ценовая дискриминация: понятия и типы.




Понятие ценовой дискриминации и трех ее видов (степеней) было введено в экономическую теорию английским экономистом Альфредом Пигу (1877-1959).

Ценовая дискриминация- практика установления продавцами разных цен для разных покупателей или групп покупателей на однородное благо; при этом различия в ценах не связаны с издержками производства и доставки блага на рынок.

Условия для проведения ценовой дискриминации:

1.. Возможность продавца контролировать цены.

2.. Необходимо сегментировать покупателей или рынки, чтобы сократить практику перепродаж.

3.. Издержки проведения в жизнь в дискриминационной политике не должны превышать выгод от такой деятельности.

Типы ценовой дискриминации:

1.. Ценовая дискриминация 1й степени или совершенная дискриминация (продажа каждой единицы блага по цене её спроса).

 

2.. Ценовая дискриминация 2 степени (продажа различных партий товаров по различным ценам) –> различные скидки.

 

3.. Ценовая дискриминация 3 степени или на сегментированных рынках.

 

 

52.МК:характерные черты. Термин и модель монополистической конкуренции ввел в научный оборот в 1933 г. Э. Чемберлин. Монополистич. конкуренция-рыночная стр-ра, в которой множество фирм продают дифференц. продукт множеству покупателей, фирма-продавец обладает ограниченным контролем над ценой, вход и выход фирм практически не ограничены, продавцы не учитывают поведение конкурентов при определении цены и объёма продаж. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями: Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции. Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место. Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу); Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития. Диффер-ия товаров:-в качестве, -в сервисе, -в рекламе. Товары разного качества – разные товары. Товары, продаваемые в разных условиях – разные товары.   53.краткоср. и долгоср. равновесие фирмы при МК. Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды. Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста. На рис. А), отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR. Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму. На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему: – спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается; – приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис.Б). В результате в длительном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin.  
54.эффективность МК На основании исследования долгосрочного равновесия можно сделать вывод о том, что условие оптимальности, характерное для модели чистой конкуренции, при монополистической конкуренции нарушается. Это объясняется следующими соображениями. Во-первых, так как цена превышает предельные издержки (Р > МС), потери благосостояния (заштрихованная зона на рис.) аналогичны модели чистой монополии; во-вторых, условие нулевой прибыли ведет к избыточной мощности, т. е. каждая фирма действует ниже минимального значения АТС. Избыточная мощность: условие, характеризующее долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции, при котором фирма действует при объеме выпуска, меньшем оптимального, при котором мог бы быть достигнут минимум общих средних издержек. Существование избыточной мощности подразумевает, что издержки на производство единицы товара при монополистической конкуренции выше, чем если бы продукт был однородным. Означает ли избыток производственных мощностей «неэффективность» модели монополистической конкуренции? С одной стороны, монополистическая конкуренция ведет к экономическим потерям: некий совокупный объем выпуска может быть обеспечен при более низких затратах. Потери благосостояния, которые являются результатом того, что цены превышают предельные издержки, идентифицировать непросто. Несмотря на потери «мертвого груза» (заштрихованный треугольник на рис.), Чемберлин выражает убежденность в том, что монополистическая конкуренция является более совершенной рыночной структурой, чем чистая конкуренция. Наличие избытка мощности или потери эффективности — это та своеобразная плата, которую потребители несут за дифференциацию товаров и за ту доступность источников снабжения, которые обеспечивает монополистическая конкуренция. Предположим теперь, что производитель увеличил свой выпуск на одну единицу выше равновесного значения (рис.). Кривая dd сдвинется вниз: объем выпуска всех прочих производителей увеличился, а цены снизились. Таким образом, большее количество близких товаров-субститутов стало доступным покупателям при более низких ценах. Это снижение в цене может быть измерено при помощи заштрихованной площади L. Результат снижения цены состоит из двух противоположных эффектов: положительный эффект, или выигрыш благосостояния (обозначен буквой G), и отрицательный эффект, или потери благосостояния (обозначен с помощью буквы L). Исходя из этого сделаем вывод, что увеличение выпуска экономически оправдано, в случае если G > L, т. е. до точки, при которой G = L. Если этот критерий справедлив, то эффективная цена всегда должна превышать предельные издержки и монополистическая конкуренция не может быть совместимой с экономической эффективностью в условиях чистой конкуренции.     55.олигополия:сущность и основные признаки. Олигополия- это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Главное условие сущ-ия олигополии – экономия от масштаба. Экономия масштаба определяет размер фирмы, в то время как рыночный спрос определяет количество фирм. 3 возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке: 1.. Нескоординированная олигополия. 1.1. Дуополия Курно 1.2. Дуополия Бертран 1.3. Модель ломанной кривой спроса. 1.4. Олигополия и теория игр 2.. Кооперативное поведение (сговор или картель фирм, который ориентируется на долгосрочное монопольное равновесие, с последующим разделом прибыли между участниками). 3.. Картелеподобная структура рынка, или «игра по правилам», (фирмы сознательно делают своё поведение понятным для конкурентов и предсказуемым, чем облегчают достижение равновесия в отрасли). 3.1. Дуополия Штакельберга 3.2. Модель лидерства в ценах (частичная монополия) 3.3. Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. Свойства олигополии: -Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов -Очень высокие барьеры для вступления в отрасль -Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию -Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. -Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов -Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке -В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.    

Дуополия Курно.

Основные положения модели:

-На рынке действует фиксированное число N > 1 фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования;

-Вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют;

-Фирмы обладают рыночной властью/

-Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации.

Дуополия курно:

1.. Продукция однородна

2.. 2 продавца

3.. каждый дуополист полагает, что в ответ на его действия соперник не изменит объём выпуска.

4.. Продавцы не узнают о своих ошибках.

5. MC=AC

 

 

Правило дуополии Курно: если первый продавец снижает свой выпуск на единицу, то второй повышает свой выпуск на 0,5 единиц и наоборот.

Равновесие Курно-такое сочетание объёмов выпуска каждой фирмы, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего поведения, т.е. прибыль каждой фирмы максимальная, уверенность в том, что конкурент сохранит данный объём выпуска.

 

     
57.. Дуополия Бертрана Ценовая война-цикл последов. Уменьшений цены соперничающими фирмами на олигоп. рынке. Допущения: рассм-ся рынок однородного продукта, 2 продавца, каждый из дуаполистов предполагает, что соперник не изменяет цену. В модели приняты следующие предположения: -На рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт; -Фирмы ведут себя некооперативно; -Предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны; -Функция спроса линейна; -Фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно; -После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию; -Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар; -Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях. -Модель статична (рассматривается принятие решения в единичный момент времени). -Предположение о ценовой конкуренции означает, что фирмы могут легко изменять объем выпуска продукции, однако изменить цену после выбора очень трудно или невозможно. Р=АС=МС-условие равновесия Кривая спроса дуополиста Бертрана 58. Стратегии поведения при олигополии: лидерство в ценах и ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах, под которым понимается следование примеру доминирующей на рынке фирмы (ценового лидера), проявляющей инициативу в изменении цен. Лидерство в ценах возможно при нескольких условиях: • ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи или технической оснащенности (как это было с “Дженерал моторс” – традиционным лидером автомобильной промышленности США); • он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже его цены (Р > МС); • необходимо обеспечение достаточных объемов сбыта продукции остальных фирм с помощью цен. QL+Qn=Q       Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. Фирмы на олигополистических рынках могут устанавливать цены таким образом, что потенциальным новым производителям на рынке было невыгодно начать на нем торговлю. Для достижения этой цели фирмы на рынке могут устанавливать цены, которые не максимизируют их текущие выгоды. Вместо этого они устанавливают цены с таким расчетом, чтобы удержать новых производителей от входа на рынок     59. Стратегии поведения при олигополии: сговор и картели. Картель – это объединение независимых коммерческих организаций для регулирования производства, цен и маркетинга товаров его членами. Картель функционирует посредством таких действий, как: установление цены, сговор на торгах, распределение территорий/потребителей и т.д. Установление цены - это действие компаний, при котором путем скрытых или открытых соглашений они соглашаются выставлять общую цену, которая выше уровня конкурентной цены. Это наносит ущерб потребителям в виде более высоких цен и низкого качества. Обычно это происходит с товары с неэластичным спросом. В случае со сговором на торгах, конкурирующие компании решают войти в сговор, поделить контракты по ценам, которые гораздо выше, чем если бы торги были честными и конкурентными. Как и в других случаях сговора, потребители терпят убытки из-за высоких цен и низкого качества. Условия формирования картеля: 1.наличие существующих барьеров для входа в отрасль. 2.организация встречи всех производителей для установления ориентира по общему объему выпуска продукции. 3.установление квоты каждому члену картеля. 4.установление процедуры контроля за соблюдением квот. Рынок в целом Отдельная фирма (заштрихованный прямоугольник - экономическая прибыль)    
60. Стратегии поведения при олигополии: ломаная кривая спроса. Отражает случай ценовой конкуренции в условиях, когда предполагается, что фирмы не реагируют на повышение цены, а реагируют на снижение цены конкурентом. Основная задача модели ломаной кривой спроса — объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии. Кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Как видно из приведенного рисунка, оптимальный объем производства равен Q*, а оптимальная цена Р*. Если по каким-то причинам издержки возрастают и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются. 61. Дуополия Штакельберга. В отличие от модели Курно, в которой обе фирмы являются на рынке равноправными игроками, в модели Штакельберга одна из них (лидер) активна, а другая (последователь) пассивна. Последователь предоставляет лидеру возможность первому предложить на рынке желаемое количество товара и оставшийся после этого неудовлетворенный отраслевой спрос рассматривает как свою долю рынка. Такое взаимоотношение между конкурентами может возникнуть вследствие ассиметричного распределения информации: лидер знает функцию затрат последователя, в то время как последователь не осведомлен о производственных возможностях лидера. В такой ситуации фирмам не нужно принимать стратегических решений. Прибыль лидера зависит только от его объема выпуска.
Фирма А Фирма В Тип взаимосвязи
последователь последователь модель Курно
лидер лидер модель Бертрана
лидер последователь стабильный
последователь лидер стабильный

Qл=1/2Qск; Qп=1/2 Qл=1/4 Qск; Qл+п=3/4 Qск.

Прибыль лидера в 2 раза больше, чем последователя.


 

62. Оценка степени концентрации монопольной власти: индекс Лернера. В качестве показателя степени рыночной власти используется индекс Лернена. Абба Лернен предложил данный показаетль в 30-е гг. 20 в. С учетом положения о том, что в условиях совершенной конкуренции цена и предельные издержки совпадают (Р=МС). Индекс Лернена определяется как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства к цене: L=(P-MC)/P, или L=-1/E p Возникающая разница между ценой и предельными издержками свидетельствует о наличии у фирмы рыночной власти. Чем больше превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы. Превышение будет тем больше, чем менее эластичен спрос. Индекс Лернена принимает значения от 0 до 1. Если Р-МСà0, тогда E pà∞, если Р-МСà∞, тогда E pà0.    
63. Оценка степени концентрации монопольной власти: индекс Херфиндаля-Хиршмана Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman index) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.   66. Предложение ресурса (предложение труда индивидуальным работникам и рыночное предложение) Ставка заработной платы влияет на индивидуальное предложение труда. При изменении последней изменяется выбор работника. Разложим увеличение ставки зар. платы на эффект замещения и эффект дохода. Эффект замещения состоит в замещении менее ценного блага более ценным. При повышении ставки зарплаты работник замещает свободное время дополнительной работой, т. е. набором благ, которые можно приобрести за возросшую зарплату. Рост дохода приводит к увеличению потребления нормальных благ, одним из которых является досуг. При достижении работником достаточного уровня материального благополучия он удовлетворяется своим доходом и начинает работать меньше. Эффект дохода проявляется в отказе от дополнительной работы в пользу досуга. Кривая предложения отдельного работника имеет два участка: при низкой зарплате направлена вверх, при высокой отклоняется обратно.   Рыночное предложение для определенного вида труда представляет собой сумму объемов предложения всех работников при данной ставке зарплаты. Кривая рыночного предложения имеет положительный наклон, т. к. при повышении ставки зарплаты данный вид деятельности становится привлекательным для работников из других сфер и предложение труда увеличивается. 64. Совершенная конкуренция на рынке труда: решение о найме дополнительного количества ресурса. Найм дополнительного работника оправдан до тех пор, пока предельная доходность труда не сравняется с его предельными издержкам, т.е. прирост прибыли за счет изменения переменного ресурса станет уже невозможен (ΔΠ=0) Условие оптимального найма: MRPL= w L*— оптимальное количество единиц труда w — цена единицы переменного ресурса (труда) Экономический смысл кривой MRPL заключается в том, что она показывает, какое количество ресурса готова использовать фирма, максимизирующая прибыль, при данном уровне цены ресурса, а это ни что иное, как определение спроса. Т.е. кривая MRPL отражает спрос на используемый ресурс. Если рыночная цена на труд снизится c W* до W2, то оптимальное количество единиц труда возрастет до L2, и напротив, если цена труда (зарплата) увеличится до W1, то и величина используемого труда сократится до L1   67. Спрос на труд фирмы – монополии на рынке готовой продукции Спрос монополиста на переменный фактор.Предположим, что рынок труда находится в состоянии совершенной конкуренции, в то время как фирма является монополистом на рынке благ. В такой ситуации фирма будет максимизировать свою прибыль исходя из условия: w = MRPL. Если рынок благ находится в состоянии совершенной конкуренции, то MR = Р. В этом случае фирмы являются ценополучателями. Как мы знаем: MRPL = VMPL при MRPL = MPL *MR и VMPL = MPL*P. Поэтому если w = MRPL, то к тому же w = VMPL. Другими словами в такой ситуации рабочим бы платили заработную плату, равную стоимости выпуска последнего рабочего (VMPL). Но если фирма является монополией на рынке благ, то MR < Р (см. рис.). Поэтому MRPL будет меньше, чем VMPL. Это означает, что рабочим теперь будут платить заработную плату меньшую, чем стоимость выпуска последнего рабочего (w < VMPL), Таким образом, перед нами — одна из форм «монопольной эксплуатации» труда.   65. Формирование спроса на ресурс Факторы, влияющие на спрос фирмы на ресурс: 1)спрос на продукцию фирмы; 2)произв-сть данного ресурса; 3) цены и объемы предложения ресурсов-заменителей и ресурсов-комплементов. Отраслевой спрос на ресурс – сумма объемов спроса на данный ресурс со стороны отд. фирм при каждой возможной цене на него. Рыночный спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей и субъектов нац. эк. при каждой возможной цене на него. Спрос фирмы на ресурс Фирма, руководствуясь правилом оптим. Использования ресурса, применяет доп. Ресурс до уровня, при котором доход от его использования не станет равен пред. факториальным издержкам. Если обозначить цену единица труда PL, цену ед. капитала PK, а ед. земли PT, тогда: MRPL=MPL*MR=PL. MRPK=MPK*MR=PK. MRTL=MPT*MR=PT. После преобразований получаем форму выражения комбинации ресурсов: PL/ MPL= PK/ MPK= PT/ MPT= MR.Любое из этих отношений отражает предельные издержки фирмы. Отсюда фирма ориентируется на такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны пред. доходу.   Для определения рыночного спроса на ресурс суммируются все объемы спроса со стороны всех фирм по каждой возможной цене.
68. Монопсония — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Монопсония возникает при следующих условиях: -на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда; -данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии; -этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.); -фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу. Равновесие фирмы-монопсониста, максимизирующее ее прибыль, достигается при универсальном условии равенства предельного дохода предельным издержкам (MR = МС). Если наклон кривой предложения положителен, то кривая предельных издержек проходит выше нее. Тогда фирма-монопсонист, используя свою власть, сократит объем закупок с равновесного уровня QE до QM, что вызовет понижение цены с РЕ до Рм. Таким образом, затраты монопсониста на покупку продукции (как правило, это производственные ресурсы) будут ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. 69. Монопсония на рынке труда и монополия на рынке готового продукта. Если для производства используются два фактора, то анализ одновременного воздействия монопсонии и монополии на цену одного из факторов осложняется из-за возможного сдвига кривой его предельной доходности вследствие вероятного изменения использования и другого фактора. Но при использовании лишь одного фактора производства (скажем, труа) данный осложняющий эффект отсутствует, и поэтому можно показать последствия существования такой «двуступенчатой монополии» - на рынке труда и на рынке готового продукта – с помощью простой граф. модели. Поскольку имеется только один фактор производства L, предельный продукт зависит лишь от него, и кривые MRP (предельная доходность фактора) и VMP (кривая ценности предельного продукта фактора) неизменны. S и MFE – кривая предложения фактора и кривая предельных факторных затрат. Конкурентное равновесие на рынке труда наступило бы в т.F0, при занятости L0 и з-п W0. Если на рынке фактора действует единственный покупатель с монопсонической властью, но он вопринимает цену продукта как данность (является ценополучателем на рынке готового продукта), то равновесие установится в т. E1 кривой предложения труда, в которой уравниваются предельная доходность труда (в данном случае совпадающей с VMP) и предельных затрат на него, при занятости L1 и з-п W1. Если фирма – монополист на рынке готового продукта, но при этом выступает ценополучателем на рынке труда, то ее кривая спроса на фактор – это кривая MRP, и равновесие установится в т. E2 ее пересечения с кривой предложения труда, так что занятость составит L2, а ставка з-п – W2. Наконец, в случае обладания фирмы как монопсонической, так и монополистической властью, она уравнивает MRP и MFE и устанавливает цену фактора на уровне W3, нанимая труд L3 (точка E3). Таким образом, наличие у фирмы монопольной власти на рынке готового продукта усугубляет эффект снижения з-п и занятости, порождаемой монопсонией, по сравнению с конкурентным исходом. Чем менее эластичны спрос на продукт и предложение труда, тем ниже будет з-п. 70. Монопольная власть продавцов факторов производства: профсоюзы. Если профсоюз обладает монопольной властью на рынке труда, он будет стремиться ограничить предложение труда, чтобы повысить уровень зарплаты. В условиях совершенной конкуренции равновесие установилось бы в точке Ет было бы занято Lс рабочих с заработной платой wс. Монопольная власть профсоюза позволяет ему сократить число запятых с Lс до Lm и увеличить, таким образом» заработную плату с Wc доWm. Альтернативная прибыль, которую получают рабочие, равна площади четырехугольника ABCWM. Случай, когда профсоюз является чистой монополией, встречается относительно редко. Но о монопольной власти профсоюза свидетельствует тот факт, что заработная плата членов профсоюзов в развитых странах, как правило, выше, чем тех, кто не участвует в профсоюзном движении. В США эта разница составляет в среднем 10—15%. ЕСЛИ предложение труда постоянно, то повышение заработной платы в профсоюзном секторе выше среднего уровня обусловливает понижение заработной платы ниже среднего уровня з секторе, не охваченном профсоюзным движением. Следует помнить, однако, что далеко не во всех развитых странах существует мощное профсоюзное движение (в США – 1/5 в 80х гг)  
     
     
71. Двусторонняя монополия на рынке труда. Фирме-монопсонисту на рынке труда противостоит профсоюз-монополист. В условиях совершен­ной конкуренции разновесие установилось бы в точке Е1 — точке пересечения кривых спроса и предложения труда. При этом было бы занято Lc рабочих, а уровень заработной платы составил бы Wc. Однако фирма-монопсонист будет стремиться понизить зарплату до уровня Wm путем сокращения занятых с Lc до Lm. Профсоюз, в свою очередь, будет стремиться поднять зарплату до уровня Wu, также сокращая предложение труда. Таким образом, при относительно незначительном различии в числе нанимаемых рабочих (Lт и Lu)подходы к определению уровня заработной платы резко отли­чаются друг от друга (Wт и Wu). Каков будет уровень заработной платы, однозначно сказать нельзя. Все зависит от силы противо­стоящих монополий. Не исключено, что заработная плата может приблизиться к равновесному уровню. 72. Капитал как фактор производства: определение и классификация. Капитал является одним из основных элементов общественного богатства. К.(в ши­роком смысле слова) — это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Капитал отличается от земли тем, что он обладает способностью воспроизводства, в то время как земельный фонд представляет фиксированную величину и не может быть быстро увеличен. 2 осн. формы капитала: 1) физический капитал (машины, здания, сооружения, сырье) 2)человеческий капитал (общие и специальные зна­ния, трудовые навыки, производственный опыт). Человеческий капитал — это особая разновидность трудовых ресурсов. Физи­ческий капитал разделяется на 1) основной капитал (реальные активы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование), и 2) оборотный ка­питал, расходуемый на покупку средств для каждого цикла произ­водства: сырья, основных и вспомогательных материалов труда. Основной капитал служит в течение нескольких лет и подле­жит замене (возмещению) лишь по мере его физического или мо­рального износа Каждый год собственник основного ка­питала списывает определенную часть стоимости его оборудования (осуществляет амортизационные отчисления). Например, если ста­нок стоит 10 ООО долл. и служит 10 лет, то при равномерном списа­нии его стоимости ежегодные амортизационные отчисления будут равны 1000 долл. в год. Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного цикла производства, и его стоимость включается в издержки про­изводства целиком, в отличие от основного капитала, стоимость ко­торого учитывается в издержках по частям. Сегодняшняя ценность капитала зависит от того, что капитал может произвести в будущем. Для производства дохода владелец капитала должен отказаться от текущего потребления в надежде полу­чить более высокое вознаграждение в будущем. 73. Спрос и предложение на рынке ссудного капитала. Рынок ссудного капитала (=финансовый) обеспечивает передачу временно свободных средств от тех субъектов, которые сберегают к тем, которые осуществляют вложения в производство, с целью получения прибыли. Передача заемных средств может осуществляться непосредственно от кредиторов к заемщиками или через финансовых посредников (банки). Банки привлекают средства кредиторов в форме депозитов и выдают кредиты заемщикам. В этом случае ссудный процент=цена заемных фондов. Норма процента формируется под влиянием предложения заемных фондов и спроса на них. Под временным предпочтением понимается распределение потребления между настоящим и будущим. На графике: АВ – бюджетное огранчение, кривая а – кривая безразличия.
74.Ставка ссудного процента и инвестиционные решения: краткосрочный и долгосрочный аспекты. Для решения вопроса об эффективности инвестирования необходимо сравнить издержки, связанные с осуществлением проекта, и доходы, кото­рые будут получены в результате его осуществления. В случае ис­пользования заемных средств необходимо сравнить внутреннюю нор­му окупаемости (г) и ссудный процент (i). Предельная чистая окупа­емость инвестиций представляет собой разницу между предельной внутренней окупаемостью инвестиций и ставкой от инвестиций (r-i). Большинство инвестиции носит долгосрочный характер. Это прежде всего инвестиции в основной капитал. Полезный срок службы основного капи­тала — период, в течение которого вложенные в расширение про­изводства капитальные активы будут приносить фирме доходы (или сокращать ее издержки). Для расчета прибыли от долгосрочных вложений капитала фирма должна, во-первых, определить полезный срок службы ос­новного капитала и, во-вторых, рассчитать ежегодную надбавку к доходам от эксплуатации основных фондов. Допустим, что I — предельная стоимость инвестиций, Rj — предельный вклад инвестиций в увеличение дохода (или сокраще­ние издержек) в j-й год службы. Тогда предельную окупаемость капитальных вложений для первого года можно подсчитать по фор­муле I(1 + r) = Rj     75. Рынок земли: спрос на землю и ее предложение, цена земли, земельная рента.   Экономическая рента – плата за ресурс, предложение которого ограничено. Земельная рента – плата за использование земли и других ресурсов, предложение которых ограничено.Предложение земли и других ресурсов выступает как запас, а рента – как поток. Цена земли - капитализированная земельная рента, которая при превращении в капитал может приносить доход в виде процентной ставки. 76. Внешние эффекты: понятие и виды. Внешние эффекты (=экстерналии) - прямые воздействия одного экон. контрагента на результаты деятельности другого, либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем. Бывают отрицательные (издержки, н-р: загрязнение среды от деятельности туризма) и положительные (выгоды). Экстерналии показывают разность между общественными издержками (или выгодами) и частными выгодами (или издержками). MSU (пред.обществ.полезность) выше, чем MU. Н-р: озеленение улиц приносит пользу не только тем, кто посадил деревья, но и всему обществу. Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек: 1) Совокупные внешние издержки (ТЕС) - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: