Предмет и методология микроэкономики




Предметом микроэк. является принятие эк. субъектами эк. решений по поводу эк. благ. Эк. субъекты - это любые отдельные, самостоят. действующие в эк-ке единицы. Такими единицами могут быть как отдельные люди, так и их группы, сообщества. Все эк. субъекты как участники общего эк. процесса жизнедеят-ти могут заниматься двумя видами деят-ти: преобразованием одних объектов в др. и их использ-ем для собств.нужд. В первом случае они будут производителями, во втором - потребителями.

Объектами эк. деятельности производителей и потребителей явл. блага. Благо - это любой предмет, как мат., так и немат., удовлетворяющий определ. потреб-ти чел-ка или используемый для соотв. целей производ-лем. Т.о., микроэк. раскрывает осн. закономерности функц.я рын. эк-ки на уровне товаропроизводителя и потребителя, а так же показывает механизм принятия решений эк. субъектами, кот. стремятся достигнуть макс. удовл-ния потреб-тей в усл.использ-я огранич. рес-сов.Микроэк.исходит из следующих предпосылок:а) эк. атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;б) эк. рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного эк. агента. В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэк.изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Основные методы изучения реальной действит-ти позитивной микроэк-й теории следующие:1Предельный анализ, - экономические явления анализируются не только в законченном, но и в постоянно изменяющемся виде.2Функциональный анализ, -: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И, наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством - функция.3Равновесный подход - микроэк изучает состояние относительной стабильности,4Метод верифицируемости (проверяемости) теории, - теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, то теорию пли улучшают, или отвергают и создают новую. Приверженцы нормативного подхода широко используют моделирование экономических явлений и процессов, т.е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей. Модель - абстрактный образ реального процесса или предмета. Метод моделирования часто привлекается как для позитивного, так и для нормативного анализа явлений в экономике. Сочетание позитивного и нормативного анализа лает возможность тесно увязывать теорию с практикой.В микроэк. применяются модели двух видов - оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при изучении поведения отдельных экономических субъектовРавновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими субъектами. Микроэк. применяет и общенаучные методы, которыми пользуется экономическая наука в целом - материалистическую диалектику, метод научной абстракции, анализ и синтез, единство исторического и логического и т.д.

Микроэк. теория лежит в основе разработки микроэк. политики, кот. определяется госу-вом, и заключ. в установлении конкретных целей для отдельных рынков или отраслей и применении определенных инструментов регулирования для осуществления поставленных целей.

В микроэк., как и в макроэк., используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анализирует эк. явления и процессы под разным углом зрения. Макроэк. изучает экономику страны в целом, микроэк. -состав и распределение общественного продукта. Для эк. образования одинаково ценны обе части эк. теории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: