Раздел IV. Выполнение международных договоров Российской Федерации




Статья 31. Выполнение международных договоров Российской Федерации
1. Международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.
2. Российская Федерация до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.
3. Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Статья 32. Обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Российской Федерации, обеспечивают выполнение обязательств Российской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств.
3. Органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров Российской Федерации.
4. Общее наблюдение за выполнением международных договоров Российской Федерации осуществляет Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Статья 33. Меры, принимаемые в случае нарушения международного договора Российской Федерации другими его участниками
В случае нарушения обязательств по международному договору Российской Федерации другими его участниками Министерство иностранных дел Российской Федерации либо другие федеральные органы исполнительной власти совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации представляют в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором, Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора.

Статья 34. Соответствие международных договоров Конституции Российской федерации
1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным конституционным законом, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу для Российской Федерации международных договоров либо отдельных их положений, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с заключением международных договоров Российской Федерации.
2. Не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме

международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития

государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных

двусторонних и многосторонних международных соглашениях. В

качестве-общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в

Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать

условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к

обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного

права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединенных Наций

добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства,

чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из

принадлежности к составу Членов Организации». Развитие международного права со

всей очевидностью подтверждает универсальный характер рассматриваемого принципа.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, «каждый действующий

договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Более того, «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в

качестве оправдания для невыполнения им договора». Сфера действия

рассматриваемого принципа заметно расширилась в последние годы, что получило

отражение в формулировках соответствующих международно-правовых документов. Так,

согласно Декларации о принципах международного права 1970 года, каждое

государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в

соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и

принципов международного права, а также обязательства, вытекающие из

международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и

нормам международного права. Авторы декларации стремились подчеркнуть

необходимость добросовестного соблюдения прежде всего тех обязательств, которые

охватываются понятием «общепризнанные принципы и нормы международного права» или

вытекают из них. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 года

государства-участники согласились «добросовестно выполнять свои обязательства по

международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных

принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают

из соответствующих международному праву договоров или других соглашений,

участниками которых они являются». Обязательства «по международному праву»

безусловно шире обязательств, «вытекающих из общепризнанных принципов и норм

международного права». Кроме того, в последние годы государства принимают, в

частности, на региональном уровне важные документы, которые, строго говоря, не

являются их обязательствами «по международному праву», но которые они тем не

менее намерены строго выполнять. Для Европы — это документы, принимаемые в

рамках хельсинкского процесса. В Итоговом документе Венской встречи

представителей государств — участников СБСЕ сказано, что они «вновь подтвердили

свою решимость полностью выполнять в одностороннем, двустороннем и

многостороннем порядке все положения Заключительного акта и других документов

СБСЕ». В различных правовых и социально-культурных системах существует свое

понимание добросовестности, что непосредственным образом отражается на

соблюдении государствами принятых обязательств. Концепция добросовестности

получила закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях

Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т, д. Однако следует

признать, что определение точного юридического содержания понятия

добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности. Представляется,

что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской

конвенции о праве международных договоров, главным образом разделов «Применение

договоров» (ст. 28—30) и «Толкование договоров» (ст. 31—33). Применение

положений договора во многом определяется его толкованием. С этой точки зрения

логично предположить, что добросовестным будет применение договора, который и

истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует

придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей

договора). Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что

рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам,

заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный

международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как

таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединенных Наций «основана

на принципе суверенного равенства всех ее Членов», которые, в свою очередь,

приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями

на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Следует

считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является

недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или

пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава.

Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме

международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве

международных договоров. В правовых и политико-правовых документах последнего

времени все чаще указывается на связь между обязанностью добросовестного

соблюдения международных договоров и внутренним нормотворчеством государств. В

частности, участники Венской встречи в Итоговом документе 1989 года согласились

«обеспечивать, чтобы их законы, административные правила, практика и политика

сообразовывались с их обязательствами по международному праву и были

гармонизированы с положениями Декларации принципов и другими обязательствами по

СБСЕ». Подобного рода формулы свидетельствуют о расширении сферы применения

принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.

 

Одной из главнейших организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества является такой субъект международного права, как международные организации.

Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: во-первых, "внутреннее право" организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения) и, во-вторых, "внешнее право" организации (нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями).

Нормы права международных организаций преимущественно являются договорными нормами, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международныхорганизаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международнымиорганизациями 1986 г., соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.

Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств на создание международной организации может быть зафиксировано двумя способами:

1) в международном договоре;

2) в решении уже существующей международной организации.

ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, "правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации". Пункт 1 ст. 2 Конвенции гласит, что "правила организации" означают, в частности, учредительные акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации.

Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства в государствах (например, информационные центры ООН) и обмениваются представителями между собой. Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.)

Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

Каждая международная организация располагает финансовыми средствами, которые хотя и складываются в большей части из взносов государств-членов, но расходуются исключительно в общих интересах организации. Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств.

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии.

По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные международные организации. Последние, хотя и играют значительную роль на международной арене, не рассматриваются в качестве субъектов международного права, поскольку создаются не государствами, а юридическими лицами различных государств.

По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

По характеру полномочий можно выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому союзу (ЕС).

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей).

Под органом международной организации понимается составная часть международной организации, ее структурное звено, созданное на основании учредительного или иных актов международной организации, наделенное определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладающее внутренней структурой и имеющее определенный состав.

Органы международных организаций можно классифицировать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).

Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств.

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организации.

Решения международных организаций принимаются ее органами. Решение международной организации можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Процесс формирования решений зависит от многих факторов: положений учредительного акта, правил процедуры, состава органа, расстановки политических сил внутри него.Процесс формирования решения начинается с проявления инициативы. Она может исходить от государства, от группы государств, от органов или должностных лиц международной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы. Но в ряде случаев он может внести на обсуждение и проект будущего решения. Свои проекты решений могут вносить и другие государства, а также группы государств.В международных организациях широко применяется практика привлечения к проектам соавторов. При этом следует иметь в виду, что, если соавторами выступает слишком много стран, возникают трудности с согласованием каждого положения внесенного проекта. Здесь в каждом конкретном случае требуется взвешенный подход.Следующий этап формирования решения — внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии, дополнительные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты — менее чем за 30 или во время очередной сессии. Генеральный комитет, руководящий работой сессии, рассматривает предварительную повестку дня вместе с дополнительными пунктами и по каждому пункту дает рекомендацию о включении в повестку дня, либо отклонении, либо переносе на последующие сессии. Затем Генеральная Ассамблея принимает повестку дня. В специализированных учреждениях ООН обычно исполнительные органы подготавливают повестку дня пленарных органов.После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов. После этого вопрос снова представляется на рассмотрение полномочного органа. Например, по правилу 65 Правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН она, если только не решит иначе, не принимает окончательного решения ни по одному вопросу, стоящему на повестке дня, до тех пор, пока не получит по нему доклад соответствующего комитета. В большинстве международных организаций решения, прежде чем они выносятся на обсуждение пленарного органа, передаются на рассмотрение вспомогательных органов, где по существу и вырабатывается проект решения, выявляются его сторонники и противники. Поэтому работе вспомогательных органов уделяется большое внимание. Важное место в процессе формирования решений международных организаций занимает этап обсуждения. Будь то в глазных или во вспомогательных органах, это обсуждение имеет непосредственное политическое значение и конкретный юридический результат: будет ли поставлен на голосование проект решения или резолюции. Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. Лишь в органах со взвешенной системой принятия решений голоса государств разнятся в зависимости от принятых в организации критериев. Например, в финансовых организациях системы ООН каждое государство имеет количество голосов, пропорциональное его взносу. В правилах процедуры каждого органа устанавливается кворум, необходимый для принятия решений и составляющий чаще всего простое большинство членов органа. Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В XIX веке решения в международных организациях в большинстве случаев принимались на основе принципа абсолютного единогласия. Однако практика показала неудобство такого метода принятия решений, так как даже одно государство могло сорвать всю работу органа. Поэтому постепенно международные организации перешли к относительному единогласию, простому и квалифицированному большинству. Принцип относительного единогласия требует положительного голосования членов органа без учета отсутствующих или воздерживающихся от голосования членов. Такова была, например, практика голосования в Совете и Ассамблее Лиги Наций. Простое и квалифицированное большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство — только присутствующих и голосующих «за» или «против». В некоторых случаях решения в органах международной организации могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. Такие методы принятия решений применяются чаще всего в отношении процедурных вопросов. В практике деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств — членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.

 

Помимо штаб-квартиры организации в Париже, существует целый ряд региональных, кластерных и национальных офисов ЮНЕСКО, созданных в рамках стратегии децентрализации и обеспечивающих её эффективное присутствие во всех регионах и областях, а также связь с агентствами ООН и другими организациями-партнёрами. Административную поддержку сети обеспечивает координационное бюро ЮНЕСКО (англ. Bureau of Field Coordination)[ю. 32]. Связь с ООН поддерживается в офисах организации в Женеве и Нью-Йорке[ю. 33].

[править]Устав

Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции 16 ноября 1945 года и вступил в силу 4 ноября 1946 года после сдачи на хранение актов о его принятии двадцатью подписавшими его государствами[3], что соответствует главе XV устава[ю. 49]. В преамбуле устава говорится, что «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира»[ю. 50]. Поправки в устав вносились на 22 генеральных конференциях. Последние поправки были внесены на 31 сессии Генеральной конференции[ю. 49].

Устав состоит из 15 глав, которые определяют цели и обязанности организации (глава I), членский состав и представления докладов (главы II, VIII), основные органы организации (главы III, IV, V, VI) и национальные сотрудничающие органы (глава VII), бюджет (глава XI), взаимоотношение с ООН и другими организациями (главы X, XI), правовой статус (глава XII), поправки (глава XIII), толкование (глава XIV) и вступление в силу (глава XV). Последняя глава также утверждает, что устав, открытый для подписания, хранится в архиве правительства Великобритании[ю. 49].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: