ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




 

2. Проведите словообразовательный анализ следующих слов:

жилище осока, пастух, углубить, переделать, обгон, полеводческий, широ­колиственный, знакомство, буденовка, препятствие, разнообразить, переплет­чик, помутнение, подкрахмаливать, типичность, приплясывать, морщинистый, воссоединение, подколодный, разборка, перебрасываться, настроиться, на­есться, подстаканник,.

 

3. Выпишите из отрывка слова а) с производной основой, б) с не­производной членимой основой, в) с непроизводной нечленимой ос­новой. Разберите десять слов по составу

Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась за­пахом цветов, растуших в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на вос­ток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький го­родок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тя­нется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожа­ления?.. Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, ут­ром собирается все водяное общество.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.307-361

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.158-188

3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.133-239

4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Рус­ский язык, 1989. – С. 24-145

5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973

6. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного анализа. М., 1980.

 


 

Занятие 3

Морфологический анализ имен существительных,

имен прилагательных, имен числительных, местоимений

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

 

1. Собственное-нарицательное

2. Конкретное-вещественное-абстрактное-собирательное

3. Одушевленное-неодушевленное

4. Род

5. Склонение

6. Число

7. Падеж

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

 

1. Качественное-относительное (в т.ч. притяжательное)

2. *Степень сравнения

3. *Краткая-полная форма

4. Число

5. Род

6. Падеж

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

 

1. Простое-сложное-составное

2. Разряд

2.1. Количественное: определенно-количественное -неопределенно-ко­личесвенное – собирательное;

2.2. Порядковое ® как относительные прилагательные (п. 5.4, 5.5, 5.6)

3. Падеж

4. *Род

5. *Число

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕСТОИМЕНИЯ

 

1.1. Разряд

1.1.1. Местоимение-существительное: личные – возвратные – во­просительные – относительные – отрицательные – неопределенные® далее п.7.2 и далее;

1.1.2. Местоимение-прилагательное: притяжательные указатель­ные – определительные – вопросительные – относительные – отрица­тельные – неопределенные® далее как относительное прилагатель­ное (п. 5.4, 5.5, 5.6);

1.1.3. Местоимение-числительное: указательные – вопросительные – относительные – отрицательные – неопределенные® далее как числительное (п.6.3);

1.1.4. Местоимение-наречия: указательные – вопросительные – от­носительные – отрицательные – неопределенные® далее как наре­чие.

1.2. *Падеж

1.3. *Число

1.4. *Лицо

1.5. *Род

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

соль, со щами, кофе, ябеда, у знамени, Мехико, вчерашний, труднее, близка, лисий мех, лисьи повадки, сто первый, пятеро, (ему) под сорок, много, к четы­рем пятым, один из таких ребят, чей-то шепот, человек, котороготы любишь, никто не знал.

 

2. Выпишите из следующего отрывка а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) имена числительные, г) местоимения. Про­ведите их морфологический анализ.

Помещение мастерской составилось из трех квартир, выходящих на одну площадку и обратившихся в одну квартиру, когда пробили двери из одной в другую. Квартиры эти прежде отдавались за 700, 550 и 425 руб. в год, всего за 1675 руб. Но отдавая все вместе по контракту на 5 лет, хозяин дома согласился уступить их за 1250 руб. Всего в мастерской 21 комната, из них 2 очень боль­шие, по 4 окна, одна служит приемною, другая – столовою; в двух других, тоже очень больших, работают; в остальных живут. Мы прошли 6 или 7 комнат, в которых живут девушки (я все говорю про первое мое посещение); меблировка этих комнат тоже очень порядочная, красного дерева или ореховая; в некото­рых есть стоячие зеркала, в других – очень хорошие трюмо; много кресел, ди­ванов хорошей работы. Мебель в разных комнатам разная, почти вся она посте­пенно покупалась по случаям, за дешевую цену. Эти комнаты, в которых жи­вут, имеют такой вид, как в квартирах чиновничьих семейств средней руки, в семействах старых начальников отделения или молодых столоначальников, ко­торые скоро будут начальниками отделения. В комнатах, которые побольше, живут три девушки, в одной даже четыре, в других по две.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: