Рынок,его механизм,и условия формирования.




1. Рынок как элемент товарного производства

2. Рыночные механизмы.спрос и предложения

3. Рыночное равновесие.дефицит и избыток

4. Эластичность спроса и предложения

Понятие рынок возникает тогда когда товаропроизводители в результате разделения труда вынуждены вступать в постоянно возобновляемые отношения с друг с другом. Понятие рынок является одновременно простым и сложным. Существует узкое и широкое определение понятия рынок.

В узком смысле рынок отражает лишь суть процессе обмена связанного с куплей продажи материальных благ и услуг. С связи с этим рынок определяется как совокупность сделок куплей и продажей товаров или как взаимодействия продавцов и покупателей или как место где продавцы и покупатели находят друг друга.

В широком смысле рынок,это форма социально-экономической жизни материальных благ,отношений и интересов осуществляемых на основе принципов товарного производства и обращения главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.

И то и другое определение правильно отражают суть проблемы.

Условия возникновения рынка:

1.Общественное разделение труда и специализация.Тоесть отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности то есть специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг.

2.Экономическая обособленность производителей,полностью независимы,автономных в принятии хозяйственных решений что производить,как производить,и кому продавать произведенную продукцию. Это обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность. Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности то рынок существовать не может.

3.Разрешение проблемы транзакционных издержек – издержек в сфере обмена связаных с передачей прав собственности. Они включают расходы связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность с поиском информации, наведения переговоров. Эти расходы могут быть выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан. Понятие транзакционных издержек было введено Рональдом Коузеном в 1937г. В статье “природа фирмы”

4. Для эффективного функционирования рынка необходимо самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсами. Чем меньше скован производитель,тем больше развит рынок. Свободных обмен позволят формулироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Функции рынка:

1.Информационная функция – через систему целого ряда показателей: (цены,проценты) Рынок как гигантский компьютер собирает перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической категории которую он охватывает. Информируя всё общество о состоянии экономики.

2.Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаров производителей и потребителей. В результате чего продавцы и потребители находят друг друга. У каждого из них появляется возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.

3.Регулирующая функция-рынок дает ответы на фундаментальные вопросы экономики. На основе межотраслевой и региональной конкуренции идет бесконечных перелив капитала и ресурсов. Что в конечном счёте формирует такую структуру экономики,которая отвечает требованием рынка,требованием потребителей.

4. Ценообразующая функция-рынок признает только общественно необходимые затраты и соответственно общественные рыночные цены,которые одновременно отражают и потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.

5.Стимулирующая функция-ориентировка рыночных цен на общественный уровень затрат,на учёт спроса потребителей,побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары,которые нужны покупателю.

6.Дифференцирующая функция- рынок расслаивается дифференцирует товаропроизводителей,тоесть обогащает одних и разоряет других.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных первичных связей что в каком объеме и в какой структуре производить

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансирование экономики

3.Дифферензировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытия рыночного спроса.

4. Санитарная роль рынка сводится к вымыванию неконкурентно способных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Рыночные механизмы,спрос и предложение. Спрос. Закон. Факторы спроса или детерминанты спроса. Кривая спроса. (Рис1)

 

 

Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов. Другими словами соотношение спроса и предложения. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса,предложения,цены,конкуренции и основных экономических законов. Спросом называется количество товара или услуги которое будет куплено по определенной цене за определенный период.

Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам:

1.При снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода)

2.Товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно (эффект замещения)

Закон спроса не действует в двух случаях:

1. При ажиотажном спросе вызванном ожидаемым повышением цен

2. Для некоторых редких и дорогостоящих товаров (антиквариат,золото) являющийся средством вложения денег

3. При переключения спроса на более качественные и дорогостоящие товары,например:переключение спроса с маргарина на масло; снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него.

 

Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика

 

Различают индивидуальный и совокупный спрос

Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя выраженные в денежной форме

Совокупный спрос- платежно-способная потребность общества в целом то есть государства, предприятия, населения

Функция спроса:

Функция определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Факторы влияющие на спрос:

А)изменения в денежных доходах населения

Б) изменения в структуре населения (старение населения,увеличивают спрос на лекарство)

В) изменения цен на другие товары особенно на товары заменители (субституты)

Г) Экономическая политика правительства,пособия выплачиваемые государством малоимущим слоя населения,увеличивают спрос на товары.

Д) изменения потребительских предпочтений под воздействием рекламы,моды. Эти факторы называют детерминантом спроса Понятие не следует смешивать с понятием изменения величины спроса. Изменение спроса выражается в смещении всей кривой либо вправо либо влево. Причиной является одной или более детерминант спроса. Изменение величины спроса означает передвижение от одной точки другой на неизменной кривой спроса,то есть переход от одной комбинации цена- количество продукта,к другой комбинации причиной служит изменение цены продукта.

Факторы предложения и кривая:

Предложением называется количество товара или услуги которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит. По мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров,а по мере их падения меньше

Кривая предложения (Рис 2)

 

Реакция на предложение объясняется тем,что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности,что приведет к увеличению предложения. В случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители,что ещё больше увеличит производство и предложения. В краткосрочном плане увеличения предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены,как может не оказаться резервов для увеличения производства а расширение мощностей и переливка капитала

 

Из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном плане увеличения предложения всегда следует за повышением цены. Предложение также как и спрос может изменяться под влиянием неценовых факторов:

А)Изменения издержек производства в результате технических новых введений, изменение источников ресурсов, налоговой политики,стоимость факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево снижение право.

Б) выхода на рынок что увеличит предложение вне зависимости от цен

В) изменение цен на другие товары приводящего к переливу ресурсов (уходу фирм из отрасли) что уменьшит предложение

Г) природных катастроф,воин разрушающих экономику что вызовет сокращение предложения

Рыночная цена. Законы рыночного ценообразования

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке в которой пересекаются кривые спроса и предложения. (рис 3)

 

 

Точка Е называется точкой равновесия а цена равновесной только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

А)Цена стремится к такому уровню при котором спрос равен предложению

Б)Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастает. Если наоборот,при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится,цена понизится.

Неравновесные ситуации. (рис4)

А) Увеличение спроса ведет к росту цены и расширению предложения

Б)Уменьшение спроса ведет к падению цены и сокращению предложения.

В)Уменьшение предложения ведет в повышению цены и сокращения спроса

Г) Увеличения предложения ведет к падению цены и расширению производства

 

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически,однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий либо вмешательство государства волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах поло и потолка.

Таким образом когда цена выше равновесной образуются излишки и возникает неудовлетворенность продавцов. Занижение цены на оборот ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей.

Эластичность.

Для фирмы при планировании объёма и структуры производства чрезвычайно важно знать от чего зависит спрос на её продукцию. Какова величина изменения спроса? Поэтому для фирмы важно определить какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции,доходов потребителей или цен на товары- заменители,производимыми конкурентами. Мерой реакции одной величины на изменения другой называется эластичностью. Она показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент, эластичность спроса по цене вычисляется по формуле:

|Ep|=Q/P

Снижение цены порошка на 5 % вызвало увеличение спроса на 10%

Если эластичность спроса больше единицы то есть величина спроса меняется быстрее чем цена, то мы говорим что спрос на данный товар эластичен. Если же показатель эластичности меньше 1 то есть величина спроса меняется медленней чем цена,то мы говорим что Если показатель эластичности =1 в этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса. К товарам с эластичным спросом обычно отностят:

1. Предметы роскоши,деликатессы,драгоценности

2. Товары стоимость которых ощутимы для семейного бюджета: мебель бытовая техника

3. Легкозаменяемые товары,легкозаменимые виды мяса,фруктов

4. Товары не с эластичным спросов: Товары первой необходимости: лекарства обувь

5. Товары стоимость которых незначительна для семейного бюджета,бытовая химия,канцелярские товары

6. Труднозаменяемые товары: лампочки,бензин,билет на концерт

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: