Вставьте пропущенные слова или число.




8. Если на рынке всего 4 фирмы, то индекс Херфиндаля-Хиршмана не меньше 0,25.

 

9. Ценовая дискриминация возможна, если конкуренция товара невозможна.

 

Задания.

1. Можно ли сделать однозначный вывод о принадлежности товара к товарам Гиффена, если известно, что коэффициент эластичности спроса по доходу для этого товара –1,05? Почему?

 

Это не товар Гиффена, так как коэффициент отрицательный. У товаров Гиффена коэффициент больше нуля.

 

2. Сформулируйте закон убывающей предельной производительности переменного фактора. Как можно объяснить действия этого закона?

 

Сущность закона

 

При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.

 

Закон гласит: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.

 

Действие закона

 

Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.

 

Для того чтобы проиллюстрировать действие закона убывающей предельной производительности, следует ввести понятия:

общий продуктпроизводство продукта с помощью ряда факторов, один из которых является переменным, а остальные – постоянными; средний продуктрезультат деления общего продукта на величину переменного фактора; предельный продуктприращение общего продукта за счет приращения переменного фактора.

Если переменный фактор будет приращиваться непрерывно бесконечно малыми величинами, то его производительность будет выражаться в динамике предельного продукта, и мы сможем отследить ее на графике

 

Построим график, где основная линия ОАВСВ – динамика общего продукта:

1.Разделим кривую общего продукта на несколько отрезков: ОВ, ВС, СD.

2.На отрезке ОВ произвольно возьмем точку А, в которой общий продукт (ОМ) равен переменному фактору (ОР).

3.Соединим точки О и А – получим ОАР, угол которого из точки координат графика обозначим α. Отношение АР к ОР – средний продукт, он же tg α.

4.Проведем касательную к точке А. Ось переменного фактора она пересечет в точке N. Сформируется APN, где NP – предельный продукт, он же tg β.

 

На всем отрезке ОВ tg α < tg β, т. е. средний продукт растет медленнее предельного. Следовательно, имеется возрастающая отдача от переменного фактора и закон убывающей предельной производительности своего действия не проявляет.

 

На отрезке ВС рост предельного продукта сокращается на фоне продолжающегося роста среднего продукта. В точке С предельный и средний продукт равны друг другу и оба равны γ. Таким образом, начал проявляться закон убывающей предельной производительности.

 

На отрезке СD средний и предельный продукты сокращаются, причем предельный – быстрее среднего. Общий продукт при этом продолжает расти. Здесь действие закона проявляется в полной мере.

 

За точкой D, несмотря на рост переменного фактора, начинается абсолютное сокращение даже общего продукта. Трудно найти предпринимателя, который бы не почувствовал действие закона за пределами этой точки.

 

3. Как известно, условие равновесия фирмы при совершенной конкуренции: МС=MR=AC=P

Как изменится это условие при несовершенной конкуренции у чистого монополиста? Поясните.

 

Как изменится это условие при несовершенной конкуренции ("чистой" монополии)?

 

Вышеуказанное равенство действует в условиях совершенной конкуренции, т.е должны выполняться некоторые условия: большое число независимо действующих продавцов; более или менее однородная продукция; конкурентная фирма не может устанавливать цену, но может приспосабливаться к ней; свободное вступление и выход из отрасли.

Для совершенной конкуренции действует равенство предельного дохода и предельных издержек – фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам (правило MR = MC). Кривая спроса, или продаж, конкурентного продавца совершенно эластична при текущей рыночной цене. В результате цена продукта и предельный доход равны. При совершенной конкуренции цена и предельный доход взаимозаменяемы. Таким образом – чтобы максимизировать прибыль и минимизировать убытки, конкурентной фирме необходимо производить в точке, где цена равна предельным издержкам (P = MC).

 

Абсолютная (чистая) монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которых нет близких заменителей, т.е. фирма и отрасль – синонимы. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой и существуют какие-либо барьеры для вступления в отрасль другой фирмы (экономические, юридические, и т.д.). Т.к. чистый монополист является отраслью, то его кривая спроса представляет собой кривую отраслевого спроса. Кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной и является нисходящей:

Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена(средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. т.е. P> MR.

Кривая предельного дохода всегда располагается ниже, чем кривая спроса. В случае простой монополии предельный доход, получаемый фирмой от продажи одной дополнительной единицы продукции, ниже, чем цена, по которой такая единица продаётся (а не равна этой цене, как в случае совершенной конкуренции). Разрыв между ценой и предельным доходом возникает потому, что фирма продаёт всю продукцию, произведённую в течение данного периода времени, по одинаковой цене. Это значит: если фирма хочет добиться увеличения объёма продаж, цена должна быть снижена на все единицы продукции, а не только на последнюю из них.

Монополист потеряет весь свой монопольный доход, если станет производить такое большое количество товара, что его цена предложения окажется равной цене спроса на этот товар. Количество товара, обеспечивающего максимум монопольного дохода, всегда значительно меньше. Равновесное количество товара, произведенного в условиях свободной конкуренции, оказывается всегда меньше, чем то, цена спроса которого равна монопольной цене предложения.

Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объёма, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Другими словами, максимизация прибыли требует равенства предельного дохода и предельных издержек. Таким образом, максимизирующая свою прибыль фирма никогда не будет расширять свои объёмы продаж до величин, когда спрос по цене становится неэластичным. Таким образом МС=MR. (это точка пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода на рисунке – Q1 характеризует объём выпуска продукции).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: