Из дерева, металла, камня




Виды тракторов

 

 

Вот несколько видов тракторов, выпускаемых нашими отечественными заводами.

Трактор ДТ-14 Б — пропашной. Колея его колес может быть легко приспособлена к различным размерам междурядий. В несколько измененном виде этот трактор можно выпускать как садовый или крутосклонный, т. е. для работы на склонах гор.

Харьковский тракторный завод взамен этого трактора начал выпускать более совершенный трактор — ДТ-20 с одноцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 18-20 л. с. Но и эта мощность будет повышена до 24 л. с.

Трактор «Владимировец» ДТ-24 используется для междурядной обработки пропашных культур и в качестве легкого тягача. Он имеет одно или два передних колеса. Новая модель Т-28А повышенной проходимости выпускается со всеми ведущими колесами.

Новый трактор С-100 с двигателем в 100 л. с., снабженный гидравлической системой для управления навесными орудиями из кабины.

Владимирский тракторный завод создал новую конструкцию универсального трактора Т-32 с дизелем воздушного охлаждения мощностью 35 л. с.

Тракторы Минского тракторного завода «Беларусь» МТЗ-5МСи МТЗ-7 с двумя парами ведущих колес и повышенной проходимостью — самые мощные из колесных тракторов, предназначенных для сельского хозяйства. Применяются для вспашки и обработки пропашных культур, для транспортных нужд и для работы с различным навесным оборудованием. Высокий просвет между колесами позволяет использовать эти тракторы для междурядной обработки пропашных культур с высокими стеблями. Тракторы МТЗ оборудованы ходоуменьшителями, позволяющими им передвигаться в 8-10 раз медленнее пешехода.

Создан новый трактор «Беларусь» МТЗ-50 и трактор повышенной проходимости МТЗ-52 с двигателем мощностью до 50 л. с. Трактор МТЗ-5М имеет новую гидравлическую систему, благодаря которой сельскохозяйственные орудия можно подвешивать по бокам и сзади. Он оборудован также гидравлическим усилителем рулевого управления, облегчающим труд тракториста.

Гусеничные тракторы типа ДТ-54 получили самое большое распространение в сельском хозяйстве. Их применяют для вспашки, посевов, уборки урожая, на земляных и планировочных работах. На базе этих машин выпускаются болотные, крутосклонные и трелёвочные тракторы.

Трактор ДТ-54 не может, однако, резко повысить производительность труда из-за недостаточной мощности двигателя. Сталинградский тракторный завод разработал новый трактор ДТ-75 с двигателем в 75 л. с. Этот трактор может дать повышенные тяговые усилия, а также скорости, позволяющие осуществить скоростную пахоту. Производительность трактора с пятикорпусным навесным плугом увеличится на 35-40% по сравнению с трактором ДТ-54. Его можно сделать колесным, с двумя парами ведущих колес.

Алтайский тракторный завод будет выпускать гусеничный трактор и универсальный колесный трактор-тягач с четырьмя ведущими колесами. Мощность его двигателя 75 л. с., скорость от 4,3 до 30 км/час. Передние и задние колеса тягача имеют одинаковый диаметр. Низкое давление в шинах (1-1,2 атм) способствует лучшей его проходимости на любых почвах, в грязи, по рыхлому грунту. Харьковский тракторный завод также подготовил трактор, более совершенный, чем ДТ-54. Мощность его двигателя увеличена до 75 л. с.

Для выполнения наиболее тяжелых работ по уходу за виноградниками, ягодниками и цитрусовыми плантациями этот завод будет выпускать «узкогабаритный» гусеничный трактор, имеющий ширину всего 980 мм и вес 2,7 Т.

Трактор С-80 — мощный трактор для сельского хозяйства и промышленности. Он поднимает целину, помогает строить дороги, каналы и плотины гидроэлектростанций. Путем его усовершенствования и повышения мощности двигателя до 100 л. с. создан и выпускается трактор С-100. Бес его 11,4 Т.

Новый трактор Т-130 с двигателем мощностью 135 л. с., с навесным оборудованием бульдозера.

Трактор Т-130 — еще более мощная гусеничная машина с двигателем в 135 л.с. Предназначается для работы в промышленности и на крупных стройках. Вес трактора 15 Т. Наибольшее тяговое усилие 14,5 Т.

Трактор ДЭТ-250 — наиболее мощный из созданных в СССР гусеничных тракторов. На опытных образцах этого трактора установлен дизель мощностью в 250 л.с., соединенный с электрогенератором. Вырабатываемый им постоянный ток питает два электродвигателя, каждый из которых приводит в движение по одной гусенице. Этот трактор-гигант длиной в 6 м будет работать в промышленности, на стройках и на нефтяных промыслах. Вес машины 25 Т; наибольшее тяговое усилие 24 Т.

Советские тракторостроители выпускают также универсальные самоходные шасси с дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 30 л. с. Самоходное шасси СШ-30 и СШ-30А выпускается с комплектом сменного навесного оборудования — с туковой сеялкой, квадратно-гнездовой сеялкой, культи-ватором, косилкой, картофелесажалкой, стогометателем, свеклоподъемником, опрыскивателем и многим другим.

На самоходное уборочное шасси с дизельным двигателем мощностью 65 л. с. можно навешивать рядовую жатку, зерновой комбайн с жаткой и подборщиком, силосоуборочный и кукурузоуборочный комбайны.

Самое маленькое самоходное шасси для чая и горного земледелия имеет двигатель мощностью 8 л. с. Новинкой является самый маленький колесный трактор «Риони» с двигателем мощностью 5 л. с. Он предназначен для работы в садах, огородах, ягодниках и на животноводческих фермах. К нему изготовлены косилки, ротационный плуг и культиватор, транспортная тележка.

Как видите, на наших заводах создано богатое разнообразие колесных и гусеничных тракторов с двигателями от 5 до 250 л. с.

Каждого читающего эту статью, вероятно, интересует вопрос, трудно ли управлять трактором. Ведь многие из тех ребят, которые помогают в уборке урожая, хотят работать трактористами.

Управление колесным трактором мало отличается от управления автомобилем (см. ст. «Автомобили»), Но колесный трактор водить, легче, потому что скорость его значительно меньше, чем у автомобиля.

С гусеничным трактором дело обстоит иначе. Рулевой баранки у него нет; вместо нее — два рычага управления бортовыми фрикционами. Муфта сцепления управляется не педалью, а рычагом.

При движении трактор сохраняет заданное направление по прямой. Для его поворота надо рычагом выключить бортовой фрикцион с той стороны, куда мы хотим повернуть машину.

Так, если мы хотим повернуть вправо, надо перевести на себя рычаг выключения правого бортового фрикциона. Тогда левая гусеница будет забегать вперед и повернет машину вправо. Если же нам нужно сделать более крутой поворот, надо при этом правой ногой нажать на педаль тормоза правой гусеницы. Таким способом можно повернуть трактор на 360°, т. е. сделать поворот почти на месте.

Коробка переменных передач трактора имеет от четырех до девяти передач для движения вперед и от одной до пяти передач заднего хода. Большое количество передач придает тракторам высокую маневренность и позволяет применяться к самым разнообразным условиям работы.

Мощный трактор с двигателем в 250 л.с. Двигатель соединен с гусеницами электропередачей.

Переключать передачи у гусеничных тракторов на ходу (как это делается у автомобиля) нельзя. Для этого машину надо остановить.

Практическое обучение езде на тракторах начинают с упражнения в запуске двигателя. Запуск этот у многих машин имеет свои особенности. У автомобиля достаточно нажать кнопку или педаль электростартера — и двигатель заработает. А на тракторе для этого установлен небольшой пусковой бензиновый двигатель, получивший у трактористов название «пускач». Лишь после того как «пускач» запущен и достаточно прогрет (после нескольких минут его работы), включают муфту, соединяющую его с двигателем трактора. «Пускач» проворачивает коленчатый вал основного двигателя и, когда этот последний начнет работать, автоматически отключается. Двигатели малых тракторов заводятся рукояткой.

В последнее время появился трактор, который движется без тракториста — при помощи автоматического устройства. Сперва тракторист делает на тракторе первую борозду, затем устанавливает в нее автоматическое устройство. Оно перемещается по борозде впереди трактора. Изгибается, допустим, борозда влево — автоматическое устройство поворачивает трактор влево. Причем поворачивает ровно на столько, на сколько требуется. А если на дороге встретится какое-либо препятствие, трактор сам остановится — для этого тоже есть специальный автомат. «Автоматический тракторист» может работать в любую погоду, днем и ночью. Создал его тракторист И. Г. Логинов. Это еще один важный шаг по пути широкой автоматизации управления сельскохозяйственными машинами. Для нашей великой страны требуется большое разнообразие тракторов. Но у всех них должны быть хорошие тяговые качества (приспособления для работы с прицепными или навесными орудиями, приспособления, автоматизирующие управление сельскохозяйственными орудиями (гидроподъемник и др.); тракторы должны быть удобными в управлении, способствовать максимальному повышению производительности труда.

Из дерева, металла, камня

 

 

Почти все стороны нашей жизни так или иначе связаны с созидательным трудом строителей. Мчится ли поезд по железной дороге, начинает ли самолет свой разбег перед взлетом, или плывет пароход по искусственному руслу канала — пути для них проложены строителями. Идет ли нефть из подземных глубин, добываются ли в шахтах уголь и руды, плавится ли в жарких печах чугун или сталь, сходит ли с конвейера новый автомобиль — для того, чтобы это стало возможным, тоже немало потрудились строители. Находимся ли мы у себя дома, учимся ли в школе, лечимся ли в санатории, или смотрим новую картину в кино — это все происходит в зданиях, возведенных руками строителей.

В нашей стране, где всякий труд окружен почетом и славой, строителям принадлежит особая роль. Их профессия порой нелегка и даже опасна, но всегда интересна и радостна.

Вот в таежной глуши геологи открыли залежи ценной руды. И сразу же вслед за ними появляются первые отряды строителей. Они валят вековые деревья, расчищают площадку для рудника или завода. А затем вгрызаются в землю экскаваторные ковши, тянется издалека лента железной дороги. Закипает на новом месте новая жизнь. Пройдет два-три года — и там, где раньше редко ступала нога человека, зашумят заводы и фабрики, раскинется новый поселок.

На необжитых местах нередко начинают трудиться и строители мощных гидроэлектростанций. Грандиозную работу надо провести для того, чтобы остановить течение широкой реки и направить силу движущейся воды в турбины.

А когда такая стройка подходит к концу, начинается последний, решающий этап — перекрытие русла — и сотни тысяч кубических метров камня и бетонных глыб непрерывным потоком сыплются в воду, преодолевая бешеный напор стремительных струй. Строители могут гордиться: человек покорил силы природы. Недаром эти напряженные дни становятся для них настоящим праздником!

 

* * *

Как же и из чего лучше всего строить?

В наше время известно много разнообразных строительных материалов и способов строительства.

Конечно, не все они одинаково пригодны для сооружения различных зданий. Однако всегда нужно стремиться к тому, чтобы сооружения были прочными, долговечными и дешевыми, а главное — чтобы на них тратилось как можно меньше труда.

В древние времена люди располагали лишь теми строительными материалами, которые находили в природе. И сейчас еще естественный камень, дерево, глину можно встретить на многих стройках. Но в современном строительстве главное место заняли материалы, изготовленные руками людей.

Исходным сырьем для этих материалов большей частью служат все те же природные минералы. Только побеждающая сила техники резко меняет их физические и химические свойства: под действием высоких температур мягкая глина превращается в крепкий кирпич; разные породы камня — в известь, гипс, цемент; песок — в прозрачное стекло; железные руды — в самую прочную сталь.

Строительные материалы расходуются в огромном количестве. Чтобы построить квартиру для небольшой семьи, нужно привезти и уложить в стены или в другие части зданий около 100 Г разных грузов. Поэтому очень важно стремиться к тому, чтобы тратить как можно меньше строительных материалов, всячески облегчить вес всего здания.

В строительной технике к этому ведут два пути.

Первый — использовать самые прочные материалы. Тогда отдельные части домов можно делать более тонкими, а значит, и более легкими. Второй путь — изобрести новые искусственные строительные материалы с наименьшим объемным весом.

Часто малый вес строительного материала получают, создавая в его массе множество мелких воздушных пузырьков. Такой материал напоминает застывшую или, вернее, окаменевшую пену. И слово «пена» стало составной частью названий многих замечательных материалов. Их делают из того, что давно знакомо каждому строителю: из цемента (пенобетон), из песка (пеностекло), из обожженной глины (пенокералит), из смеси извести и молотого песка (пеносиликат). Все эти «пеноматериалы» намного легче обычных, хотя и уступают им в прочности.

Не следует, однако, думать, что эти материалы исключают друг друга. Вовсе нет! Наилучший результат достигается как раз при сочетании самых прочных материалов с самыми легкими. Нужно только разумно распределить их роли: из самых прочных возводить те части зданий, которые выдерживают большую нагрузку, большую тяжесть, а там, где необходимо создать только преграду для тепла или холода, использовать более легкие и значительно менее теплопроводные материалы.

В ближайшем будущем строители получат и другие, пока еще мало распространенные в технике строительства материалы. Это в первую очередь алюминий и пластические массы. Используя их, можно будет настолько облегчить вес строительных конструкций, что никому не покажется удивительным, когда целый готовый дом повезут на одном грузовике, чтобы установить на место.

Пока из алюминия у нас делают только оконные рамы, иногда двери. Но когда этот металл станет широко доступным, можно ожидать, что он послужит и для конструкций, несущих основную тяжесть постройки.

Как изменится вся строительная техника, когда материалы из пластических масс займут в ней достойное место! Уже сейчас нередко полы внутри зданий выстилают листами гибкого пластика, стены отделываются плитами, покрытыми тонким слоем пластмассы. Из этих же плит делают поручни на лестницах. А в ближайшие годы строители получат и другие изделия, свойства которых они смогут заранее заказать. Для утепления стен и перекрытий послужат необычайно легкие слоистые пластики, которые позволят в несколько раз уменьшить вес всего здания. Для несущих конструкций потребуются другие материалы, тоже легкие, но более прочные. Это будут пластмассы, к которым добавлено тончайшее стеклянное волокно. Сделанные из них плиты не уступают в прочности стали. Но желанию изделия из пластических масс могут быть прозрачными и любых самых ярких цветов.

Но из чего бы ни возводилось здание, его не построить без человеческих рук. Уже давно прошли те времена, когда ручной труд был единственной движущей силой на стройках.

В наши дни много больших и малых, простых и сложных машин и механизмов взяли на себя основную часть работы строителей. И теперь можно сказать, что почти все тяжелые работы выполняются на стройке не людьми, а машинами.

Избавиться от большей доли ручного труда оказалось возможным потому, что изготовление многих и многих деталей зданий было перенесено на заводы. А на строительной площадке осталась только сборка (монтаж) дома из уже готовых частей.

Заводское производство деталей и конструкций сильно повлияло и на характер самих построек. Прежде, когда все основные работы велись непосредственно на строительной площадке, конструктивные особенности зданий зависели только от произвольного выбора автора проекта. Но как только здания начали собирать из готовых деталей, оказалось просто невозможным допустить, чтобы во всех школах, например, были разные окна и двери, разные лестницы и стены, разные размеры классов и коридоров.

И здесь помогла стандартизация. Это значит, что все размеры и типы строительных деталей были сведены к крайне ограниченному количеству. Только при этом условии заводы могут работать ритмично, выпускать массовую продукцию, совершенно независимо от того, на какую из строек она попадает.

Стандартные и типовые детали вызвали к жизни и типовые проекты. В типовых домах одинаковы размеры всех помещений, одни и те же материалы нужны для их постройки, одни и те же строительные детали можно с успехом использовать на любом из них. Но это не значит, что все дома приобретут однообразный внешний вид. Нет! Их архитектуру можно разнообразить при помощи тех же типовых деталей.

Переход на строительство по типовым проектам, механизация трудоемких, тяжелых работ, заводское производство различных деталей, новые, более совершенные строительные материалы — все это неузнаваемо изменило лицо наших строек. Неизмеримо облегчился труд строителей, намного уменьшилось количество рабочих па каждой стройке, удивительно быстро растут дома и заводы.

Дом из камня

 

 

Каменные арки Гардского моста.

Большую часть твердой коры земного шара составляют неисчислимые залежи каменных пород. В горной местности эти породы почти всюду выходят на поверхность, на равнинах они покрыты слоем почвы, и только на обрывистых, размытых быстрым течением воды речных берегах виднеются их слоистые, иногда разрушенные и выветрившиеся остатки.

Не удивительно, что люди, встречавшие камень на каждом шагу, издавна стремились использовать его как строительный материал для своих построек.

Из природного камня создавались прекрасные сооружения — долговечные и красивые. Но они требовали огромного труда. Чем крепче камень, тем труднее добывать его в каменоломнях. Еще труднее придать ему правильную геометрическую форму и необходимые размеры. И самое трудное — обтесать и отшлифовать его простыми инструментами, причем так тщательно, чтобы поверхности соседних камней как можно более плотно прилегали друг к другу.

На такой тщательной обработке и была основана техника возведения каменных построек в древнем мире, пока люди еще не научились вести кладку на растворе из вяжущих материалов и не убедились, что таким образом можно создавать еще более прочные и устойчивые сооружения.

Если начать складывать стену или другое сооружение из неправильной формы камней, не пригоняя их друг к другу, то из этого ничего не выйдет: наше сооружение немедленно развалится. Одни камни окажутся в неустойчивом равновесии; другие, попав в промежутки между соседними, будут, как клином, распирать ничем не скрепленную кладку; третьи, не выдержав большого и неравномерного давления верхних слоев, разрушатся.

Кладка фундамента из бутового камня.

Совсем иное дело — кладка из прямоугольных камней, плотно пригнанных друг к другу. Давление в ней будет распределяться по всей горизонтальной поверхности каждого ряда, кладку можно вести строго по отвесу. Силы трения, возникающие под давлением верхних слоев, будут сдерживать камни на своем месте. Но достаточно устойчивой такая кладка будет лишь при условии, что камни уложены «вперевязку», т.е. так, чтобы каждый вертикальный шов между ними перекрывался камнем следующего верхнего ряда.

Эти сооружения требовали невероятно тяжелого труда многих сотен и тысяч людей. Недаром такая техника строительства была свойственна рабовладельческой эпохе, когда подневольный труд почти ничего не стоил.Некоторые построенные таким способом в древности сооружения сохранились и до наших дней. Из многих сотен тысяч прямоугольных каменных глыб, с удивительной точностью пригнанных друг к другу, сложена гигантская египетская пирамида. Из нескольких тысяч еще более тщательно обработанных камней выложены арки Гардского моста — части древнеримского водопровода, простоявшего две тысячи лет, хотя при его строительстве не применялся скрепляющий раствор.

Решительный переворот в строительной технике произошел, когда люди научились пользоваться вяжущими свойствами извести. Как вы знаете, известь при сильном нагревании выделяет углекислый газ, а затем (после соединения с водой) вновь поглощает его из окружающего воздуха и превращается при этом в твердую камневидную массу, почти такую же прочную, как и природный известняк.

Смесь обожженной, а затем «гашеной» водой извести с обыкновенным песком и есть строительный раствор, связывающий отдельные камни в прочную кладку. В виде пластичного теста он заполняет все неровности на поверхности камней. Это позволило не так тщательно их обрабатывать, как при кладке насухо.

Такой способ каменной кладки сохранился до наших дней. Раствор крепко-накрепко скрепляет даже «рваный», так называемый бутовый, камень, который получают, взрывая породу в карьере. Из него теперь уже на более крепком цементном растворе нередко выкладывают фундаменты зданий. А для стен и арок употребляются камни, хотя и не имеющие совершенно гладкой поверхности, но правильной геометрической формы.

Многие старые русские крепости строились из камня.

Прочность каменной кладки на затвердевшем известковом растворе бывает настолько велика, что построенные таким образом средневековые замки и крепости могли противостоять даже сильному и длительному артиллерийскому обстрелу.

Постройки из естественного камня встречаются большей частью в горных или приморских странах. Нередко использовали камень как строительный материал и жители равнин и лесов, когда хотели создать более долговечные сооружения. Так, в старой Москве из светлых подмосковных известняков были возведены крепостные стоны вокруг «Белого города», много монастырей и храмов. Поэтому и называли в старину нашу столицу Белокаменной. Интересные примеры белокаменной постройки — хорошо сохранившиеся соборы в Кремле.

В наше время, кроме бутового камня для фундаментов и мелкой щебенки для приготовления бетона, естественных! камень употребляется только там, где есть большие залежи легко разрабатываемых пород. Тот, кто бывал на юге, помнит светлые здания санаториев и домов отдыха, возведенные из местных известняков.

Береговой гранит Невы.

Крепкий гранит розового или серого цвета можно увидеть в облицовке больших зданий, мостов, набережных. Иногда ему нарочито придают вид грубо околотой поверхности — «под шубу», как говорят строители — иногда полируют до блеска.

Для внутренней отделки чаще применяют разноцветный мрамор, распиленный на тонкие плиты и тщательно отполированныхй. Им облицованы многие станции Московского метрополитена.

Деревянные дома

 

 

Рубка стен из бревен.

Тем, кто жил среди дремучих лесов, достаточно было срубить любое ровное дерево, очистить его от коры и сучьев, распилить на бревна нужной длины — и строительный материал готов. Из таких круглых бревен и сейчас еще строится немало домов в деревнях и поселках. А в старину искусные плотники возводили из них разнообразные, нередко очень сложные сооружения.

Самая простая изба — четырехстенка. Ее стены, или, как говорят, сруб, выложены из бревен, скрепленных между собой в углах. Недостаток железа в прошлые времена заставил научиться делать эти соединения без всяких металлических скоб или гвоздей. Одни лишь вытесанные топором врубки да вставленные в бревна небольшие деревянные шипы надежно держат такую постройку.

Если деревянный сруб хотят сделать побыстрее и попроще, то недалеко от концов бревна вырубают полукруглую «чашку» глубиной в половину его сечения. Когда бревна складывают в четырехугольную клеть, в каждую чашку попадает половина сечения другого бревна. И тогда уже невозможно вытащить отдельное бревно из сруба. Если же нужно сделать сруб более плотным и красивым, то на самом конце бревен вытесывают «лапу» с косыми кромками, которые тоже очень прочно держат углы. Другие виды врубок скрепляют потолочные балки со стенами, а также со стропилами, поддерживающими крышу.

В нашей стране сохранилось много старинных деревянных зданий. И когда мы любуемся сложными, неповторимыми очертаниями высоких колоколен и храмов, трудно поверить, что они сооружены из прямых круглых бревен, да еще с помощью таких несложных приемов.

Современные плотники не забыли древнего искусства возведения сложных деревянных построек. Если нет под рукой других строительных материалов, из бревен строят даже железнодорожные мосты.

И все же гораздо удобнее и лучше использовать не круглые бревна, а доски и брусья. Пилят их на особой машине — лесораме. В ней несколько прямых вертикальных пил непрерывно движутся вверх-вниз и при этом прорезают проходящее между ними бревно.

Все, что выходит из лесорамы, получает на стройке свое место. Тонкие тесины идут для подшивки потолков, из толстых досок настилают полы, еще более толстые брусья служат балками для поддержки перекрытий над комнатами. А оставшиеся от краев горбыли с одной полукруглой поверхностью в виде коротких кусков годятся для заполнения промежутков между этими балками.

Междуэтажное перекрытие дома us брусьев и досок.

Немалую роль сыграло дерево и там, где необходимо было оставить большие пролеты между стенами или другими опорами. Это бывает необходимо для перекрытия цехов заводов и фабрик, чтобы столбы в помещении не мешали свободной расстановке машин, при устройстве крыш над залами театров и клубов, при сооружении мостов.

Но расстояние свыше 6 м перекрыть круглыми бревнами или выпиленными из них брусьями очень сложно, а больше 10 м — практически невозможно. Тонкие бревна могут прогнуться, а очень толстые на так-то просто найти даже в самом густом лесу. И все искусство строителей было направлено на то, чтобы из небольших по размерам и тонких деревянных деталей создать конструкции, способные выдержать всю тяжесть перекрытий над большим пролетом.

Одно время для этого широко применяли деревянные балки, сколоченные обыкновенными гвоздями из досок. Длина этих балок может доходить до 12 м. По сравнению со сплошными брусьями такой же длины на них затрачивается гораздо меньше древесины, а сделать их несложно. Надо только позаботиться, чтобы крепко прошить все доски рядами гвоздей.

Для больших пролетов изготовляют решетчатое фермы, один из многих типов которых показан на рисунке 8. Ферма состоит из прямоугольных деревянных брусьев и круглых железных тяжей. В ней неодинаково сделаны соединения между отдельными стержнями: часть из них — врубки, в которых один брус упирается в выступы, вытесанные в другом, а часть — простые соединения на железных болтах.

Как видите, в современных деревянных конструкциях без железных частей не обходятся, да и нет теперь в этом никакой необходимости! Металлические крепления сделать проще, а главное — они придают соединениям большую прочность и надежность.

Балка из досок скрепленных гвоздями.
Решетчатая деревянная ферма.

Среди других разнообразных конструкций из дерева очень интересен сетчатый свод (см. цв. рис.). Его собирают из большого количества одинаковых небольших досок (по 2-3 м каждая), которые соединяют короткими болтами. Один человек легко поднимает такую доску, поэтому сборка свода идет быстро и просто, без каких-либо сложных приспособлений. Только хорошее знание строительной механики и умелый расчет позволяют создавать такие оригинальные, легкие конструкции.

Из дерева строить легко и просто. Его нетрудно обработать, обтесать, распилить на части, выдолбить в нем пазы или гнезда, а если нужно, то и гладко отстрогать.

Последнее время в технике строительства из дерева применяются клееные конструкции. Из нескольких гладко отстроганных досок можно склеить более крупные по размерам балки. А чтобы они получились достаточно прочными, вовсе не нужно ни сложных врубок, ни каких-либо железных соединительных частей.

Из досок склеивают составную балку. Вверху — поперечное сечение такой балки.

Однако простота обработки и малый вес дерева никак не искупают его серьезных недостатков. Оно легко загорается, и пожар в деревянном доме превращается в настоящее бедствие.

Очень часто на таком доме разрастаются целые колонии грибков, медленно разрушающих древесину.

Вот почему современные инженеры-строители стараются, если только есть хоть малейшая возможность, использовать другие, более долговечные материалы.

Но все же и сейчас многие окна, двери, полы, а нередко и другие части жилых домов изготавливают из дерева.

Сделано из глины

 

 

Чем больше люди строили, тем меньше их удовлетворяли камень и дерево. И даже в очень древние времена пытались создать другие строительные материалы.

Один из первых таких материалов — красный кирпич, который и по сей день можно увидеть на наших стройках. Сырьем для него служит обычная глина. Она обладает ценным свойством терять при обжиге на сильном огне всю воду — и ту, что заключена в ее порах, и ту, что входит в химический состав ее мельчайших частиц. При этом происходит чудесное превращение: вместо мягкой, пластичной массы получается искусственный камень, стойкий и прочный, способный служить сотни лет.

В разных странах и в разное время кирпич делали различных размеров, но форма его была строго определенной: брусок с прямыми углами и ровными гранями. По нашим стандартам все заводы выпускают кирпич длиной 25 см, шириной 12 см и толщиной 6,5 см. Прочность его хотя и уступает прочности большинства каменных пород, но все же достаточна для возведения высоких домов.

При кладке стены кирпич располагают попеременно: то вдоль длинной стороной — ложком, то поперек — тычком. Чередование ложков и тычков создает необходимую перевязку. Тогда заполненные обычно более слабым раствором швы между кирпичами не разделяют стену на отдельные, плохо связанные между собой части. Чаще всего ряд ложков по наружной грани стены сменяется в следующем ряду тычками, а остальные кирпичи во внутренней части раскладываются по тому же принципу перевязки.

Более сложной бывает кладка в углах или в кирпичных столбах, где не всегда удается сделать ее только из целых кирпичей. Здесь каменщик вынужден откалывать острой гранью своего молотка от кирпича половину или четвертушку, а оставшуюся часть класть на то место, где не уместился целый кирпич.

Стены домов устойчивы лишь тогда, когда они строго вертикальны и ровны. Поэтому каменщик все время выравнивает кирпичи в горизонтальном ряду по туго натянутому шнуру, а вертикальность проверяет отвесом.

Длина кирпича — 25 см — служит своеобразной мерой толщины стены. Так всегда и говорят: «Стены в полтора, два или два с половиной кирпича». А половина длины кирпича — это его ширина. И если нужно выложить стенку толщиной в полтора кирпича, то достаточно к ряду тычков приложить еще ряд ложками.

Кирпич можно рубить и тесать. И раньше нередко строили дома с украшениями из тесаного кирпича на фасадах.

Кладка кирпичной стены. В узла ее не всегда удается сделать из целых кирпичей.

Главная наша задача сейчас — всячески облегчать тяжелый ручной труд людей. И строители также стремятся избавиться от необходимости укладывать руками каждый отдельный кирпич. На заводах или на стройках кирпичи предварительно собирают в целые блоки — в 1-1,5 Т весом. Эти блоки привозят на стройку, а затем с помощью подъемных кранов выкладывают из них стены домов.

Прочность кирпича позволяет сложить стены невысокого дома толщиной всего в один-полтора кирпича. Однако жилище должно быть не только прочным, но и достаточно теплым. В средней полосе Советского Союза нельзя делать стены тоньше двух с половиной кирпичей, иначе они промерзнут зимой. Жить в таком доме будет не очень приятно. А ведь как много новых домов можно было бы построить дополнительно, если бы удалось сделать их стены потоньше.

Но и здесь строители нашли выход. Они стали сооружать дома не из обыкновенного, сплошного кирпича, а из значительно более легкого, с различными пустотами и отверстиями. Заключенный внутри них воздух плохо проводит тепло. Пустотный кирпич гораздо лучше, чем плотная масса, предохраняет жилище от холода.

Не так уж важно, сколько отверстий будет сделано в кирпиче и какие они. Это зависит и от качества глины, и от тех машин, что работают на заводах. Однако чем кирпич легче, чем менее он теплопроводен, тем тоньше можно делать стены дома, тем меньше глины и топлива уходит на его изготовление и обжиг. В Москве и в других городах все большее и большее распространение получает кирпич с семью поперечными щелями. По высоте он делается двойным, но вес обычно такой, что каменщик может поднять его одной рукой.

Строительные материалы из обожженной глины.

Хотя кирпич чаще всего применяют для кладки стен, по из него нередко возводили покрытия над различными помещениями. Однако плоский потолок, какой сооружают при прямых деревянных балках, сделать из кирпича почти невозможно. Поэтому покрытия из него всегда имеют круговые или другие криволинейные очертания. В старых зданиях — это тяжелые, массивные своды или арки. А современные строители иногда делают кирпичные своды толщиной всего лишь в один ряд кирпичей, уложенных плашмя или па ребро. Они рядом полукруглых складок покрывают широкие — до 24 м — пролеты (см. цв. рис. выше).

Нередко на домах можно увидеть островерхие черепичные крыши. Кровельные плитки — черепица — это тоже обожженная глина. Но форма их — особая. Их штампуют на прессе, делая в тонком слое глиняного теста пазы и выступы. На крыше черепицу располагают так, чтобы эти пазы и выступы перекрывали друг друга и дождевая вода не проникала в дом.

В простой глине есть примеси железа. Они-то и придают ей после обжига красный цвет. Но встречается глина и без этих примесей. Изделия из нее проходят специальную обработку и сохраняют при обжиге белый или светло-желтый цвет. Это так называемая керамика.

Различные виды керамики часто используют в быту, можно встретить ее и на стройке. Стены ванных комнат облицовывают белой керамической плиткой с блестящей глазурью. Из цветных — желтых, серых или красных — плиток выкладывают пол в кухнях, ванных, вообще там, где на него может попасть много воды. Из белой глины сделаны фаянсовые чаши умывальников и других санитарных приборов. Много красивых светлых керамических плиток идет на отделку фасадов.

Легкая бетонная панель — с заполнением из керамзита, более, тяжелая — с каменным щебнем.

Другой материал из глины — керамзит — получают, обжигая ее на сильно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: