Лабораторное занятие № 1




«Современный русский литературный язык»

Цель – расширить и закрепить знания о сущности, структуре, статусе, функциях современного русского литературного языка.

1. Раскройте содержание всех определений в понятии современный русский литературный язык. Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?

2. Отметьте в данном тексте предложения, указывающие на коммуникативную, эмоциональную, волюнтативную и другие функции языка:

«Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражают любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим слово «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да» и «нет». Это языком приказывают войскам победить» (Г.Фигейреду «Лиса и виноград»).

3. Раскройте содержание понятия «система языка».

4. Назовите и охарактеризуйте основные единицы языка. Что является основой их выделения и противопоставления?

5. Что такое слово? Чем оно отличается от меньших языковых единиц (аффиксов) или от сочетаний слов (анютины глазки, белая горячка)? Какое место занимает слово в системе языковых единиц русского языка?

6. Какие разделы включает в себя наука о языке?

7. Какими свойствами обладает языковой знак?

8. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная); мир (спокойствие) – мир (Вселенная)?

9. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?

10. Назовите и охарактеризуйте функции языка.

11. Назовите основные признаки литературного языка.

12. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка (для справок: диалекты, просторечие, жаргон, литературный язык). Какие формы существования языка представлены в данных примерах? Исправьте ошибки и расклассифицируйте их на фонетические, морфологические, лексические: шОфер, друшлаг, полОжить, делов, пинджак, Ехай, адресант выбыл, двух тысячи восьмой год, офигенно долго, пара носок, покрыть крышу толью, зелёное Сочи, мотор заглохнул.

13. Придайте каждому предложению литературную форму. Определите, в чём особенности бытовой разговорной речи. Мне от головной боли. Он и второй завалил, теперь отчислят. Напротив живёт – замуж вышла. Дома забыл чем писать. Мы заняли на машину.

14. Измените слово или подберите родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой слог корня. Какое орфографическое правило вы применили для безошибочного написания слов? Ударение во всех словах обозначьте. Выделите корни. Найдите сложные слова, укажите соединительные гласные.

Ст..р..на, п..л..са, б..р..на, м..л..дая, г..л..дать, з..л..неть, хл..п..тать, н..б..са, в..д..хр..нилище, в..сьмич..совой, д..м..вл..делец, г..л..са, пл..м..на, п..сьм..на, врем..пр..пр..в..ждение, м..лч..ливый, р..зн..бразный, м..л..дец.

15. Укажите несколько слов, которые состояли бы из одних открытых слогов, являющихся одновременно прикрытыми.

Разделите слова на слоги и определите характер слогов.

Касса, маятник, боюсь, волна, майолика, иллюзия, известный, затхлый, пестрота, певчий, районный, война, объявление, искренний, праздник.

16. Проанализируйте слова иноязычного происхождения. Как регулировать правописание безударных гласных в них? По любому толковому словарю установите значения слов. Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами.

Абонент – абонемент, аккомпанемент – аккомпанировать, ангажемент – ангажировать, делегат – делегировать, дезинсекция – дезинсектировать, депонент – депонировать, тренер – тренировать, никелевый – никелировать, делегат – делегировать, компостер – компостировать, депонент – депонировать, лидер – лидировать, аромат – фимиам, панорама – пейзаж, интеллект – интеллигент.

Как называются отмеченные выше пары слов?

17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым словом напишите проверочное, поставив ударение.

Прим..рять платье, прим..рять друзей; пос..деть от горя, пос..деть вдвоём; об..жать вокруг дерева, об..жать младших; зап..вать водой, зап..вать песню; отв..рить макароны, отв..рить калитку; ум..лять о помощи, ум..лятъ значение; прож..вать пищу, прож..вать в данной местности; пол..скать рот, пол..скать собаку; прив..дение примеров, прив..дение старого замка; обв..вать ветром, обв..вать шпагатом; посв..тить рассказ сыну, посв..тить фонариком; разв..ваться над зданием, разв..ваться быстро.

18. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В случае необходимости обращайтесь к орфографическому словарю.

Г..гемония, к..мп..новка, к..мпанейский (общительный), к..мпанейщина, кают-к..мпания, к..т..строфа, к..р..пуз, зак..выка, к..вычки, д..т..ктив, предв..рительный, к..горта, экспл..атация, нав..ждение, к..рзина, п..р..ферия, ижд..венец, в..н..грет, гл..циния, б..чевать, д..ф..цитный, инт..лл..гент, об..яние, д..р..жёр, ур..ган, см..тение, ф..л..телист, эксп..ранто, эст..када, эт..ка, эксп..р..мент, доск..нально, п..ликан, инг..ляция, б..рдюр, п..н..рама, п..скарь, бр..олин, инъ..цировать, бр..вада, д..пазон, ман..фест, п..л..садник, к..лымага, м..н..нгит, н..ллифицировать, н..мерованный, в..рн..саж, д..з..ртир, д..ректива, грим..ровать, б..дминтон, к..б..ла, дон..р, с..дом (беспорядок), бр..кет, в..яж, ад..птация, с..кр..ментальный, пр..стиж, к..томка, акк..мп..н..мент, к..т..строфа, к..морка, ап..лляция, к..мп..нсация, к..лач, м..херовый.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: