Глава 4. Невербальные средства общения в педагогическом процессе




 

Ключевые понятия: невербальные средства общения, невербальное по­ве­дение, мимика, пантомимика, визуальное общение,проксемика, таке­сика,не­вербальная выразительность учи­теля.

4.1. Классификация невербальных средств обще­ния

 

Невербальная коммуника­ция осуществляется в процессе речевого об­ще­ния параллельно с вербаль­ной и является важнейшим средством обще­ния и взаимопони­мания людей (И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов, К.Ф. Седов, В.А. Лабун­ская и др.).

Человек говорит всем своим существом. Психологи установили, что в про­цессе общения с помощью вербаль­ных средств переда­ется и получается лишь 20-40% информации. Осталь­ная коммуникация осуществляется за счет невер­бальных средств. Значение невербальных средств коммуникации (ин­тонацион­ных, мими­ческих, жес­тикуляционных и др.) чрезвычайно велико в создании образа го­ворящего, отраже­нии переживаемых им эмоций и чувств. Невербаль­ная экспрессия, отражая внутренний мир лично­сти, является «внешней формой ее сущест­вования».

Важную роль в процессе общения играет умение понимать язык нере­че­вого общения. В общении 80% успеха обеспечивает хорошо развитая психо­логиче­ская наблюдательность, ко­торая позволяет ориентироваться в ролях, состоя­ниях, свойствах личности и намерениях собе­седника, причем, источ­ником ин­формации могут служить: внешность партнера по общению, его речь, поступки и особенно невербальное поведение (мимика, панто­мимика, интонации, на­правление взгляда, походка и т. д.).

Невербальные средства общения облег­чают взаимное приспособление друг к другу и соз­дают возмож­ность координировать совместные дейст­вия. Способ­ность выражения невербаль­ными средст­вами своих намерений, чувств и со­стояний зави­сит от культуры человека.

Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальных средств об­щения:

1. Визуальные:

а ) кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка; выраже­ние лица, глаз; позы, осанка, положение головы; направление взгляда, визуаль­ные контакты; кожные ре­акции (покраснение, побледне­ние, вспотение и др.);

б) проксемика (пространственная и временная организа­ция общения): рас­стояние до собе­седника, угол поворо­та к нему, простран­ство общения;

в) вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие осо­бенностей тело­сложения (признаки пола, возраста, расы);

г) средства преобразования природного телосложения: одежда, при­ческа, косметика, очки, украшения, усы, борода, мелкие пред­меты в руках.

2. Акустические:

а)паралингвистические (качество голоса, его диапазон, то­нальность): громкость, тембр, ритм, высота звука;

б) экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздо­хи, хлопанье.

3. Тактильные (такесика): прикосновения, объятие, по­целуй.

4. Ольфакторные: приятные и неприятные запахи окружающей среды; ес­тественный и искусственный запахи человека [122].

Основными задачами невербального общения являются следующие: соз­дание и поддержка психологического контакта, регу­ляция про­цесса общения; придание новых смысловых оттенков словесному тек­сту, правиль­ное толкова­ние слов; выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятель­но переда­вать значения слов (за исключением языка глухоне­мых). Они тонко скоор­ди­ниро­ваны как между собой, так и со словами в целом. Когда говорят о невербальной коммуникации, то, прежде всего, подра­зуме­вают дополни­тельную информацию о человеке, кото­рую дает нам внеш­ний вид и выразительные движения челове­ка. Эта оптико-кине­тиче­ская система предстает как вос­принимаемые нами движения различных частей тела (рук – жестикуля­ция; тела – пантомимика; лица – мимика).

Мимика – совокупность движений лица человека, выра­жающая его со­стояние, чувства и настроения или отношение к тому, что он восприни­мает (представляет, припоминает и т. п.), является наиболее изученным компонен­том невербаль­ной коммуникации. Шестью универ­саль­ными эмоциями (ра­дость, гнев, удивле­ние, отвращение, страх, грусть) далеко не исчерпывается все богатство мимики, которая является соци­ально обуслов­ленной, нацио­нально специфичной (в литературе отмечается более 20000 выражений лица).

Визуальное общение. Глаза – ключевой элемент невербальной ком­му­ни­кации. Общение между людьми начинается с об­щения их глаз. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает за­интересован­ность собеседником, но и помо­гает сосредоточить­ся и понять то, что нам гово­рят. Люди смот­рят друг на друга от 30 до 60% от всего времени беседы, при этом говоря­щий и слу­шающий то смотрят друг на друга, то от­ворачиваются, чувствуя, что по­стоян­ный взгляд может помешать собесед­нику. Американские психологи отмеча­ют, что собеседники смотрят неот­рывно друг на друга, прямо в глаза, не более 10 секунд. Чем ближе находится со­беседник, тем мень­ше нужно смотреть ему в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чув­ства.

Жесты – это воспроизводимые значимые движения рук и головы, по­зы, рассчи­танные на восприятие реципиентов, предназначенные для пере­дачи эмо­циональ­ной и интеллектуальной информации, имеющие соци­ально-фик­сиро­ванную форму. В «языке» жестов, употребляемом в повсе­дневном обще­нии людей, можно выделить два типа жестовых систем. Первую систему об­разуют жесты-знаки, т.е. преднамеренно воспроизво­димые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо вос­приятие и пред­назначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-сигналы, кото­рые непро­из­вольны, неосознанны и не рас­считаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного на­блюдателя).

Выбор жеста обу­словлен личност­ными особенностями, отношениями ме­жду партнерами по общению, си­туацией общения. Жесты могут рассказать о национальности, характе­ре, о темпераменте, об отношении к партнеру, об эмо­циональ­ном состоянии че­ловека. Необходимо учитывать сочетание жес­тов и движений тела, кон­текст ситуации общения для правильного прочтения невер­бального сооб­щения. Особенность невербального поведения в том, что его про­яв­ление обусловлено импульсами нашего подсознания, и невозмож­ность их подде­лать позволяет нам доверять этому языку больше, чем вер­бальному обще­нию (А. Пиз).

Пантомимика – совокупность выразительных движений тела, сопро­во­ж­дающих речь и эмоции (осанка и поза, движения тела, которые играют важ­ную роль в облике человека). Люди с бедной пантомимикой не в со­стоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, воспри­нять невер­бальную информа­цию собеседника, что затрудняет процесс ком­муника­ции.

Пространство также важно для организации общения. Хотя нас никто не учит тому, на­сколько можно приближаться к другому человеку, мы под­созна­тельно знаем, на каком расстоя­нии удобнее говорить с близким другом, а на ка­ком — с подозрительным незнакомцем.

Нормами пространственной и временной организации обще­ния зани­ма­ется наука про­ксемика, которую ее автор Э. Холл назвал «пространст­венной пси­хологией». Э. Холл предло­жил 4 категории пространственной коммуни­кации, четыре четких пространственных зоны, которые как кон­центриче­ские круги на воде окружают друг друга.

1. Интимная зона (от 15 до 45 см). Из всех зон эта самая главная, по­скольку именно ее че­ловек охраняет так, будто это его собственность. Раз­решается про­никнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, влюблен­ные, близкие друзья и родственники.

2. Личная зона (от 45 до 120 см). Данное расстояние исполь­зуется при обы­денном обще­нии со знакомыми людьми. Эта дистанция обыч­но разде­ляет нас, когда мы находимся на прие­мах, офици­альных вечерах и друже­ских вечерин­ках.

3. Социальная зона (от 120 до 400 см). На таком расстоя­нии мы обща­емся при официаль­ных встречах с посторон­ними людьми, то есть такое рас­стояние при­нято при общении с людьми, которых мы не очень хоро­шо знаем.

4. Общественная, или публичная, зона (более 4 м). При об­щении с боль­шими группами людей и лектору, и слуша­телям будет удобнее пере­давать и воспринимать инфор­мацию на та­ком удалении друг от друга.

Расстояние до со­беседника («персональное пространство») зависит от ин­дивидуальных (национальная и социальная принадлежность, возраст, ком­муни­кативные умения, стиль пове­дения, темперамент и т.д.) и ситуа­тивных пара­метров.

Пространственная организация речевого общения предпола­гает учет ориентации, т.е. угла поворота собеседников друг к другу. В диадном обще­нии приняты следующие ориентиры: напротив, параллельно и под углом друг к другу. Если беседуют трое, то двоим удобнее сидеть напро­тив третьего. Группа из четырех делится на диады, сидящие визави. Круглый стол создает атмосферу равноцен­ности сидящих. При проведении дискуссии целесообразно рас­са­жива­ние участ­ников полукругом, так им удобнее видеть друг друга. Подобная орга­низа­ция пространства стимулирует взаимное эмо­циональное заражение и взаи­мопо­нимание.

К невербальным средствам общения относятся рукопожа­тия, объятия, по­целуи, поглаживания, похло­пывания по спине, плечу, объединяющиеся поня­тием такесики. Такесические способы выражения эмоций, символизи­руя об опреде­ленном уровне близо­сти собеседников, требуют особой куль­туры и такта, учета статуса партнеров, возраста, пола, степени зна­комства.

В структуру невербального поведения входят человеческие запахи – ес­те­ственные и ис­кусственные, играющие роль дополнительного индика­тора куль­туры. Собеседника отталки­вают запахи, свидетельствующие о телесной неухо­женности, пристрастии к чесноку, луку, ку­рению, злоупот­реблению духа­ми, одеколоном и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: