Тема 5
Вопросы темы
1. Определение предприятия, фирмы, компании или организации.
2. Мотивация хозяйственной деятельности.
3. Основные формы коммерческой организации.
4. Сопутствующие формы хозяйственной деятельности.
5. Классификация форм хозяйственной деятельности в ретроспективе.
6. Фирма и рынок: соотношение.
7. Слияния и поглощения.
«Подобно тому, как в основе теории потребления лежит предположение, что потребитель стремится к максимизации полезности, так и в теории фирмы основополагающей является гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль».
Герберт Саймон
1. Определение предприятия, фирмы, компании или организации
Предприятие, фирма, компания или организация может рассматриваться с самых разных сторон:
1) как первичное звено общественного разделения труда;
2) как производственная единица, соединяющая вещественные и личные факторы производства с целью создания продукта, удовлетворяющего общественные потребности, и с целью извлечения прибыли;
3) как трудовой коллектив, объединенный общим экономическим интересом;
4) как обособленная административно- управленческая единица, которая владеет, пользуется и распоряжается хозяйственным имуществом;
5) как юридическое лицо, обладающее правами и обязанностями, связанными с его деятельностью.
«Коммерческое предприятие - это капиталистическая организация, целью которой является удовлетворение потребностей общества и создание прибыли. В достижении этого оно превращает различные факторы производства, имеющиеся в обществе, в разнообразие товаров и услуг на пользу общества» («Международное пособие по управлению производством» - Лондон 1989 г.).
«Фирмы - это организации, которыми владеют и управляют люди, стремящиеся получить прибыль, продавая товары и услуги. Решения, принимаемые в фирме и касающиеся использования ресурсов, применения новой технологии, выбора производимого продукта, объема производства, принимаются менеджерами фирм, которые являются одновременно или хозяевами фирм, или наемными работниками» (Фицпатрик - «Микроэкономика: новая теория и традиция». Оксфорд, 1986 г.).
Упрощенные трактовки, типа: «Фирма - это экономическая единица, которая производит и продает товары» (Липси, Штайнер, Дурвис, Курант - «Экономикс». Нью-Йорк. 1990 г.).
Юридическая трактовка, типа: компания - это «объединение отдельных лиц в самостоятельную правовую единицу, обладающую оформленными правами юридического лица, позволяющими ей заниматься хозяйственной деятельностью, владеть имуществом и делать долги» (Гэлбрейт - «Новое индустриальное общество». М. 1969 г.).
2. Мотивация хозяйственной деятельности
Поведение коммерческий фирмы можно понять, уяснив мотив ее деятельности. «Мотив - это побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию, поступку» (Современный толковый словарь русского языка. М., 2004).
Подавляющее большинство экономистов сходится в том, что движущим мотивом и целью всех коммерческих компаний (в отличие от некоммерческих) является максимизация прибыли.
Максимизация прибыли - это поиск фирмой такого качества, объема производства и цены производимой продукции, которые давали бы ей наибольшую из возможных прибылей.
Однако не все экономисты согласны с этим. Лауреат Нобелевской премии по экономике, известный американский экономист Уильям Баумоль утверждает, что фирмы пытаются максимизировать свои продажи: менеджеры, управляя фирмой, ориентируются на максимизацию объема продаж при ограничительном условии, предполагающем получение какого-то минимального уровня прибыли (1962 т.). В дальнейшем (в 1970 г.) он уточнил свою позицию, утверждая, что целью фирмы является максимизация роста.
Сходную позицию отстаивает и другой американский экономист - Робин Мэррис: целью фирмы является максимизация роста при ограничительном условии в виде определенной нормы прибыли (1967 г.).
Американские экономисты и социологи Берл и Минз считают, что отделение собственности от управления в современной корпорации позволило управляющим пренебречь целью максимизации прибыли и сосредоточить свое внимание на других целях - таких, например, как размеры фирмы, число служащих в них и некоторые другие.
Известный американский экономист Дж. Гэлбрейт, также опираясь на факт отделения собственности от управления в современной корпорации, утверждает, что появление и рост управленческой элита (которую он назвал «техноструктурой») видоизменяет традиционный мотив деятельности, связанный с максимизацией прибыли. Целью фирмы становится достижение максимально возможного темпа роста корпорации, измеряемого объёмом продаж.
Еще одна точка зрения принадлежит Оливеру Уильямсону, согласно которому управляющие не осуществляют своих собственных целей до тех пор, пока не будет достигнут такой уровень прибылей и дивидендов корпорации, который удовлетворил бы держателей акций. При этом менеджеры ищут и, как правило, находят компромисс между «застоем» и прибыльностью. Под «застоем» понимается избыток управленческого персонала или чрезмерное его вознаграждение.
Однако сильной опорой и поддержкой тезиса (мотива) максимизации прибыли является теория «естественного отбора в экономике», согласно которой: если коммерческая фирма не максимизирует свою прибыль, то она будет не в состоянии конкурировать с другими фирмами и, рано или поздно, будет вытеснена с рынка, или поглощена другими фирмами.
3. Основные формы коммерческой организации
Сложившаяся на сегодняшний день в мире классификация включает три основных вида: единоличное владение, партнерство (или товарищество) и корпорацию. Различие между ними определяется следующими позициями:
1) кто принимает коммерческие решения;
2) кто несет ответственность за риск и коммерческие неудачи (включая банкротство);
3) как финансируется коммерческая компания;
4) как облагается налогом прибыль.
Единоличное владение - это форма коммерческой организации, основанная на собственности отдельного физического лица, которое принимает все ответственные решения, получает прибыль и несет финансовую ответственность за убытки.
Преимущества:
1) полный контроль в руках собственника, который является единственным, субъектом принятия решений;
2) легко организовать и оформить;
3) прибыль облагается налогом один раз, а именно: собственник уплачивает личный подоходный налог с прибыли.
Недостатки:
1) неограниченная ответственность собственника за долги и обязательства. Если фирма терпит убытки, то собственник несет персональную ответственность всем своим имуществом;
2) ограниченные возможности для привлечения заемных средств, что создает трудности для расширения производства;
3) фирма обычно умирает со смертью собственника.
Партнерство (или товарищество на паях) - это форма коммерческой организации, основанная на собственности двух и более физических лиц, называемых партнерами, которые совместно принимают все коммерческие решения, делят прибыль и несут финансовую ответственность за любые убытки. Партнеры могут владеть различной долей капитала.
Преимущества:
1) легко организовать и оформить;
2) прибыль облагается налогом один раз;
3) больше возможностей для специализации и разделения управленческого труда.
Недостатки:
1) необходимость согласовывать решения между всеми партнерами по всем важнейшим вопросам;
2) неограниченная ответственность партнеров по обязательствам;
3) сложности (вплоть до распада партнерства), возникающие при любом изменении собственности.
Корпорация - это такая форма коммерческой организации, которая основана на собственности держателей акций. Корпорация имеет статус юридического лица. Акционеры избирают совет директоров, который осуществляет управление корпорацией через наемных управляющих. Корпорация возглавляется президентом или председателем совета директоров.
Акционерная (или корпоративная) собственность представлена акциями, находящимися на руках у физических и/или юридических лиц. При этом, доля акционерной собственности того или иного физического или юридического лица равна количеству акций, находящихся у него в собственности, деленному на общее число выпущенных акций. Например, если лицо владеет 300 акций, а в обращение выпущено 10 000 000 акций данной корпорации, то доля этого лица в акционерном капитале (акционерной собственности) составит всего лишь три стотысячные (0,00003).
Владелец акций имеет право голосовать за совет директоров, а также имеет право голоса на ежегодном собрании акционеров. При этом, вес его голоса пропорционален его доле в акционерном капитале, т.е. тому количеству акций, которыми он владеет. Можно голосовать по доверенности.
Согласно законодательству большинства развитых стран мира, руководство корпорации обязано публиковать периодические отчеты для акционеров с предоставлением финансовой и коммерческой информации за отчетный период.
Каждый акционер имеет право на получение дохода на свою акцию в форме дивиденда. Если лицо владеет 1% акций какой-либо корпорации, то оно претендует на 1% дохода, распределяемого по акциям.
Если в единоличном владений и партнерстве собственник сам решает, как распределять прибыль, то в корпорации эти вопросы решаются управляющими. Если же владелец акций не согласен с такими решениями, то он может голосовать за смену совета директоров, или продать свои акции и купить акции другой компании.
Корпорации открытого типа обычно выпускают тысячи и миллионы акций, находящиеся на руках значительного числа владельцев (или держателей). В корпорациях закрытого типа число держателей ограничено, зато каждый из них имеет гораздо большую долю акционерного капитала, чем в корпорациях открытого типа.
Держатели акций не принимают непосредственного участия в управление корпорацией, если они не обладают значительной долей выпущенных акций (портфелем акций). Многочисленность мелких держателей акций и их географическая распыленность делают невозможным их участие в принятии решений. С этим связано так называемое отделение собственности от управления в современной корпорации - проблема, которая впервые была поставлена еще в 1932 г. двумя американскими авторами А.А. Берлом и Г. Минзом в изданной ими книге под названием «Современная корпорация и частная собственность».
Совет директоров корпорации назначает команду профессиональных управляющих для принятия конкретных решений. И до тех пор, пока дела идут успешно, управляющие остаются на своих местах. В случае же неудач совет директоров меняет управляющих, либо владельцы акций голосуют против данного совета директоров. И хотя акционеры не могут непосредственно принимать решения, связанные с деятельностью корпорации, они могут оказывать существенное косвенное воздействие на управляющих продажей своих акций. Продажа значительного количества акций какой-либо корпорации приводит к падению их курсовой стоимости и подталкивает совет директоров к смене управленческой команды корпорации.
Преимущества корпорации:
1. Ограниченная ответственность. Держатели акций (а только они являются собственниками корпорации) не несут персональную ответственность за долги и убытки корпорации. Если корпорация не в состоянии погасить долги, то кредиторы имеют право предъявить иск на активы корпорации, каковыми являются: банковские счета, оборудование, сырье и материалы, здания и прочее недвижимое имущество - все это в счет погашения долговых обязательств. Но они не могут предъявить иск держателям акций. Самое худшее, что может случиться с владельцем акций, - это падение курсовой стоимости акций вплоть до полного их обесценения. Личное же имущество держателей акций при этом не затрагивается.
2. Корпорация может привлекать, значительные денежные капиталы посредством выпуска облигаций, дополнительной эмиссии акций, а также с помощью займов у кредитных организаций.
3. Третье преимущество вытекает из статуса корпорации как юридического лица. Смена совета директоров, смерть или отставка президента компании, а также изменения в собственности не меняют юридического статуса корпорации. В этой связи говорят о непрерывности существования корпорации, которая является ее отличительным преимуществом.
4. Четвертое преимущество вытекает из отделения собственности от управления в современной корпорации, которое позволяет использовать профессиональных управляющих, а в случае необходимости их менять. Как показали исследования, владельцы крупных состояний далеко не всегда принимают правильные решения по коммерческим вопросам.
Недостатки корпорации:
1. Большим недостатком корпорации является двойное налогообложение получаемого дохода. Прибыль, получаемая корпорацией, делится на две части: распределяемую, которая идет на выплату дивидендов по акциям, и не распределяемую, которая реинвестируется, т.е. вновь вкладывается в производство (в его расширение, развитие, модернизацию и т.д.). Если корпорация решает реинвестировать всю полученную прибыль, тогда она облагается налогом один раз. Но если часть полученной прибыли распределяется среди акционеров в форме дивидендов, то акционеры должны еще уплатить личный подоходный налог с этих дивидендов.
2. Вторым большим недостатком корпорации является ее сложность. Цели, планы и решения формулируются и принимаются большим количеством людей, между которыми могут возникать конфликты и противоречия, как из-за отсутствия надлежащей объективной информации, так и в силу разного подхода к решению конкретных проблем управления, что отрицательно сказывается на деятельности корпорации.
3. Третьим недостатком корпорации является необходимость публиковать отчеты и даже проводить аудиторские проверки своей деятельности.
4. Четвертый недостаток корпорации вытекает из отделения собственности от управления, который порождает конфликт интересов собственников аутсайдеров и профессиональных управляющих внутри корпорации. Этот конфликт часто описывается как проблема «принципал - агент». Принципал - это собственник ресурсов. Агент - это субъект, который наделяется принципалом правом пользования ресурсами. В роли принципала выступают акционеры корпорации, а в роли агента - наемные менеджеры (управляющие). Интересы тех и других далеко не всегда совпадают. Владельцы ресурсов обычно стремятся к максимизации прибыли. Менеджеры же далеко не всегда ставят на первое место максимизацию прибыли. Для них важнее власть, почет и уважение, связанные с контролем над крупной корпорацией. Они располагают гораздо большей информацией по сравнению с собственниками (так называемое, ассиметричное распределение информации), что не позволяет достаточно полно и эффективно контролировать их деятельность. В результате у них появляется склонность использовать предоставленные им правомочия исключительно в своих собственных интересах.
Источники финансирования корпораций делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся амортизация и нераспределенная прибыль. К внешним относятся акции, облигации и закладные квитанции, а также кредиты банков (и других финансовых учреждений). В разных странах и в разные периода времени, соотношение этих источников финансирования может меняться.
Структура бизнеса США за период с 1985 по 2005 г. приведена на таблице 5.1.
Таблица 5.1
4. Сопутствующие формы хозяйственной деятельности.
В последние десятилетия стали появляться так называемые «гибридные» компании, распространяющие преимущества ограниченной ответственности, присущие корпорации, на партнерства. В частности это «Компании с ограниченной ответственностью» (сокращенно LLC) и так называемые, S-корпорации.
LLC - это обычное партнерство, в котором прибыль распределяется между собственниками и инвесторами, но в отличие от партнерства классического типа, здесь личное имущество партнеров (собственников) защищено от обязательств компании. Российским аналогом являются общества с ограниченной ответственностью (ООО).
S -корпорация - корпорация для малого бизнеса. Получила свое название от поправки Конгресса США к закону о подоходном налоге - «Подраздел S». Для получения статуса S-корпорации фирма должна иметь не более 35 акционеров. Она платит налог как единоличное владение, когда прибыль и убытки распределяются пропорционально количеству акций между их владельцами и объявляются в обычной декларации о доходах, т.е. владельцы не подвергаются двойному налогообложению.
Френчайс - это лицензия, дающая право небольшой частной компании функционировать в качестве составной части большой торговой фирмы. Магазины одежды, закусочные, мотели и некоторые другие действуют по принципу «френчайсов». Покупатель френчайса является в большей мере владельцем предприятия, чем наемным работником, хотя и ограничен в своей деятельности: ему могут диктовать методы управления фирмой, стиль оформления здания, форму одежды и некоторые другие условия.
Бесприбыльные корпорации служат благотворительным, религиозным, социальным и образовательным целям. Существуют за счет пожертвований и не облагаются налогом.
Государственные корпорации - это те, в которых 51% акций находится в руках, государства. Далеко не всегда преследуют цель максимизации прибыли.
Кооперативы - производственные, потребительские, жилищные. Производственная кооперация - это форма организаций труда, при которой значительное число людей совместно участвует в одном или разных, но связанных между собой, процессах труда. Дает значительный выигрыш в производительности труда. Потребительская кооперация - это форма организации, основанная на добровольном объединении индивидов с целью совместной покупки и продажи товаров.
5. Классификация форм хозяйственной деятельности в ретроспективе
Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике. В Западной Европе существовала с середины XVI до последней трети XVIII века (т.е. до промышленной революции). В России со второй половины XVII. до первой половины XIX века. Мануфактура подготовила переход к машинному производству.
Фабрика - промышленное предприятие, основанное на применении системы машин.
Картель - форма монополистического объединения предприятий, участники которого договариваются о ценах на производимую продукцию, производственных квотах (объемах производства), условиях сбыта продукции (и некоторых других условиях) с целью получения монопольной прибыли. Участники картеля сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Появились в последней трети XIX века. В настоящее время внутри стран запрещены антимонопольным законодательством, но могут существовать на международной арене, в частности, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Синдикат - форма монополистического объединения предприятий, в которой распределение заказов, закупка сырья и реализация продукции осуществляется через единую сбытовую контору, в результате чего участники синдиката утрачивают коммерческую самостоятельность, но сохраняют производственную. В современных условиях встречается крайне редко.
Трест - форма монополистического объединения предприятий, участники которого утрачивают производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность. Реальная власть сосредоточена в руках правления или головной компании. Получили преимущественное развитие в 1‑ой трети XX века в отраслях, производящих однородную продукцию.
Подобно синдикатам, в современных условиях встречаются крайне редко.
Концерн - форма монополистического объединения, включающая предприятия промышленности, торговли, транспорта и банковской сферы. Участники концерна сохраняют формальную самостоятельность, но связаны финансовой зависимостью, т.е. контрольным пакетом акций.
Конгломерат - форма объединения, включающая в себя предприятия самых разных отраслей, часто не связанных между собой ни технологически, ни функционально. Как правило, являются неустойчивыми образованиями.
Холдинг - это компания, приобретающая контрольные пакеты акций других компаний с целью установления контроля над ними.
Консорциум - это временное соглашение между несколькими банками и/или промышленными компаниями для совместного размещения займа или осуществления единого капиталоемкого промышленного проекта. Наибольшее развитие получили после 2-й Мировой войны.
6. Фирма и рынок: соотношение
Зачем нужны фирмы? Нельзя ли организовать экономическую систему в виде всеобщего рынка, где каждый из нас представлял бы самостоятельную фирму, связанную с другими такими же фирмами товарно-денежными сделками?
При сравнивании фирмы и рынка обращают на себя внимание следующие обстоятельства:
1. На рынке субъекты хозяйственной деятельности выступают как равноправные, а внутри фирмы власть распределена неравномерно: кто-то имеет ее больше, а кто-то меньше (так называемая, «ассиметрия власти»).
2. На рынке поведение его участников определяется ценовыми сигналами, а внутри фирмы - приказами и командами.
3. На рынке господствует конкуренция, а внутри фирмы сознательная координация и планирование. «Невидимая рука» рынка, о которой говорил еще Адам Смит, заменена внутри фирмы «видимой рукой» административного управления и контроля.
Объяснить необходимость существования фирм помогает категория «трансакционных издержек» tC(transaction Costs (англ.)).
Английский экономист XX века Рональд Коуз в своей знаменитой статье под названием «Природа фирмы», опубликованной еще в 1937 г., показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует больших затрат, которые были названы «трансакционными издержками».
В отличие от производственных издержек, которые определяются объемом и ценой используемых ресурсов, их отдачей, а также масштабами и технологией производства, трансакционные издержки возникают в процессе установления контактов между субъектами рыночных отношений.
Они включают в себя четыре вида затрат:
1) на поиск информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах и качестве товаров и услуг);
2) на ведение переговоров и заключение контракта;
3) затраты, связанные с контролем за соблюдением условий договора (так называемые «надзорные» затраты);
4) затраты, связанные с юридической защитой контракта (например, судебные издержки в случае нарушения контракта).
Если бы экономическая система была представлена субъектами хозяйственной деятельности как физическими лицами, то величина трансакционных издержек была бы чрезмерно велика из-за невероятно большого количества микросделок о цене, качестве и количестве товаров, мерах юридической защиты и т.д. Трансакционные издержки были бы столь велики, что многие хозяйствующие субъекты вообще отказались бы от участия в рыночном обмене.
Создание фирм, согласно Р. Коузу, является способом минимизации tC. Фирмы, по его мнению, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Они замещают ценовой механизм рынка системой административного контроля и управления. В этой связи говорят, что «иерархия» вытесняет рынок внутри фирмы. В пределах фирмы сокращаются затраты поиска информации, исчезает необходимость постоянного перезаключения контрактов и их юридической защиты и т.д.
Но тогда возникает другой вопрос: почему бы не построить экономическую систему в виде одной гигантской фирмы, полностью устранив рыночный механизм?
Однако любая иерархическая организация (а фирма представляет собой именно такую организацию) также не свободна от трансакционных издержек, которые увеличиваются по мере увеличения размеров и масштабов самой организации. Превышение определенного размера организации приводит к потере управляемости. Затраты на поиск и обработку необходимой информации стремительно возрастают. Подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходится все дороже.
Отсюда следует, что ни у рынка, ни у фирмы нет безусловных преимуществ друг перед другом. И в том, и в другом случае есть свои плюсы и свои минусы. Поэтому, когда фирма решает, как организовать ту или иную сделку - обратиться ли к внешнему поставщику, или изыскать внутренние источники - она должна взвесить затраты и выгоды того и другого варианта.
Это подводит, с одной стороны, к вопросу о соотношении внешних и внутренних трансакционных издержек, а с другой, к вопросу об оптимальных размерах фирмы.
Трансакционные издержки рыночного механизма можно назвать внешними трансакционными издержками и обозначить как EtC (External transaction Costs), а трансакционные издержки, возникающие внутри фирмы - внутренними трансакционными издержками и обозначить как ItC (Internal transaction Costs). С увеличением размеров фирмы внешние tC уменьшаются, зато внутренние растут.
Совокупные (или общие) трансакционные издержки TtC (Total transaction Costs) будут представлять собой сумму внешних и внутренних трансакционных издержек:
TtC = EtC + ItC
Фирма будет иметь оптимальные размеры только в том случае, если ее общие трансакционные издержки будут находиться на минимальном уровне (см. график 5.1).
Если по горизонтальной оси отложить количество сделок, совершаемых фирмой, которое определяет её размер, а по вертикальной оси трансакционные издержки, то оптимальный размер фирмы будет определяться точкой пересечения внешних и внутренних трансакционных издержек. Эта точка соответствует минимальному уровню общих трансакционных издержек на нижнем графике. При этом следует иметь в виду, что оптимальный размер будет находиться в зависимости от технических, технологических, отраслевых и прочих условий, в которых функционирует фирма.
7. Слияния и поглощения
Каковы бы ни были организационные формы хозяйственной деятельности и какими бы ни были размеры этих организаций, существует большая вероятность того, что со временем они изменятся. Фирмы всех размеров и типов сливаются, разделяются и меняют свою структуру. Термины, которые наиболее часто используются для описания подобных явлений, - это «слияние», «поглощение», «приобретение контрольного пакета акций» и «разукрупнение».
Слияние - это объединение двух компаний. Когда создается новая фирма, прежние прекращают свое существование. Но при этом в названии новой фирмы обычно присутствует название ее предшественников.
Поглощение - это такое объединение двух компаний, при котором одна компания покупает другую и становится больше, а другая перестает существовать. Большинство слияний и поглощений совершается по обоюдному согласию и без лишнего шума. Но бывают и «враждебные поглощения», при которых одна сторона борется за установление контроля над другой стороной против воли последней. Слияния и поглощения осуществляются как ради установления рыночной власти, так и ради повышения эффективности.
Различают три типа слияний и поглощений: горизонтальную интеграцию, вертикальную интеграцию и диагональную интеграцию.
Горизонтальная интеграция - это объединение фирм, которые являются конкурентами в одной и той же отрасли. Мотивами такой интеграции являются следующие: во-первых, увеличение собственной доли на рынке. Чем больше эта доля, тем больше возможностей для компании поднять цену своей продукции выше издержек ее производства и благодаря этому получить большую прибыль в краткосрочном периоде (КСП), эксплуатируя потребителей. Кроме того, большая рыночная доля затрудняет вхождение новых фирм на рынок данного товара, создавая условия для увеличения прибыли в долгосрочном периоде (ДСП). Вторым мотивом горизонтальной интеграции является экономия, получаемая от крупномасштабного производства. Более крупная компания обычно имеет и более низкие издержка производства на единицу продукции по сравнению с менее крупными и мелкими фирмами, что дает ей явное преимущество с точки зрения получаемой прибыли. Третий мотив ГИ связан с колебаниями цен на фондовом рынке (т.е. на рынке ценных бумаг). В частности, изменение в относительном курсе акций фирм конкурирующих в данной отрасли, делает реальным поглощение тех из них, относительный курс акций которых понизился. Если стоимость фирмы на фондовом рынке меньше, чем стоимость ее активов, то существует мотив для ее поглощения (Кен Хитер, 2004). Следующий мотив ГИ вытекает из отделения собственности от управления. Поскольку доходы управляющих (менеджеров) в большей мере зависят от размера компании, чем от получаемой фирмой прибыли, то менеджеры могут принять решение, направленное на увеличение размеров фирмы, даже если для этого придется пожертвовать прибылью.
Все перечисленные мотивы ГИ могут относится и к другим типам слияний и поглощений, а именно -вертикальной и диагональной интеграции.
Вертикальная интеграция (ВИ) - это объединение фирм, которые действуют либо в одной и той же отрасли, но в разных звеньях ее технологической цепочки, либо в ряде смежных отраслей. Различают «прямую» и «обратную» вертикальную интеграцию.
Например, если фирма, производящая бумагу, поглощает розничную компанию по продаже писчебумажной продукции, то это «прямая» (или направленная вперед) ВИ, поскольку производитель бумаги поглощает фирму, находящуюся на более поздней стадии (или ближе к конечному потребителю). Но если та же самая фирма покупает лесопильный завод, то это «обратная» ВИ, поскольку производитель бумаги поглощает фирму, находящуюся на более ранней стадии производственного процесса (т.е. дальше от конечного потребителя).
Вообще, фирмы, которые стоят ближе к производству сырьевых материалов, находятся в «апстриме». Те же, что стоят ближе к конечному потребителю, находятся в «даунстриме».
Мотивы ВИ аналогичны тем, что характерны и для ГИ. Сюда лишь следует добавить, так называемое, «исключение посредника», когда фирма сама продает свой товар потребителю по более низкой цене, а не через посредническую фирму, которую она поглощает.
Диагональная интеграция (ДИ) - это объединение технологически не взаимосвязанных фирм, осуществляемое с целью увеличения масштабов фирмы, диверсификации производства и уменьшения риска. Как видно из определения, основным мотивом ДИ является распределение риска, когда падение спроса на отдельный продукт, и соответствующее этому сокращение прибыли, связанное с производством и реализацией этого продукта, может быть компенсировано высоким (или возросшим) спросом на другой (или другие) продукты, технологически не связанные с производством первого продукта.
Все рассмотренные типы слияний и поглощений указывают на внешний рост фирмы, когда она приобретает уже существующие активы. Его следует отличать от внутреннего роста, когда фирма создает новые капитальные активы. С точки зрения национальной экономики в целом внутренний рост это новое инвестирование в экономику, а внешний рост — это простое перераспределение уже существующих активов между отдельными фирмами. Однако с точки зрения фирмы и то, и другое - это всего лишь альтернативные пути принятия решений об инвестировании.
Слияния и поглощения представляют собой относительно радикальные способы объединения компаний. Более умеренным способом является создание совместных предприятий. Совместное предприятие -это такое, которое создается на средства двух и более компаний для совместной реализации какого-либо проекта. Такое предприятие может быть легко и быстро расформировано. Примерами могут служить консорциумы.
Слиянию и поглощению противостоит разукрупнение, когда фирма либо делится на две и большее число фирм, либо когда она распродает часть своих подконтрольных фирм. Причинами такого рода разукрупнения могут быть: стремление улучшить управленческий контроль, устранить (или по крайней мере, уменьшить) внутреннюю неэффективность, стремление увеличить прибыльность, превышение внутренних трансакционных издержек над внешними.
Контрольные вопросы для самопроверки:
· Если максимизация прибыли является целью коммерческой фирмы, тогда что является средством достижения этой цели?
· Есть ли пределы отклонения от цели максимизации прибыли и чем они устанавливаются?
· В чем преимущества и недостатки основных форм хозяйственной деятельности: единоличного владения, партнёрства (или товарищества) и корпорации?
· Что предопределяет господствующие позиции крупных корпораций?
· Какова роль предприятий малого бизнеса в современных условиях? В чём состоит привлекательность этих фирм и в чём заключается их уязвимое место?
· С чем, на Ваш взгляд, связано появление «сопутствующих» форм хозяйственной деятельности?
· Зачем нужны предприятия? Почему экономическая система не может обойтись без них?
· Что такое трансакционные издержки и какова их структура? Чем определяется оптимальный размер предприятия и от чего он зависит?
· Как растут фирмы? Чем диагональная интеграция отличается от вертикальной? Есть ли пределы роста фирм?
Тема 6