Светило, которое когда-то висело выше двух пятисвечий, становится Иван




Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока

Созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана

Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды.

Сидя на скамейке, Иван Николаевич уже откровенно разговаривает сам с

Собой, курит, щурится то на луну, то на хорошо памятный ему турникет.

Час или два проводит так Иван Николаевич. Затем снимается с места и

Всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и

Незрячими глазами идет в Арбатские переулки.

Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся

Старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит

Пышный, но еще не одетый сад, а в нем -- окрашенный луною с того боку, где

Выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого -- готический

Особняк.

Профессор не знает, что влечет его к решетке и кто живет в этом

Особняке, но знает, что бороться ему с собою в полнолуние не приходится.

Кроме того, он знает, что в саду за решеткой он неизбежно увидит одно и то

Же.

Он увидит сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с

Бородкой, в пенсне и с чуть-чуть поросячьими чертами лица. Иван Николаевич

Всегда застает этого обитателя особняка в одной и той же мечтательной позе,

Со взором, обращенным к луне. Ивану Николаевичу известно, что, полюбовавшись

Луной, сидящий непременно переведет глаза на окна фонаря и упрется в них,

Как бы ожидая, что сейчас они распахнутся и появится на подоконнике что-то

Необыкновенное.

Все дальнейшее Иван Николаевич знает наизусть. Тут надо непременно

Поглубже схорониться за решеткой, ибо вот сейчас сидящий начнет беспокойно

Вертеть головой, блуждающими глазами ловить что-то в воздухе, непременно

Восторженно улыбаться, а затем он вдруг всплеснет руками в какой-то

сладостной тоске, а затем уж и просто и довольно громко будет бормотать:

-- Венера! Венера!.. Эх я, дурак!..

-- Боги, боги! -- начнет шептать Иван Николаевич, прячась за решеткой и

Не сводя разгорающихся глаз с таинственного неизвестного, -- вот еще одна

Жертва луны... Да, это еще одна жертва, вроде меня.

А сидящий будет продолжать свои речи:

-- Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался,

старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин!

Так будет продолжаться до тех пор, пока не стукнет в темной части

Особняка окно, не появится в нем что-то беловатое и не раздастся неприятный

женский голос:

-- Николай Иванович, где вы? Что это за фантазии? Малярию хотите

подцепить? Идите чай пить!

Тут, конечно, сидящий очнется и ответит голосом лживым:

-- Воздухом, воздухом хотел подышать, душенька моя! Воздух уж очень

хорош!

И тут он поднимется со скамейки, украдкой погрозит кулаком

Закрывающемуся внизу окну и поплетется в дом.

-- Лжет он, лжет! О, боги, как он лжет! -- бормочет, уходя от решетки,

Иван Николаевич, -- вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это

Весеннее полнолуние на луне и в саду, в высоте. Ах, дорого бы я дал, чтобы

Проникнуть в его тайну, чтобы знать, какую такую Венеру он утратил и теперь

Бесплодно шарит руками в воздухе, ловит ее?

И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена

Притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать.

Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на

Спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным

Криком, начнет плакать и метаться. Поэтому и лежит перед нею на скатерти под

Лампой заранее приготовленный шприц в спирту и ампула с жидкостью густого

Чайного цвета.

Бедная женщина, связанная с тяжко больным, теперь свободна и без

Опасений может заснуть. Иван Николаевич теперь будет спать до утра со

Счастливым лицом и видеть неизвестные ей, но какие-то возвышенные и

Счастливые сны.

Будит ученого и доводит его до жалкого крика в ночь полнолуния одно и

То же. Он видит неестественного безносого палача, который, подпрыгнув и

Как-то ухнув голосом, колет копьем в сердце привязанного к столбу и

Потерявшего разум Гестаса. Но не столько страшен палач, сколько

Неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая

Кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых

Катастроф.

После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается

Широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с

Кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой

Человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: