По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.




1.1. В связи с тем, что в представленном в регистрирующий орган заявлении в нарушение Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, не был указан почтовый индекс, суды признали правомерным оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу № А40-185135/16 Ц.Г.А. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения № 236390А от 07.07.2016 об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, Ц.Г.А. подал кассационную жалобу, в которой просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанции отменить.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов, 04.07.2016 в регистрирующий орган заявителем были представлены документы для государственной регистрации юридического лица при создании.

Отказывая в регистрации юридического лица, регистрирующий орган сослался на то обстоятельство, что в представленном на государственную регистрацию Заявлении по форме № Р11001 не был заполнен пункта 2.1 раздела 2, а именно: не был указан почтовый индекс.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяются место исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудность споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом.

Согласно статье 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых на государственную регистрацию устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, были утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@.

Согласно пункту 2.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@, в разделе 2 «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом» элементы адреса указываются с учетом следующего: в пункте 2.1 показатель заполняется обязательно.

Между тем, заявителем пункт 2.1 Заявления по форме № Р11001 не заполнен.

Довод заявителя о том, что почтовый индекс был указан в дополнительном документе, а именно, в гарантийном письме, и регистрирующий орган мог самостоятельно внести недостающие сведения, является необоснованным.

Так, гарантийное письмо не является документом, обязательным для представления на государственную регистрацию при создании юридического лица.

В соответствии с положениями статей 5 и 12 Закона № 129-ФЗ сведения об адресе места нахождения юридического лица вносятся в единый государственный реестр юридических лиц на основании сведений, указанных заявителем в Заявления по форме № Р11001.

Обязанность по правильному и полному заполнению заявления возложена на Заявителя.

Действующее законодательство не накладывает на налоговый орган обязательств по исправлению документов, поданных физическими и юридическими лицами с неполными, недостающими данными.

При таких обстоятельствах, содержащиеся в заявлении сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица не могли рассматриваться как полные и достоверные.

Установленная законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию установленным нормативными актами формам и порядку их заполнения.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ непредставление заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Таким образом, заявитель с целью государственной регистрации юридического лица обязан представить достоверные и полные сведения относительно адреса создаваемой организации. Если в заявлении представлены неполные сведения относительно адреса, то это приравнивается к представлению недостоверных сведений об адресе создаваемой организации, что служит основанием для отказа в государственной регистрации создания юридического лица.

С учетом изложенного, заявление содержало недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, не позволяющие однозначно идентифицировать место нахождения единоличного исполнительного органа и не соответствовало установленным требованиям, что является достаточным основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации в связи с недостоверностью содержащихся в заявлении сведений о месте нахождения юридического лица.

 

Положения пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о запрете в период наблюдения органами управления должника принимать решение о выходе из состава участников (учредителей) должника должны рассматриваться только как запрет на выплату действительной стоимости доли бывшему участнику общества в целях защиты интересов кредиторов. Ограничения, установленные абзацем седьмым пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касаются тех случаев, когда в результате принятия органом должника решения у последнего возникает обязанность по выплате денежных средств либо выдаче имущества (например, в качестве действительной стоимости доли в уставном капитале общества вышедшему из общества с ограниченной ответственностью участнику) или по выплате акционеру в связи с приобретением у него акционерным обществом ранее размещенных акций их стоимости.

По делу № А69-2787/2016 Т.Е.Ф. обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 09.06.2016 № 875А.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 02 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, регистрирующий орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 12.05.2016 по делу № А69-534/2016 в отношении Общества введена процедура банкротства - наблюдение сроком на 2 месяца, до 12.07.2016.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 28.08.2016 одним из учредителей (участником) Общества является ООО «Л.» с размером доли 50%.

31.05.2016 между ООО «Л.» (продавец) и Т.Е.Ф. (покупатель) заключен договор купли-продажи 17 АА 0137287 доли в уставном капитале Общества, составляющей 50% (пятьдесят процентов) уставного капитала указанного общества, номинальной стоимостью 5000 (пять тысяч) рублей, удостоверенный нотариусом Кызылского кожуунного (районного) нотариального округа Республики Тыва С.Б.М.

02.06.2016 в регистрирующий орган подано заявление за вх. № 875А с приложением документов для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическим лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: перехода доли в уставном капитале в размере 50% от участника ООО «Л.» к Т.Е.Ф. на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи.

Решением от 09.06.2016 № 875А регистрирующий орган отказал в государственной регистрации со ссылкой на отсутствие согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В решении от 02.08.2016 № 02-12/5605 по жалобе общества вышестоящий регистрирующий орган указывает на другое основание для отказа - что органы управления не вправе принимать решения о выходе из состава учредителей (участников) должника и ссылается на абзац седьмой пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве.

Эту же позицию регистрирующий орган поддержал в ходе судебного спора.

Апелляционный суд вслед за судом первой инстанции полагает, что совершение данной сделки (действий) не подпадает под ограничения статьи 64 Закона о банкротстве и доводы регистрирующего органа со ссылкой на абзац седьмой пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве подлежат отклонению.

Абзац седьмой пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве устанавливает, что органы управления должника не вправе принимать решения о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций.

Из буквального прочтения данной нормы следует, что запрет распространяется именно на решения органов управления.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным; уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества; руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества; уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества.

Однако в данном случае никаким из указанных органов решения не принимались. Продажа доли была произведена основании договора купли-продажи, заключенного учредителем общества, согласия каких либо органов не требовалось.

Так же из буквального прочтения указанной нормы следует, что запрещено принимать решение о выходе из состава участников.

Апелляционный суд указывает, что в данном случае имела место сделка купли-продажи доли, а не выход участника из общества.

Апелляционный суд указывает на то, что Федеральный закон 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает различное регулирование и правовые последствия для сделок по выходу участника из общества (статья 26 Закона) и сделок по отчуждению доли в уставном капитале общества (статья 21 Закона).

Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 8 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» именно участнику общества принадлежит право продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник общества с ограниченной ответственностью вправе отчуждать свою долю или часть доли третьим лицам, если это не запрещено уставом общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу, независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

На основании анализа вышеизложенных норм, апелляционный суд считает, что понятия перехода доли в уставном капитале в результате совершения сделки и выхода участника из состава участников по смыслу статей 21 и 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не являются тождественными.

Таким образом, положения пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве о запрете в период наблюдения органами управления должника принимать решение о выходе из состава участников (учредителей) должника должны рассматриваться только как запрет на выплату действительной стоимости доли бывшему участнику общества в целях защиты интересов кредиторов. Ограничения, установленные абзацем 7 пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве касаются тех случаев, когда в результате принятия органом должника решения у последнего возникает обязанность по выплате денежных средств либо выдаче имущества (например, в качестве действительной стоимости доли в уставном капитале общества вышедшему из общества с ограниченной ответственностью участнику) или по выплате акционеру в связи с приобретением у него акционерным обществом ранее размещенных акций их стоимости.

Рассматриваемый в настоящем деле договор к таким сделкам не относятся.

Заявитель, ссылаясь на нарушение рассматриваемой сделкой положений пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве и заявляя довод о том, что предоставление доказательств уменьшения конкурсной массы невозможно, так как конкурсная масса формируется при процедуре конкурсного производства, тем не менее не обосновал, каким образом смена участника и исполнительного органа должника затрагивает права и законные интересы конкурсных кредиторов Общества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия данного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», для признания сделки недействительной по приведенному основанию необходима совокупность следующих обстоятельств: сделка должна быть совершена с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов; в результате ее совершения такой вред был причинен; другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки. В случае недоказанности хотя бы одного из названных обстоятельств суд отказывает в признании сделки недействительной по данному основанию.

Повторно исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанций установил, что достоверность сделки купли-продажи доли конкурсным управляющим не опровергалась; должник получил денежные средства в размере, предусмотренном договором.

При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что факт причинения вреда имущественным правам кредиторов не доказан, что, в свою очередь, является достаточным основанием для отклонения соответствующих доводов налогового органа.

При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации от 09.06.2016 № 875А не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

 

Факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения в силу прямого указания Закона. При этом ссылка заявителя на то, что поскольку в рассматриваемом случае решение об увеличении уставного капитала общества было принято путем заочного голосования, то оно не подлежит нотариальному удостоверению, не принята судами апелляционной и кассационной инстанций во внимание как основанная на неверном толковании норм права и противоречащая императивным положениям, установленным пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

По делу № А07-21544/2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.06.2016 и обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию изменений на основании заявления от 23.06.2016 № 17968А.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2016 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, на основании заявления № 17968А, поданного заявителем 23.06.2016.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 решение от 06.12.2016 отменено, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Общество просит постановление от 20.02.2017 отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, на момент возникновения спорных правоотношений, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на 19.08.2016, уставный капитал Общества составлял 20000 руб., участниками общества являлись: общество с ограниченной ответственностью «Г.» с долей участия 22,5% уставного капитала общества (номинальной стоимостью 4500 руб.), А.В.В. - 35% (7000 руб.); Л.А.К. - 22,5% (4500 руб.); О.Р.В. - 20% (4000 руб.); лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени Общества, согласно той же выписке являлись Г.Х.С. (директор, по записи от 26.03.2015), О.Р.В. (директор, по записи от 26.03.2015).

Согласно пункту 4.8 устава Общества в редакции от 07.08.2015, общее собрание участников общества может принять решение об увеличении его уставного капитала на основании заявления(ий) участника(ов) общества о внесении дополнительного вклада и (или) заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его в общество и внесении вклада. Такое решение принимается большинством голосов участников общества. Внесение дополнительных вкладов участниками общества и вкладов третьими лицами должно быть осуществлено не позднее чем в течение 6 месяцев со дня принятия общим собранием участников общества, предусмотренных названным пунктом решений.

Пунктом 9.18 устава Общества в редакции от 07.08.2015 предусмотрено, что решение общего собрания участников может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия участников общества для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем заочного голосования (опросным путем). Решения общего собрания участников по вопросам, указанным в подпункте 9.2.4 устава (утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов), не могут быть приняты путем проведения заочного голосования (п. 9.19 устава).

В Обществе 25.05.2016 состоялось общее собрание участников в форме заочного голосования, оформленное протоколом от 25.05.2016 № 1/16, в котором в качестве способа голосования указан обмен документами посредством почтовой связи.

В протоколе отражено, что в голосовании приняли участие: общество с ограниченной ответственностью «Г.» (22,5%), А.В.В. (35%), Л.А.К. (22,5%) и О.Р.В. (20%), кворум составил - 100% голосов, и собрание является правомочным.

В повестку дня общего собрания участников были включены вопросы: об увеличении уставного капитала Общества до 50000 руб. путем внесения участниками Общества и третьими лицами дополнительных вкладов; об утверждении устава Общества в новой редакции.

В протоколе отражено принятие следующих решений: увеличить уставный капитал Общества до 50000 руб. путем внесения участниками общества и третьими лицами дополнительных вкладов и утвердить доли участников после увеличения - общество с ограниченной ответственностью «Г.» - 2000 руб., 13% (номинальной стоимостью 6500 руб.), А.В.В. - 11500 руб., 37% (18500 руб.), Л.А.К. - 7500 руб., 24% (12000 руб.), О.Р.В. - 8000 руб., 24% (12000 руб.), Ш.И.А. (новый участник) - 1000 руб., 2% (1000 руб.); утвердить устав Общества в новой редакции.

Протокол от 25.05.2016 подписан О.Р.В. как председателем собрания и А.В.В. как секретарем собрания, а сведения о конкретном решении, принятом каждым отдельным участником, в протоколе не отражены.

Общество 23.06.2016 представило в регистрирующий орган следующий пакет документов (№ 17968А): заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001; решение об увеличении уставного капитала от 25.05.2016 (протокол № 1/16 общего собрания участников общества в форме заочного голосования); бюллетени от 25.05.2016 № 1/16/1-1/16/4 для заочного голосования на внеочередном общем собрании участников общества; документ об уплате государственной пошлины от 15.06.2016 № 2; устав общества в редакции от 25.05.2016; заявление о принятии нового участника в общество Ш.И.А.; квитанции об оплате вклада от 25.05.2016 на суммы 8000 руб., 7500 руб., 1000 руб., 11 500 руб. и платежное поручение от 17.06.2016 № 29.

Регистрирующий орган со ссылкой на пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) принял решение от 29.06.2016 № 17968А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в связи с непредставлением заявителем определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов, поскольку представленное Обществом решение от 25.05.2016 об увеличении уставного капитала не удостоверено в нотариальном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что проведение общего собрания участников по вопросу об увеличении уставного капитала Общества путем заочного голосования, уставом Общества не запрещено, и из того, что поскольку решение принято в форме заочного голосования, то его обязательное нотариальное удостоверение не требуется.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) высшим органом общества является общее собрание участников общества.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 33 указанного Закона к компетенции общего собрания участников общества относится, в том числе, внесение изменений в устав, а также изменение размера уставного капитала общества.

В силу пункта 2 статьи 19 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общее собрание участников общества может принять решение об увеличении его уставного капитала на основании заявления участника общества (заявлений участников общества) о внесении дополнительного вклада и (или), если это не запрещено уставом общества, заявления третьего лица (заявлений третьих лиц) о принятии его в общество и внесении вклада. Такое решение принимается всеми участниками общества единогласно.

Одновременно с решением об увеличении уставного капитала общества на основании заявления участника общества или заявлений участников общества о внесении им или ими дополнительного вклада должно быть принято решение о внесении в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, а также решение об увеличении номинальной стоимости доли участника общества или долей участников общества, подавших заявления о внесении дополнительного вклада, и в случае необходимости решение об изменении размеров долей участников общества. Такие решения принимаются всеми участниками общества единогласно. При этом номинальная стоимость доли каждого участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада, увеличивается на сумму, равную или меньшую стоимости его дополнительного вклада.

Одновременно с решением об увеличении уставного капитала общества на основании заявления третьего лица или заявлений третьих лиц о принятии его или их в общество и внесении вклада должны быть приняты решения о принятии его или их в общество, о внесении в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, об определении номинальной стоимости и размера доли или долей третьего лица или третьих лиц, а также об изменении размеров долей участников общества. Такие решения принимаются всеми участниками общества единогласно. Номинальная стоимость доли, приобретаемой каждым третьим лицом, принимаемым в общество, не должна быть больше стоимости его вклада.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении - общества с ограниченной ответственностью - путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 107 постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», решения очных собраний участников хозяйственных обществ, не удостоверенные нотариусом или лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров и выполняющим функции счетной комиссии, в порядке, установленном подпунктами 1 - 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иной способ удостоверения не предусмотрен уставом общества с ограниченной ответственностью либо решением общего собрания участников такого общества, принятым участниками общества единогласно, являются ничтожными применительно к пункту 3 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (пункт введен законом, вступившим в силу с 01.01.2016), факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.

Исходя из смысла вышеназванных положений действующего законодательства, учитывая, что пункт 3 статьи 17 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, являющийся специальной нормой, устанавливает императивное правило об обязательном нотариальном удостоверении факта принятии участниками общества решения об увеличении уставного капитала общества, не содержит каких-либо исключений и не предоставляет возможности регулирования данного вопроса положениями устава либо иными решениями участников общества, учитывая, что обязательная нотариальная форма удостоверения принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состава участников такого собрания, законодателем предусмотрена для установления правовой определенности относительно того, имел ли место соответствующий юридический факт и с целью исключения злоупотреблений со стороны участников корпоративных отношений и вероятности последующих соответствующих судебных споров, а статья 103.10 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате регламентирует порядок удостоверения нотариусом решений общих собраний участников общества, суд апелляционной инстанции правильно установил, что факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения в силу прямого указания Закона.

В соответствии с положениями Закона о государственной регистрации, государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного Закона, записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица, а до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2.1. статьи 19 Закона об обществах с ограниченной ответственностью заявление о государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений в уставе общества, утвержденном учредителями (участниками) общества, должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества. В заявлении подтверждается внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами. В течение трех лет с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества, утвержденном учредителями (участниками) общества, участники общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере стоимости невнесенных дополнительных вкладов.

Указанное заявление и иные документы для государственной регистрации предусмотренных названной статьи изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, увеличением номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, принятием третьих лиц в общество, определением номинальной стоимости и размера их долей и в случае необходимости с изменением размеров долей участников общества, а также документы, подтверждающие внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества в соответствии с пунктом 1 названной статьи либо внесения дополнительных вкладов участниками общества или третьими лицами на основании их заявлений.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме № Р13001, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, учредительные документы юридического лица в новой редакции, документ об уплате государственной пошлины.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям законодательства и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Основания для отказа в государственной регистрации указаны в статье 23 Закона о государственной регистрации, к которым относится непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов, определенных данным Законом (подпункт «а» пункт 1).

Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, заявитель 23.06.2016 обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001 (увеличение уставного капитала общества).

К названному заявлению были приложены решение об увеличении уставного капитала Общества от 25.05.2016, оформленное протоколом № 1/16, принятое путем заочного голосования (обмен письмами), бюллетени от 25.05.2016 для заочного голосования на данном собрании, документ об уплате государственной пошлины, устав общества в редакции от 25.05.2016, заявление о принятии в общество нового участника – Ш.И.А. и документы об уплате вкладов в уставный капитал, при этом все названные документы не были удостоверены в нотариальном порядке.

Учитывая изложенное, руководствуясь приведенными нормативными положениями действующего законодательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что при подаче заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в части увеличения размера уставного капитала Общества, последнее представило в регистрирующий орган решение об увеличении уставного капитала Общества не удостоверенное в нотариальном порядке, при том, что обязательное нотариальное удостоверение такого решения предусмотрено пунктом 3 статьи 17 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, апелляционный суд верно установил, что Общество не представило в регистрирующий орган все необходимые для государственной регистрации документы, оформленные в установленном действующим законодательством порядке.

При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в данном случае оснований для признания оспариваемого решения р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: