СОВРЕМЕННАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ.




Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Современная постановка проблемы «Бытия»……………………………………………………………………………..4
Современная постановка проблемы «Материя»…………………………………………………………………………5
Современная постановка проблемы «Сознания»………………………………………………………………………..6
Современная постановка проблемы «Познания»………………………………………………………………………..7
Современная постановка проблемы «Истины»…………………………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………………10

 

 

Введение

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии, вопрос о том, что такое бытие постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать её, пока будет существовать мыслящее человечество. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании.
Онтология-учение о бытии. Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Гносеология-учение о познании.

В данной работе представлены проблемы:

ü Современная постановка проблемы «Бытия»

ü Современная постановка проблемы «Материя»

ü Современная постановка проблемы «Сознания»

ü Современная постановка проблемы «Познания»

ü Современная постановка проблемы «Истины»

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫБЫТИЯ.

ПЛАН:
1. «Бытие» как фундаментальная категория теоретической философии. Онтологическая картина мира: объективная1 и субъективная2 реальность3.
2. Структура онтологического универсума4: бытие вещей, процессов и состояний природы, бытие вещей «второй природы», бытие человека в мире вещей и в обществе, бытие индивидуализированного и духовно-объективированного, бытие социального.
3. Отражение «организованности» мира в философских категориях: «бытие», «субстанция5», «материя6», «духовное7», «сознание8»…

 

«Бытие»- философская категория, для обозначения универсума, в который входят объективная и субъективная реальность.
Под понятием «бытие»- в самом широком смысле этого слова, имеется в виду предельно общее понятие о существовании. «Бытие» и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Это и материальные вещи, и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения.
Универсум бесконечное множество объектов материальной или идеальной (нематериальной) природы, именно им и занимаются философы. И главная задача философа – корректно поставить вопрос.
Любая проблема имеет 2 аспекта:
онтологический9 (что существует)
гносеологический10 (как познаётся)
Первый аспект проблем «бытия»- длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы каждый из которых побуждает к постановке следующего.
Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда; мир есть, был и будет.

 

 


1 Объективная реальность - предметная область, на которой интерпретируется понятие «материя».
2 Субъективная реальность – гносеологические образы и экзистенциональные состояния человека.
3 Реальность – все актуально существующее, в зародышевом, зрелом и в увядающем состоянии.
4 Универсум – максимально широкая предметная область, на которой интерпретируется предельно общее понятие «бытие».
5 Субстанция – главное в процессах и объектах познания, предельное основание сведения многообразия изучаемых явлений к единой основе.
6 Материя – философская категория для обозначения объективной реальности.
7 Духовное – понятие, тождественное идеальному, сознанию, невещественному началу.
8 Сознание – гносеологический образ идеального мира.
9 Онтология – учение о бытии.
10 Гносеология – учение о познании.


2.Современная постановка проблемы Материя.

План:
1. Единство и многообразие в мире: монистические11 и плюралистические12 подходы. Поиски всеобщего13.
2. Взаимодействие14 и движение15 как атрибуты16 вещественно-полевой формы существования материального мира. Основные формы движения и критерии их классификации.
3. Пространственно - временные17 характеристики вещественно-полевого уровня структурной организации онтологического универсума.

 

« Материя » — философская категория для обозначения объективной реальности.

В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

 

 


11 Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.
12 Плюрализм – концепция, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу.
13 Обобщение – переход от единичных объектов, их конкретных свойств к сущностям, имеющим более общий характер.
14 Взаимодействие – основа проявления любого свойства предмета внешнего мира и их отношений.
15Движение – изменение; время, переведённое на язык пространства или пространство, оцениваемое с точки зрения времени.
16 Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.
17 Пространство - время - поле проявления материальных процессов вещественно полевой природы.

3.Современная постановка проблемы Сознания.

План:
1.Онтологический статус явлений сознания. Идеальность18 как специфика сознания. Индивидуальное и «общественное» сознание.
2. Проблема генезиса сознания. Многоплановость сознания: бессознательные и подсознательные формы отражения19, архетипическая форма сознания, сознание как высшая форма отражения, самосознания.20
3. Моделирование21 процессов познания и проблема формализации поведения человека. Граница формализации мышления.22


«Сознание»- гносеологический образ идеального мира.

Одним из оснований философии является понятие «бытие». Бытие сознания скрыто от внешнего наблюдения и проявляет себя в форме знаний и существует (бытийствует) в виде исключительно подвижных процессов побуждений, впечатлений, чувств, переживаний и т.д. порожденных деятельностью человеческого мозга. Поток сознания, возможно, ухватить путём рефлексии (философский приём.)
В человеческом сознании всегда существует только его настоящее. Своеобразным центром «сознания» является самосознание человека, т.е. осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, своей личности.
Самосознание - работает постоянно, а не только во время рефлекторной деятельности сознания. Индивидуальное духовное включает в себя наряду с сознанием бессознательное. Вопрос о существовании бессознательного. Сущность бессознательного проявляется косвенным путём, через деятельность сознания, которое улавливает отдельные фрагменты бессознательного в психических процессах, происходящих в нервной системе человека.

Сознание, как функция сложноорганизованного мозга сформировалась под влиянием труда человека, и является высшей формой отражения. Возникновение и развитие сознания, как специфика человеч. формой отражения, неразрывно связано с языком человеч. сознания. Содержание сознания является субъективной реальностью и носит идеальный, нематериальный характер.

 

18 Идеальное-гносеологический образ как феномен сознания..
19 Отражение - «след» в психике человека при его взаимодействии с предметами любой природы.
20 Самосознание - выделение человеком себя из объективного мира, осознания и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и процессов.
21 Моделирование - процесс исследования объектов познания на их моделях.
22 Мышление - высшая форма активного отражения объективной и субъективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

4.Современная постановка проблемы Познания.

План:
1. Место теории познания в философии и человеческой культуре. Предметное поле теории познания. Традиционная теория познания как виртуальный23 конструкт.
2. Субъект познания24 и объект познания25 – главные категории традиционной теории познания. Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания.
3. Главные стратегии решения теоретико-познавательных проблем (агностицизм, эпистемологический реализм, скептицизм, натурализм, «платонический» имманентизм).

 

Предмет, структура и задачи курса теории познания.- отражение любой реальности (объективной и субъективной), в сознании человека происходит в форме знания. Основной задачей курса является, ответ на вопрос: «что значит знать?». Знание человека представляет систему человека, как опыт отдельных индивидов, унаследованный от поколений.

 

Поиски каналов получаемых знаниями человека, открытие законов теория познания- гносеология или эпистемология, есть раздел философии в котором изучается природа познания, возможности, отношения знания к реальности и выявление условий его правдоподобия.
2 ступени познания:

ü Чувственная

ü Рациональная

 

-Чувственная включает в себя различные формы: Ощущение восприятие, представление, воображение.

-Рациональная: Понятие. Суждение, умозаключение. Теория, метатеория (теория о теории.), наука, метанаука (наука о науке), философская картина мира.

 

23 Виртуальный объект - идеальный конструкт, созданный философствующим разумом.
24 Субъект познания – отдельный человек (или группа людей), рассматриваемый с точки зрения исследования реальности.
25 Объект познания – фрагмент объективной или субъективной действительности, попавший в круг познавательных или практических интересов субъекта познания.

5.Современная постановка проблемы Истины.

План:
1. Теория истины26 в философии и науке. Соотношение абсолютного27 и относительного,28 субъективного29 и объектного30 в истине.
2. Истина, достоверность,31 правдоподобие32. Плюрализм истинности33.
3. Критерии истины: эмпирический,аналитический,практика.34
4. Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения35 реальному положению дел.

 

 

26 Истина – максимальная оценка степени соответствия мысли объекту познания.
27 Абсолютная истина – независимая от времени истинность (только при данных гносеологических предпосылках истинности); предел, к которому стремится бесконечное количество относительных истин.
28 Относительная истина – знание, приблизительно верно отражающее действительность, которое по мере развития науки не только углубляется. но и уточняется.
29 Субъективная истина – оценка степени соответствия знания реальному положению дел, производимая субъектом познания.
30 Объектная истина – знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества).
31 Достоверность – полное соответствие суждения действительности.
32 Правдоподобие – оценка степени соответствия суждения реальному положению дел.
33 Плюрализм – мир плюралистичен, так как он, будучи един, диалектичен как онтологически, так и гносеологически в этом единстве.
34 Практика – материальная деятельность на основе гносеологических образов.
35 Суждение - мнение субъекта познания о реальном положении дел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: