Конкретизация – это метод мысленного возвращения от абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.




33. Корреляционный анализ - метод установления взаимосвязей, взаимовлияния и взаимозависимостей независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечет за собой изменение других.

34. Лабораторный эксперимент - это исследование какого-либо явления в искусственно созданных условиях, «очищенных» от нежелательных и неожиданных влияний. Для его проведения создаются специальные условия, исключающие «шумы». В педагогике такой эксперимент проводится крайне редко, преимущественно при проведении медико-педагогических исследований. [6]

35. Математические методы исследования - это методы обработки эмпирических данных, полученных в ходе эксперимента или при изучении опыта чьей-то работы. Это методы определения количества присутствия каких-либо свойств у объекта изучения или количества их повторения в ходе изучения. К таким методам относятся методы числового выражения наличия качества (математический расчет), его процентное соотношение с целостным явлением или другими качествами, вычисление средней арифметической величины, определение дисперсии и коэффициента достоверности и другие. [6]

36. Метод (в исследовании) - это те мыслительные операции и практические действия, которые позволяют получить новое научное знание о предмете исследования. Различают теоретические и эмпирические методы исследования, а также методы обработки эмпирических данных. [6]

37. Методика - механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся. [6]

38. Методология исследования - это наиболее широкое и общее знание о смыслах, направлениях и способах деятельности. К такому знанию, при выполнении реферата, курсовой и дипломной работ, относятся: мировоззренческие основы, общие законы и принципы данной науки и методы исследования. Каждая научная, в том числе и учебно-исследовательская работа выполняются в рамках определенной методологии. [6]

39. Наблюдение - это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта, его поведения, изменений, отношений. При этом, наблюдающий не вмешивается в естественный ход жизнедеятельности объекта, но может участвовать в ней, согласно своей роли. Различают прямое и косвенное, то есть скрытое, наблюдение, сплошное и выборочное, простое и включенное, то есть соучаствующее в событиях. Наблюдение, используемое в научных целях, должно быть планируемым, систематичным и контролируемым. Применяется оно в эксперименте и при изучении опыта работы. [6]

40. Научный аппарат исследования - это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. К числу таких действий относятся: определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка цели, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, выработка задач, определение этапов, подбор методов и базы исследования, определение методологической и теоретической основ. Процесс выработки этих действий называется проектированием исследования. [6]

41. Обобщение - объединение сходного, но не идентичного материала на едином логическом основании и получение вывода по сходству или различию. Обобщение как мыслительная и исследовательская операция используется при разработке выводов по главам и заключения. [6]

42. Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

43. Парадигма - научно обоснованные суждения, положения, идеи, получившие всеобщее признание и ставшие основой организации практики и проведения исследований. [6]

Парадигма – целостная система научных взглядов; исходная концептуальная схема, модель постановки проблемы, принятая в науке на каком-то этапе её развития (Т. Кун).

44. Понятийно-терминологический аппарат исследования - совокупность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в реферате, курсовой и дипломной работах. Все термины-понятия подразделяются на категории, то есть основные для данного текста понятия, ключевые понятия, то есть понятия, выражающие основное содержание текста, и вспомогательные понятия, через которые дается описание отдельных качеств и признаков ключевых понятий. [6]

45. Практическая значимость исследования - определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы - реферата, курсовой или дипломной работ. [6]

46. Предмет исследования - это «слабая» часть противоречия, вынесенная как проблема и составляющая цель исследования. Это то, что конкретно исследуется и преобразуется в исследовании. Предмет исследования является органической частью объекта исследования. В отличие от предмета всего исследования предмет экспериментирования всегда соотносится с особенностями своего объекта, то есть тех людей, которые подвергаются экспериментальному влиянию независимых переменных. [6]

47. Проблема исследования - составная часть научного аппарата исследования, разрабатываемая на основе актуальности темы и выявленного противоречия. Проблема всегда ставится в виде проблемного вопроса. Не нужно путать проблему исследования с теми недостатками, которые существуют в теории и практике. [6]

48. Проблемный анализ - вид анализа теоретического или эмпирического материала с позиций вклада в решение какой-либо проблемы или с позиций спорности, неочевидности авторских доказательств и выводов. [6]

49. Противоречие исследования - несоответствие развития составных частей какой-либо системы, процесса или ситуации, ведущее к нарушению их целостного и успешного развития. Противоречие - это нарушенная связь между явлениями, компонентами, состояниями, свойствами. Из установленного противоречия вытекает проблема исследования как проблема устранения этого несоответствия.

50. Репрезентативность - возможность применения результатов эмпирического исследования, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это распространимость выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Репрезентативность зависит от качества выборки участников эксперимента. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование. [6]

51. Системный анализ - отличаясь междисциплинарным или над дисциплинарным положением, и являясь как бы прикладной диалектикой, рассматривает, в частности, деятельность как сложную систему, направленную на подготовку, обоснование и реализацию решения сложных проблем: политического, социального, экономического, технического характера. [6]

52. Сравнительный анализ - это метод сопоставления, сравнивания двух и более явлений, идей, положений, результатов исследований, нахождение в них общего и различного, выбор наиболее приемлемых для дальнейшего научного изучения или практического применения. [6]

53. Ссылка - указание на источник высказываемого положения, цитирования на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещенные прямо в тексте, и приложения, иллюстрирующие или дополняющие текст. В первом случае это делается в прямых или квадратных скобках, с указанием номера этого текста в Списке литературы и страниц, во втором - в круглых скобках указывается номер таблицы, графика, рисунка или приложения. [6]

54. Структурный анализ - это выделение в предмете изучения или экспериментирования отдельных групп явлений или людей, сходных по каким-либо признакам. В теории, например, по методам и средствам исследования, по подходам или результатам. Анализ человеческого «материала» проводится при делении людей на группы по половому, возрастному, национальному и иному социальному или психологическому принципу. При структурном анализе проводится дифференцирование, то есть структуризация, предмета изучения. [6]

55. Тезаурус - это структурированное представление и общий образ той части мировой культуры, которую может освоить субъект.

Тезаурус - особый тип словаря, в котором термины - понятия располагаются в строго взаимной зависимости и соотношении, начиная с наиболее значимого и широкого по смыслу и кончая частным. Каждый реферат, курсовая и дипломная работа имеет свой тезаурус. Составляется он сначала как перечень всех употребляемых научных понятий, затем их группировка и выделение ключевых слов и заканчивается дедуктивным расположением выделенных групп. Составление своего тезауруса желательно для упорядочения понятийно-терминологического аппарата исследования, очищения его от лишних слов, для правильного использования в тексте. [6]

56. Теоретические методы исследования - это методы изучения теоретических работ научного содержания. К ним относятся методы деконструкции текста, апперципирования, аксиоматизации, идеализации, акцентуации, актуализации, алгоритмизации, идеализации, моделирования. К ним также относятся дескриптивный и диахронический методы и самые разнообразные виды анализа: аспектный, герменевтический, голографический, критический, комплексный, концептуальный, проблемный, системный, сравнительный, структурный, феноменологический, обзорный, обобщающий, функциональный и контент-анализ. [6]

57. Теоретическое исследование - это тип исследования, состоящего в разработке теоретических проблем и получении теоретического вывода. Теоретизация - это концептуальное описание познаваемого предмета с помощью научных методов и понятий. К теоретическим относятся исторические исследования и исследования методологического характера. Как правило, студенты выполняют теоретические исследования лишь частично и оформляют их в виде отдельной так называемой «теоретической главы». [6]

58. Факт науки - это событие или явление действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.

Факт (лат.factum) – явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может

быть научно доказана. [1, с. 201]

59. Фактор - обстоятельства, ситуация, выступающие движущей силой развития каких-либо явлений, стимулирующих это развитие. Это те элементы окружающей и внутренней действительности, которые влияют на конечный результат, эффективность того иди иного действия. Это условия или причины изменения предмета исследования.

60. Факторный анализ - установление и выявление скрытых от исследователя факторов появления тех или иных показателей, качеств, свойств, состояний предмета или объекта изучения. Это есть процедура поиска факторов, предопределяющих появление новых свойств.

61. Феноменологический анализ - это анализ любого явления, ставшего реальностью и вошедшего в систему человеческой жизнедеятельности. Он включает в себя анализ явления и отражающих его понятий со всех изученных и описанных наукой сторон, во всех изученных аспектах. [6]

62. Цитата - дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются в текст реферата, курсовой и дипломной работ для иллюстрации позиций, как объект анализа, как способ доказательства. Чрезмерно большое цитирование не рекомендуется. [6]

63. Эклектика - соединение разнородных теорий, идей, положений в едином тексте на основе одной темы. Так, исследователь может опираться методологически совсем на разные принципы и подходы, временами взаимно исключающие друг друга; могут собирать в теоретический параграф, где описывается какой-либо феномен, материал, не связанный между собой и не представляющий целостности. [6]

64. Эксперимент - (лат. experimenlum – проба, опыт) – исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путём активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека. [1, с. 202]

65. Эмпирическое исследование - исследование, посвященное изучению практики, реальной жизни и конкретных людей. К таковым относятся экспериментальные исследования и изучение опыта работы. Как правило, материалы эмпирических исследований в реферате, курсовой или дипломной работах описываются в специальных главах. [6]

Источники

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р., Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – 2-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

2. Лукашенко С.Н. Модель развития исследовательской компетенции студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин) [Текст] / С.Н. Лукашенко // «Образование и наука». – 2012. - №1 (90)

3. Луков Вал. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках [Текст] / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // «Мир образования – образование в мире». – 2004. - №1

4. Новиков, Д.А. О предмете и структуре методологии [Текст] / Д.А. Новиков, А.М. Новиков, «Мир образования – образование в мире». – 2008. - №1. – С. 29-41

5. Анализ документов, общие положения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://inforaz.narod.ru/analiz-2.html

6. Большой онлайн-словарь образовательных терминов для учеников, для всех [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://diplom-dissertacia.ru/degree/dictionary-p.htm

7. Методы исследования [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/metod_issled.htm

8. Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vuzllib.su/beta3/html/1/12837/12857/

9. Понятие "методика" и "педагогические технологии", их отличительные особенности и место в преподавании культурологических дисциплин [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/505057/

10. Понятие факта и его роль в исследовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.bibliotekar.ru/sistema-upravleniya/77.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: