Эластичность спроса: ценовая, перекрестная, по доходу.




Индивидуальный и рыночный спрос.

 

В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим что и как производить.

Различают:

1) Индивидуальный спрос

2) Рыночный спрос

Ф-ция индивидуального характеризует его реакцию на изменение цены данного блага (при допущении, что его доход и цены других благ неизменны). Индивидуальный спрос – спрос конкретного потребителя. ИС – соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Кривая спроса имеет ряд особенностей:

1) Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой (чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности);

2) В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения блага X благом Y равна соотношению цен на благо X и благо Y.

Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах потребителей от благ.

Рыночный спрос – характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага. Суммарная рыночная кривая спроса (economics – Брю, Макконел) образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене. Кривая спроса у каждого потребителя своя, что связано с неоднородностью доходов. А также индивидуальными предпочтениями. Чтобы получить общую, рыночную кривую необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

Кривая рыночного спроса как правило имеет меньший наклон по сравнению с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Основные факторы рыночного спроса:

1) Доходы потребителей

2) Предпочтения

3) Цена данного блага

4) Цены товаров-заменителей

5) Кол-во потребителей

6) Численность населения и его возрастная структура

7) Распределение доходов среди демографических групп

8) Внешние условия потребления

9) Реклама

10) Стимулирование сбыта

 

 

Эластичность спроса: ценовая, перекрестная, по доходу.

Эластичность - степень реагирования одной переменной в ответ на изменение другой, связанной с первой. Данное понятие ввел Маршалл, дальше эти идеи были развиты Хиксом и Самуэльсоном. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий изменение одной переменной в результате 1% - ого изменения другой. Диапазон изменения – от нуля до бесконечности.

 

Эластичность спроса по цене – это оценка изменения величины спроса на товар при изменении цены.

ЭС по цене – это процентное изменение величины спроса деленное на процентное изменение цены. Представляет собой величину Edp. Величина используемая для измерения чувствительности объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы влияющие на спрос не измены.

Факторы ЭС по цене:

1) Наличие товаров-субститутов, чем их больше, тем больше эластичность.

2) Время приспособления к изменению цены, в долгосрочном периоде спрос более эластичен.

3) Доля потребительского бюджета отведенного на продукт. Небольшие доли бюджета идущие на потребление благ первой необходимости при повышении цен на них могут не влиять существенно на их потребление.

 

Формулы ЭС по цене – отношение Qd\P = Edp. Qd – Процентное изменение объема спроса, измеряется вдоль кривой спроса. P – Процентное изменение в цене.

Пример:

Допустим, что при 1% увеличении цены на компьютер приведет к 2% уменьшению продаж. В этом случае эластичность спроса будет рассчитана – 2% \1% = -2%

Величина ЭС по цене выражается отрицательным числом, т.к. закон спроса предполагает, что для всякого изменения в цене, изменение объемов спроса является противоположным. Предел изменения цены от 0 до минус бесконечности. Спрос более эластичен -5, чем при значении -1.

Формы эластичности:

1) Эластичный спрос от 1 до бесконечности

2) Не эластичный спрос от 0 до 1

3) Единично эластичный спрос 1

4) Совершенно не эластичный спрос 0

5) Совершенно эластичный спрос бесконечность

 

ЭС по доходу - Мера чувствительности спроса к изменению дохода и отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо в следствие изменения дохода потребителя.

Формы ЭС по доходу:

1) Положительная – увеличение дохода сопровождается ростом объемов спроса.

2) Отрицательная – некачественные блага.

3) Нулевая – товары первой необходимости.

 

Факторы:

1) Значимость блага для бюджета домохозяйства

2) Отнесение блага к предмету роскоши или к предмету первой необходимости

3) Консерватизм спроса – при увеличении дохода потребитель не сразу переходит к потреблению более дорогих благ.

Коэффициент эластичности – показатель эластичности по средством которого изменяется данный вид и показатель эластичности.

Edi = дq\q \ дI\I

Данный коэффициент используют для исчисления потребительской корзины, определения структуры потребления, расчета изменения потребления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: