СТАЛЬНЫЕ ЛЕСОРУБЫ И ЗЕМЛЕКОПЫ




Покорение воды

 

 

Вода всюду. Она течет реками и ручьями, заполняет озера и моря, падает дождем с неба, бьет ключом из-под земли. Вода — это стихия, могучая и непокорная.

Тихая речка или спокойное море ласкают наш взор. Но эти же речка и море могут с шумом и грохотом разрушать берега, смывать деревья, сносить мосты и целые селения, топить огромные корабли.

Волгу наш народ величает «матушкой-кормилицей» за то, что она издавна кормит много людей и переносит на своих плечах самые тяжелые и самые громоздкие грузы, которые иным способом так легко и дешево не перевезти.

Мощность падающей воды огромна. Каждая ее тонна, падая с высоты 1 м со скоростью 1 м/сек, развивает мощность около 13 л. с. и может дать столько энергии, сколько затратили бы 20 человек, подняв по 50 кГ груза выше головы. Как сделать, чтобы эта энергия не пропадала зря?

Человек с древнейших времен стремился использовать водную стихию, подчинить ее. В результате накоплены большой опыт и знания в этом деле и создана большая наука о водном хозяйстве. Та часть этой науки, которая учит способам управлять водой для нашей пользы, называется гидротехникой. А средствами управления водной стихией служат многочисленные гидротехнические сооружения, с типичными формами которых мы и познакомимся.

Основное и самое древнее по происхождению гидротехническое сооружение — это плотина, или запруда. С ее помощью создаются: пруд, водохранилище и даже искусственное море, в котором накапливается большой запас воды; плотина образует искусственный водопад, на котором сосредоточивается энергия падения воды.

Так устроен и действует судоходный шлюз.

Собрав воду в водохранилище, можно ее хранить и расходовать по своему усмотрению — поддерживать необходимую для судоходства глубину рек или сохранять весеннюю и дождевую воду на все сухое время года. С помощью водохранилища можно предотвратить наводнение, задержав, или, как говорят, «срезав», опасный избыток воды. В искусственном пруду можно развести рыбу. Затопив болотистые участки, можно оздоровить климат, а затопив пороги на реке — сделать ее судоходной. На созданном плотиной перепаде можно установить водяные колеса или турбины и получить электрическую энергию.

Уровень воды перед плотиной называется верхним бьефом, ниже плотины — нижним бьефом.

Разница по высоте между горизонтами верхнего и нижнего бьефов составляет величину перепада, или напора, воды.

Реки очень редко перекрывают глухими плотинами, т. е. такими, через которые не может переливаться вода. Обычно плотина имеет глухую и водосливную части. Последняя предупреждает переполнение водохранилища и позволяет, когда надо, спускать воду вниз.

Простейшая водосливная плотина — это бетонный или каменный порог, через который может свободно переливаться вода. Если требуется строго регулировать расход воды и уровень бьефа, то на гребне ставят бычки, а пролеты между ними закрывают металлическими щитами. Если надо иногда реку оставить свободной, без подпора, делают не гребень, а прочный порог по дну реки. На нем ставят бычки и закрывают на всю высоту щитами. Иногда плотину делают в виде глухой стены с донными отверстиями и затворами для спуска воды.

При плотине, которая образует искусственный перепад воды, важнейшее сооружение —гидроэлектростанция. Очень часто большие плотины и водохранилища сооружаются именно ради возможности построить гидроэлектростанцию.

На судоходной реке при плотине обязательно строят судоходный шлюз, с помощью которого суда переправляются из верхнего бьефа в нижний или наоборот.

Чтобы рыба, идущая по реке снизу вверх, могла преодолеть плотину, нередко сооружают специальные лотки-рыбоходы или лифты-рыбоподъемники.

Плотина, гидроэлектростанция, судоходный шлюз и рыбоход образуют гидроузел.

Примеры такого гидроузла — Цимлянский на Дону, Волжский у г. Куйбышева.

Также давно, как и плотины, люди строят искусственные каналы.

Первыми каналами в истории человеческой культуры были оросительные.

Строили их для полива полей, огородов, садов в жарких странах, там, где дождей выпадает очень мало.

Схема Волго-Донского судоходного канала.

В Египте, Индии, Китае, в долинах наших среднеазиатских рек — Сыр-Дарьи, Зеравшана, Аму-Дарьи — до сих пор сохранились оросительные каналы тысячелетней давности. Современные оросительные каналы бывают так велики, что по ним могут даже плавать пароходы. Чтобы вода не просачивалась из канала в землю, русло оросительных каналов нередко покрывают непроницаемой одеждой из бетона.

Там, где орошаются большие площади земли, оросительные каналы образуют сложную систему.

Главная артерия, или магистральный канал, современной оросительной системы забирает воду из естественного источника ее с помощью специального головного сооружения или насосной станции. От этого главного канала ответвляются многие второстепенные распределители, и так вплоть до последней канавки или борозды на поле, из которой вода впитывается в почву. На разветвлениях каналов ставятся бетонные сооружения — регуляторы, водовыпуски, которые имеют то же назначение, что и краны в водопроводах.

Наряду с оросительными каналами бывают каналы осушительные. Система их, в отличие от оросительных, отводит воду из слишком влажной почвы (см. ст. «Как осушают болота»).

После того как люди научились сооружать оросительные и осушительные каналы, они начали строить и судоходные. Их строят такими широкими, чтобы два больших встречных судна смогли свободно расходиться и достаточно свободно двигаться.

Сочетание искусственных судоходных каналов, сооружений на них и иногда искусственных водохранилищ с участками естественной реки образует водный путь, который называют судоходной системой.

В нашей стране за годы Советской власти построены большие судоходные системы. Например, Беломорско-Балтийский судоходный путь с девятнадцатью шлюзами и пятью крупными плотинами тянется от Онежского озера до Белого моря на 227 км; канал им. Москвы длиной 128 км имеет 9 шлюзов, 8 плотин и 5 больших насосных станций.

Волго-Донской канал связывает Черное море с Балтийским и Каспийским. Канал имеет 13 шлюзов и 3 бьефа, образованных плотинами в руслах Волги и Дона. Три мощные насосные станции перекачивают в канал воду из Дона. Суда, покидающие Волгу, поднимаются на водоразделе на 88 м и опускаются к Дону на 44 м.

На гидротехническом строительстве работают машины. (Сверху вниз: экскаватор «прямая лопата» ссыпает вынутый грунт в автосамосвал; бульдозер разравнивает грунт; шагающий екскаватор — драглайн — разрабатывает выемку для будущего канала; многоковшовый экскаватор производит планировку откосов канала.

Чтобы река в половодье не затопила посевы, улицы и дома, из земли делают дамбы обвалования. Они тянутся иногда на сотни километров.

Равнинные реки мелеют к осени, образуя множество перекатов — песчаных мелей, через которые не могут проходить суда. Чтобы создать на перекатах нужную глубину, возводят выправительные сооружения — дамбы из камня и хвороста. Они сжимают русло, ускоряют течение воды и заставляют ее углублять дно реки.

Иногда на дне реки прокапывают каналы. Такую работу называют дноуглублением.

На берегах морей и больших озер создаются гавани и порты для стоянки, погрузки и разгрузки судов. В гаванях и портах строят волноломы и пирсы для защиты судов от больших волн. Для ремонта и осмотра подводной части кораблей строят доки. Это громадные бетонные коробки, в которые через специальные ворота вводится ремонтируемое судно. Ворота закрываются, вода из коробки откачивается. Чтобы судно вывести обратно, док наполняют водой и открывают ворота.

Вот вкратце основные гидротехнические сооружения, которые служат средством покорения воды. Теперь познакомимся с тем, как эти сооружения создаются.

Прежде чем построить гидротехническое сооружение, составляют его проект. Это — точное изображение сооружения на бумаге. Это также подсчет объема работ, количества материалов, машин, людей и других средств, необходимых для постройки сооружения; это выбор наилучшего способа и плана постройки сооружения. И прежде всего — это настоящий творческий замысел, как лучше одолеть водную стихию и заставить ее служить человеку. Вода нелегко поддается обузданию. Она может опрокинуть или сдвинуть тяжелую бетонную плотину, может подмыть ее, может разрушить земляную плотину, если они построены недостаточно надежно. Какое, например, бедствие случилось в Южной Франции, когда ночью рухнула огромная плотина Мальпассе, удерживавшая около 50 млн. м³ воды! Хлынувшая из водохранилища вода затопила все внизу по реке, разрушила часть приморского города и погубила более 400 человеческих жизней. Конечно, такого случая нельзя допустить. Но для этого нужно заранее так рассчитать сооружение, чтобы оно было прочным, надежным и способным противостоять всяким случайностям.

Чтобы можно было так запроектировать надежное и, конечно, наиболее дешевое и полезное сооружение, нужно многое изучить и много знать. Нужно изучить реку, на которой строится сооружение, ее мощность и характер, или, как говорят, ее гидрологический режим. Нужно сиять точные планы места, где сооружение должно быть расположено, и разведать геологию этого места, т. е. знать на достаточную глубину грунты под сооружением, их характер и особенности. Совершенно по-разному рассчитываются и ставятся сооружения на скале, глине или песке. И на песке можно построить большое сооружение — нужно только овладеть необходимыми знаниями и правильно произвести технические расчеты.

Гидротехнические сооружения большей частью своего тела бывают погружены в землю и воду. Когда плотина, или гидростанция, или судоходный шлюз построены и введены в действие, мы видим над водой или с поверхности земли в лучшем случае одну треть их. Как правило, эти сооружения строятся в глубоких котлованах. В редких случаях котлован остается сухим. Чаще всего в него снизу и сверху поступает вода, которую приходится непрерывно откачивать, пока нужно класть бетон или вести другие работы.

Строительство плотин

 

 

А что делать, если плотину или целый гидроузел нужно строить прямо в реке, как и строится большинство крупных гидроузлов на наших реках? Ведь реку нельзя остановить. Часто нельзя на ней даже временно останавливать судоходство.

В этом случае обычно поступают следующим образом. Место под котлован на части реки, от трети до половины ее ширины, огораживают временной глухой плотиной, называемой строительной перемычкой. Другая часть реки, называемая прораном, остается свободной. Внутри перемычки идут строительные работы. Когда внутри перемычки сооружение закончено настолько, что на дне котлована делать больше нечего и все оставшиеся работы можно вести над водой, перемычку разрушают. Бывает, что возводится не одна перемычка, а сразу две — у правого и левого берегов.

Вверху — общий вид гидроузла. На рисунках показаны этапы его строительства. 1 — место, выбранное для сооружения плотины (створ гидроузла); 2 — земснаряды насыпали две перемычки, вода из них откачана, возводятся здание ГЭС и водосливная плотина;

По окончании работ за перемычками остается закрыть проран, т. е. перекрыть реку глухой плотиной.

Когда глухая земляная часть плотины отсыпана до полной высоты, заделывают все временные отверстия в сооружении, закрывают и водосливные пролеты щитами, затем начинают поднимать подпор на плотине и накапливать воду перед ней. Так образуется искусственное море — водохранилище.

Этапы его строительства гидроузла. 3 — котлован ГЭС затоплен, а проран начинает суживаться насыпью земляной плотины; 4 — в проране наведен наплавной мост, с которого бросают камень и бетонные кубы, чтобы закрыть реку наглухо; прорыт судоходный канал и строятся судоходные шлюзы; 5 — идет доделка водосливной плотины и монтаж водяных турбин и электрогенераторов в здании ГЭС; 6 — все основные сооружения закончены, идет наполнение водохранилища.

Если нужно строить плотину на узкой реке, то иногда приходится ее искусственно отводить в сторону, т. е. обводить вокруг места постройки по каналу или туннелю.

Как видите, чтобы построить гидросооружение, приходится не только возводить само сооружение, но и выполнять много вспомогательных работ, таких, например, как возведение перемычек, откачка больших масс воды из котлованов, постройка временных дорог, мастерских, рабочих поселков и т. п.

При строительстве гидроузлов и отдельных гидросооружений приходится выполнять очень большие и самые разнообразные работы: выемки и насыпи земли, кладку из камня и бетона, изготовление и монтаж всевозможных конструкций из стали, установку машин и механизмов и многое другое.

На Волго-Доне только по первой очереди строительства произведено выемок и насыпей 174 млн. м³, уложено бетона и железобетонных конструкций почти 3 млн. м³, установлено металлоконструкций и механизмов 57 тыс. Т. На гидроузле Волжской ГЭС им. В. И. Ленина сделано выемок и насыпей — 183 млн. м³, уложено, бетона — 7,3 млн. м³, смонтировано металлоконструкций и механизмов — 140 тыс. Т. Выполнить такие объемы работ без машин и механической энергии немыслимо.

Теперь 90-99% земляных работ выполняется только с помощью специальных снарядов и машин. Их приводит в действие электричество, горючее или пар. Лишь незначительная доля работ выполняется вручную.

Основные машины, с помощью которых строители-гидротехники выполняют земляные работы на своих сооружениях — роют выемки и отвозят грунт, срезают поверхность и передвигают грунт, роют и перебрасывают грунт, зачищают откосы, — это различные экскаваторы, бульдозеры, скреперы, планировщики (рис. 3).

Для возведения больших насыпей и земляных плотин часто пользуются землесосами (рис. 5). Через хобот с помощью мощного насоса они засасывают со дна смесь воды с грунтом — пульпу. По длинным трубам — пульповодам — эта смесь передается на возводимую насыпь. Такая операция называется гидронамывом.

Гидронамывом созданы земляные плотины Цимлянского, Куйбышевского и многих других крупных гидроузлов.

Дно реки углубляют с помощью землечерпалок. Грунт от них отвозят в особых баржах — шаландах и сваливают в глубокое место. У этой баржи в дне открываются большие люки, через которые и вываливается грунт (рис. 6).

Иногда грунт разрабатывают с помощью мощной струи воды, подаваемой гидромонитором. Отдельные гидромониторы могут давать струю воды такой силы, что разрушается даже скала.

В гидротехнические сооружения укладываются тысячи и даже миллионы кубометров бетона. Эти работы также выполняются только с помощью машин.

Чтобы заготавливать такие количества бетона, на строительстве организуется бетонное хозяйство и строятся автоматизированные бетонные заводы, которые непрерывно готовят бетонную смесь. К заводу по железной дороге или по реке подвозят материалы для бетона: цемент, песок, щебень. Готовая бетонная смесь отвозится на место укладки в больших бадьях, которые подхватывают краны и передают в блоки.

Земснаряд намывает земляную плотину.

Каждое большое бетонное сооружение бетонируется частями — блоками, которые образуются с помощью деревянной или металлической опалубки.

Теперь начинают строить гидротехнические сооружения из сборного железобетона.

В гидротехнических сооружениях применяют много металлических конструкций и машин. Это большие щиты и затворы, подъемные лебедки и краны, мостовые перекрытия, перила, мачты, гидротурбины и генераторы и целый ряд других механизмов, которыми оборудуется строящаяся ГЭС.

Все это привозится готовыми частями с заводов, собирается и устанавливается на месте. Эту операцию называют монтажом.

Когда в 1932 г. вступил в строй Днепрогэс, он был самой крупной гидростанцией в Европе. Но Волжская ГЭС им. В. И. Ленина и Сталинградская ГЭС намного превосходят Днепрогэс.

И это сегодня. А завтра? Завтра на могучих реках Сибири будут воздвигнуты Братская ГЭС на Ангаре, Красноярская ГЭС на Енисее, Нижне-Обская ГЭС на Оби и много других гидроузлов и гидростанций, призванных использовать неисчерпаемую мощь сибирских и дальневосточных рек.

А на Волге уже запроектированы Чебоксарская, Нижне-Камская ГЭС. На Днепре построены Каховская и Кременчугская ГЭС. Проектируется еще много других гидростанций.

Землечерпалка углубляет дно канала.

Разрабатывается проект переброски воды рек бассейна Белого моря в систему Волги и ее притоков. Это остановит понижение уровня Каспийского моря и оживит большие пустыни вокруг него.

Большой Каракумский канал подает воду Аму-Дарьи в безводную пустыню Каракумы, в долины pp. Мургаба и Теджена и дойдет до Каспийского моря. Множество новых оросительных систем превратит засушливые степи и пустыни в цветущие, золеные районы.

Запасы водной энергии на наших реках неисчерпаемы. Необходимо решить грандиозные гидротехнические задачи, чтобы еще лучше покорять воду, заставить ее служить нуждам человека. Это предстоит делать молодой смене.

Покорение воды — великое и увлекательное дело. Но чтобы справиться с ним, надо много знать и много работать. Вода покоряется только умелым и настойчивым.

Машины-строители

 

 

На всей территории нашей огромной страны идет грандиозное, невиданное по своему размаху строительство. Сооружаются гигантские электростанции, плотины и каналы, прокладываются автомобильные и железные дороги, растут корпуса новых заводов, фабрик и жилых домов, шагают через широкие разливы рек бетонные устои огромных мостов, тянутся через леса и поля тысячекилометровые трубы нефте- и газопроводов, загораются огни над копрами новых шахт и рудников.

И везде — на всех этих бесчисленных стройках работает огромная армия машин. Они заменяют тяжелый, малопроизводительный ручной труд, облегчают, ускоряют и удешевляют строительные работы на самых разнообразных участках.

 

СТАЛЬНЫЕ ЛЕСОРУБЫИ ЗЕМЛЕКОПЫ

Мы уже знаем, что перед началом любого строительства нужно подготовить площадку: очистить ее от деревьев и кустарника, удалить пни, корни и крупные камни. Всю эту работу выполняют теперь машины — кусторезы, древовалы и корчеватели пней.

Кусторез установлен на гусеничном тракторе. По форме своей он напоминает утюг, к нижнему краю которого прикреплены ножи. Продвигаясь по участку, трактор с кусторезом срезает деревья и кустарники и укладывает их по обе стороны создаваемого им прохода. Он сразу срезает березу толщиной в 20-22 см или сосну толщиной в 25-30 см. За восемь часов работы кусторез может очистить до 6-8 га.

Экскаватор и бульдозер на тракторе «Беларусь».

После кустореза на площадке остаются пни и корни срезанных кустов и деревьев. Их удаляют корчевателем или корчевателем-собирателем. Называют эту машину так потому, что она не только удаляет из почвы пни и корни, но еще собирает их и вывозит с площадки.

После того как площадка очищена и подготовлена, приступают к земляным работам. Они очень разнообразны. При строительстве здания роют котлован для фундамента и подвальных помещений. При прокладке труб газопровода роют траншеи. При постройке железной или автомобильной дороги сооружают земляное полотно. Особенно большой объем земляных работ приходится выполнять при прокладке судоходных и магистральных оросительных каналов.

Строительство аэродромов, стадионов, улиц и площадей новых городов начинается с планировки, т. е. срезки грунта на возвышенных местах, засыпки низин и выравнивания площадки.

Самые распространенные машины для земляных работ — механические лопаты — экскаваторы. Они бывают одноковшовые и многоковшовые. На стройках обычно применяются одноковшовые экскаваторы.

Основной технический показатель экскаватора — емкость его ковша, измеряемая в кубических метрах. Самый маленький отечественный экскаватор установлен на колесном тракторе «Беларусь». Емкость его ковша 0,2 м³. На строительствах чаще всего встречаются экскаваторы с ковшами емкостью в 0,5-3 м³.

Широкую известность получил шагающий экскаватор-гигант ЭШ-14/65, прославившийся на строительстве Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина. Сейчас создан более мощный экскаватор с ковшом емкостью 35 м³. Вес этого гиганта — 2800 Т. Для его перевозки нужно около ста железнодорожных платформ целый состав!

Экскаваторы разделяются на три основные группы:

 

Группа Тип Емкость ковша в м³ Вес в Т Основная область применения
Малые Универсальные до 2 до 30 Работы на строительстве
Средние Скальные 2-6 до 150 Погрузка взорванного камня в карьерах
Крупные Вскрышные 6-40 600-3000 Горные работы

 

На строительстве распространены главным образом универсальные экскаваторы. Они названы так потому, что могут работать с различным сменным оборудованием. Передвигаются экскаваторы на колесах и гусеницах или же шагают с помощью специального оборудования; их устанавливают и па понтонах. На ходовой части одноковшового экскаватора — колесной или гусеничной — установлена платформа, которая может поворачиваться на 360° на кольце, лежащем на ходовой раме. В передней части ее находится стрела; ее положение можно изменять, увеличивая или уменьшая угол наклона. На стреле закреплена шарнирная рукоять с ковшом. Рукоять выдвигается вперед или убирается под действием напорного устройства. На поворотной платформе установлены все основные механизмы машины: лебедки подъема стрелы и подъема ковша, напорный и поворотный механизмы. Прямая лопата разрабатывает забой, расположенный выше опорной плоскости экскаватора, а обратная лопата — забой, расположенный ниже опорной плоскости.

Корчеватель-собиратель на гусеничном тракторе.

На массовых земляных работах все большее распространение получает экскаватор с рабочим оборудованием драглайна. Оно удобно тем, что экскаватор при нем имеет длинную стрелу и может подавать грунт либо на транспортные машины, либо непосредственно в отвал или земляное сооружение.

При работе многоковшового экскаватора, получившего название машины непрерывного действия, цепь с прикрепленными к ней ковшами все время медленно движется. Одновременно — тоже очень медленно, но непрерывно — движется и сам экскаватор.

Для земляных работ иногда применяется рыхлитель. Он разрыхляет очень плотный грунт перед тем, как его начнут срезать и удалять землеройные машины.

Без бульдозера на колесном тягаче или на гусеничном тракторе не обходится теперь ни одна стройка. Он валит деревья, корчует пни, разравнивает площадки, засыпает траншеи, самостоятельно насыпает невысокое полотно автомобильной или железной дороги. Оборудование бульдозера можно установить на любом тракторе, начиная с легкого колесного мощностью 14 л. с. и кончая гусеничным гигантом в 300 л. с.

Самоходный скрепер с ковшом емкостью 10 м3

С помощью бульдозера можно перемещать грунт на расстояние не более 80-100 м. А чтобы перемещать грунт на большие расстояния (от 100 до 500 м), применяют прицепные скреперы. Если же необходимо перебрасывать грунт на расстояние от 500 до 3000 м, лучше всего использовать самоходные скреперы. Скрепер срезает грунт Слоями толщиной 0,2-0,3 м, наполняет им доверху свой ковш, затем сам перевозит его, выгружает и разравнивает. Характер-ный технический показатель для скрепера, как и для экскаватора — емкость его ковша. У самого малого скрепера ковш емкостью 1,5-2 м³, у самого большого — 25-40 м³.

В последние годы все большее распространение получают землеройные машины непрерывного действия. Одна из них — грейдер-элеватор с дисковым ножом или с плоскими ножами. Двигаясь, ножи непрерывно срезают грунт, который потоком поступает на транспортер, а с него ссыпается в автомобили-самосвалы или непосредственно в земляное сооружение.

Мощный трехосный автогрейдер

Автогрейдер — машина, которая в ближайшие годы будет изготовляться у нас в большом количестве. Наряду с бульдозером это самая необходимая на строительстве дорог машина. С ее помощью прокладывают грунтовые дороги, разравнивают или перемещают грунт, выполняют планировочные и профилировочные работы, а зимой убирают снег на автострадах.

Основной рабочий орган автогрейдера — отвал. В отличие от отвала бульдозера его можно вынести в сторону, повернуть (в плане) на 360°, наклонить, т. е. поставить под любым углом к горизонту.

Вода-строитель

 

 

На строительстве и в горном деле широко применяется гидромеханизация, т. е. разработка грунта и транспортировка его потоком воды. Быстро движущаяся вода размывает грунт и несет его во взвешенном состоянии. На месте укладки грунта скорость движения воды замедляется, частицы грунта оседают на дно, а вода уходит.

Земснаряд намывает земляную плотину.

Гидромеханизация земляных работ увеличивает производительность труда, обеспечивает высокое качество возводимых сооружений. Но ее выгодно применять, когда есть много воды, дешевая электрическая энергия и песчаный грунт. 40 млн. м³ земляных работ на прокладке Волго-Донского канала и более 100 млн. м³ на строительстве Куйбышевской и Сталинградской ГЭС выполнены плавучими земснарядами. Производительность такого снаряда от 200 до 1200 м³ в час, причем грунт он может перемещать по трубам на расстояние от 2 до 4 км.

Плавучие земснаряды используются не только на строительстве сооружений, но и для добычи песка и погрузки его на баржи или в вагоны.

Как же работает эта замечательная машина?

Земснаряд опускает на дно реки свой длинный хобот. На конце хобота — мощная стальная фреза, которая, все время вращаясь, разрыхляет грунт, смешивая его с водой. Образуется пульпа, которая засасывается хоботом, а затем по лежащим на понтонах трубам перекачивается к тому месту, где возводится земляное сооружение. Здесь вода стекает, а грунт плотно ложится в тело будущей плотины или насыпи.

Машины для уплотнения насыпного грунта при постройке земляного сооружения. а — падающая плита, подвешенная на стреле экскаватора (или крана); б — гладкий каток, прицепляемый к трактору; в —кулачковый каток; г — самоходный каток на пневмошинах.

При «сухопутной» гидромеханизации вода под давлением подается к монитору, который мощной струей размывает грунт. Этот грунт с водой засасывает машина-землесос и по трубам, уложенным на поверхности земли, подает к стройке.

Всякое земляное сооружение должно быть достаточно прочным. Поэтому рыхлый насыпной грунт необходимо как следует уплотнить. Для этого его укатывают гладкими или кулачковыми металлическими катками или катками на пневматических шинах, трамбуют тяжелыми падающими плитами, подвешенными на крюке крана или экскаватора, или специальными трамбовочными машинами с большим числом попеременно ударяющих плит или уплотняют вибрационными машинами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: