Дисциплина «Культурология»




Абстракционизм (фр. – отвлечение) художественное направление в изобразительном искусстве ХХ в. Основано на предельном абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов и крайней формализации композиции
Аберрация искажение, изменение видимого положения
Авангардизм направление в искусстве XX века, которое отрицает связь с художественными традициями прошлого и претендует на пересоздание мира по воле художника
Адаптация приспособление к условиям жизни, среде обитания
Академизм художественное направление, суть которого заключена в следовании канонам, классическим образцам. Возникло в Западной Европе в XVII-XVIII вв.
Аккультурация термин одновременно обозначает процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой. Как правило, в ходе взаимодействия одна из культур доминирует, является донором, а другая выступает в качестве реципиента (принимающего). Возможны три основных типа реакции культуры-реципиента: принятие (полное замещение старой культуры новой); адаптация (частичное изменение старой культуры); реакция (полное отторжение новой культуры). Возможно и обратное воздействие подчиненной культуры на доминирующую.
Аксиология (лат.) учение о ценностях. В рамках аксиологии культура понимается как ценность, а не как образ жизни или совокупность артефактов, «вторая природа». Для оценивания объектов культуры строится шкала ценностей, на вершине которой расположены памятники и объекты культуры, представляющие мировую ценность, а внизу – все, что не имеет никакой ценности либо имеет негативную ценность (антикультура, бескультурье).
Амбивалентный двойственный, порождающий различные смыслы
Ампир (фр. – империя) художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона. Завершающая стадия классицизма. В отличие от него ориентирован не на греческую, а на римскую античность, поэтому прозван стилем империи
Амфитеатр Древняя Греция - места для зрителей, расположенные полукругом на склоне холма. Древний Рим – круглое или овальное сооружение для гладиаторских боев
Андеграунд оппозиционное, контркультурное течение
Анимизм наделение природных явлений и объектов человеческими качествами, их одушевление.
Аномия состояние разложения системы ценностей, апатии, разочарования.
Античность (лат. - древний) древняя культурная эпоха. В Европе — это период от возникновения греко-римской рабовладельческой цивилизации до Средневековья
Антропология наука о происхождении и эволюции человека
Антропоморфизм принцип уподобления человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, животных, мифологических персонажей, представление богов в человеческом образе
Антропоцентризм воззрение, в соответствии с которым человек – центр и высшая цель мироздания
Апокриф (греч. тайный, сокровенный) произведения раннехристианской литературы, не признанные каноническими. Стали источником тем и сюжетов в средневековой литературе и изобразительном искусстве
Апсида (греч. свод) полукруглая или многоугольная стена с восточной стороны христианского храма (алтарная часть)
Ареал область распространения какого-либо явления
Артефакт («искусственно сделанное») в широком смысле понимается как любой искусственный объект: предмет, идея или образ, технология, искусственно вызванный процесс или образование, форма поведения, оценка. В узком смысле означает только материальные предметы искусственного происхождения
Арт Нуво французское название стиля модерн
Архаика ранний этап развития
Архетип «первообразы», сформировавшиеся в глубокой древности базовые структуры, составляющие содержание «коллективного бессознательного». Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, зашифрованы в мифах. Они могут проявляться в снах, фантазиях, галлюцинациях, оцениваются как возможный источник непроявленного (интуитивного) знания. Ввел это понятие в культурологию К.-Г.Юнг.
Ассимиляция этническое поглощение, слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию и насильственную ассимиляцию
Базилика (греч. – царский дом) прямоугольное здание, ориентировано с запада на восток, разделено внутри колоннами или столбами. В раннехристианскую эпоху становится основным типом храма
Барокко (итал. - странный, причудливый, вычурный) основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI-середины XVIII вв., отразившее кризис гуманизма, ощущение дисгармонии жизни. Отличалось динамикой, эмоциональной выразительностью, изобретательностью в выборе художественных средств и форм. Примеры: Архитектура: Л.Бернини, Ф.Борромини (Италия), В.В. (Ф.Б.) Растрелли (Россия). Скульптура: Л.Бернини. Живопись: П.П.Рубенс, А.ван Дейк (Фландрия).
Баухауз первая в Европе архитектурная и художественно-промышленная школа конструктивистского направления. (1919 – 1933)
Бифуркация (лат. bifurcu s — «раздвоенный») - обозначение всевозможных качественных перестроек при изменении параметров, от которых они зависят
Веды памятники древнеиндийской литературы (рубеж II-I тыс. до н.э.): сборники гимнов, теологические трактаты
Вербальный устный, словесный
Возрождение (фр. Ренессанс) эпоха в развитии итальянской, а затем и европейской культуры XV-XVI вв. Соединила в себе творчески переработанное античное наследие, средневековые христианские традиции и элементы светской культуры Нового времени
Генезис культуры зарождение, возникновение культуры. Момент возникновения культуры в ее современном понимании большинство исследователей относят к периоду верхнего палеолита и связывает с появлением неоантропа – «человека разумного». Возникновение культуры явилось результатом одновременного действия ряда факторов: биологического развития рода гоминид, качественных скачков в области производственной деятельности и внутривидовой коммуникации; развития способности человека к смеху и самоиронии, к игре
Герменевтика наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ веке, ее основатель - Ганс Гадамер (реконструировал учение своих предшественников и создал философию понимания. В его определении - это способ освоения мира человеком, в котором наряду с теоретическим знанием существенную роль играет непосредственное переживание («опыт жизни»), состоящий из различных форм практики (опыт истории), формы эстетического переживания («опыт искусства»). Хранилищем опыта являются язык, искусство. Источниками опыта служат образование, предания, культурные традиции, осмысливаемые индивидом в обществе)
Гетерогенный разнородный по своему составу или происхождению. Пример: одно из определений понятия «цивилизация» отмечает, что она включает культурные типы, которым присуща органическая гетерогенность и соответствующая ей сложная социальная структура. Органическая гетерогенность означает наличие функциональной дифференциации субкультур, составляющих целостную культурную систему единой цивилизации (см.: https://www.countries.ru/library/terms/civterm.htm)
Глобализация культуры ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, с формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Культурная глобализация имеет позитивные (сближение народов, обогащение национальных культур) и негативные (опасность утраты национальной самобытности, культурное истощение за счет унификации и стандартизации) стороны
Гносеология теория познания, раздел философии
Декадентство, декаданс (лат. – упадок) общее наименование для кризисных явлений в европейской культуре конца XIX - начала XX вв.
Деструкция разрушение, нарушение, уничтожение целостности
Диверсификация разнообразие
Динамика культуры изменения отдельных черт культуры во времени и пространстве, а также механизмы и процессы, приводящие к этим изменениям. Культура зарождается, распространяется, разрушается, возрождается, сохраняется, погибает – с ней происходит множество метаморфоз, характер которых зависит от качественных особенностей культуры. К области динамики культуры относится и проблема взаимодействия культур разного типа
Доминанта основной признак, главенствующая идея
Дуализм двойственность, раздвоенность
Европоцентризм оценка культуры в обязательной сопоставимости с достижениями европейской цивилизации
Жанр исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Каждому жанру, - например, пейзажу' и портрету, комедии и трагедии, - присуще специфическое единство содержания произведения и художественных средств. Примеры: литературные жанры – новелла, ода, повесть, пьеса, рассказ, роман и т.д.; музыкальные жанры – народная музыка, духовная музыка, классическая музыка, блюз, джаз, кантри, шансон и т.д., компьютерные жанры - 3D-шутеры, файтинги, симуляторы/менеджеры и т.д.
Законы культуры существуют и проявляются только в деятельности, в процессе творческого преобразования природы, реализации специфически-человеческого способа отношения к миру. Законы культуры (прерывность и непрерывность развития, взаимодействия и сотрудничества, единства и разнообразия культур) изучаются в рамках классической (номотетической, признающей существование объективных законов и возможность их установления) научной парадигмы
Зиккурат в Месопотамии – многоступенчатая башня, имеющая культовое значение. Типична для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Знак материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного состояния или образования. Ситуации, в которых происходит использование знаков, называются знаковыми ситуациями. Они неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Неязыковые знаки подразделяются на знаки-копии, знаки-признаки, знаки-сигналы и т. д. Чрезвычайно существенна связь знаков с процессом передачи информации. Особая наука о знаках – семиотика – сложилась в середине XX века, однако задача синтетической концепции знака до сих пор не решена
Икона (греч. образ, изображение) каноническое изображение образа Иисуса Христа, Богоматери, святых, а также событий Св. писания, утвержденное церковью
Импрессионизм направление в живописи, стремившееся передать непосредственное впечатление от окружающей среды
Инкультурация процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения. В узком смысле слова под инкультурацией в современной культурологии понимают восприятие культурных норм и ценностей ребенком. В более широком понимании этот процесс не ограничивается периодом детства. Он включает в себя также усвоение культурных стереотипов взрослым человеком. В последнем случае этот термин применяется по отношению к иммигрантам, приспосабливающимся к новым культурным условиям. Термин дополняет понятие «социализация», который не охватывает процессов усвоения таких аспектов культуры, как отвлеченные знания, верования, сверхценности
Инновация новые достижения, изобретения, открытия; нововведения
Канон (греч. норма, правило) совокупность норм и правил, определяющих форму и содержание искусства
Капитель верхняя часть колонны или пилястры, на которую опирается перекрытие античного здания
Карма одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам (священные писания индуизма), по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за свое освобождение из круговорота рождения и смерти сансары
Картина мира (условный термин) система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Важнейшие компоненты картины мира: культурные нормы и ценности, система образов и представлений; способы мировоззрения; культурные архетипы. Понятие культурной картины мира не совпадает полностью с такими понятиями, как «научная картина мира», «художественная картина мира», являясь более широким. Картина мира фиксируется в конкретных произведениях культуры, но не до конца осознается индивидами, реализующими себя в ее рамках
Код культурный совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть закодирована для передачи, обработки и хранения. Правила, регулирующие культурный ход, устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. В культурной среде существует особый набор технических кодов. Кроме них, в культурной среде действуют текстовые коды, поведенческие, эстетические и эмоциональные, коды невербальной коммуникации и т.д. Человек, принадлежащий к данной культуре, пользуется культурным кодом при формировании своего мировоззрения. Можно также сказать, что любая культура представляет собой определенный код (в широком смысле). Набор культурных архетипов, культурно-символический код характеризует идентичность историко-культурного типа личности
Колизей (лат. — громадный, колоссальный) амфитеатр в Риме (амфитеатр Флавиев): начало строительства в 72 году н.э. при императоре Веспасиане; 80 г. – освящение амфитеатра императором Титом.
Контркультура культура, противостоящая официальной
Конфликт культурный столкновение агентов культуры, ценностей, мнений, норм. Причиной служат культурные различия в обществе, которые могут принимать форму противоречия или столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее гетерогенное (разнородное), нежели гомогенное (однородное), в нем постоянно будут возникать напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей. Культурный конфликт может сформироваться и на индивидуальном уровне, если нормы и ценности одной социальной роли индивида противоречат нормам и ценностям другой
Кора (греч. девушка) женская статуя периода архаики
Космополитизм (греч. гражданин мира) идеология мирового гражданства, отрицающая государственный и национальный суверенитет, национальные традиции
Креативность творческая, созидательная деятельность; создание нового
Культурамакросреды культура, существующая в макросреде (цивилизации, обществе или крупной социальной группе: нация, класс). Главные ориентиры для развития макросреды на ранних этапах может определять материальная культура. В более позднем и развитом состоянии архетипы жизнедеятельности в макросреде определяет духовная культура
Культура микросреды культура семьи или любой группы, сплоченной каким-либо фактором, где необходима своя система знаков и трансляции: семья, возрастная группа, профессиональное объединение, трудовой коллектив и т.д. Культура микросреды опирается на обычаи и традиции, но при этом она мобильно реагирует на новации
Культурная аккумуляция прибавление новых элементов к существующей культуре; процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур
Культурная изменчивость свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию и десемантизацию
Культурная политика система практических мероприятий, финансируемых и в значительной степени осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации
Культурная среда совокупность социально-культурных объектов, связанных с созданием и распространением ценностей, а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовно-нравственная атмосфера в обществе. Культурная среда претерпевает всевозможные изменения: она создается, развивается, расширяется, охраняется, воспроизводится. Культурная среда обладает некоторыми количественными характеристиками. Так, плотность культурной среды можно измерить числом культурных объектов на одного жителя страны либо на один квадратный километр. Степень амортизации или изношенности культурной среды показывает то, насколько часто ремонтируют, реставрируют памятники культуры и культурные объекты. Культурная среда обладает определенным уровнем культурной ценности
Культурность духовно-нравственное достояние личности, идеальные, наиболее ценимые качества культурного человека. Понятие культурности исходит из представлений о культуре как системе идеальных норм и ценностей, которые лишь неполно и приблизительно реализуются в поступках человека (образованность, сознательность, развитость ума, памяти, эрудиция, организованность, ответственность, самообладание, внутренняя убежденность, последовательность в поступках, скромность, аккуратность, доброта и справедливость). Культурность предстает как мера достижения идеала. А противостоящая ей недостаточная культурность (или бескультурье) как мера отклонения от идеала. Культурность, в отличие от образованности, является качественным, неформальным показателем и не может оцениваться количественно
Культурный застой состояние длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения
Культурные универсалии черты, нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Дж. Мердок выделил более семидесяти культурных универсалий – общих всем культурам элементов: календарь, образование, семья, праздники, гигиена, разделение труда, игры, дарение подарков, домохозяйство, язык, музыка и т. д. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами
Культурогенез один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых артефактов, не существовавших в культуре ранее. В узком смысле – зарождение культуры, генезис культуры
Культурология наука о культуре, о порождаемых ею смыслах. Как самостоятельная отрасль научного знания сложилась в середине XX века, отвечая на потребность в интегрировании всех культурологических аспектов социогуманитарных наук. Среди основоположников – Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер (все – США). Несмотря на недостаточную зрелость (отсутствие общепризнанной парадигмы, разнохарактерность категориального аппарата, множественность точек зрения по фундаментальным вопросам сущности культуры, морфологии культуры, культурной динамики и т. д.), выступает как номотетическая (устанавливающая законы), хотя приверженцами некоторых направлений (например, постмодернистского) рассматривается исключительно как «понимающая»
Курос (греч. юноша) мужская статуя периода архаики
Латентный скрытый, внешне не проявляющийся
Локальные культуры культуры строго определенного региона
Магия (волшебство, колдовство), вера в способность человека воздействовать на окружающий мир с помощью заклинаний
Макросреда культуры культура, существующая в макросреде – в цивилизации, обществе или крупной социальной группе (нация, класс). Обычаи и законы одной макросреды могут быть не приняты другой. Главные ориентиры для развития макросреды на ранних этапах может определять материальная культура, в более позднем и развитом состоянии архетипы жизнедеятельности в макросреде определяет духовная культура
Микросреда культуры культура семьи или любой группы, сплоченной каким-либо фактором, где необходима своя система знаков и трансляции: семья, возрастная группа, профессиональное объединение, трудовой коллектив и т.д. Культура микросреды опирается на обычаи и традиции, но при этом она мобильно реагирует на новации
Маньеризм (итал. – манера, стиль) Западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII в. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Ряд исследователей (особенно литературоведы) считают его не самостоятельным стилем, а ранней фазой барокко. Примеры: Живопись: Ф. Пармиджанино, Я. Понтормо, Дж. Вазари, Дж. Романо и др. Скульптура: Бартоломео Амманнати, Джамболонья, Бенвенуто Челлини.
Мастаба в Древнем Египте – усеченная форма пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями
Маргинализация процесс развития «пограничных» культурных явлений, находящихся «на краю» культурной системы
Медитация глубокое погружение внутрь сознания; приведение психики в состояние глубокой сосредоточенности
Микены в доантичный период – один из крупных центров Эгейской цивилизации, погибшей в результате извержения вулкана
Миф (греч. сообщение, сказание) сказание, воспроизводящее в вербальной форме архаические верования древних народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, «духов» и т.д.
Модернизация культурная изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам. Различают два вида модернизации: а) органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции; б) неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран и представляет способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости
Модернизм (фр. «модерн» - современный, новый) общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX-первой половины XX вв. Многообразие стилей, направлений и методов в культуре ХХ в., отошедших от классических приемов художественного творчества, поиск новых изобразительных средств. Отразило особенности времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильности человеческого существования, бунт против рационалистического искусства, растущую роль абстрактного мышления, стремление к новаторству любой ценой. Примеры: Литература: Дж.Джойс, Ф.Кафка (представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса, пессимизм). Экзистенциализм (философия существования): Ж.-П.Сартр, А.Камю (проповедь индивидуализма, неизбежность одиночества человека во враждебном и абсурдном мире). Искусство: кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм. Архитектура (новые формы): переход к простым и четким конструкциям на основе применения сборных стальных конструкций и железобетона; геометризация форм, идея домов-небоскребов (Ле Корбюзье, Райт).
Морфология структура, форма, строение культуры
Мультикультурализм идеология и политика, направленная на обоснование, сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий. Один из аспектов толерантности (требование параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры); включение в культурное поле современной Европы элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира». 2010-е гг.: ряд лидеров европейских стран сочли политику мульти­куль­ту­ра­лиз­ма в своих странах провалившейся
Неолитическая революция основное собы­тие, подчеркивающее значимость этого периода – переход от присвоения готовых про­дуктов посредством охоты, рыболовства, собирательства к производству продуктов питания с помощью орудий труда.
Неф часть помещения в храме, разделенного рядами колонн
Неформал человек, находящийся в осознанной оппозиции к современной культуре
Нирвана высшее состояние духовной деятельности, свободное от низменных привязанностей
Новации культурные новые культурные нормы, изменяющие ядро культуры. Могут носить как созидательный, так и деструктивный характер
Нонконформизм (лат. non — «не» и позднелат. conformis — «подобный», «сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Противоположность: конформизм – установка на то, чтобы быть «как все».
Нормативная система культуры все множество культурных форм общества. В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Целостность, образованная отдельными элементами культуры, подвижна и позволяет менять их в зависимости от изменившейся ситуации. Благодаря нормативной системе культуры сохраняется духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску. Если нормы провозглашены, но не выполняются на практике, возникают конфликты, расшатывающие нормативную систему культуры
Нормы культуры предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. В статусе идеала или эталона культурные нормы становятся ценностями. Нарушение норм и попрание ценностей может вызвать всевозможные санкции и наказания – от этических до юридических. Культурные нормы предстают в двух формах – разрешение (на одобряемые поступки) и запрещение (совершенно неодобряемые действия). Культурные нормы могут проявлять себя как стандарты поведения (обязанности, правила) и как ожидания поведения (реакция других людей). В разных культурных системах и религиях запрещается и разрешается не одно и то же. В традиционных культурах количество культурных норм значительно больше, чем в культурах модерна, где многие явления никак не нормируются. Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но и эталонов долженствования – этических и эстетических. Некоторые эталоны могут фиксироваться и составлять «кодексы чести». Одно из главных свойств культурных норм – их релятивность (относительность), но некоторые из них обладают непреходящей ценностью
Нравы обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores – («нравы»). Отсюда пошло слово мораль – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. д.
Онтология учение о бытии (основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, субъективной, физической, виртуальной)
Осевое время (К.Ясперс) термин ввел немецкий философ К. Ясперс для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800-200 гг. до н.э. По его мнению, все учения осевого времени (которые в измененном виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.
Отрасли культуры такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Например, политическая, экономическая, правовая и т.д. культуры основываются на соответствующих видах деятельности и являются отраслями культуры конкретного социального организма
Пантеон храм всех богов в Риме (крупнейшее купольное сооружение античности). Построен в 126 году н. э. при императоре Адриане.
Парадигма (греч. пример, образец) от - совокупность убеждений, ценностей и методов, обеспечивающих существование научной традиции понимания культуры. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в области науки – в данном случае, науки о культуре. Понятие парадигмы шире понятия теории и может предшествовать ей. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигмы представляет собой научную революцию, причем выбор новой парадигмы диктуется не столько логическими, сколько ценностными соображениями. Модель, принятая в качестве образца решения исследовательских задач
Парфенон Древнегреческий храм Афины-Девы на афинском Акрополе. Построен в 447-438 гг. до н. э. (архитектор Калликрат); украшен в 438-431 гг. до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла
Паттерн (англ. – образец, шаблон, система) структурные образцы культуры, стереотипы поведения, сложившиеся в рамках определенной культуры. Обозначает самые разнородные явления культуры: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормы, жанры и стили художественного творчества и т.д.
Популярная культура включает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа. В литературе часто используется как синоним обыденной и массовой культуры. В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различаются массовая и популярная культура. Культурологи выдвигают три подхода: 1) популярная и массовая культура отождествляются; 2) особый статус получает высокая культура, а все остальные виды культуры (масс-медиа, массовый досуг, массовое потребление и т.д.) считаются частными видами популярной культуры); 3) популярную и массовую культуры считают самостоятельными разновидностями культуры. При этом одни предлагают считать популярной культурой самый поверхностный слой культуры, расположенный между элитарной и фольклорной культурой (это – культура большинства населения); другие считают популярную культуру более цивилизованной формой культуры по сравнению с массовой, т. к. в ней предполагается некоторый профессионализм и артистичность, что не присуще массовой культуре, которая предстает как сниженный, вульгарный образчик подражания популярной или высокой культуре; третьи рассматривают массовую культуру как дисфункциональную сторону популярной. Последняя вызывает у ученых меньше негативных ассоциаций, нежели первая
Постмодернизм совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства (70-е гг. XX в.). Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации. Постмодернистское мышление отказывается от «тотальных», «сущностных» тенденций в науке; настаивает на множественности форм культуры и не считает, что общество и культура развиваются по восходящей линии. Содержание культуры в постмодернистской парадигме меняется: она допускает смешение разнообразных принципов и стилей, культивирует эзотеричность и иррационалистические воззрения и движения. Исчезает культурная иерархия (система соподчинения). Культура распадается на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей. Эстетика постмодернизма разрывает целостность мира на отдельные фрагменты, из которых монтирует некий коллаж, состоящий из разномастных и разносмысловых кусков. Ассиметрия, карнавал, игра, ирония идеализируются. Специалисты считают, что постмодернизм осуществляется именно в культуре и через культуру, являясь симптомом коренного обновления человеческого общества. Примеры: Наиболее яркие проявления: абстракционизм, авангардизм (оп-арт, поп-арт, перформанс, инсталляция, боди-арт – направлены на эстетизацию и дизайн бытовых вещей). Реализм (новые течения): ü Живописный реализм (эмоциональная красочная трактовка образа, проявление народных мотивов в праздничном виде). ü Неореализм (правдивое отражение социального бытия, борьба за социальную справедливость и достоинство человека: - художники: А.Фужерон, Д.Ривера, А.Сикейрос, - литература: Э.Хемингуэй, Э.Ремарк, А.Миллер, Б.Брехт, У.Фолкнер, Т.Манн, - кинематограф: Л.Висконти, Р.Росселини, А.Куросава, А.Вайда. ü Гиперреализм (фотодокументальная живопись).
Реализм направление в искусстве, наиболее близко изображающее реальность
Религия организованное поклонение высшим силам. Предполагает деятельность воли, направленная к этим силам.
Сакральный священный
Сансара учение о перерождении души в различные тела
Семь чудес света в представлении античного общества - наиболее прославленные достопримечательности: - древнеегипетские пирамиды, -висячие сады Семирамиды в Вавилоне – 7 в. до н.э., - храм Артемиды в Эфесе – ок.550 г. до н.э., - статуя Зевса в Олимпии – ок.430 г. до н.э., - мавзолей в Галикарнасе – середина 4 в. до н.э., - Колосс на о.Р<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: