Однажды мы вместе с Иса б. Абан совершали намаз. Я пригласил его на уроки Мухаммада б. Хасана, но в ответ он сказал: «Это группа, которая на практике противоречит хадисам». Один утренний намаз Иса б. Абан совершил вместе с нами, я не покидал его. В этот день в мечети должно было состоятся собрание Мухаммада б. Хасана. После завершения намаза я представил товарища: «Это Иса б. Абан. Очень сообразительный человек и к тому же хорошо знает хадисы. Однако, он утверждает, что вы противоречите хадисам». Тут же Мухаммад б. Хасан спросил у него: «Сынок! В каких вопросах мы противоречим хадисам?» Иса б. Абан спросил о 25 главах хадисов. Шайбани ответил на его вопрос вместе со всеми доводами, в том числе о «насих» (отменяющих) «мансух» (отмененных). После урока Иса б. Абан переменил свои взгляды и выразил желание брать у него уроки, после чего он стал его учеником.

Из всего этого следует, что называние факихов Ирака «ахли рай» является всего лишь абстрактным термином. Это вытекает из разъяснений, которые мы привели выше. В противном случае нельзя утверждать, что в мазхабе некоторые нормы основаны на личных взглядах. И даже можно сказать, что правоверные-ханафиты в качестве доводов больше,чем факихы других мазхабов, использовали комментарии к хадисам. Например, в ханафитском мазхабе хадис, переданный здравомыслящим Рави-муджтахидом, предпочитается аль-Кыяс. Даже если этот хадис противоречит аль-Кыяс. Что касается маликитского мазхаба, то его последователи не признают хадисы, противоречащие аль-Кыяс. Таким же образом, если между сподвижниками возникали разногласия касательно какого-либо решения, Имам Агзам брал из них наиболее соответствующее его иджтихаду сообщения и на практике руководствовался им. Тогда как Имам Шафии на практике никогда не использовал противоречивые сообщения. Таким же образом, хотя ханафиты поступали согласно хадисам-мурсаль, шафииты на практике придерживались хадиса-мурсаль только некоторых людей, то есть, только тех хадисов, которые были сообщены отдельными людьми. Внимание некоторых людей привлек тот факт, что ханафиты на практике поступали согласно хадисам, которые противоречили аль-Кыяс. Например, Ибн Каюм говорил, что ханафиты руководствовались хадисом Кахкаха, переданным в противоречивом смысле аль-Кыяс.

Как видим, так же, как и в других мазхабах, в ханафитском мазхабе, прежде ар-Рай и аль-Кыяс, на первом плане находится Китаб, Сунна и Иджма. Действительным является и тот факт, что в вопросе использования Корана и Сунны в качестве аргумента, между Абу Ханифой и его товарищами нет никакой разницы. Мы наблюдаем, как некоторые новые исследователи утверждают, что Абу Юсуф больше, чем Абу Ханифа, придерживался хадисов, а Имам Мухаммад больше, чем Абу Юсуф. Такие заявления противоречат источникам, согласно которым все хадисы были записаны в первом веке Хиджры. [3]

 

 

1.4 Понятие о существующих и не существующих мазхабах, мазхабы Сунни и гайри сунни

1. Мазхабы сунни и гайри сунни

С учетом вероучения последователей правовые мазхабы делятся на две группы: Ахли Сунна валь-джамаат и Ахли бидгат валь-Далялят. Вкратце мы можем назвать их мазхабы Сунни и Гайри сунни. Некоторые правовые мазхабы, возникшие в истории Ислама, в наши дни до сих пор имеют последователей, тогда как некоторые не имеют. Мазхабам, которые имеют последователей, дают название существующие, а те мазхабы, у которых не осталось последователей, называют несуществующими.

2. Существующие правовые мазхабы

В наши дни последователи в вероучении мазхабам Матуриди и Ашария в данное время следует за одним из таких мазхабов, как ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.

Что касается тех мазхабов, которые не относятся к Ахли Сунна валь-джамаат, их представляют шииты,которые на практике следуют мазхабу Имамия или Зейдия. Последователи хавариджей на практике следуют мазхабу Ибидия.

3. Несуществующие мазхабы

Известны некоторые правовые мазхабы, у которых в данное время нет последователей. Они так же носят название мазхабы «мундарис» и «мункариз». В качестве примера можно упомянуть о мазхабах Табари, Саври, Авзаи и Захири. Книги некоторых этих мазхабов сохранились до наших дней. Поэтому, благодаря книгам по фикху и Усуль аль-фикх есть все возможности для изучения и определения юридических и правовых основ. [11]

 

 

1.5 Причины разногласий между мазхабами по фикху

Каждый имам мазхаба высказывал свои воззрения согласно Корану и Сунне, мог производить иджтихад. Все муджтахиды как в вопросах вероучения, так в практических вопросах рассуждали одинаково и выражали идентичные убеждения. Но, что касается вопросов фикха, считающихся детальными, они высказывали различные убеждения и воззрения. Как мы ранее говорили, различные воззрения муджтахидов послужили причиной возникновения мазхабов. Теперь мы по отдельным пунктам, вкратце рассмотрим причины разногласий мазхабов по некоторым вопросам.

1. Различное понимание Корана

Коран состоит из аятов муташабих (похожие) и мухкам (религиозные предписания). Толкование и пояснение муташабих аятов зачастую оставляют в ведении Аллаха. Аяты мухкам можно разъяснить и прокомментировать. Некоторые аяты мухкам являются мансух, некоторые-насих, одни ясными, другие-малопонятными, некоторые употреблены в прямом значении, некоторые- в переносном, одни имеют общее значение, тогда как другие имеют особенное. В силу таких обстоятельств между факихами возникли разногласия, и они все стали выдвигать разные воззрения. Например, слово «лямс» в 6 аяте суры аль-Маида шафииты понимают в прямом значении, тогда как ханафиты - в переносном. Поэтому шафииты пришли к выводу, согласно которому вследствие прикосновения к женщине тахарат нарушается, тогда как ханафиты считают, что омовение нарушаются только в случае половой близости.

Таким же образом причиной разногласия стали состояние «ираб» (падежные окончания в арабской грамматике), харфи джар (предлоги, влияющие на изменение падежного окончания), чтение глаголов в зависимости от состояния, формы повелительного наклонения или смысла «надб» (желаемое).

 

 

2. В связи с сунной

Как известно, в первое время хадисы сообщались как в письменной, так и в устной формах. Поэтому только малая часть хадисов оставалась неизвестной для муджтахидов. Вполне понятно, что производство иджтихада каким-либо муджтахидом, до которого не дошел какой-либо хадис, отлично от других муджтахидов иджтихада. С другой стороны, часть хадисов носит категоричный характер, а другая часть – предположительный. Поэтому, хотя каждый мазхаб на практике следует хадисам категоричного характера, но при деяниях согласно хадисам предположительного характера, выдвигался ряд условий, и затем руководствовались теми хадисами, которые соответствовали этим условиям. Таким же образом, выражения хадисов с точки зрения указания на смысл так же, как и в Коране, послужили причиной разногласия.

3. Разногласия, связанные с высказываниями и фетвами сподвижников

Некоторые муджтахиды признавали высказывания сподвижников в виде абсолютных доводов, тогда как некоторые показывали различное отношение. Например, маликиты предпочитали высказывания сподвижников аль-Кыясу. Но шафииты в вопросе руководства в своих действиях высказываниями сподвижников были свободны. Как говорилось ранее, ханафиты признавали высказывания сподвижников в качестве аргументов и вместо аль-Кыяса, предпочтение отдавали им. Хотелось бы отметить, что муджтахиды в особенности руководствовались высказываниями и фетвами тех сподвижников, которые жили в тех областях, где проживали они сами.

4. Разногласия, связанные с причинами предписаний

Хотя причина некоторых норм излагалась в текстах, о причине другой части ничего не говорилось. Когда муджтахиды выявляли причины норм, о которых ничего не сообщалось в текстах, выдвигались различные мнения. Например, в хадисе упомянуты шесть веществ, между которыми возникают процентные соотношения, однако ничего не сказано о причине этого. Ханафиты считают, что причиной нормы процента между пшеницей и рожью являются «джинс» (вид) и «киля» (вес), тогда как шафииты утверждают, что причиной этого являются такие свойства, как джинс и «тагам» (продукт). Маликиты утверждают, что причиной этой нормы являются джинс,тагам, и «иддихар» (возможность хранения)

5. Разногласия, связанные с некоторыми производными доводами.

Например, хотя из производных доводов ханафиты и маликиты признавали аль-Истихсан, шафииты категорически были против этого. Таким же образом, между мазхабами возникли разногласия по поводу доказательственной силы таких производных, как аль-Масалихи мурсаль, и аль-Истасхаб, и аз-Зараиг.

6. Разногласия, связанные с традициями и обычаями.

Маликиты сильно придерживались традиций и обычаев жителей Медины и это они выражали словами «Амалю ахли Медина». Другие мазхабы утверждали, что традиции и обычаи жителей Медины и даже жителей тех областей страны, где они сами находились, в качестве аргументов можно признавать только при соблюдении определенных условий.

7. Разногласия, связанные с противоречием доводов

В случае возникновения противоречий между доводами, каждый мазхаб старался разрешить противоречия путем применения своих, присущих только ему, методов.

8. Разногласия, связанные с нормами

Некоторая часть шариатских доводов указывает на вуджуб (долженствование), на «надб» (желаемое) и на «ибаха» (позволение). В таких случаях любой муджтахид любой из этих доводов признавал в качестве шариатской нормы. Сюда относится следующий вопрос: совершение путником двух ракяатов или четырех является ваджибом или мубахом? Ханафиты считают, что норма о совершении в пути вместо 4-х ракяатов 2-х ракяатов намаза является «рухсати искат», тогда как шафииты утверждают, что это «рухсати тарфих». [17]

9.Разногласия по другим вопросам.

Например, шафииты считают, что «манфагат» (польза,выгода) считается «мал» (ценность,средства), тогда как ханафиты не признают манфагат в качестве мал. Поэтому, хотя согласно воззрения шафиитов, за манфагат требуется возмещение, ханафиты не считают это таковым. Но в наши дни с практической точки зрения взгляды шафиитов наиболее приемлемы. [8]

 

1.6 Место и значение мазхабов в социально-правовой жизни

Как известно, непозволительно спорить в тех вопросах, которые затрагивают основы веры, то есть, вопросы итикада. Позволяется спорить только в тех случаях, когда речь идет о вспомогательных вопросах. Но это требуется согласно высшей мудрости. Поэтому разрешается в некоторых случаях советоваться друг с другом, выносить решения. В хадисе говорится: «Разногласия внутри Уммы таят в себе милости».

Даже во времена жизни Пророка мир ему и благословение Аллаха, во времена сподвижников и табиинов люди собирались на совет, возникали разногласия, а затем производился иджтихад.

Всевышний Аллах не посылал по каждому случаю текст в ультимативной форме, решение вероятных проблем было предоставлено в аль-Рай муджтахидов. Таким образом, благодаря муджтахидам Аллах пожелал духовное возвышение своих рабов и тем самым создал условия для совершенствования разума и мыслительных способностей.

В вопросах производного характера, в зависимости от времени и места могли произойти некоторые изменения, что само по себе является необходимостью социально-общественной жизни. Вот почему, когда в обществе меняются условия и требования, тогда и изменение новых норм является одним их принципов. В таких случаях действуют согласно тем взглядам и мнениям муджтахидов, которые наиболее полно отвечают требованиям времени и таким образом люди избавляются от трудностей.

В Исламской религии решение религиозных, правовых, экономических и социальных проблем представляет собой очень почетное занятие. Эти проблемы могут решиться только благодаря трудам муджтахидов, достигших высоких степеней в науке. По одному и тому же вопросу муджтахиды могут производить разные иджтихады. И люди могут спокойно пользоваться различными иджтихадами по одному и тому же вопросу.

Таким же образом, тексты Корана и Сунны ограничены, тогда как жизненные ситуации не имеют никаких границ и пределов. Поэтому вполне нормально,когда для решения неограниченных случаев в свете ограниченных текстов возникают различные взгляды. В свою очередь, различные мнения с одной стороны способствует усовершенствованию исламской юриспруденции и с другой стороны обеспечивают легкое решение людских проблем.

Подытоживая все это, можно однозначно сказать, что юриспруденция Ислама обладает таким потенциалом, что может ответить на все случаи, которые могут возникнуть в обществе до самого Судного Дня. И этот потенциал она черпает из Корана и Сунны. Наряду с этим существует иджтихад, благодаря которому можно решить любую проблему, ответить на все религиозные, экономические и тому подобные вопросы. [16]

1.7 География распространения правовых мазхабов

1. Места, где распространен ханафитский мазхаб.

Он распространился во всех странах, которыми правили аббасидские халифы. Во время правления Аббасидов Абу Юсуф стал главным кадием страны, что послужило существенным фактором распространения этого мазхаба. Словно этот мазхаб был государственным, официальным мазхабом. Разумеется, со стороны народных масс наблюдалась заметная склонность к этому мазхабу. Большинство народов России, Ирака, Турции, Средней Азии, Китая, Кавказа, балканских стран и Сирии придерживались ханафи мазхаба. В данное время 2/3 части мусульман земного шара следуют ханафи мазхабу.

Хотя ханафи мазхаб во времена правления аббасидов имел как бы официальный статус, но на жителей Египта это особенно не повлияло. После захвата власти Фатимидами, в Египте ханафи мазхаб был аннулирован и вместо него был официально провозглашен шиизм. После изнания Фатимидов, управления Египтом перешло в руки Аюбидов, которые поддерживали шафии мазхаб. Но Нуриддин аш-Шахид приложил все усилия для распространения ханафи мазхаба и даже с этой целью построил несколько медресе. Во времена правления Мамлюков, судопроизводство производили по канонам всех четырех мазхабов. Когда Каваляли Мехмет Али паша стал правителем Египта, он провозгласил ханафи мазхаб официальным мазхабом. В Арабском мире ханафи мазхаб не распространился в Марокко, Тунисе, Алжире.

2. Места,где распространился шафиитский мазхаб

Шафии мазхаб в особенности был распространен в Египте, так как последнюю часть своей жизни имам Шафии провел здесь.

Этот мазхаб сумел сохранить свое влияние над людьми даже во время правления Фатимидов и затем во времена Аюбидов получил покровительство властей. В свою очередь, мамлюки так же, как и аюбиды, признавали шафии мазхаб в качестве государственного мазхаба. Только в области Ирака шафии мазхаб остался в локальных районах, так как местным жителям ханафи мазхаб был по душе. Шафии мазхаб занял место рядом с ханафи мазхабом в таких странах, как Дагестан и Ирак, а также в восточных областях Турции. [10]

 

3. Маликитский мазхаб

Малики мазхаб получил возможность для распространения в Египте, африканских странах и в Андалузии. В Хиджазе можно встретить очень немногих последователей этого мазхаба. Этот мазхаб оказал влияние на народы Андалузии, так как он был официальным мазхабом Омеядов.

 

 

4. Ханбалитский мазхаб

Ханбали мазхаб имеет очень много последователей. В наши дни этот мазхаб в Саудовской Аравии имеет довольно-таки сильные позиции.

Таким образом, из 1 главы мы узнали такие понятия, как «Мазхаб», их возникновение, откуда они вышли, понятия о «существующих» и «несуществующих» мазхабах, причины их разногласий, и географию их распространения.

Таким образом мы узнали из первый главы, понятие и содержание мазхабов, возникновение мазхабов по фикху, Факихи, вышедшие из Хиджаза и Ирака. Понятие Ахли-Рай и Ахди-Хадис, Понятие о существующих и не существующих мазхабах, мазхабы Сунни и гайри сунни и Причины разногласий между мазхабами по фикху, место и значение мазхабов в социально-правовой жизни, география распространения правовых мазхабов.

ГЛАВА II. Четыре мазхаба

Четыре мазхаба

До наших дней следующие четыре мазхаба постоянно имели своих последователей: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Когда сегодня говорят «четыре мазхаба», мы должны понять, что речь идет именно о этих мазхабах.

Наблюси(умер в 1143) в своем произведении «Хуласатут тахкик» о четырёхмазхабах писал следующее:

«В наши дни не позволительно следовать другим мазхабам,кроме четырёхмазхабов. И данный запрет исходит не из-за ущербности других мазхабов или превосходства на этих четырёхмазхабов над другими. Запрет объясняется тем, что другие мазхабы не кодифицированы, и мы не знаем условий и правил тех мазхабов, а также принципы этих мазхабов не дошли до нас по достоверным и надежным источникам. Если бы до нас дошло что-либо, что соответствует этим условиям, то позволялось бы следовать правилам этих мазхабов точно так же, как и четырем мазхабам. Но до нас в таком виде они не сохранились. В своих комментариях к сборнику Суюти «Джамиус сагир» Мунавви писал: «Не разрешается подражать сподвижникам. Так же обстоит дело с табаинами, ибо как говорили Имамуль-хоромейн, кроме как на основе четырех мазхабов, не предоставляется возможным извлекать нормы и выносить решения на основе мазхабов, правила которых не систематизированы. Что касается четырёх мазхабов, они получили широкое распространение и их нормы были собраны и записаны в виде книг. В этих мазхабах явно проявляются границы абсолютного и особые условия общих норм, но в отношении других мазхабов об этом не может быть и речи, так как они не имеют последователей.

Ибн Нуджайим в своей книге «аль-Ашбах ванн-Назаир» писал следующее: «Как четко и ясно выразил ибн Хумамв книге «ат-Тахрир», существует аль-Иджма касательно того, что кроме четырех мазхабов нельзя следовать какому-либо другому мазхабу, противоречащему им. Так как эти мазхабы взяты под особую защиту, то они стали известны среди людей и увеличилось число их последователей».

2.1 Ханафитский мазхаб

Считается, что основателем ханафитского мазхаба является Абу Ханифа. Причем в этом мазхабе Абу Юсуф считается вторым имамом, а имам М



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: