Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
"Ярославский государственный технический университет"
Направление подготовки: 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»
Практика педагогическая
Период практики 1 курс, 2 семестр, 4 недели (02.03.17 по 29.03.17)
Цели и задачи практики.
Цель практики: анализ и изучение образовательной среды и совершенствование опыта профессионально-педагогической деятельности в реальных условиях образовательных учреждений (организаций)
Задачи практики:
- ознакомление с образовательными программами образовательного учреждения (организации);
- освоение методики анализа профессионально-квалификационной структуры педагогических кадров образовательного учреждения (организации);
- изучение и анализ методики проведения учебных занятий преподавателями разных квалификационных категорий;
- совершенствование професионально-педагогических умений;
- совершенствование опыта профессионально-педагогической коммуникации и работы в педагогическом коллективе.
Содержание практики
Содержание педагогической практики включает выполнение студентом следующих видов работ:
учебная работа:
- подготовка и проведение уроков по предметам или междисциплинарным курсам;
- проведение дополнительных занятий с учащимися, консультаций по предмету;
методическая работа:
- посещение и анализ уроков преподавателей разных квалификационных категорий (5-6 уроков), анализ и оценивание инновационных подходов к реализации образовательных программ;
- выполнение работ по анализу профессионально-квалификационной структуры педагогических кадров образовательного учреждения;
- разработка и совершенствование содержания рабочей программы предмета, профессионального модуля и оценочных средств, соответствующих требованиям компетентностного подхода;
- подготовка выступлений на заседания педагогического совета, участие в работе методических комиссий или секций с докладами о результатах проводимой методической работы;
воспитательная работа:
- проведение воспитательной работы в учебной группе и составление психолого-педагогической характеристики группы;
3 В период практики в обязанности студента входит:
- выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
- соблюдать правила трудовой дисциплины и безопасности труда;
- придерживаться демократичного стиля общения с учащимися, соблюдая честь и достоинство;
- вести необходимую отчетную документацию по практике, соблюдая стандартные требования к оформлению;
- своевременно информировать руководителя о возникших затруднениях в период практики.
По окончании практики преподаватель-методист образовательного учреждения оформляет учетную карточку практиканта, составляет отзыв - характеристику на работу студента, выставляет оценку за практику и заверяет учетную карточку подписью и официальной печатью организации. Документ прикладывается к отчету по практике.
Студенты, не выполнившие программу педагогической практики или получившие от образовательного учреждения, в котором они проходили практику, отрицательный отзыв считаются не выполнившими учебный план. Повторное прохождение практики возможно по согласованию с деканатом в течение следующего учебного года в свободное от учебных занятий время.
Если практикант по болезни или по другим уважительным причинам, подтвержденным документами, не успел выполнить программу практики в отведенные сроки, практика может быть продлена или перенесена на другое время (по согласованию с образовательным учреждением и деканатом в свободное от учебы время).
Сокращение программы практики не допускается.
4 Форма отчетности по практике (содержание отчета по практике)
Отчет о педагогический практике составляется студентом в период практики и до начала летней лабораторно-экзаменационной сессии и должен давать связное, полное, педагогически грамотное описание и анализ всех программных вопросов практики. Отчет оформляется в соответствии с требованиями стандарта СТО 701-2005, СТО 702-2005 (с изменениями).
Содержание отчета должно включать следующие вопросы:
1. Введение (цели и задачи практики).
2. Характеристика образовательного учреждения (название, местонахождение, назначение, структура управления и функциональные обязанности руководителей подразделений).
3. Перечень образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении (организации).
4. Описание профессионально-квалификационной структуры педагогических кадров образовательного учреждения (организации), выборка по стажу, образованию, возрасту, квалификации, преподаваемым дисциплинам;
5. Описание учебной, методической и воспитательной работы, проведенной в период практики.
6. Психолого-педагогическая характеристика учебной группы, подписанная мастером или классным руководителем.
7. Общеметодический развернутый анализ уроков теоретического обучения, проведенных преподавателем высшей категории и преподавателем второй категории.
8. Описание передового педагогического опыта в образовательном учреждении (организации), инновационных образовательных технологий.
9. Учетная карточка студента с отзывом-характеристикой.
10. Заключение.
В заключении освещаются вопросы:
- выполнение задач практики;
- знания и умения, приобретенные во время практики;
- направления дальнейшей работы для формирования педагогической компетентности;
11. Приложения.
В приложениях к отчету предоставляются следующие материалы:
1. Дневник педагогической практики с записями о выполненных работах.
2. Копии лицензии и свидетельства об аккредитации (с приложениями).
4. Рабочая программа по предмету (или ее часть)
5. Планы-конспекты проведенных уроков теоретического обучения с применением современных образовательных технологий и самоанализ урока.
6. Анкеты и другие материалы, с помощью которых проводилось изучение учебной группы.
Учебно-методическое обеспечение практики
5.1 Перечень печатных и электронных изданий, информационных ресурсов, необходимых для проведения практики:
5.1.1 Обязательные издания, имеющиеся в НТБ ЯГТУ[1]
а) основные (печатные, электронные издания[2]):
1. Сковородкина И. З. Общая и профессиональная педагогика [Электронный ресурс] / Сковородкина И.З. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261009252.html
б) дополнительные (печатные, электронные издания):
1. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Электронный ресурс] / под ред. д.т.н., проф. В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г. Круглова - М.: БИНОМ, 2014. - https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785996325238.html
б) дополнительные (печатные, электронные издания):
5.1.2 Профессиональные базы и информационно-справочные системы
1. ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. ЭБС «Лань» e.lanbook.com
3. eLibrary www.elibrary.ru
Примечание: Перечень профессиональных баз и информационно-справочных систем можно посмотреть по адресу: https://corv.ystu.ru:39445/marc/ebs.php (из внешней сети) https://biblio.ystu/marc/ebs.php (из локальной сети вуза)
5.1.3 Рекомендуемые для самостоятельного изучения (не обязательные) издания и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет
1. Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса: моногр. / В. В. Юдин. - М.: Унив. кн., 2008. - 301 с..
2. Профессиональная педагогика. / Под ред С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 199. – 904 с.
3. Практическая психология для преподавателей. / Под. ред. М.К. Тутушкиной. – М.: Информационно-издательский дом «Флинъ», 1997. - 328 с.
4. Педагогическаяпрактика: метод. указания (2199). / сост.: А. В. Косоурихина, В. Э. Воронович. - Ярославль, 1998. - 28 с. (15 экз).
[1] Необходимо указать количество экземпляров печатных из числа имеющихся в НТБ ЯГТУ. Поиск изданий в электронном каталоге библиотеки: https://biblio.ystu/megapro/Web (из локальной сети вуза), https://corv.ystu.ru:39445/megapro/Web (из внешней сети)
[2] Перечень электронных изданий в ЭБС, на которые есть подписка ЯГТУ, можно посмотреть по адресу: https://corv.ystu.ru:39445/marc/ebs.php (из внешней сети); https://biblio.ystu/marc/ebs.php (из локальной сети вуза)