Коммуникативная компетентность как компонент




Глава 2. Коммуникативная культура учителя

 

Ключевые понятия: коммуникативная культура личности, ком­муни­ка­тивная компетент­ность (компетенция), культура речи, ком­муникативные уме-ния, уровни коммуни­катив­ной культуры учителя.

Коммуникативная компетентность как компонент

коммуни­кативной культуры личности

 

Закономерности становления основ коммуникативной культуры лич­но­сти изучались ав­торами с различных позиций. Многие социально-психо­логи­ческие исследования были посвя­щены комплексному изучению харак­тери­стик лично­сти как субъекта общения, обеспечиваю­щих успешность ее социа­лизации; изу­чению проблем диагно­стики и развития коммуникативной компетентности (Г.М. Анд­реева, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растян­ников, и др.). В соци­ально-психологиче­ских науках термин «коммуникативная культура» упот­ребляется как синонимичный термину «культура об­щения».

Коммуникативная ориентация в лингвистических исследованиях наце­лена на изучение компонентов культуры речи, речевого этикета, способст­вующих обеспечению взаимопонима­ния между людьми; утверждение ком­муникативно-деятель­ностного подхода в процессе обуче­ния языку (Ю.Д. Апресян, Б.Г. Голо­вин, И.А. Зимняя, О.М. Казар­цева, Т.А. Лады­женская, А.А. Леонтьев, А.К. Ми­хальская, Е.И. Пассов, Л.В. Щерба, Р. Якобсон и др.). С точки зрения лингвис­тических ис­следо­ваний, коммуникативная культура личности трак­туется как совокуп­ность знаний о языке и практическое владение ими, как куль­тура вла­дения уст­ной и пись­менной речью.

Исследования, выполненные в рамках культурологического под­хода, пред­ставляют куль­туру как результат исторического развития обще­ства, главную цель и основание образования, обращенного к человеку, ориенти­ро­ванного на культуру и личностные смыслы. Такому образо­ва­нию соот­ветст­вует гумани­стический тип педагогической культуры, основу которой состав­ляет коммуни­кативная культура. При этом коммуникатив­ная куль­тура рас­сматривается как ос­нова профессиональной деятельности педа­гога, показа­тель общей (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Ка­лик, Н.Е. Мажар, А.В. Мудрик, В.А. Сласте­нин и др.) и со­циальной культуры (В.В. Краевский, И.Я. Лер­нер и др.). В рамках данного под­хода культура рассматривается как гармо­ния культуры знаний и мышления, культуры творческого дейст­вия, куль­туры чувств, об­щения, поведения.

Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций со­от­ветствия их требованиям культуры.

Е.В. Руденский рассматривает коммуникативную культуру как харак­те­ри­стику возможно­стей человека, которые определяют качество его об­щения. Коммуникативная культура лич­но­сти как система ее качеств, включает:

1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в ре­зуль­тате чего обще­ние предстает как вид социального творчества);

2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, про­стота и яс­ность изложе­ния мыслей, образная выразительность и четкая ар­гумента­ция, адек­ватный ситуации общения тон, динамика звучания го­лоса, темп, интона­ция и, ко­нечно, хорошая дикция);

3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регу­ля­ции своего состоя­ния;

4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизи­че­ским напряже­нием и расслаблением, деятельная самоактивация и т. д.);

5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по об­ще­нию;

6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных сужде­ний в общении) и пр.

Основу формирования коммуникативной культуры личности состав­ляет опыт человече­ского общения. Коммуникативно-исполнительское мастер­ство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же отно­сительно са­мостоятельных умения – умение найти адекват­ную теме обще­ния комму­ника­тивную структуру, соответствующую цели общения, и уме­ние реализо­вать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т. е. продемон­стриро­вать коммуникативно-исполнительскую технику об­щения. В комму­никативно-исполнительском мастерстве проявляются навыки эмоционально-пси­хологиче­ской саморегуляции, перцептивные и экспрес­сивные навыки личности.

Коммуникативная культура личности является одной из характеристик ее коммуника­тивного потенциала, выступающего в единстве трех его со­став­ляющих:

1)коммуникативные свойства личности характеризуют развитие по­треб­ности в общении, отношение к способу общения;

2) коммуникативные способности это умение владеть инициативой в об­щении, способ­ность проявить активность, эмоционально откликаться на со­стояние партнеров общения, сфор­мировать и реализовать собственную ин­ди­видуальную программу общения, способность к са­мостимуляции и к вза­имной стимуляции в общении;

3) коммуникативная компетентность это знание норм и правил об­ще­ния, владение его технологией и т. д. [97].

В лингвистических исследованиях коммуникативная культура рас­смат­ри­вается как куль­тура речевого поведения, обусловленная целесо­образным вы­бором и организацией языковых средств, определяемых куль­турой и си­туацией. Согласно такой трактовке, коммуникативная культура включает в себя:

Ø владение коммуникативными качествами речи: правильно­стью, точ­но­стью, логичностью, чис­тотой, выразительностью, разнообра­зием, уме­стностью (Б.Н. Головин);

Ø следование речевому этикету, обеспечивающему культуру об­ще­ния в ти­пичных коммуника­тивных ситуациях: обращение к собесед­нику, при­ветствие, знакомство, прощание, извине­ние, благодарность, при­глашение, просьба и др. (А.А. Акишина, Н.И. Формановская);

Ø культура диалога, характеристикой которого является эмпа­тий­ное слу­шание и др.

В современных исследованиях лингвистов используется термин «компе­тенция» (Н. Хом­ски). Выделяют следующие типы компетенций: коммуника­тивная, лингвистическая, языко­вая, речевая и др. Речевая компетенция – ис­пользование языковых средств, знание законо­мерно­стей их функциониро­вания для построения высказываний различной сложно­сти.

Коммуникативная компетенция – это способность человека к обще­нию в одном, не­скольких или всех видах речевой деятельно­сти, которая свя­зана с оп­ределенной организацией речевого общения в соответствии с его целями, моти­вами, задачами, социальными нормами ре­чевого поведе­ния. В структуре ком­муникативной компетенции как осо­бого качества рече­вой личности выделяют несколько со­став­ляющих, в числе которых языковая компе­тенция (знание единиц языка и правилих соеди­нения, связи), предметная компе­тенция (скла­дыва­ется на ос­нове активного вла­дения общей лексикой), лин­гвисти­ческая компе­тенция (имеет характер зна­ний, относя­щихся к лингвистике как науке) и праг­матическая компе­тенция (предполагает от­бор язы­кового материала, выбор типа речи, умение поль­зо­ваться вариативными формами с учетом условий общения, статуса адресата, объекта обсуждения и т. д.) [35].

Важной составляющей более емкого понятия коммуникативная куль­тура является поня­тие коммуникативная компетентность.

В психологии под компетентностью подразумеваются характеристики по­ведения, доми­нирующая форма активности личности, сформированность соот­ветствующих навыков и уме­ний, результат научения. В социально-пси­хологи­ческих исследованиях, посвященных изучению феномена культуры общения как системы социальных контактов между людьми, рассматрива­ются проблемы диагностики и развития компетентности в общении, изуча­ются характеристики личности как субъекта общения, обеспечивающие ус­пешность ее социализа­ции, оптимизацию совместной деятельности (Г.М. Андреева, С.Л. Братченко, А.А. Брудный, А.И. Донцов, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, Е.В. Руденский, Я. Яно­ушек и др.). Ученые по-разному трак­туют структуру, компоненты и уровни разви­тия коммуникативной компетент­ности, определяют основные прин­ципы ее исследования и способы развития.

Под коммуникативной компетентностью понимается способность ус­та­навливать и под­держивать контакты с другими людьми, т. е. это сис­тема внут­ренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуни­катив­ного действия в ситуациях межличностного обще­ния. В по­нятие коммуника­тивной компетентности входит не только владе­ние рече­выми средст­вами об­щения, элементарные коммуникативные умения (всту­пать в контакт, высказы­вать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника и др.), но и соблюдение соци­аль­ных норм речевого общения, правил речевого поведе­ния, владения уме­ниями строить конст­рук­тивное общение, поддер­живать необ­ходимые кон­такты с другими людьми, адекватно вести себя в различ­ных ситуа­циях общения и т. д. По­этому ком­муникативную компетентность пра­вомочно рассматривать как необходимый уровень социальной компетентности лично­сти, включаю­щий следующие умения: принимать решения и делать выбор, брать на себя ответст­венность за свой выбор и поступки, понимать самого себя и других, быть субъектом общест­венной жизни и деятельности, проявлять гра­ждан­скую активность и др. (С.Л. Братченко, 1999).

Коммуникативная компетентность имеет сложную структуру, скла­ды­ваясь из опреде­леннойсистемы научных зна­ний и практических уме­ний.

Выделяют следующие составляющие компетентности в общении:

– ориентирующую, в которую входит система общепринятых правил регуля­ции совместных действий: социальный этикет, ритуалы, правила самоподачи.

– исполнительную, включающую использование коммуникатив­ных техник: владение техни­кой речи, навыками слушания, владение не­вер­бальными тех­ни­ками (выбор индивидом жес­тов, мимики, пространства и т. д.).

Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро ус­танавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общест­венных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потреб­ность лю­дей в широком, интенсивном общении. Коммуникативные способности формируются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого обще­ния и про­явля­ются во владении средствами коммуника­ции; в использовании таких средств в деятельности, в построении процесса общения; в анализе своей дея­тельности и выделении новых средств эф­фек­тивной коммуникации. Особо нужно выделить в структуре коммуникатив­ной компетентно­сти на­выки само­настройки, саморегуляции в обще­нии. Они предполагают сле­дующие уме­ния: пре­ду­преждать конфликтные ситуации, преодолевать пси­хологические барьеры в обще­нии, снимать из­лишнее напряжение, эмоцио­нально наслаи­ваться на ситуа­цию, распреде­лять свои усилия в общении и др.

Таким образом, в социально-психологическом аспекте коммуникатив­ная компетентность рассматривается как необходимое условие социальной зре­ло­сти личности, как определенное состояние сознания группы людей, стре­мя­щихся понять друг друга. Л.А. Петровская отмечает, что «роль раз­витой ком­муникативной компетентности – в приобщении личности к ком­муника­тивной культуре общества», подчеркивая, что ядро, определяющее общение, состав­ляет компе­тентность в субъект-субъектном общении, в решении про­дуктивных задач, в овладении лично­стным слоем общения. При таком ак­центе речь, несо­мненно, идет уже не просто о компетент­но­сти в общении, а о его культуре [88].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: