Методические рекомендации по изучению темы




Используя не только учебную литературу, но и современную публицистику, постарайтесь оценить роль межкультурных и межконфессиональных диалогов в современном мире.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте оценку возможности «понять и принять другого» в межкультурных диалогах современного мира.

2. Проблема «Диалога культур» и истоки культуры диалога

3. «Этика диалога» в трудах М. Бубера, М.М. Бахтина, Г. Марселя, М. Хайдеггера.

4. Общение и взаимопонимание культур: взгляды на проблему.

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

Как правило, контрольные работы студентами выполняются в форме реферата. Реферат обычно пишется в процессе изучение одной из важных учебных проблем курса культурологии. Цель контрольной работы (реферата) при этом - показать, как осмыслена эта проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу. Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:

¾ изучение литературы по намеченному вопросу;

¾ изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;

¾ сбор и обобщение материала;

¾ составление плана контрольной работы (реферата);

¾ написание контрольной работы (реферата);

¾ оформление контрольной работы (реферата).

Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.

При оценке контрольной работы (реферата) опираются на следующие критерии:

¾ сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;

¾ составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

¾ удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

¾ умеет ли автор анализировать материал;

¾ отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

¾ овладел ли студент навыками осмысления феноменов культуры;

¾ достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

¾ какие методы в работе над контрольной работой (рефератом) он использовал;

¾ насколько самостоятельно он выполнил работу;

¾ правильно ли оформлены: реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.

 

Составление списка использованной литературы

Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы, где освещен вопрос, по которому должен быть подготовлен реферат. В программе курса культурологии по каждой теме есть краткий список рекомендуемой литературы. Можно начать с него, затем подойти к преподавателю и посоветоваться с ним о том, какой литературой лучше воспользоваться и где ее найти. В каждой библиотеке есть алфавитный, систематический, электронный каталоги, где можно подобрать нужную литературу, если уметь ими пользоваться. За советом можно также обратиться в информационно-библиографический отдел библиотеки. В этом отделе университетской библиотеки (220 «В») есть компьютер, введя в который ключевое слово, можно получить список литературы и журнальных статей по интересующей теме.

Для начала поиска библиографической информации можно также воспользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями, где в конце статей, как правило, дается список дополнительной литературы. Например, нужно написать реферат по теме «Народная смеховая культура эпохи Возрождения». В названии темы есть два ключевых термина: «смеховая культура» и «Возрождение». Можно начать с Большой Советской энциклопедии и найти там статью «Возрождение», в конце которой дан список литературы по Возрождению. Сложнее со «смеховой культурой», такого термина в энциклопедии нет, но преподаватель порекомендует книгу М. М. Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса” (М., 1965) и Д. С. Лихачева «Смех в Древней Руси» (Избранные работы: в 3 т. Л., 1987. Т. 2. С. 343-417).

При работе по темам, связанным с древними культурами, полезно обратиться к энциклопедии «Мифы народов мира» в 2 томах (М., 1980-1982) и найти статью, излагающую мифологию нужного народа или страны; в конце статьи есть список дополнительной литературы, где эти мифы излагаются более подробно.

 

Сбор материала

Материал для контрольной работы (реферата) собирают из той литературы, которая порекомендована руководителем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному. Одни монографии и статьи нужно читать, штудировать внимательно, конспектируя (если книга является собственностью автора, можно делать подчеркивания карандашом, в библиотечных книгах это запрещено). Другие же только просматривать в поисках любопытных деталей и фактов и делать выписки. Полезно научиться скорочтению, чтобы ускорить темпы переработки литературы (См.: Лиу М. и Э. де. Как научиться быстро читать // Димнет Э Искусство думать. Лиу М. и Э. де. Как научиться быстро читать. Минск, 1996. С. 187-491).

В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект - это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов. Второй тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. Третий тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов. И четвертый - предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы.

Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме реферата имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме реферата много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания.

Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата. Например: Свасьян К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории.- М., 1993.- Т.1: Гештальт и действительность.- С. 27.

Выписки делают на отдельных листках, сверху крупными буквами, можно цветным фломастером, указывают ключевое слово, к которому относится выписка. Выписки, относящиеся к выбранной теме, можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл. Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения, которые приходят в голову в связи с чтением литературы.

Если время терпит, то можно накапливать материалы достаточно долго, складывая в папку даже те выписки, которые относятся к теме косвенно, но когда срок сдачи реферата приближается, приходится ускорять работу по сбору материала и его систематизации, обобщению и составлению плана реферата.

 

Осмысление и систематизация материала

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.

Немного сложнее это сделать на экране компьютера, потому что одновременно не вывести в поле зрения все подготовленные тексты, приходится опираться на память.

Как осмысливается материал?

Сначала уясним себе, что значит - осмысление, что такое - смысл? М. М. Бахтин на этот вопрос ответил так: смысл - это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысление - это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора реферата должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл.

Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?» Ответы должны быть обоснованными, то есть, представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.

Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно ставят перед собой историки - описать, как это было «на самом деле». Но этого недостаточно, для культурологии нужно обнаружить перспективы, отдаленные последствия описываемых феноменов и процессов. Лишь после этого можно говорить, что работа выполнена до конца.

 

Составление плана реферата

План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями: первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов реферата;второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;третий - смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1). Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается краткий обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2). Основная часть реферата обычно состоит из глав и параграфов. При этом нужно отметить, что цитата с оценочным суждением не считается аргументом, хотя приведением суждений авторитетных ученых часто злоупотребляют, считая, что чем авторитетнее мнение, тем оно убедительнее. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3). Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы, ибо нередко реферат перерастает в курсовую или дипломную работу. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия. Иногда приходится менять название реферата, но в этом случае необходимо согласовывать его (новое название) с руководителем.

 

Написание контрольной работы (реферата)

Когда материал собран, осмыслен, составлен план, - можно приступать к изложению.

Существует два обычных метода работы над рефератом. В первом случае начинают последовательно писать весь текст от введения до заключения. Преимущества такого последовательного изложения в связности и логичности текста, где все взаимосвязано и следует одно за другим. Однако многие предпочитают работать с ножницами и клеем. Написав страницу, обнаруживают, что нужно разъяснить и дополнить какое-то место. Разрезают страницу и вклеивают дополнение или необходимую цитату. После этого реферат приходится переписывать набело. Для тех, кто привык работать именно так, методом «мозаики», великолепные возможности предоставляет компьютер, где можно легко вставлять и переставлять куски текста, цитаты с одного места на другое, дописывать и переписывать фрагменты текста.

Надо заметить, что в последние годы на рынке появились готовые рефераты на компакт-дисках по наиболее распространенным темам, которые подготовлены студентами и аспирантами столичных вузов и собраны в так называемую «Московскую коллекцию рефератов», доступную через Интернет.

Преподаватели обычно просматривают такие компакт-диски с рефератами и поэтому впоследствии легко отличают списанный чужой реферат от самостоятельно подготовленного (критерии различения есть, но они держатся в секрете). Кроме того, каждый преподаватель предлагает студентам свои формулировки тем рефератов, которые редко совпадают с теми, что есть на CD. Поэтому лучше все-таки работать самостоятельно, а не пользоваться чужими заготовками.

Конечно, писать самому трудно, но контрольные работы (рефераты) для того и используются в учебном процессе, чтобы помочь студенту выработать навыки письменного и устного изложения результатов самостоятельного осмысления собранного материала.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление на семинарском занятии должно отвечать этим требованиям. Местоимение «я» в реферате, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо «я думаю», «я считаю», следует употреблять выражения: «думается, что...», «есть основания предполагать, что...», «логично предположить, что...». Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют «переводчика». Точно так же и в письменном реферате недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля.

Существуют неписаные нормы употребления цитат в тексте рефератов: на одной странице их не должно быть более трех, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

В реферате по культурологии могут быть иллюстрации, сделанные на ксероксе, сканере. Их вклеивают в текст или помещают на дополнительных листах после основного текста (приложения).

 

Правила оформления

Реферат выполняется на стандартных листах формата А 4, которые сшиваются любым способом слева, помещаются в обложку. Реферат может быть выполнен от руки (разборчивым почерком), на пишущей машинке или на компьютере на одной стороне листа (размер шрифта 14 через 1.5 интервала, поля -2х2; 2,5х1). Страницы реферата должны быть пронумерованы сверху на середине страницы, на титульном листе номер страницы не указывается, но он учитывается в общем числе страниц. Оборотная сторона каждого листа остается чистой. Примерный объем реферата - 20-25 страниц.

Ссылки на использованную литературу (ГОСТ Р7.0.5-2008)обязательны, ибо в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Существуют правила цитирования:

1) заключать чужой текст в кавычки, а внизу страницы под чертой делать точную ссылку на издание, из которого взята цитата;

2) ссылка необходима и в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами, в этом случае она предваряется пометкой См.;

3) цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием;

4) допускается замена устаревших форм написания современными, с обязательной оговоркой;

5) если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора реферата.

Библиографическое описание выполняется в соответствии с принятыми правилами. На первом месте указывается фамилия автора книги, из которой взята цитата, затем инициалы. Потом следует название книги без кавычек. Если же это сборник, содержащий статьи многих авторов, то сначала указываются фамилия и инициалы автора, затем название статьи. Потом, после двух косых черточек указывается название сборника. Далее указывается место издания, после точки и запятой год издания (название издательства в библиографических описаниях указывается не всегда, обычно его указывают при составлении списка литературы в конце реферата (Гост 7.1-2003).

 

Тема контрольной работы выбирается следующим образом: если Ваша фамилия начинается на букву от А до Г, то выбираете любой номер от 1до 22; и соответственно -

от Д до З –№ 23-45;

от И до Л -№ 46-68;

от М до П - № 69 – 91

от Р до У - № 92 – 114

от Ф до Ч - № 115 – 137

от Ш до Я - № 138 - 160

 

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ РЕФЕРАТОВ

1. Культурология и её место в системе гуманитарных наук.

2. Понятие культуры. Культура как единство деятельности и ценностей.

3. Культура и общество. Социальные функции культуры.

4. Системный и структурно-функциональный подходы к изучению культуры. Функции культуры.

5. Культура как знаково-символическая система.

6. Проблема единства мирового культурного процесса.

7. Культура и природа.

8. Культура и цивилизация.

9. Культура и религия

10. Культура и мораль.

11. Культура и политика.

12. Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.

13. Культура народная, элитарная и массовая.

14. Основные подходы к изучению культуры и специфические методы её изучения.

15. Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.

16. Культура, культуры и субкультуры. Социальная дифференциация и стратификация культуры.

17. Культура и повседневность.

18. Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.

19. Культура и личность. Культурная идентичность, инкультурация, культурная компетентность.

20. Субъект культуры.

21. Культурная коммуникация. Эволюция способов и средств коммуникации в её значении для культуры.

22. Истина и знание в культуре. Связи культуры с наукой и образованием.

23. Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).

24. Хронотоп культуры.

25. Культурогенез как особый тип культурной динамики.

26. Культура и процессы глобализации в современном мире..

27. Социальные институты культуры и их значение. Памятники культуры.

28. Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.

29. Культура и пол. Гендерная проблематика в культуре.

30. Культура свободного времени и личность.

31. Культура современного города и человек.

32. Культура современного села и человек.

33. Молодёжная культура в современных условиях.

34. Модернизм и постмодернизм в культуре ХХ века.

35. Структурализм и постструктурализм М. Фуко.

36. Российский постмодернизм.

37. Симулякры и симуляции в концепции Ж. Бодрийяра.

38. Культурологические концепции Ж. Делёза.

39. Классификация постмодернистских теорий. Концепция «точного» постмодернизма Ж.-Ф. Лиотара.

40. Культура постиндустриального и информационного общества.

41. Мифология как форма самосознания культуры.

42. Миф как символическая форма.

43. Язык как символическая форма

44. Человек в символическом мире культуры

45. Герменевтика культуры

46. Феноменология культуры

47. Семиотика культуры и искусства

48. Циклическая концепция культуры (Д. Вико.Основания Новой науки об общей природе вещей)

49. Циклический подход в оценках мыслителей.

50. Диффузионизм и культурные контакты

51. Соотношение культурологи и культурной антропологии

52. Наука и техника: культурное измерение.

53. Компьютеризация, и её социокультурные последствия.

54. Искусство в системе духовной культуры

55. Осмысление культуры в Новое время.

56. Развитие взглядов на культуру в эпоху Просвещения.

57. Проект Просвещения. Концепция линейного развития культуры.

58. «Классическая модель» культуры.

59. Культурологическая концепция романтизма как реакция на эпоху Просвещения.

60. Проблемы культуры в классической немецкой философии.

61. Культура и её критика у З. Фрейда. Механизм сублимации.

62. Критическая концепция культуры Ф. Ницше.

63. Сущность и трагедия культуры в трактовке Г. Зиммеля.

64. Критическая концепция Франкфуртской школы.

65. Эволюционистская концепция Г. Спенсера.

66. Теория эволюции Л. Уайта.

67. Циклически-волновая концепция социокультурного развития П. Сорокина.

68. Модели культурного роста А.Л. Крёбера.

69. Культура как универсальный феномен в трудах Б. Малиновского.

70. Критика современной культуры Г. Маркузе и Ю. Хабермасом (сопоставительный аспект).

71. «Человек структурный» (о культурологической теории Р. Барта).

72. Й. Хейзинга как критик современной культуры.

73. Гуманистические идеи о культуре и духовности Н.К. Рериха.

74. Претензии Востока к Западу (комментарий к книге А.А. Тойнби «Цивилизация перед судом истории»).

75. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры).

76. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

77. Эволюционизм как теория культуры.

78. Концепция культуры евразийства

79. Основные тенденции культуры в эпоху глобализации.

80. Плюрализм как черта универсальной культуры.

81. Постмодернистские концепции культуры.

82. Культурологические идеи К.Г. Юнга.

83. Игровая концепция культуры Й. Хейзинга.

84. Этногенез и концепция культуры Л. Гумилёва.

85. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

86. А. Тойнби о причинах развития культуры.

87. Культура и цивилизация. Концепция О. Шпенглера.

88. Взгляды К.Ясперса на мировой культурный процесс.

89. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

90. Культурная картина мира

91. Миф как выражение синкретизма первобытного сознания.

92. Ранние формы религиозных верований.

93. Древнеегипетская мифология и религия.

94. Религиозная реформа Эхнатона.

95. Искусство Древнего Египта, его особенности.

96. Научные достижения древних египтян.

97. Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру.

98. Художественная культура средневековой Индии.

99. Конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая.

100. Влияние даосизма и буддизма на формирование национальных культурных традиций Китая.

101. Красота простоты в изобразительном искусстве Китая.

102. Греческий полис и полисная система ценностей.

103. Агональный характер греческой культуры.

104. Древнегреческая мифология и религия.

105. Представления о прекрасном и его проявления в искусстве Древней Греции.

106. Рождение античного театра.

107. Древнегреческая система образования.

108. Особенности культуры Древнего Рима.

109. Искусство Древнего Рима: заимствования и новаторство.

110. Религиозные представления древних римлян.

111. Кризис античности и возникновение христианства.

112. Роль Византии в формировании христианской культурной традиции.

113. «Знать цветок – значит стать цветком» (душа вещей в культуре Японии)

114. Ислам как мировая религия.

115. Научные знания средневекового арабского мира.

116. Характерные черты западноевропейской средневековой культуры.

117. Народная культура средневековья: карнавал, мистерия, фольклор.

118. Романский и готический стили в искусстве.

119. Идеалы женской красоты европейского Средневековья.

120. Мифология древних славян

121. Исторические особенности русской культуры.

122. Православие: система ценностей и тип личности. Православие в русской культуре.

123. Двоеверие как феномен древнерусской культуры. Культурно-исторические причины и следствия.

124. Идеи русского мессианизма в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

125. Идеалы древнерусского человека в «Поучении» Владимира Мономаха.

126. Концепция «Москвы – Третьего Рима». Её религиозный, политически й и исторический смысл.

127. Смута и русский религиозный раскол – культурно-исторический смысл и значение.

128. Архитектура средневековой Руси.

129. Архитектура древнерусских храмов. Символика, технология, традиция.

130. Русская иконопись.

131. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский: две концепции Святой Руси.

132. «Домострой» как свод нравственно-религиозных принципов ХVI века.

133. Смех и смеховая культура в эпоху Московской Руси.

134. Пётр Великий и его культурный проект России.

135. Восток-Запад как ориентиры культурного развития России.

136. «Всемирная отзывчивость» в творчестве и мировоззрении Пушкина.

137. Традиционность и новаторство Гоголя.

138. Образ России в русской классической художественной культуре (литература, живопись, музыка, театр).

139. Сила и слабость русского авангарда (литература, живопись, музыка, театр – на конкретных примерах).

140. Ю.М. Лотман как исследователь культуры России.

141. Характерные черты ренессансной культуры.

142. Реформация, и её культурное значение.

143. Становление рационалистической картины мира западноевропейской культуры ХVII -ХVIII веков.

144. Просвещение: основные идеи и представители.

145. Художественные стили барокко и классицизм.

146. Русская культуры эпохи Просвещения.

147. Научные открытия и технические революции ХIХ века.

148. Романтизм в европейской культуре.

149. Импрессионизм: творческие принципы и основные представители.

150. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

151. «…В имени всё наше богатство…» (А.Ф. Лосев)

152. Культурный кризис ХХ века: признаки, сущность, оценки.

153. Массовая культура и личность.

154. Семья как дисциплинарное пространство культуры.

155. Формы повседневной культуры. Человек как домашнее существо.

156. Общие признаки искусства модернизма. Основные направления модернизма в живописи.

157. Модели современной культуры в контексте глобализации.

158. Диалог культур Восток-Запад, Север-Юг в условиях глобализации.

159. Человек в культурах Запада и Востока.

160. Задачи сохранения культурного наследия.

 

 

ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1.1. Предмет культурологии, проблематика. Структура и состав культурологического знания

1. История формирования культурологии как гуманитарной науки

2. Этимология слова «культура», изменение смысла этого понятия, начиная с античности и до наших дней

3. Связь представлений о сущности культуры и сущности человека

4. Структура культурологии

5. Методы культурологических исследований

6. Подходы к изучению культуры

 

Тема 2.4. Средневековый тип культуры (культура по выбору:Япония, Византия, средневековая Европа, культура мусульманских стран)

 

 

Культура западноевропейского средневековья

Вопросы для обсуждения

1. Основные черты и категории средневековой культуры

2. Историко-культурные границы средневековья. Социальный состав средневекового общества

3. Картина мира средневекового человека. Формирование нового типа личности

4. Народная культура средневековья. Карнавал. Мистерия.фольклор

5. Художественная культура. Романский и готические стили в европейском искусстве

 

 

Культура Византии

 

Вопросы для обсуждения

1. Особенности византийской культуры

2. Византия – «второй Рим»

3. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство

4. Византийское искусство – сплав античной гармонии и христианского спиритуализма

 

Культура Японии

Вопросы для обсуждения

1. Особенности религиозной жизни Японии. Синтоизм. Буддизм. Амидаизм. Дзэн-буддизм

2. Япония: утончённость и символика традиций

3. Художественная культура Японии. Искусство скульптуры. Японская живопись. Искусство гравюры. Расцвет искусства японских садов.

4. Роль пейзажа как среды жизнедеятельности людей

5. Классический японский театр. ТикамацуМондзаэмон

6. Традиции военных искусств: сумо, нандзя, дзю-до,айки-до, каратэ.

 

 

Культура арабо-мусульманских стран

Вопросы для обсуждения

1. Историческое значение арабской культуры в развитии Европы и Азии

2. Общее и особенное в национальном характере, традициях и этикете арабских стран

3. Происхождение мусульманской религии, её социальные и идейные истоки. Личность Мухаммеда

4. Коран, его состав и содержание. Принципы вероучения и культа

5. Ислам: образ жизни и стиль мышления

6. Мусульманская философия и наука средневековья

7. Семиотика изобразительного искусства ислама

8. Ислам и современный мир

 

 

Тема 2.6. Культура Нового времени

Вопросы для обсуждения

1. Исторические рамки эпохи

2. Противоречия духовной жизни XVII века. Реформация и Контрреформация

3. Барокко и классицизм. «Век театра»; рождение оперы

4. Просвещение: основные идеи и представители

5. Художественная культура XVIII: рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. «Век музыки»

6. Буржуазная Европа XIX века. Формирование культуры индустриального общества

7. Многообразие течений и направлений в искусстве

 

 

Тема 2.7. Культура ХХ века

Вопросы для обсуждения

1. Культурный кризис ХХ века: признаки, сущность оценки.

2. Отражение картины мира в философских концепциях ХХ века (экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм)

3. Возможности и цели научно технического процесса: сциентизм и антисциентизм

4. Искусство ХХ века. Концепция дегуманизации искусства (Хосе Ортега-и-Гассет). Технические виды искусства

 

Тема 2.10. Межкультурные коммуникации

Вопросы для обсуждения

1. Межкультурная коммуникация и культурология

2. Диффузионизм в культурологии и взаимодействие культур

3. Значение контактов между культурами и межкультурные коммуникации

4. Проблема «диалога культур». Истоки культуры Диалога

5. «Этик диалога» в трудах М. Бубера, М.М. Бахтина, Г. Марселя, М. Хадеггераа

6. Культура общения и поведения человека в обществе

 

ВОПРОСЫК ЗАЧЁТУ

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры как объекта гуманитарного знания.

3. Культура как единство деятельности и ценностей.

4. Культурная самоидентичность. Социализация и инкультурация.

5. Культура и общество. Функции культуры.

6. Культура и цивилизация.

7. Антропологические аспекты культуры.

8. Проблема типологии культуры.

9. Этническая, национальная и региональная типологизация культур.

10. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций.

11. Концепция культуры О. Шпенглера.

12. Концепция культуры Н.Я. Данилевского.

13. Концепция культуры А. Тойнби.

14. «Осевое время» в концепции истории К. Ясперса.

15. Культурологические концепции ХХ века (Э.Кассирер, Л.Н. Гумилёв, Й. Хёйзинга, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Сорокин).

16. Основные культурологические течения ХХ века. Франкфуртская школа.

17. Основные культурологические течения ХХ века. Постмодернизм.

18. Эволюционизм как теория культуры.

19. Ранние формы религиозных верований.

20. Миф как синкретизм первобытного сознания.

21. Характерные черты культуры Древнего Египта.

22. Индо-буддийская культурная традиция.

23. Китайско-конфуцианская культура.

24. Античность как тип культуры.

25. Особенности культуры Византии.

26. Культура средневекового арабского востока.

27. Характерные черты западноевропейского средневековья.

28. Исторические особенности русской культуры.

29. Характерные черты эпохи Возрождения.

30. Реформация, её культурное значение. Контрреформация.

31. Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

32. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

33. Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.

34. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.

35. Массовая культура и личность.

36. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

37. Задачи сохранения культурного наследия.

38. Региональная культура Кольского Севера.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Верен только один из четырёх вариантов ответов

Модуль 1.

1.Кто из современных мыслителей выдвинул концепцию «осевого времени», обозначающего период, когда «возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, как он есть»:

а) А. Тойнби; б) К. Ясперс; в) Ф. Ницше; г) Ж.-П. Сартр?

 

2.Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»:

а) полис; б) мегаполис; в) ойкумена; г) город?

 

3.Как в культурологи называются черты, общие для всех культур народов мира:

а) культурные аспекты; б) культурные различия; в) культурный императив; г) универсалии культурные?

 

4.Как называется работа отечественного историка Л.Н. Гумилёва, в которой культура рассматривается как «кристаллизованная пассионарность»:

а) «Постижение истории»; б) «Сущность христианства»; в) «Этногенез и биосфера Земли»; г) «Элементы человеческой культуры»?

 

5.Как называется природный ландшафт, изменяемый деятельностью человека и насыщенный результатами его деятельности:

а) культурный комплекс; б) культурный ландшафт; в) культурный круг; г) культурное поле?

 

6.Кто из современных европейских мыслителей написал работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологи:

а) Ф.Ницше; б) А. Тойнби; в) О. Шпенглер; г) Л. Морган?

 

7.Кто из культурологов классифицировал культуру на три основных типа: чувственный, идеациональный и идеалистический:

а) М. Вебер; б) П.А. Сорокин; в) Ф. Ницше; г) А. Тойнби?

 

8.С именем, какого отечественного историка культурологи и историки связывают теорию этногенеза:

а) П. Сорокина; б) Н. Данилевского; в) Н. Гумилева; г) К. Леонтьева?

 

9.П. Сорокин выделил три типа культуры. Назовите их:

а) идеалистический, чувственный и идеациональный;

б) идеальный, эстетический, этический

в) рациональный, эмоциональный, духовный

г) мировой, национальный, региональный?

 

10.Назовите три основания, на которых базируется модель культуры:

а) религия, мораль, духовность;

б) вера, надежда, любовь;

в) философия, история, литература;

г) гуманизм, рационализм, историзм.

 

11.Назовите одно из приведенных ниже суждений, адекватно отражающее точку зрения О. Шпенглера на понятие цивилизации:

а) Цивилизация является высшим уровнем развития культуры;

б) Цивилизация и культура – антагонистические понятия;

в) Цивилизация и культура – понятия взаимодополняющие;

г) Цивилизация и культура – понятия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: