Особенности фронтальной логопедической работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией.




Специализированная помощь больным, страдающим нарушениями речи и других высших психических функций, осуществляется учреждениями здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Между работой отдельных учреждений должна осуществлять­ся преемственность для того, чтобы дети и взрослые с речевыми расстройствами могли безболезненно перейти из одного учреждения в другое.

Преемственность должна быть обеспечена согласованностью документации различных учреждений, независимо от того, в ведении какого министерства они находятся.

В системе здравоохранения специализированная помощь оказывается в Российской Федерации примерно в 2000 учреждениях - в неврологических, психоневрологических, восстановительных отделениях больниц, в детских поликлиниках, в поликлиниках для взрослого населения, психоневрологических диспансерах, домах ребенка и некоторых других.

В учреждениях здравоохранения помощь, как правило, оказывается пациентам с разнообразными формами речевых расстройств (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикании, задержки речевого развития и др.).

Из детских поликлиник через психолого-медико-педагогичес­кие консультации дети направляются в специализированные учреждения системы Министерства образования. В Российской Федерации в системе образования функционируют: 1800 специаль­ных школ (школ-интернатов) для детей с отклонениями в развитии, имеющих «особые образовательные потребности»; дет­ские сады и специализированные группы в обычных детских са­дах для детей «с проблемами в развитии». В отдельных массовых общеобразовательных школах имеются логопедические пункты, классы для детей с задержкой психического развития, умственно отсталых, с «нарушениями физического состояния».

Структура и деятельность логопедической службы в системе образования подразделяется на работу в дошкольно-образовательных учреждениях, общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях.

Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях.

В число основных документов, регламентирующих современные задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи, входят:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»,

- Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,

-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и др.'

Коррекционно - формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальных групп детского сада.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).

Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта

Точное установление причин речевых нарушений, квалификация их характера и степени выраженности позволяют определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Комплектование групп и длительность занятий в дошкольных образовательных учреждениях.

Организационными формами коррекционной работы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками (до 6-8 человек), а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия.

Для большей полноты раскрытия ресурсов индивидуального подхода речевая работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных занятий и занятий подвижными микрогруппами (2-4 ребенка). Вместе с тем, современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы и на активное использование групповых (подгрупповых) форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную по­мощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями (Г. А. Волкова, Б. М. Гриншпун, Г. А. Каше, С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

В настоящее время в дошкольных учреждениях ведется дифференцированное обучение детей с различными речевыми аномалиями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, в группы с общим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами ринолалия, дизартрия, дислалия при сравни­тельно одинаковом уровне развития речи; в группы заикающихся - дети, страдающие заиканием.

Наряду с разграничением детей по уровню речевого развития предусматривается также (при условии полного комплектования групп) возможность дифференцированного обу­чения детей, страдающих дизартрией, ринолалией и т. д., скомплектованных также по уровню речевого развития.

В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения; со II уровнем недоразви­тия речи - с 3-4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития — с 4-5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - с 4-5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией - на 3 года.

Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5-6 звуков.

Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляются в дошкольное учреждение с 4-5 лет. Срок их обучения - полгода.

В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдель­ных звуков или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.

Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения по мере выявления дефекта, с 2 лет, срок обучения - один год. Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико-психолого-педагогической комиссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения 2 года.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, работа проводится с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Количество фронтальных логопедических занятий зависит от возраста, диагноза и периода обучения. Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно.

В рекомендациях по организации деятельности педагогического и обслуживающего персоорганизация логопедической службы в специальных образовательных учреждениях регулируется:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»,

- Федеральный законом «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,

- Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи.

- Положением о детском доме-интернате для умственно отсталых детей министерства соц. обеспечения РСФСР.

Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно.

Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.

Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развиваюших образовательных программ.

Для детей дошкольного возраста организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. [3, 4, 5]

Задания для СРС:

1) Конспект на тему Организация обучения детей в логопедических группах». С. А. Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» М, 1991 г стр. 5-14.

3 г – сенситивный период развития речи, поэтому логопеду следует стремиться к достижению оптимального результата в развития у детей эмоционального и речевого общения.

Специальные группы дошкольных учреждений (ДОУ, ясли-сады) формируется из детей от 3 лет и старше, и воспитывающихся в семье. Для них характерны лепетная речь, крайняя ограниченность или отсутствие речевого общения, отставание в речевом развитии на 2-3 г от сверстников.

Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста должен быть комплексным. Так, развитие речевого общения должно происходить на специально организованных занятиях, а также в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видах детской деятельности; развитию общения способствует взаимодействие детей друг с другом.

Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе между логопедами и врачами (воспитателями).

При разработке системы обучения следует устанавливать преемственные связи между преддошкольными и дошкольными учреждениями, между домами ребенка и детскими домами. Организация коррекции и коррекционно-воспитательной работы предполагает также учет структуры дефекта. Индивидуальных особенностей ребенка.

- развитие речи в домах ребенка:

Одной из главных задач обучения в домах ребенка является развитие активной и пассивной речи детей.

Посредством речи взрослый знакомит детей с окружающими их предметами, обучает игровым действиям, воспитывает определенные навыки поведения. Но может возникнуть необходимость развития понимания речи и познавательной деятельности ребенка в целом.

Работа по развитию речи детей раннего возраста организуется поэтапно. Одной из главных задач воспитания младенцев – формирование у них потребности в общении (формирование комплекса оживления). Для этого на первом году жизни следует сначала развивать слуховые и зрительные сосредоточения детей, а затем – внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание. Для развития зрительного или слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания необходимо формирование речевых и познавательных процессов, которые происходят одновременно. Для этого на логопедических занятиях используются сначала игрушки или реальные предметы, а затем – картинки, при этом необходимо непосредственное участие ребенка в действенном познании предмета. Ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его и выполнять с ним разные действия (гладить, катать и т.д.).

К концу первого года жизни у ребенка появляются первые слова, и дальнейшее развитие речи предполагает совершенствование пассивной и активной речи.

На втором году обучения на логопедических занятиях преимущественно развивается общение на основе речи. Становление речи должно развиваться параллельно с развитием мышления. Принцип единства формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале должен быть положен в основу всего процесса обучения детей речи.

Формирование активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Восприятие предмета ребенком должно сопровождаться не просто его называнием. А в связном повествованием. Сообщением об этом предмете.

Формирование речи в ее коммуникационной функции включает в себя работу над различными формами высказывания: обращение-побуждение-просьба. Обращение-сообщение, обращение-вопрос.

На втором году обучения словарь активизируется в следующем порядке слова из повторяющихся слогов (ля-ля, дя-дя, би-би и т.д.).; двусложные слова с открытыми слогами (Нина, вата, Вова, вода и т.д.); тресложные слова с открытыми слогами (молоко. Машина, корова, собака, гуляла и т.д.).

Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей раннего возраста, который носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

К характерным методам обучения детей раннего возраста можно отнести:

· Показ предмета (игрушки0 и ее называние;

· Рассматривание предмета;

· Показ действий предмета и их называние;

· Выполнение поручений детьми;

· Показ картинок с изображением отдельных предметов;

· Показ картинок с изображением простого сюжета;

· Показ предметов в помещении ДОУ и за его пределами;

· Наблюдение за живыми объектами и т.д.

На втором году жизни с целью активизации речи используются следующие приемы:

· Внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождающее сначала называнием, а затем – вопросами: «Кто это?», «Что это?», «Кто спрятался?».

· Отраженное проговаривание слова;

· Договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово;

· Ответы на конкретные вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Какой предмет по величине (форме, цвету)?» и т.д.

· Предъявление речевого образца.

Организация работы логопеда:

Для первого года обучения характерны преимущественно индивидуальные занятия. Затем дети объединяются в подгрупповые постепенным увеличением в них числа детей.

В одной группе должны быть дети с разными речевыми возможностями, что стимулирует развитие речи детей.

По мере развития зрительного и слухового сосредоточения на предмете и улучшения внимания у детей постепенно формируется умение вслушиваться в речь взрослых и понимание ее содержания, благодаря чему становится возможным объединение всех детей в группы для фронтального занятия.

Индивидуальные занятия длятся не более 10 минут. Основная задача – развитие у детей зрительно-слухового сосредоточения и внимания к речи взрослых.

Подгрупповые занятия проводятся ежедневно с детьми, которые могут заниматься коллективно. По мере роста числа детей, способных заниматься совместно, в подгруппе в занятия включаются все дети. В один день логопед проводит 2-3 подгрупповых занятия по 8-10 минут. Оно направлено на развитие у детей понимания обращенной речи и воспитание потребности в словесном общении.

Фронтальные занятия проводятся ежедневно по 10-15 минут, решаются задачи развития пассивной и активной речи.

Рекомендации к режиму дня:

С детьми от года по полутора лет удобно проводить логопедические занятия с 12 до 16 ч, а с более старшего возраста – 8.00 (8.30) до 12.00 (12.30) ч.

Рабочее время логопеда (с 8.00 до 12.00) целесообразно организовывать следующим образом:

· Индивидуальные занятия:8.00-9.00;

· Фронтальные занятия: 9.00-8.15;

· Подгрупповые занятия: с 9.00-10.00;

· Индивидуальные занятия: с 10.00-12.00.

Между занятиями предусмотрены перерывы в 5-10 минут.

Планирование логопедических занятий:

Планирование занятий осуществляется по тематическому принципу. Занятия по каждой теме рассчитаны на 1-2 недели. В ходе обучения логопед организует следующую деятельность ребенка:

· Ознакомление с предметов (или с группой предметов) и выполнение с ними определенных действий;

· Игры с предметами по выбранному сюжету;

· Дидактические игры со строительным материалом;

· Лепка и т.д.

Развитие речи на логопедических занятиях происходит в следующей последовательности:

2) Ознакомление с новыми словами;

3) Уточнение лексических значений новых слов и их закрепление;

4) Активизация усвоенных слов в свободной речи.

В зависимости от этапа обучения активная речь на занятии может быть представлена однословными ответами, словосочетаниями или предложениями.

Конспект «Организация логопедического процесса на школьном логопункте». Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте, 1991 г., стр. 6- 17.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЛОГОПЕДА

Время и продолжительность каникул определяют сроки работы логопедического пункта, и соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ.

По существующему порядку к логопедическому пункту прикрепляются 25 начальных классов, в число которых входят все начальные классы школы, при которой расположен логопедический пункт, и школы (или школ), расположенной поблизости.

Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 академических часов в неделю.

После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета: технических средств обучения, освещения и т. п.; осматривает наглядные и учебные пособия и приводит их в рабочее состояние; готовит необходимую документацию и наглядно-речевой материал для обследования учащихся. При необходимости учитель-логопед пополняет свой арсенал наглядно-учебных пособий, выписывая их в Учколлекторе или изготовляя самостоятельно. В эти же дни логопед знакомится с личными делами учащихся, вновь зачисленных в школы, прикрепленные к логопедическому пункту.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Для этого учитель-логопед проводит обследование устной речи учеников, принятых в первые классы школ, прикрепленных к логопункту, и письменную речь тех учеников 2–4-х классов, которые перешли в прикрепленные к логопункту классы из других школ. В это же время учитель-логопед уточняет списки групп, предварительно скомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2–4-х классов.

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете или же в любом удобном помещении прикрепленной к логопункту школы в течение второй половины дня, т. е. после уроков.

Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1–3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Методы и приемы обследования устной и письменной речи учеников подробно освещены в разделе «Организация и методы обследования устной и письменной речи учащихся».

Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице «Журнала учета посещаемости».

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО НА УЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННУЮ РУБОТУ.

К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.

Расписание занятий составляется, исходя из следующих временных параметров:

время занятия с группой учеников 1-х классов–35 минут, с группой учеников 2–4-х классов – 45 минут;

время занятий с подгруппой – 20–25 минут;

время индивидуальных занятий – 15–20 минут с каждым учеником.

Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10–15 минут, между подгрупповыми занятиями – 5–10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работы по своему усмотрению: логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками, особенно 6-летнего возраста), подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т. п.

Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ, прикрепленных к логопункту (односменный или двухсменный), от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т. п.

Обязательным условием является проведение логопедических занятий после уроков. Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели групп продленного д..я направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Это расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня1.

Расписание логопедических занятий составляется таким образом, чтобы каждая группа учеников занималась 3 раза в неделю, желательно в одно и то же гремя. Особенно это касается групп учеников 1-х классов. Занятия с группами учеников 3-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, а также занятия со смешанными группами учеников 2–3-х и 3–4-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, можно проводить 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению логопеда 1–3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым учеником в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Примечание: принимая во внимание особый режим учебного дня учеников 1-х (IV) классов и их возрастные психологические особенности, целесообразно проводить занятия с группами этих учеников после дневного сна, т. е. после 16 часов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПЕРИОД ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ

Время школьных каникул всегда бывает заполнено различного рода мероприятиями, которые организуют и проводят учителя.

Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду по причине медленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине. Так же как и учитель начальных классов не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору школы, а в случае непринятия должных мер – инспектору районного отдела народного образования.

Некоторые ученики уезжают на время каникул в лагеря, дома отдыха, на экскурсии и т. п., поэтому логопедические занятия во время каникул не проводятся.

В течение осенних каникул учитель-логопед проводит обследование состояния письменной речи учеников 2–4-х классов по письменным работам, для того чтобы выявить детей-дисграфиков и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопедическом пункте. При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками.

В период зимних каникул учитель-логопед обследует состояние письменной речи учеников 1-х (IV) классов по прописям и тетрадям. Кроме того, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает районный (городской) методический кабинет и коллег-логопедов для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

В том случае, если в районе логопедического пункта нет специализированных логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп при массовых детских садах) и нет логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед оказывается единственным специалистом-логопедом в районе, поэтому во время весенних каникул в школе он проводит обследование детей в ближайших к логопедическому пункту детских садах. Он проверяет состояние устной речи детей, которые осенью придут в школу. Учитель-логопед выявляет детей с нарушениями речи и делает соответствующую запись в обменных медицинских картах.

Если в районе школы есть другие специалисты-логопеды (в дошкольных учреждениях или детской поликлинике), то в дни весенних каникул целесообразно провести методобъединение между логопедами школьных логопедических пунктов и логопедами дошкольных учреждений для разработки мероприятий по осуществлению преемственности в работе школьных и дошкольных логопедов.

Кроме перечисленной выше работы, в дни школьных каникул учитель-логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопедическом пункте, у врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога), приглашает для консультации по отдельным трудным детям более опытных коллег-логопедов или обращается за помощью в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук СССР. При этом необходимо учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или лица, их заменяющего. Если родители или лицо, их заменяющее, дают свое согласие на консультацию, но присутствовать во время нее не могут, логопеду необходимо иметь письменное заявление о том, что родители разрешают учителю-логопеду самому показать ребенка врачу-специалисту (с обязательным указанием, какому именно специалисту).

Учитель-логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района.

РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ИЮНЕ.

Июнь – самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы. Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах. Учителя-логопеды могут посещать такие семинары, организованные в других районах.

В случае если в районе школы нет логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп в массовых детских садах) и логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед может в июне организовать занятия с детьми, умеющими нарушение звукопроизношения, которые будут поступать в школы, прикрепленные к данному логопедическому пункту, с целью коррекции звукопроизношения. Эти занятия проводятся либо в помещении детского сада во время, согласованное с заведующей или воспитателями групп, или в помещении логопедического пункта.

Подобные занятия по коррекции звукопроизношения учитель-логопед может проводить с детьми, уже зачисленными в первые классы школ, прикрепленных к логопедическому пункту, у которых при зачислении отмечены нарушения звукопроизношения.

Кроме того, с апреля начинается прием учеников в первый класс. Логопед школьного логопедического пункта обязательно должен принимать участие в комплектовании первых классов, выявляя уже при поступлении детей с нарушением речевого развития и направляя их при необходимости на консультацию к врачу-специалисту (невропатологу, психоневрологу, отоларингологу).

ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА.

На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы логопеда, например:

Логопедический кабинет

Время работы:

понедельник, среда, пятница – 1400–1800

вторник, четверг – 13–17°°

Фамилия, имя, отчество логопеда.

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек. В эти же подставки учитель-логопед перед занятием кладет раздаточный материал.

2. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы. Часть доски желательно разлиновать, как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, для того чтобы демонстрировать правильное написание букв, соединений и упражнять детей в каллиграфии.

3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50Х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

5. Зеркала 9X12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол "возле настенного зеркала для индивидуальной работы с учеником и два стула – для ребенка и учителя-логопеда.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

8. Фланелеграф или наборное полотно.

9. Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающим миром».

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика.

14. Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

16. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическими изображениями звуков, слов, предложений и т. п.), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

18. Различные речевые игры.

19. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

20. Методическая литература.

21. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ЕЕ ВЕДЕНИЕ.

Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.

2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

3. Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.

4. Индивидуальные карточки учащихся.

5. Общий план методической работы на учебный год.

6. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.

7. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.

8. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

9. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников):

10. Расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела (управления) народного образования.

11. Паспорт логопедического кабинета или картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

12. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

1. «Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:

В разделе журнала «Сведения о родителях» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункте и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»).

На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально,– по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа № 1 с общим недоразвитием речи (1-й (IV) класс)». На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 1600–1635 час. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т. е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы проводимых занятий указываются в соответствии с рабочим планом). На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

«Журнал учета посещаемости» заполняется в начале каждого занятия. Точкой (•) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой «н» отмечаются отсутствующие ученики.

Примечание: если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом учителя и родителей ученика.

На одной из последних страниц отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул.

Оценки работы учеников в «Журнал- учета посещаемости» не ставятся.

2. Для «Журнала обследования устной и письменной речи учащихся» логопед использует любую толстую тетрадь, разграфленную соответствующим образом. Журнал обследования заполняется во время собесед<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: