Потребительский и производственный выбор.




1. Потребительский выбор и его особенности

2. Полезности потребления

3. Закон убывающей предельной полезности

4. Основные положения теории поведения потребителя

5. Потребительский выбор на рынке - кривые без различия и бюджетное ограничение

6. Кривые Энгеля

1. Перед каждым потребителем стоит три вопроса: что купить? Сколько это стоит? Хватит ли денег что бы осуществить покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос нужно выяснить полезность вещи для потребителя, на второй вопрос мы отвечаем, исследуя цены и что бы ответить на третий необходимо определить доход потребителя. Все это вместе определяет содержание теории поведения потребителя. Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворить одну или несколько человеческих потребностей. Делая выбор потребители определяют ценность вещей, для себя исходя из их полезности.

/ ГИПОТЕЗА О РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Каждый потребитель на рынке (физическое и юридическое лицо) формируя потребительское поведение ведет себя рационально, т.е. опираясь на свой доход он приобретает различные товары и услуги в количествах и пропорциях приносящих ему максимальное удовлетворение от их использования. Производитель стремится получить максимальную прибыль, его основным ориентиром выступают цены на ресурсы, которые он приобретает, и цены по которым его продукт реализуется на рынке. Рыночный спрос формируется на основе принятия решений множества отдельных потребителей. /

Закон спроса не имеет математического выражения и его можно объяснить через полезность, т.е. чем больше полезность, тем больше спрос. Каждая дополнительная единица блага увеличивает полезность, величина этой новой полезности увеличенной на единицу блага называется предельной полезностью.

2. Созданные в процессе производства товары и услуги пройдя через товарные рынки поступают в производственное и личное потребление. Личное потребление представляет собой использование товаров для удовлетворения потребностей человека и он в свою очередь является конечным пунктом производственного продукта.

Полезность товара - это его потребительский эффект соотносимый покупателем с уплаченными за него деньгами. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности покупаемых благ, другой мерой является количество товаров по данной цене необходимых для удовлетворения потребления. Таки образом функция полезности выражает отношение между объемами потребленные товаров и услуг и уровнем полезности, достигаемым потребителем. U= f(Qx- Qy), где u - уровень полезности, Q- количество потребленных благ. Теория полезности сформулированна в 18 веке и в это время был выделен парадокс воды и алмаза. Вода жизненно необходима для все и как можно предположить должна обладать максимальной потребностью, а алмазы минимальной. Соответственно цены на воду должны быть минимальны, а на алмазы наоборот, тогда как в реальности все в точности наоборот. Ответ на этот вопрос заключается в разграничении общей и предельной полезности.

3. Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы:

· Количественный подход (кардиналистиский)

· Порядковый (ординолистский).

При количественном подходе вводятся различные количественные единицы измерения, например ютиль, которые позволяют измерить степень удовлетворения потребителя. Количественный подход основывается на:

1) при расходовании своего бюджета потребитель стремится получить максимум полезности от приобретаемых благ

2) потребитель способен произвести количественную оценку полезности блага

3) предельная полезность блага убывает.

Объем спроса на блага находится в прямой зависимости от бюджета и в обратной от цены.

В экономической практике преобладает ординолистский подход и одним из его основоположником являлся итальянский экономист Паретто. Основными инструментами анализа теории порядкового измерения полезности являются кривые безразличия и бюджетные линии. Оценка полезности в этом случае связанна с определенными закономерностями процесса потребления. Во-первых, потребности человека постепенно насыщаются, т.е. удовлетворяются по мере того как используются блага, с ростом количества потребленного блага общая полезность (TU) будет возрастать. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребностей к ее полному удовлетворению происходит постепенно, таким образом, интенсивность потребности по мере потребления уменьшается. Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага, называется ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТЬЮ (MV=TV/Q).

Общая и предельная полезность. Тенденция сокращения предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага называется ЗАКОНОМ УБЫВАЮЩЕЙ ПОЛЕЗНОСТИ. По мере потребления все новых единиц одного и того же товара растет общая полезность получаемая потребителем, но при этом она возрастает медленнее.

ВЫВОДЫ:

- полезность которую приносит каждая помледующая единица данного товара меньше полезности предыдущей единицы товара.

- потребитель стремится получить максимальное удовлетворение используя свой ограниченный доход.

Графическое отображение общей потребности (см. рисунок 2)

Графическое отображение предельной полезности (см. рисунок 3)

Таким образом, функция полезности отражает обратно пропорциональную зависимость между полезностью и количеством потребляемого блага.

4. Современная теория потребительского выбора предполагает:

· денежный доход потребителя ограничен

· цены не зависят от количества благ покупаемых домохозяйствами

· все покупатели хорошо представляют предельную полезность всех продуктов

· потребители стремятся получить максимальную совокупную полезность

В основе положений теории потребительского выбора заложены следующие соотношения:

множественность видов потребления

не насыщаемость предельной полезности

транзитивность, т.е. постоянство и определенная согласованность вкусов потребит

субституция, отказ от товаров одной категории в пользу товаров другой категории

5. Сущность потребительского выбора на рынке основывается на том, что ценность товара на рынке понятие субъективное, т.е. основано на его личных вкусах и предпочтениях. Однако при этом потребительский выбор зависит от следующих факторов:

- ограниченность запасов благ, которыми располагает общество

- уровень насыщения потребности к моменту выбора

- стремление людей получить от потребления максимальную пользу

Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Систему потребительских предпочтений можно представить в виде графика (см. рисунок 4) представлены они были английским экономистом Эджуортом. Рис. 4 - ABCD различные наборы товаров А и В, V- кривая безразличия в рамках А иВ. Совокупность кривых безразличия (см. рисунок 5) размещенных на одном графике принято называть картой безразличия. Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителей, т.к. на индивидуальный выбор влияют покупательные способности потребителя черта ограничивающая потребительский выбор на рынке называется БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИЕЙ.

Зона замещения - участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим (см. рисунок 7). Количество блага х на OT представляет собой минимум необходимый потребителю этого блага, от которого он отказаться не может. Относительно OM минимум необходимый для потребления блага у.

Предельная норма замещения количества на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено или уменьшено, чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение или увеличение потребления другого блага на одну дополнительную предельную единицу. / (см. рисунок 8) - см. формулу возле графика / Эта формула характеризует предельную норму замещения у на х.

6. Бюджетное ограничение.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения, однако при этом не учитываются цены на товары и доход потребителя. Какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным, отражает линия бюджетного ограничения (линия цен или прямая расходов), она показывает, какие наборы товаров можно приобрести за данную сумму денег. Если I доход потребителя, Px цена блага, Py цена блага y. Соответственно x, y - количество купленных благ. I = PxX + PyY или y = I/py - px/py *x. (РИС.1) Бюджетное ограничение (РИС.2) в точке касания кривой безразличия отражает равновесие потребителя, двигаясь вдоль бюджетного ограничения можно найти точку D на кривой безразличия в которой максимизируется благо состояния потребителя при данном бюджете. Рассматривая кривые безразличия и линию дохода мы определяем следующие понятия:

-эффект дохода (если произошло снижение цен на один из парных товаров, то происходит увеличение реального дохода и потребитель имеет возможность приобрести прежний набор товаров, которым ранее для него был оптимальным за меньшую сумму денег, а на сэкономленные деньги увеличить закупки обоих видов благ)

-эффект замещения (если произошло повышение цен на один из товаров, то потребитель снизит его потребление, но увеличит потребление другого)

Кривые Энгеля. Зависимость между доходом и потреблением впервые исследовал немецкий ученый Энгель. (РИС.3) 1. Продовольственные товары 2. Промышленные товары 3. Высококачественные товары и услуги.

Закон Энгеля гласит: при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости в меньшей степени.

Тема: " основные принципы функционирования рынков различного типа"

Вопросы:

1. Конкуренция как элемент рыночного экономического механизма

2. Совершенная конкуренция

3. Спрос отдельной фирмы

4. Равновесие конкурентной прибыли в краткосрочном периоде

5. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции

6.

1) Любой рынок независимо от его конкретного вида базируется на четырех основных элементах рыночного механизма: цене, спросе, предложении, конкуренции.

Изменение цен служит ориентиром для производителей при определении объемов производства, что в свою очередь обуславливает технологию производства, повышение предложении товаров. При превышении предложения товаров над спросом на эти товары усиливается конкурентная борьба. Что как правило ведет к снижению цен и сокращению данного товара в производстве. Дефицит товара означает то, что происходит увеличение цен.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-то поприще между отдельными лицами заинтересованными в одной и той же цели. Экономическая конкуренция - это рыночное соперничество или соревнование экономически обособленных товаров, их товаропроизводителей, столкновение интересов связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателем с целью добиться преимущества в своей продукции и получение.

Итак, конкуренция это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие результаты торговли и рынки сбыта. Конкуренция имеет в себе как ценовой характер, так и неценовой характер, когда конкуренция разворачивается на фоне гарантий, сервиса, повышения качества товаров и маркетинговых услуг.

Ценовая конкуренция предполагает реализацию товара по более низким ценам, чем у конкурента. Снижение цены возможно при условии снижении издержек производства, за счет прибыли. Таким образом, конкуренция может стимулировать повышение эффективности производства и способствовать снижению цен, конкуренция побуждает производителей улучшать качество товаров и увеличивать разнообразие товаров и услуг. В современных условиях конкурентная борьба сводится к расширению ассортимента товаров и снижению цен.

В экономической теории принято рассматривать множество совершенной и несовершенной конкуренции.

2) Совершенная конкуренция это идеальное представление об условиях купли продажи на рынкеи ее основополагающие принципы сводятся к следующему:

1. На рынке присутствуют одновременно множество фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка, т.е. действия отдельных фирм не могут существенно влиять на спрос и предложение товара, а следовательно и на формирование рыночной цены.

2. Вход на рынок и выход из него не имеют существенных барьеров. Отсутсвие барьеров хода означает, что фирмы которые только начинают свою деятельность могут делать это на равных условиях с уже существующими.

3. Обмен осуществляется однородной, стандартизированной продукцией, исключающей предпочтения, как для покупателей, так и для продавцов.

4. Покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации о ценах на товары, обо всех видах затрат, о характеристиках продукта, производственной технологии и тому подобное.

При свободной конкуренции сталкиваются интересы продавцов, в результате чего силой обстоятельств рынка они соглашаются на установление определенной равновесной цены (естественной).

Не следует забывать и о негативных сторонах конкуренции:

- конкуренция приводит к диспропорциям между спросом и предложением

- к замедлению научно-технического прогресса

-конкуренция не может решать социальные проблемы

В предпринимательской практики возможны методы недобросовестной конкуренции. К недобросовестной конкуренции можно отвести: экономический шпионаж, подделки, махинации с ценовой отчетности, коррупция, переманивание специалистов и тд.

Условия, в которых действует совершенная конкуренция:

1-рынки, которые очень близки к этой модели (рынок пшеницы)

2-конкурентная цена рассматривается в виде простейшей ситуации для первичного анализа для определения спроса, предложения, цены и объему производства.

Рынок совершенной конкуренции:

-множество конкурирующих продавцов

-стандартизация продукции

-каждая фирма имеет менее 1% продаж

-информация о ценах и условиях продаж доступна

-подразумевается, что покупатели и продавцы ведут себя рационально, последовательно и разумно.

3) В условиях совершенной конкуренции доля отдельной фирмы очень мала, следовательно, отдельная фирма не может воздействовать на цену. Фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого объема. Цена устанавливается на основе рыночного спроса и предложения. Кривая спроса для отдельной фирмы совершенно эластична, т.к. изменяя объем продаж, фирма не может изменить цену. В связи с тем, что цена остается постоянно предельный доход(MR) так же постоянен и совпадает с кривой спроса.

Валовой доход это цена реализованного блага на объем продаж TR = PXQ

На свой доход фирма может влиять только изменением объема продаж. Главные поиск объему продукции обеспечивающего максимальную прибыль в условиях эластичного спроса. Прибыль представляет собой разницу между доходом и издержками. Прибыль = TR - TC

Доход от единицы продукции является средним доходом, а дополнительный доход от продажи еще одной единицы является предельным доходом.

4) В теории рынков выделяют следующие периоды: краткосрочный (это период в течение, которого производственные мощности фиксированы, объем производства может быть изменен посредством переменных факторов, и общее количество фирм мы принимаем постоянным); долгосрочный (период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и меняются издержки как постоянные, так и переменны количество предприятий в отрасли может изменяться.

5) Валовой доход TR рассчитывается как цена проданного товара, умноженная на объем продаж. Если валовой доход больше совокупных издержек, то фирма получает прибыль.

Максимизация прибыли достигается в двух случаях: когда валовой продукт превышает совокупные издержки TR >TC; когда предельный продукт больше или равен цены MR > ИЛИ = P. Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равна предельным издержкам. Переменные издержки это дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу дополнительного блага. Предельные издержки представляют собой переменные издержки. При определении объема выпуска максимальную прибыль необходимо сравнивать с рыночной ценой и со средними издержками.

 

23.11

Тема: Монополия и монополистическая конкуренция.

1. Виды несовершенной конкуренции.

2. Монополия - монопольная власть.

3. Максимизация прибыли монополий.

4. Ценовая дискриминация, ее виды.

5. Ущерб, наносимый монополией.

6. Монополистическая конкуренция.

7. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

8. Максимизация прибыли при совершенной конкуренции и сравнение ее с прибылью при несовершенной конкуренции.

9. Типичные примеры монополии.

10. Показатели монопольной власти.

 

См. Таблица 1.

1.Моделями несовершенной конкуренции являются монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Несовершенная конкуренция предполагает контроль над ценообразованием, уровень которого может быть различным. Абсолютная или чистая монополия существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близкого заменителя (субститутов). Такая ситуация возникает в двух случаях:

- у товара нет аналогов, и покупатель вынужден его покупать

- доступ на рынок, для других продавцов, закрыт посредством финансовых, юридических, технических и других преград

Если монополизм возникает со стороны покупателя, то такая монополия называется монопсония. В случае, когда монополист встречается на рынке с монопсонистом, возникает билоптеральная или двустороння монополия.

Олигополия - форма несовершенной конкуренции, при которой цены на рынке контролируют несколько продавцов, производящих идентичную или до некоторой степени дифференцированную продукцию. В данном случае ни одна фирма не контролирует значительную часть всего рынка данной продукции. Если на рынке существует всего два конкурента-продавца, то такую конкуренцию называют дуополией. В этом случае проявляются олигополистические взаимосвязи: картели, скрытые сговоры, следование за лидером.

Монополистическая конкуренция - это такая форма несовершенной конкуренции, когда множество продавцов продают товар одного вида, но различающийся по своим качествам. Олигополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не зависит от действия других. Монополистическая конкуренция возникает в таких отраслях, где эффект масштаба не требует больших капиталовложений. Возможность проникновения в отрасль относительно высокая, хотя велика роль неценовой конкуренции и рекламы. Поэтому при монополистической конкуренции количество конкурентов больше чем в условиях олигополии, но гораздо меньше, чем в условиях чистой конкуренции.

2. Монополия - самая крайняя, самая жесткая форма не совершенной конкуренции, предусматривающая контроль рыночной цены со стороны одной фирмы. Такой контроль может возникнуть вследствие как объективных, так и искусственных причин.

Три вида монополии:

1) закрытая

Она защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой.

2)естественная

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, которые основаны на базе экономии на масштабах производства тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

3) открытая

Монополия, при которой одна фирма на определенное время является единственным поставщиком продукта, но при этом не имеет специальной защиты.

 

Чистые монополии в настоящее время редкое явление, чаще на рынке конкурирую друг с другом несколько фирм. Чистые монополии существуют, как правило, при поддержке государства. Чистая монополия характеризуется следующими чертами:

- одна фирма и много покупателей

- отсутствие субститутов

- отсутствие свободы входа на рынок

- фирма-монополист устанавливает свою цену на товар

- совершенная (полная) информированность

Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар изменяя его объем, который он готов продать. Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь изменяя (варьируя) объем выпуска, то фирма-монополист может достичь увеличения своей выручки изменяя как объем, так и цену.

3. Власть монополии тем выше, чем ниже эластичность спроса на ее товар. Именно эту ситуацию стремится использовать монополист на рынке, а при ее отсутствии создает искусственно. Выбирая комбинацию " цена - количество" монополист стремиться получить максимальную разницу между валовыми доходами и валовыми издержками.

См. Рис.1 Монополист сначала оптимизируют количество, сокращая его до уровня, где MC будет равняться MR, где МR-предельный доход, а затем ищет приемлемую цену на кривой. MC = MR<P

4. Расширяя объем продаж с целью увеличения прибыли, монополия вынуждена снижать цены, часть покупателей, ранее платившая более высокую цену, снижает расходы. Стратегия фирмы: чтобы не потерять деньги этой группы покупателей монополия применяя ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - это продажа одинаковой продукции различным покупателям по разным ценам. Неоднородность эластичности спроса со стороны покупателей заставляет фирмы-монополисты решать задачу сегментации рынка. Чем выше умение монополиста различать группы покупателей с различной эластичностью спроса, тем больший доход можно получить.

См. Рис. 2,3,4,5.

5. Сравнение поведения на рынке монополиста с поведением совершенного конкурента показывает, что с общественной точки зрения он ведет себя менее эффективно. Так как:

- цена, устанавливаемая монополией всегда выше цены совершенной конкуренции

- максимизируя прибыль монополист не достигает минимума издержек, а оставляет их на более высоком уровне, его главным образом интересует максимальный разрыв между издержками и доходами, таким образом, наносится ущерб покупателю

См.рис 6.

6. Сходства полиполии с совершенной конкуренцией и монополией. Монополистическая конкуренция (полиполия) - рыночная структура, в которой множество фирм продавцов сходной, но не одинаковой продукции. Эта структура одновременно имеет черты монополии и совершенной конкуренции, так как в коротком периоде монополистический конкурент ведет себя как монополист, в длительном периоде как совершенный конкурент. Специфическая особенности полиполии приводит к следующим результатам: в долгосрочном периоде из-за низких барьеров фирмы могут входить в рынок если там есть сверхприбыль и покидать его в случае убытков из-за этого на рынке формируется ситуация присущая совершенной конкуренции. Но полиполист в этой ситуации ведет себя несколько иначе, чем совершенный конкурент и получает сверхприбыль, так как в отличие от совершенного конкурента у него:

а) имеются избыточные производственные мощности, позволяющие ему регулировать объем производства.

б) предельные издержки не равны цене, поэтому в долгосрочном периоде полиполист отличается от совершенного конкурента.

Максимизация прибыли монополистического конкурента осуществляется в рамках общего правила для не совершенной конкуренции MC=MR<P с той особенности, что цену на свой товар полиполист устанавливает плавающей в определенном диапазоне (см.рис 1) QE1(2) - равновесный объем товара на рынке, D- кривая спроса, MR- линия предельного дохода, MC- предельные издержки, ATC- средние общие издержки, PE2- цена монополии, PE1- цена не совершенной конкуренции. Маневрирование полиполии в пределах указанного диапазона определяет избыточными производственными мощностями и помогает привлечь покупателей при снижении цены. Имея ограниченные возможности в ценовой конкуренции полиполисты очень чувствительны к маркетингу, где у них и разворачивается не ценовая конкуренция. (см. Рис 2). В ценвом монополистическая конкуренция менее эффективная, чем современная, так как здесь издержки ниже рыночной цены, что ведет к изъятию части излишка потребителя в пользу продавца. На свой доход фирма может влиять посредствам изменения продаж, таким образом, главная проблема данной фирмы полиполисты поиск объема продукции максимизирующего прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы. Цель деятельности фирмы - максимизация прибыли, которая представляет собой разницу между доходом и совокупными издержками.

7. В теории рынков выделяю следущие период - краткосрочный. Это период в течение, которого производственные мощности фиксированные, однако, общем, может быть изменен по средствам использования переменных факторов. Общее количество фирм об отрасли сохраняется постоянным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: