Структура экономических отношений




Экономические отношения – совокупность отношений между людьми по поводу использования имеющихся ресурсов для эффективного воспроизводства материальных условий жизни общества.

В структуре экономических отношений заметно выделяются три основные составные части. Во-первых, это производственные отношения – отношения между людьми по поводу непосредственного производства и присвоения создаваемых ими благ. Во-вторых, организационно-экономические отношения, которые представляют собой отношения, связывающие и организующие экономику в единое целое через управление. В-третьих, технико-экономические отношения, под которыми понимаются отношения между людьми по поводу более рационального и эффективного использования имеющихся технико-экономических ресурсов.

Анализируя структуру экономических отношений, следует подчеркнуть, что главным, определяющим ее элементом, являются производственные отношения. Именно от их содержания и особенностей зависят другие экономические отношения, и, более того, во многом зависит сама экономическая система. Такая роль производственных отношений требует более пристального их изучения.

Производственные отношения, в свою очередь, состоят из нескольких составляющих, из нескольких видов отношений.

Во-первых, потребностные отношения, которые представляют собой отношения между людьми по поводу формирования, способов выражения и реализации их экономических потребностей. При этом к экономическим потребностям относятся потребности в экономических благах, т.е. тех благах, которые создаются трудом людей в сфере экономики. А поскольку именно потребности являются первоначальным сигналом развития производства каких-то благ, постольку способы проявления этих потребностей, методы их "узнавания" и способы реализации имеют для экономики, для общества важное значение.

Во-вторых, трудовые отношения, под которыми понимают отношения между людьми по поводу формирования рабочей силы и принципов ее использования в сфере трудовой деятельности. Основными функциями, которые выполняются трудовыми отношениями, являются:
♦ создание и поддержание благоприятных условий для подготовки, развития и оптимальной структуризации способностей человека к труду;
♦ обеспечение полной и рациональной занятости работников;
♦ обеспечение условий для эффективного использования рабочей силы;
♦ создание условий для объективной оценки результатов труда;
♦ обеспечение рациональной организации и эффективного управления трудовой деятельностью;
♦ формирование условий для объективно-справедливой оплаты труда.

В-третьих, отношения присвоения, представляющие собой такие отношения между людьми, которые существуют по поводу способов включения полученных в результате производства благ в жизнедеятельность отдельных субъектов или их групп. Главной функцией отношений присвоения служит обеспечение того, чтобы блага – результаты процесса производства – сделать своими и через включение их в сферу своей принадлежности использовать по собственному усмотрению. Отношения присвоения непосредственно связаны с собственностью.

МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ

 

ВОПРОС №3

Экономический интерес - это форма проявления экономических потребностей. Интересы выражают хозяйственную пользу, реализуя которую субъект обеспечивает самостоятельность и саморазвитие.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов предопределена, с одной стороны, объективными условиями производства, с другой мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса - объективной и субъективной приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.

Специфика структуры экономических интересов в современном мире определена нарастающим значением экономического интереса государства, являющегося основой национального интереса. Государство непосредственно реализует общественный экономический интерес через механизм создания государственной системы гарантий для населения; организует и финансирует социально-культурные сферы деятельности; участвует в социальном согласовании интересов работников и предпринимателей (система трипартизма); формирует и реализует социально-экономические программы. Экономический интерес государства проявляется также в функционировании государственного сектора экономики.

Важной составляющей в структуре экономических интересов в современном мире является взаимодействие экономических интересов наемного работника и работодателя. Объективный процесс эволюции производственных отношений и трансформации экономических интересов приводит к разрешению противоречий экономических интересов «работник - работодатель» через механизм социального партнерства. Трансформация экономических интересов в современной экономике приводит к формированию отношений социального согласия и, в конечном счете, к социальной стабильности в обществе.

 

 

ВОПРОС №4

Предмет экономики как науки определился не сразу. Он является результатом длительного исторического развития. В нем можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономия как наука о домоводстве, домашнем хозяйстве возникла в античном обществе. Такое её понимание представлено Ксенофонтом (430-354 до н. э.). Аристотель (384-322 до н. э.) определил экономику как науку о богатстве, сформулировал начала теории стоимости, цены и денег. Это представление науки не изменилось и в Средневековье (V-XVI вв.). Экономические проблемы по-прежнему рассматривались с позиции моральной справедливости и общего блага как конечного критерия деятельности людей. При этом в экономии нормативный аспект исследования преобладал над позитивным.

Становление капитализма (XVII-XVIII вв.) предопределило возникновение политической экономии, как самостоятельной науки. В центре её внимания первоначально находилась сфера обращения, а не сфера производства. Первая школа политической экономии названа «Меркантилизм ». Её представители: английский экономист Томас Мэн (1571-1641), французский экономист Жан Батист Кольбер (1619-1683), русский экономист Иван Тихонович Посошков (1694-1774). В 1615 г. был опубликован «Трактат политической экономии» Антуана де Монкретьена (1575-1621), давший название будущей науке. Слово «политическая» в названии науки означает искусство управления государственным, общественным хозяйством. Целью исследования был поиск источников богатства, главными формами которого считались благородные металлы (золото и серебро). Объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом внимания – движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилистами было предложено введение таможенных пошлин, ставших инструментом политики протекционизма.

Дальнейшее развитие капитализма обусловило формирование классической политической экономии. Ее первыми представителями стали Уильям Пети (1623-1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646-1714) во Франции. Они высказали идею об определении стоимости товара трудом и о сфере производства, как источнике капиталистического богатства.

Представители французской классической политической экономии – физиократы (Ф. Кене, А. Тюрго) – источник прироста капитала стали искать за пределами сферы обращения – в земледелии. Глава школы Франсуа Кенэ (1694-1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель в виде «экономических таблиц».

Распространение мануфактурного и становление машинного производства означали создание материально-технической базы, адекватной капитализму. Сформировалась классическая английская политическая экономия. Её представители увидели источник капиталистического богатства уже в сфере производства. Адам Смит (1723-1790) выяснил условия производства и накопления богатства, показал значение разделения труда для развития производительных сил. Давид Риккардо (1772-1823) обратил особое внимание на распределение, показал экономическую противоположность классов буржуазного общества. С. Де Сисмонди (1773-1842) исследовал рост капиталистического богатства, соотнесенный с динамикой населения, с размерами его потребления.

Экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы породили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. В науке сформировался переход от политической экономии богатства к политической экономии труда.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) – создатели пролетарской политической экономии и авторы учения о двойственном характере труда и теории прибавочной стоимости. Они рассмотрели систему категорий и законов капиталистического способа производства с позиции рабочего класса. Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Со 2-ой половины XIX в. капитализм утвердился в развитых странах. Вследствие этого разработки общих принципов политической экономии уступили место исследованиям различных проблем экономической практики. На смену качественному анализу (отвечающему на вопрос «что это?») приходит анализ количественный (сколько? и почему?). Меняется само название науки. «Политическая экономия» вытесняется понятием «Экономикс». Под экономикс понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных благ, их распределения и обмена между субъектами общества в целях потребления. Автором нового названия стал основоположник неоклассического направления Альфред Маршалл (1842-1924). Предметом его анализа стала теория цены. Механизм ценообразования рассматривался (как и А. Смитом), как соотношение спроса и предложения. Но в основе его теории спроса была использована концепция маржинализма (учение о предельной полезности), а в основе теории предложения – концепция факторов производства, дополненная позднее теорией предельной производительности.

После экономических кризисов 20-30-х гг. ХХ в. невозможно стало не замечать влияние монополий на ценообразование. В 1933 г. вышли в печать соответствующие исследования Э. Чемберлена, Дж. Робинсон. Но наиболее значимой оказалась теория Дж. М. Кейнса (1883-1946), ставшая основой нового направления экономической мысли. В центр внимания кейнсианства были поставлены проблемы макроанализа. Нормативный аспект исследования поставлен в зависимость от позитивного. Обоснована необходимость активной регулирующей роли государства в смешанной экономике.

Однако 70-е гг. ХХ в. стали периодом разочарования в кейнсианстве. Предлагаемые рецепты оказались неэффективными для того, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, сокращение производства и увеличение безработицы. Новые направления неоклассики (монетаризм, новая классическая экономика, неоинституционализм) своими идеями заметно потеснили кейнсианство.

Таким образом, в истории экономической мысли понимание и определение предмета экономической теории, как особой сферы научного знания, претерпело длительную эволюцию: от свода знаний о домоводстве, богатстве, деньгах, экономической политике государства до науки о законах, управляющих производством, обменом, распределением, о производственных отношениях.

Главная задача экономики как науки — понять объяснить, как устроена и действует экономика-хозяйство, а так же, как она должна работать, чтобы обеспечить людям достойный уровень жизни.

Функции экономики:

1. Познавательная функция. Описание и объяснение экономических процессов и поведения хозяйствующих субъектов

2. Методологическая функция. В процессе познания экономической жизни общества экономисты разрабатывают методы эффективной организации производства товаров и услуг.

3. Критическая функция. Сущность данной функции состоит в выявлении достижений и недостатков ведения хозяйства: домашнего, производственного, национального и мирового.

4. Прагматическая функция. Экономическая теория является основой для принятия эффективных решений по производству, обмену и потреблению товаров и услуг.

5. Прогностическая функция. Результаты исследования хозяйственной деятельности людей позволяют экономистам сделать прогнозы экономического развития общества.

6. Образовательная функция. Экономическая теория предо­ставляет знания, формирует экономическое мышление и культуру многих людей, желающих научиться творчески решать свои жизненные проблемы.

7. Идеологическая функция. Суть данной функции за­ключается в создании мировоззренческой системы, которая обеспечивает моральную уверенность людей в их будущем.

 

 

ВОПРОС №5

 

Методология экономики

Каждая наука познаёт свой предмет исследования посредством соответствующих методов, средств и способов, применяемых в процессе исследования. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. К ним можно отнести:

- метод научной абстракции;

- метод анализа и синтеза;

- метод индукции и дедукции;

- метод позитивного и нормативного анализа;

- метод функционального анализа;

- метод экономико-математического моделирования и т.д.

Метод научной абстракции (метод абстрагирования) - позволяет в ходе научного познания выявить главные, сущностные элементы и стороны экономической действительности и отвлечься от второстепенных и малозначащих свойств. Результатом операции абстрагирования становятся научные абстракции - понятия, категории, законы науки, т.е. понятийный аппарат, использующийся в экономической науке для анализа хозяйственных вопросов, их характеристик, выявления закономерностей развития общества.

Научной абстракцией называются обобщенные понятия (деньги, товар, рабочая сила, и т.д.) выработанные людьми путем мышления отвлеченного от непосредственно конкретного изучения явления, а исходным пунктом научного познания является объективная реальность. И этой реальностью выступает экономическая жизнь человеческого общества. Если это объективная реальность, то она не зависит от воли и сознания человека одновременно с тем, что эта реальность складывается из осознанных поступков и деятельности индивидов.

Анализ и синтез - важнейшие инструменты проникновения в сущность экономической действительности. При анализе объект исследования пытаются разделить на составляющие его части и изучить в отдельности. При синтезе соединяется в единое целое информация, характеризующая отдельные объекты исследования.

В процессе анализа мышление от видимого конкретного идет к абстрактному мышлению, расчленяя исследуемые элементы на его простейшие части и стороны. В процессе синтеза познаваемые явления исследуются во взаимной связи составляющих его сторон в движении и противоречии, в результате чего открываются пути и формы разрешения противоречий, а следовательно, развития явлений. Имеется еще 2 элемента - качественный и количественный анализ. Это связано с тем, что любому экономическому явлению присущи качественная и количественная определенность.

Научная индукция предполагает опытное изучение явлений, в ходе которого совершается переход отдельных фактов к общим выводам. Дедукция - получение частных выводов на основе общих положений. Индукция и дедукция находятся в неразрывном единстве.

Позитивный подход констатирует реальное положение вещей независимо от того, как оценивают его люди.

Нормативный подход даёт оценку какому-либо явлению. Метод функционального анализа позволяет установить взаимосвязи между различными экономическими процессами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: