Основы теории потребительского поведения




 

1.Поведение потребителя в рыночной экономики. Рациональное поведение потребителя.

2.Основные постулаты теории поведения потребителя.

3.Кардиналийская и Ординалистская теория полезности

4.Особенности потребительского спроса.

 

Рынок – экономическая система ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется,делая выбор в море товаров существуют ли закономерности управляющие его поведениям на рынке. Каждый потребитель принимает абсолютное самостоятельное решение относительно объёма и направления предстоящих покупок. Без преувеличения потребителя можно назвать «королем рынка» наделенным правом решать судьбу фирм- производителей, «голосуя» своим рублем за или против произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя. Своё суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора. Никто не должен решать за самого потребителя какие товары из предлагаемых на рынке ему приобретать а какие нет. Главным ограничением для любого потребителя является размер его доходов. Поскольку потребности многообразны и безграничны а доход то есть располагаемая потребителем сумма денег ограничен покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров предлагаемых ему на рынке. В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения,что потребители ведут себя не рынке рационально. Рациональным потребителем на рынке называется такое поведение при котором потребитель стремится достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Экономическая теория утверждает что не существует объективного критерия, для того чтобы определить какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. Потребитель выбирает наилучший набор товаров со своей индивидуальной (Субъективой) точки зрения. Это значит имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтения и реализуя её при ограниченном доходе стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения. Если заменить термин удовлетворения термином полезность,то рациональная состоим в том чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. Перед каждым потребителем стоят три вопроса.:

1. Где купить? Чтобы на него ответить надо выяснить полезность вещи для потребителя

2. Сколько стоит? Чтобы решить этот вопрос необходимо исследовать цену

3. Хватит ли денег? Для ответа на этот вопрос нужно определить доход потребителя. Эти три аспекта: полезность,цена,доход,и составляют содержание теории поведения потребителя.

В современной теории потребительского поведения предполагается что:

1. Денежный доход покупателя ограничен

2. Цены не зависят от количества благ покупаемые отдельными домохозяйствами.

3. Все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов

Потребители стремятся максимизировать совокупную полезность

Основные постулаты

Теория потребительского выбора основана на постулатах:

 

1.Множественность видов потребление: каждый потребитель желает потребить множество разнообразных индивидуальных благ

2.Ненасыщенность: потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг,он не насыщен одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность: теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусах потребителя,например: если А,Б,С являются комбинациями каких либо благ и потребитель безразличен в выборе между товарами А и Б и между Б и С,то он также безразличен в выбора между А и С.

4. Субституция – потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А если ему предложат взамен большее количество блага – субститута.

5. Убывающая предельная полезность: предельная полезность какого либо блага зависит от его общего количества,которым располагает данный потребитель.

 

Кардиналистская и Ординалистская теория полезности:

Основана на законе убывающей предельной полезности. Она предполагает теоретическую возможность измерения полезности подобно измеримости массы,расстояния,и т.д. в гипотетических единицах. Основным правилом поведения потребителя является правило максимизации полезности:

Доход должен быть распределен так чтобы каждая последующая единица денежных затрат на приобретение товара приносило одинаковую добавочную (предельную) полезность. На смену кардиналисткой теории приходит ординалистская теория измерения полезности. Она утверждает что связь между многими товарами (заменителями) и дополняющими товарами свидетельствует о необходимости рассматривать полезность не от потребления отдельно взятого товара а от всего набора потребляемых товаров.

Центральная идея ординалистского подхода может быть объяснена следующим образом. Теория отказывается от представления о том,что потребитель способен количественно измерить полезность извлекаемую из некоторого набора товаров. А предполагает,что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров имеющие более высокий уровень полезности. И равноценны наборы имеющие одинаковый уровень полезности. Предпочтительность определяется субъективным решением потребителя. Ординалистская (порядковая) теория полезности предполагает,что максимизация полезности сводится к выбору наиболее предпочтительного варианта товарных наборов из всех доступных для потребителя. Данная теория рассматривает товарный набор состоящий из двух товаров. При порядковом анализе используется кривые безразличия, карты безразличия, бюджетные линии.

 

Смысл Бюджетные линии можно понять из за следующего примера. Пусть потребитель мистер Паша выбирает только между двумя товарами: одежда и продукты питания. Будем считать что цены на одежду и продукты а также доход мистера Паши не меняются. При этом словная единица одежды стоит 60 у.е.,а продукты питания 10 у.е. А доход мистера Паши 600у.е. Очевидно что наш мистер Паша может в месяц купить либо 10 единиц одежды и ни одной единицы питания,либо 60 единиц питания и ни одной единицы одежды. Он может предложить и питание и одежду. Например 9 единиц одежды и 6 единиц питания 2 единицы одежды и 48 единиц питания. Перенесем точки на график (рис 6)

 

 

Каждая точка на этой прямой показывает какое количество единиц одежды и продуктов питания может приобрести Паша одновременно при доходе в 600 у.е тратя его полностью при условии что цены на одежду и питания не меняются. Если доход потребителя Паши снизятся,то бюджетная линия сместится параллельно вниз. При увеличении дохода потребителя сместится параллельно вверх. Желание потребителя приобрести товары входящие в набор отражает предпочтения потребителя их можно исследовать с помощью кривых безразличия. Построить такую кривую можно путем опроса нашего потребителя Паши предлагая ему оценить различные сочетания одежды и продуктов питания. При этом нас будут интересовать только такие сочетания,которые приносят потребителю с его точки зрения одинаковое удовлетворение его потребностей в одежде и продуктах питания,это будет означать что потребителю безразлично какой именно из наборов приобретать. Поэтому кривая построенная по этим точкам носят название кривой безразличия (рис7)

 

 

Каждая точка криво безразличия С показывает все возможные комбинации единиц одежды и питания,дающие мистеру Паши одинаковое удовлетворение. Положение бюджетной линии на графике показывает что мистер Паша может позволить себе сочетание одежды и продуктов питания в больших количествах чем те что имеются на кривой безразличия. Этот график называется картой кривых безразличия. Такая карта обязательно есть,так как через любую точку может быть проведена кривая безразличия. Одна из таких кривых непременно коснется бюджетной линии точки Е. Она называется точкой равновесия потребителя. Карта кривых безразличия отражает при данных условиях наилучшее сочетание двух товаров в наборе,так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия лежащих выше кривой С для мистера Паши недостижимы,хотя и обладают более высокой полезностью. Точки лежащие ниже кривой С потребитель отвергает так как при объеме его дохода он может претендовать на более высокую полезность которую обеспечивает точка Е на кривой С. Положение точки Е зависит от того растет или уменьшается доход потребителя и как ведут себя относительно друг друга цены на одежду и продукты питания.

Особенности потребительского спроса

Все исследования предпочтений потребителя и его бюджетных ограничений имеют своей целью оценить его индивидуальный спрос на товар предлагаемый на рынке. А индивидуальный спрос потребителя является составной частью рыночного спроса,который необходимо определить производителю и при решении трех вопросов: что,как и для кого производить. Американский экономист Лейбенстайн делит потребительский спрос на две группы:

1. Функциональный

2. Нефункциональный

Функциональным спросом является такая часть спроса которая обусловлена потребительскими свойствами присущими самому экономическому благу (товары или услуги)

Нефункциональным спросом является такая часть спроса которая обусловлена такими факторами,которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами

В нефункциональном спросе могут быть выделены социальный,спекулятивный и нерациональные факторы. Отсюда Лейбенстайн выделяет 3 типичных случая взаимных влияний:

1. Эффект присоединения к большинству (эффект повального увлечения, моды).Потребитель повышает спрос на товар несмотря на то что цена растет.

2. Эффект сноба- потребитель хочет выделиться из толпы,цена на товар повышается,но это не останавливает его от принятия решения в приобретении этого товара

3. Эффект Веблена (1857-1929)-основоположник институцинализма. Его труд теория праздного класса.Он описывает демонстративное поведение алигархов,которые сокращали спрос на товары,становившиеся доступными большинству. При этом товары сохраняли качество и не утрачивали потребительских свойств.

 

Спекулятивный спрос возникает в обществе с инфляционными ожиданиями,когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку товаров в настоящем)

 

Рынки факторов производства. Рынок труда и особенности его формирования: сущность содержание и структура.

 

1. Рабочая сила как товар на рынке труда.Современная структура рынка труда,механизм функционирования рынка труда

МРОД (минимальный размер оплаты труда) 5965 рублей

Прожиточный минимум (8-9 тысяч)

Рынок труда- особая область рыночных отношений,где осущетвляются сделки о купли продажи рабочей силы. Этот вид рынка существовал не всегда,он появился в массовом масштабе только в условиях классического капитализма.

Рынок труда- множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и её предложения реализуемых через действующую систему воспроизводства,распределения,перераспределения и трудоустройства работников.

Труд представляет собой процесс экономической деятельности и только в этом аспекте может рассматриваться как товар. Человек как носитель способности к труду в современном рыночном обществе обладает свободой воли. Поэтому работники могут быть только наняты.От товаров в вещественной форме труд отличается тем,что он не может заблаговременно производится и хранится. Кроме того хотя конкретные виды труда взаимозаменяемы, но труд вообще выступает как безальтернативный ресурс. Что же продается на рынке труда? Рабочая сила или труд? Обратимся к трудовой теории стоимости. Трудовая теория стоимости поставила вопрос по существу: может ли человек продавать свой труд как товар? Если предположить что человек продает свой труд как товар,то он должен иметь такой товар до рыночной сделки. Во время работы всегда используется средство производства,то продавец должен обладать ими тоже. Между тем он не имеет материальных факторов,а если бы обладал ими,то стал бы продавать обычные изделия а не труд.Выясним с позиции трудовой теории стоимости,может ли труд вообще стать товаром и иметь стоимость? Если считать что труд обладает стоимостью, то придется признать что стоимость товара-труда как и всякого товара создана трудом. Однако здесь мы попадаем в порочный логический круг. Поскольку труд представляет собой сущность стоимости он сам не имеет и не может иметь стоимости,равно как не является товаром. Чему же в таком случае соответствует сумма денег именуемая заработной платой? Стоимости какого товара она равняется? Сомнения в том что труд является товаром возникают и по другим причинам,если предприниматель оплачивает человеку весь его труд по полной стоимости,то какую же выгоду он сможет тогда извлечь для себя? В наших рассуждениях возникают трудности. Если на самом деле работник не продает своего труда,то на каком основании бизнесмен дает ему денежное вознаграждение? Чтобы ответить на эти вопросы нужно разграничить понятия труд и рабочая сила.

Рабочая сила- способность человека к труду,совокупность его физических и духовных сил применяемых в производстве материальных благ и услуг. Труд можно определить как целенаправленную деятельность людей процесс использования рабочей силы. Разграничения рабочей силы и труда позволяют понять сущность сделки по найму. Формально в этом правовом акте речь идет о том,что человек “продает свой труд” на определенное время. И получает вознаграждение в виде заработной платы. Но фактически он отдает предпринимателю право использовать его рабочую силу. В свою очередь бизнесмен оплачивает не весь его труд а только рабочую силу. Стало быть в экономическое отношение по трудовому найму вступают собственные рабочей силы в качестве её продавца и работодатель как покупатель этого товара. Характер и содержание отношений между контрагентами обусловленные особенностями самого товара рабочая сила. Трудящие заинтересованные в том чтобы их способность к труду не стало постоянной собственности Данный товар может попасть в хоз. использование под контролем предпринимателем лишь на какое то время. Которое не подрывает жизненных сил человека. Во вторых собственник рабочей силы заботится о её производительном применении при нормальных условиях труда обеспечивающих её сохранность. В третьих он стремится к использованию в своих природных способностей. В четвертых первостепенной целью труженика является получение такой цены за свой товар которая обеспечивает полное воспроизводство его рабочей силы,содержание нетрудоспособных членов семьи. Получения образования и квалификация. Возможности для отдыха и культурного досуга. В свою очередь бизнесмен если он не ограничен в своих действиях готов прибегать к хищническому варварскому использованию рабочей силы наёмных тружеников. В стремлении обеспечить в себе максимум прибыли он сводит З\П к самому жалкому минимуму.

При характеристике роли человека в системе рыночных отношений используется целый ряд понятий: экономический человек,рабочая сила,личный фактор производства,трудовые ресурсы,человеческие ресурсы,человеческий капитал, предприниматель. Экономический человек- главный субъект рыночной экономики,который обладает свободой выбора и принимает экономически рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся условий возможностей и информации в соостветствии со своими индивидуальными предпочтениями интересами и целями.

Рабочая сила – это индивидуальная способность к труду которая слита с живой личностью и выступает его атрибутивным свойством. Реальной производительной силой она становится в процессе непосредственного соединения с конкретными средствами производства

Личный фактор производства- личным фактором производства является производительная сила совестного труда, определённая кооперация индивидуальных рабочих сил то есть совокупная рабочая сила в определенной общественно комбинированной форме.

Трудовые ресурсы (см. ресурсы и факт пр-ва)

Человеческий капитал- это сформированный в результате инвестиций и накопленной человеком определённый запас здоровья,знаний,навыков,способностей мотиваций,которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства,содействуют роста производительности труда и эффективности производства и тем самым ведут к росту заработков человека.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений,согласований,интересов работодателей и наёмной рабочей силы.

 

Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционировании:

1) Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя в процессе купле продажи где возникают особые отношения.

2) Большая продолжительность контакта продавца и покупателя, то есть сделка совершаемая на рынке труда предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.

3) Наличие и действие не денежных аспектов сделки это прежде всего условие труда, микро климат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.

4) Наличие большого числа институциональных структур особого рода, к их числу относятся система трудового законодательства, учреждения и службы, регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости.

5) Высокая степень индивидуальности сделок. Они отличаются огромным многообразием, т.к. каждый работник уникален, а каждое рабочее место отличается от другого и предъявляет претендентам свои специфические требования.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Работодатель – наниматель, который может быть представлен различными фигурами в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть государственные предприятия, акционерный общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, совместные предприятия и др. Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств: ответственности, дисциплинированности, исполнительности, предприимчивости и др. Наличие и взаимодействия всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:

1) Организация встречи работодателя и наемных работников

2) Обеспечение конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и наемными работниками

3) Установление равновесных ставок з.п.

4) Решение вопросов занятости населения

5) Осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечение работой не занятого населения.

Конъюнктура рынка – это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от:

1) состояние экономики (подъем или спад)

2) Отраслевой структуры хозяйств

3) Уровня структуры технического базиса

4) Благосостояния (уровень дохода населения в том числе душевого)

5) Развитие рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг

6) Состояние социальной и производственной инфраструктуры

7) Степень развития многоукладности экономики

8) Меры развития интеграционных связей (отраслевых и териориальных). Кроме того на нее оказывают влияние демографические, этносоциальное, политические, экологические и некоторые другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть 3 типов:

1) Трудодифицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда

2) Трудоизбыточный, когда на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения труда

3) Равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению

Для полного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда – это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающее наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы (з.п.), условий труда, подготовки и переподготовки работника, а так же организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда. Сегменты рынка труда: Сегментация рынка труда – это разделение работников и рабочих мест на устойчивые, замкнутые сектора, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичные и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда – это рынок для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень з.п., возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п. Вторичный рынок труда характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем з.п., отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологии и отсутствием профсоюза. Сегментация рынка труда предусматривает внутренний рынок труда, который можно охарактеризовать как систему социально трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначены цены рабочей силы и ее размещение определяется административными правилами и процедурами. Внутренний рынок обуславливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри него, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. Внешний рынок труда – это система социально трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров. Он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу. К рабочей силе относят всех занятых включая военнослужащих и безработных ищущих работу. Занятыми считаются:

1) Лица работающие в течение недели на момент статистического опроса за з.п. или на собственном предприятии

2) Лица отработающие не менее 15 часов в неделю бесплатно на предприятиях, принадлежащем членам их семей

3) Временно нетрудоспособные лица и лица, находящиеся в отпусках

Рынок труда в целом подчиняется законом спроса и предложения. Но регулятором здесь служат не только микро и макро экономические факторы, но и социальные, социально психологические, не всегда имеющие отношения к цене рабочей силы. Неоклассическая модель рынка труда имеет следующий вид:

 

 

 

 


Из данной модели видно, что в точке пересечения спроса и предложения устанавливает равновесная цена за труд (з.п. дубль в0) и определяется уровень занятости, где в0- з.п., л- численность занятых,

Если уровень з.п. увеличится с в0 до в1, то и величина предложения увеличится. Т.к. на рынке появится дополнительное число лиц, ранее не соглашавшийся работать за з.п. в0. Однако спрос на труд уменьшится, в связи с тем, что для определенной части работодателей будет не выгодно нанимать рабочую силу из за ее дороговизны. Результатом повышения з.п. сверх равновесной цены станет увольнение части персонала, что приведет к росту безработицы. Т.к. предложения рабочей силы превысит спрос на нее. Другая ситуация: уровень з.п. уменьшится с в0 до в2. Для работодателей станет выгодно нанимать дополнительных работников, а это увеличит спрос на труд. Спрос превысит предложения и возникнет дефицит рабочей силы. Спрос на труд определяется:

1) Состоянием эномики, фазой экономической

2) Научно техническим прогрессом

3) Изменениями формами собственности

4) Ситуаций в кредитно финансовой, инвистиционной, внешней экономической сфере

Предложение рабочей силы определяется демографическими факторами, уровнями рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его поло возрастной структуры.

Рынок капитала

1. Рынок капиталов,го субъекты и объекты. Капитал от лат «капиталис»- главный) одна из важнейших категорий экономической науки,обязательный элемент рыночного хозяйства. Можно выделить различные подходы к определнию данной категории,но наибольшее число сторонников имееют 2 направления характеризующие капитал,как совокупность средств производства (вещная концепция) или как денежную сумму («монетарная концепция») используемую в хзяйственный операциях с целью получения дохода. В связи с неоднозначностью трактовки категории капитал существует также проблема,определния понятия «рынок капитала» в зависимости от того,что выступает объектом взаимоотношений продавцов и покупателей на рынке мы выделим 2 варианта трактовки этого понятия. 1. Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал: станки,машины,здания,сооружения,запасы материалов и полуфабрикатов и т.д. в их стоимостном измерении,поэтому в данном случае рынок капиталов представляет собой часть рынков факторов производства. Основными субъектами рынков капиталов являются сфера бизнеса и сфера Хаусхолда. Спрос на капитал на рынке факторов- спрос фирм на физический капитал,позволяющий фирмам реализовывать свои инвестиционные проекты,а по форме предъявления это спрос на инвестиционные фонды, обеспечивающие вложения,необходимых финансовых средств в инвестиционные проекты фирмы. Спрос на капитал только выражается в виде спроса на финансовые средства для преобретения необходимых производственных фондов. На рынке факторов производства домашние хозяйства владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств предоставлют капитал в пользование бизнесу в форме материальных средств и получают доход в виде процента на вложенные средства. С связи с тем что физический капитал может преобретатсья в собственность фирм или предоставляться им во временное пользование следует различать плату за поток услуг капитала (цена использование) и цену капитальных активов (цена купли продажи). Стоимость использование услуг капитала представляет собой рентную (прокатную) оценку капитала,она может выступать в качестве рыночной котировки или суммы уплачиваемой фирмой владельцу капитала за ренду части этого капитала. Цена актива представляет собой цену по которой единица капитала может быть продана или купена в любой момент. 2. Монетарная концепция- под капиталом на рынке финансов понимается денежный капитал,поэтому рынок капиталов выступает одной из составляющих частей рынка судных капиталов. Рынок судных капиталов представляет собой совокупность взаимоотношений где объектом сделки выступает денежный капитал и формируется спрос и прдложние на него. Рынок судных капиталов подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями. Рынок капиталов обслуживает среднесрочные и долгосрочные операции банков,он в свою очередь делится на ипотечный рынок (операция с закладными листами)и финансовый рынок (операции с ценными бумагами) субъектами финансого рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипоченом рынке) но и фондовая биржа. А объектом операции выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей но и государственных институтов. Денежный рынок и рынок капиталов являются вторичными рынками ссудных капиталов. Каждый из них имеет собственный инструментарий т.е. конкретные обращающиеся финансовые ценности которые раличаются по:

А) статусу- акция

Б) Типу собственности (частная или государственная)

В) сроку действия

Г) Степень ликвидности

Д) Характеру риска (банкротный,рыночныый)

Е) Степени риска (Рисковые..)

Рынок капитала называют рынком инвистиционных фондов.

Под инвестициями (капиталовложенрий) понимают затраты на производство и накопления средств производства. Увеличение материальный запасов и запасов капитала в экономике.

 

Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды.Осуществив вложение капитала в какую либо сферу деятельности предприниматель ставит себе цель как можно скорее получить прибыль т.е. излишек над первоначально авансированной суммой. Но получив один раз он будет стремиться к этому вновь и вновь. Для чего ему придется осуществлять воспроизводство? Рассматривая воспроизводственный процесс во времени с точки зрения смены функциональных форм промышленного капитала участвующего в нём можно представить ее в виде модели описываемой формулой D-T…П…Т – D. И выделить следующие закономерные стадии D-T. На рынке факторов производства денежный капитал расходуется на преобретение факторов производства имеющий форму товара и превращается в производительный. Его функция – погодотовка условий для производства.

…П… - в процессе производства производительный капитал превращается в товарный и выполняет функцию создания прибавочной стоимости.

D-T – прибавочная стоимости заключенная в товаре приступит к предпринимателью только после реализации на рынке. На этой стадии товарный капитал вновь превращается в денежный. Функция товарного капитала – реализация прибавочной стоимости. Последовательное превращение капитала из одной формы в другую называется его кругооборотом

D’-D=d

Кругооброт взятыйне как отделбный акт а как непрерывно неповторяющий процесс возобновление всего авонсированного капитала есть оборот капитала. Оборот капитала не совпадает с кругооборотом капитала. В результате каждого кругооборота возвращается предпринимателю в денежной форме только часть анонсированного капитала. Полный оборот капитал совершает только тогда,когда вся капитальная стоимость возвращается к владельцу в своей первоначальной то есть денежной форме. Капитал в процессе оборота проходит стадии производства и обращения. Оборот различных элементов капитала происходит неодинакого. В соответствии с различными функциями в обороте капитальной стоимости капитал делится на основной и оборотный.

 

В основной капитал входит стоимость средств труда. В оборотный капитал – стоимость предметов труда и стоимость оплаты рабочей силы. Различие оборота этих частей капитала вытекает из различий способа переноса разными элементами производительного капитала своей стоимости на создаваемый продукт. Основной капитал – это часть производительного капитала стоимость которого переносится на продукт постепенно и возвращается собственнику в денежной форме по частям. В основной капитал входит стоимость всего оборудования, машин, производтвеных зданий, сооружений. Остальные части воплощенные в сырье,топливе, материалах, и т.д. входят в оборотный капитал,стоимость которого возвращается после каждого круга оборота. Сюда относят и стоимость оплаты рабочей сила. Оборотный капитал – та часть производительного капитала стоимость которого входит в продукт целиком и полность возвращается предпринимателю в денежной форме в каждом кругообороте капитала. (Вспомним формулу круга кругооборота капитала: D-T…П….) Основной капитал подвергается материальному и моральному износу. Материальный (физический) износ- процесс в результате которого элементыы основного капитала становятся физически непригодными к функционированию, происходит утрата потребительной стоимости. Материальный износ происходит:

А) в процесе функционирования капитала в рабочий период

Б) в период бездействия под влиянием сил природы

В материальном износе различают 2 стороны:

А)Техникопроизводственную- утрата протребительной стоимости

Б) стоимостную – перенос стоимости на готовый продукт

Моральный износ- обесценивания основного капитала в результате снижения стоимости средств труда или появления более дееспособных средств труда. Различают моральный износ двух видов:

А) с ростом производительности труда данные средства труда воспроизводятся дешевле с меньшей стоимостью

Б) производятся машины той же стоимости но более технически совершенные производительные, рентабельные. В обоих случаях происходит обесценивание основного капитала так как цена средств труда определяется их полезностью в каждый период времени.

Методы изчисления амортиации:1.прямолинейная амортизация – …каждый год экономического срока службы. 2. Метод понижающего остатка – при удвоенной нормы амортизации,где удвоеннаяя норма применяется к остаточной стоимости. Этот метод был применен в США в 1954 г. Впервые. 3.Метод единицы услуг или единицы продукции- когда например определяется сколько километров пройдет грузовик за время эксплуатации, сколько грузов может перевести,во сколько рублей обходится один километр пробега. 4. Ускоренная амортизация – подгоняемые конкурент предприннимателя стремятся обеспечить окупаемость значительные части капиталовложений на ранней, наиболее интенсивной стадии эксплуатации нового оборудования. Увеличения доли амортизационных отчислений (до 20% ежегодно) ведет к ускорению оборота основного капитала.

Показатели эффективности использования основного и оборотного капитала.

В связи с тем что в конкуренции с другими предпринимателями побеждает в первую очередь тот, кто имеет выигрыш во времени показатели отражающие временные характеристики функционирования капитала являются важнейшими экономическими показателями: скорость обращения капитала расчитывается как число оборотов совершаемых в течение года. Число оборотов равно в числителе единица измерения оборота капитала (год),в знаменателе время оборота данного капитала (месяцах).

Коэффициент оборачиваемости оборототного капитала равен частному от деления стоимости реализованной продукции (выручка от реализации) за данный период на средний остаток оборотного капитала за тот же период: например если выручка от реализации составила 2 млн рублей в год а средний остаток оборотного капиала фирмы 400 тыс рублей то коэффициент оборачиваемости капитала равен 5. Это означает что за год каждый рубль вложенный в оборотный капитал фирмы совершил 5 оборотов. Зная число оборотов мы можем подсчитать и показатель средней продолжительности одного оборота в днях или в нашем примере (у банкиров 360 дней в году)=72

Для характеристики функционирования основных оборотных фондов применяются показатели отражающие эффективность их использования: они бывают двух видов:1. Показатель отдачи (фондоотдача равна в числителе объём произведенной продукции в знаменателе объём основных производственных фондов. Показатель фондоотдачи отвечает на вопрос сколько продукции выпускается на единицу стоимости основного капитала. Фондоотача фвляется прямой величиной уровня использования основного капитала. Обратной фондоотачей показателей называется фондоёмкостью – показатели ёмкости (фондоёмкость) фондоёмкость равна объём основных фондов в знаменателе объём произведенной про



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: