Рынок совершенной конкуренции.




 

Вопросы темы

1. Выбор цены и выбор количества производимой продукции в контексте максимизации прибыли.

2. Характерные черты и особенности рынка совершенной конкуренции.

3. Совершенная конкуренция в КСП и правило максимизации прибыли по 1-му варианту.

4. Правило максимизации прибыли по 2-му варианту и условие равновесия фирмы.

5. «Цена закрытия».

6. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде (КСП).

7. Равновесие отрасли в краткосрочном периоде.

8. Совершенная конкуренция в долгосрочном периоде (ДСП).

8-а. Равновесие фирмы в ДСП.

8-б. Равновесие отрасли в ДСП.

9. Долгосрочная кривая предложения отрасли.

10. Значение теории совершенной конкуренции.


1. Выбор цены и выбор количества производимой продукции в контексте максимизации прибыли.

Предыдущий анализ опирался преимущес­твенно на принцип минимизации затрат (издержек). Однако, минимизация затрат далеко не всегда максимизирует прибыль. Многое зависит от цены, по которой продается произведенная продукция, а цена, в свою очередь, зависит от условий и структуры рынка.

Поэтому, некоторые из важнейших вопросов, с которыми сталкивается фирма, должны быть поставлены теперь не в контексте минимизации затрат, а в контексте максимизации прибыли и рассмотрены в различных рыночных структурах.

В этой связи следует вспомнить определение максимизации прибыли:

- это выбор фирмой такого качества, количества и цены производимой продукции, которые позволили бы ей получать наибольшую из возможных прибылей.

Если оставить в стороне качество произво­димой продукции, исходя из предположения, что оно отвечает международным стандартам, то перед фирмой стоят два основных вопроса: сколько производить и по какой цене продавать произведенную продукцию, чтобы получить максимальнуюприбыль.

Однако, несмотря на то, что здесь представлены два вопроса, решение по ним принимается одно: если фирма выбирает количество производимой продукции, то цену устанавливает рынок. Если же фирма устанавливает цену, то количество проданного определяет покупатель. Установить и то, и другое в условиях рыночной экономики, как правило, не удается. Такое возможно только в условиях плановой экономики.

Если предположить, что фирма выбирает цену, то, руководствуясь здра­вым экономическим смыслом, она не назначит самую высокую цену из всех возможных, поскольку в этом случае не обеспечит себе ни максимального дохода, ни максимальной прибыли.

В нижеприведенной таблице при издержках, равных нулю, оптимальным будет 4 млн.ед. (в год) по цене 8 ден.ед. Именно этот уровень обеспе­чивает максимальный общий доход. Ни цена, ни количество здесь не яв­ляются максимальными. Не являются они и минимальными.

Прибыль может быть получена при условии, что разница между общим доходом TR и общими издерж­ками ТС будет иметь положительное значение, т.е. (TR – ТС) > 0.


Другим условием получения прибыли является равенство между предельным доходом MR и предельными издержками МС:

MR = МC

Чтобы выяснить эти условия получения при­были, их следует привязать к краткосрочному и долго­срочному периодам времени и рассмотреть в различных рыночных структурах, т.е. в условиях рынка совер­шенной конкуренции (РСК), рынка монополис­тической конкуренции (МК), олигополистического рынка (О-рынка) и рынка чистой монополии.

 

2. Характерные черты и особенности рынка совершенной конкуренции.

 

РСК имеет следующие характерные особенности:

1) На рынке представлено большое количество продавцов и покупателей.

2) Каждый продавец и покупатель располагает достаточной информацией о цене и качестве реализуемых товаров.

3) Продаваемый продукт является гомогенным (однородным), когда невозможно (или очень трудно) отличить продукты разных фирм друг от друга.

4) Нет «барьеров» на вхождение на рынок данного товара и ухода с него.

5) Все фирмы являются «ценополучателями», когда никто не может повлиять на цену данного товара ни в сторону ее повышения, ни в сторону ее понижения. Каждый продавец принимает цену такой, какая складывается на рынке.

Невозможность повлиять на цену является наиболее отличительной чертой РСК.

Поскольку объем производства каждой отдельной фирмы составляет всего лишь незначительную долю того, что представлено на рынке, то фирма в условиях СК сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса на свой продукт. Линия спроса имеет горизонтальное расположение при существующей цене.

Отдельная фирма не может изменить рыночную цену, изменяя количество предлагаемого ею товара, поскольку ее доля на рынке незначительна.

Если же она попытается назначать более высокую цену на свой продукт, то она рискует вообще его не продать.

Именно поэтому отдельная фирма в условиях РСК является «ценополучателем»: она не может выбирать цену, она может выбирать только количество производимой ею продукции.

 

3. Совершенная конкуренция в КСП и правило максимизации прибыли по 1-му варианту.

 

В КСП фирма должна принять решение по двум основным вопросам:

1) сколько продукции ей следует производить?

и

2) следует ли ей производить вообще?

 

График 7.1


Чтобы ответить на 1-й из поставленных вопросов, применяются два подхода:

1. Фирма может сравнить свой общий доход ТR, получаемый от реализации продукции, с общими издержками производства этой продукции ТС.

2. Она может сравнить предельный доход МR с предельными издержками МС.

График общего дохода ТR представляет собой прямую линию, поскольку в условиях совершенной конкуренции цена на производимую продукцию не меняется с изменениемобъема производ­ства.

Прибыль определяется разни­цей между общим доходом ТR и общими издержками ТС. Убытки на начальной стадии связаны с незначительным объемом произ­водства при высоких постоянных издержках, которые должны выплачиваться независимо от объема производства.

При исходной цене P1 прибыль появляется тогда, когда объем производства начинает превышать q0. Но своего максимального уровня она достигает при объеме производства q1, когда расстояние между общим доходом и общими издержкамистановится максимальным.

Общие издержки ТC увеличиваются на всем протяжении, но особенно быстро начинают расти при большом объеме производства в силу понижения предельного продукта при высоких переменных издержках.

Но если цена за единицу производимой продукции понизится до уровня P2, тогда линия общего дохода ТR’ может оказаться ниже кривой общих издержек ТС. Получение прибыли становится невозможным при любом объеме производства. В этом случае речь может идти только о минимизации убытков. Что и происходит при объеме производства q2, когда расстояние между общим доходом ТR и общими издержками ТC является наименьшим.

 

4. Правило максимизации прибыли по 2-му варианту и условие равновесия фирмы.

 

Если первый вариант максимизации прибыли опирается на превышение общего дохода над общими издержками, то второй вариант предполагает равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку цена остается той же в условиях рынка СК, то предельный доход MR будет равен цене Р:

 
 

 


Но в этих условиях и средний доход равен цене:

 
 

 


В результате можно записать:

 
 

 

 


График 7.2

 
 

 

 


Правило максимизации прибыли по второму варианту гласит: фирма должна производить такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Это правило применяется ко всем фирмам без исключения, независимо от того, в какой рыночной структуре они функционируют.

Но поскольку в условиях совершенной конку­ренции цена Р и предельный доход MR равны, то правило максимизации для рынка совершенной конкуренции может быть выражено и иначе: фирма, максимизирующая прибыль, должна производить такое количество продукции, при котором цена этой продукции равна предельным издержкам ее производства: Р = МС.

Анализируя приведенный график, может показаться, что фирме следует выбрать такой объем производства, при котором расстояние между MR и MC являются наибольшим, а предельные издержки наименьшими, а именно – объем q1.

Однако, следует помнить, что прибыль максимизируется разницей между общим доходом TR и общими издержками ТС, а не разницей между предельным доходом MR и предельными издержками МС. Предельные величины говорят лишь об издержках и доходах отдельно взятых единиц продукции. В частности, при объеме производства q1. предельный доход MR больше предельных издержек МС. Это означает, что увеличивая производство продукции еще на одну единицу, фирма получит на эту единицу больше дополнительного дохода, чем дополнительных затрат (издержек). В этом случае увеличение объема производства будет увеличивать общую прибыль. Фирма, максимизирующая прибыль, не должна ограничиваться объемом производства q1.

Вообще, пока дополнительная единица произ­водимой продукции добавляет больше к доходу, чем к издержкам, прибыль фирмы будет возрастать (или ее убытки будут сокращаться) при увеличении объема производства.

При q2 и той же цене P1 предельный доход MR все еще больше предельных издержек МС. А это опять означает, что фирма может получить более высокую прибыль, наращивая производство за пределы q2. Аналогичным образом и при q3. Однако при q4 предельные издержки МС становятся равными предельному доходу MR и цене P1. Если фирма примет решение производить больше этого количества, например, q5, тогда МС станут превышать MR и общая прибыль станет сокращаться. При q5 предельный доход MR все еще равен цене P1, но предельные издержки уже превышают цену P1. Фирме имеет смысл увеличивать производство лишь до такого уровня, при котором цена производимой продукции равна предельным издержкам ее производства (Р = МС).

Хотя МС равны MR и при объеме производства q0 этот уровень не является максимизирующим прибыль, поскольку МС пересекают MR сверху вниз и потому прибыль только должна появиться. Предельные издержки первых нескольких единиц продукции оченьвысоки, поскольку при таком низком уровне производства фирма не использует производственные мощности своего предприятия достаточно эффективно. Никогда не следует производить при таком низком уровне. Ограничение объема производства уровнем q0 фактически означало бы минимизацию прибыли. И только в точке «а» при объеме производства q4 фирма находится в равновесии, когда кривая МС пересекает линию MR (она же линия цены) снизу вверх.

Таким образом, оба варианта максимизации прибыли дают один и тот же ответ на поставленный вопрос: сколько фирме следует производить.

Но есть и второй вопрос, по которому фирма должна принять решение в краткосрочном периоде (КСП): а следует ли ей производить вообще?

Этот вопрос связан с так называемой «ценой закрытия» (или «ценой прекращения производства»).

 

5. «Цена закрытия».

Для сравнения и лучшего понимания приводятся все три случая, а именно: когда фирма получает прибыль; когда она несет убытки, но продолжает производить; и, наконец, когда она прекращает производство. Эти три случая иллюстри­руются тремя похожими графиками, единственное различие между которыми заключается лишь в уровне цены (которая является одновременно и линией цены, и линией предельного дохода, и линией среднего дохода, она же – линия спроса).


График 7.3

 

 


1. При цене P1=2 ден.ед. и при объеме производства q1=8 ед. фирма произведет прибыль, поскольку средние общие издержки (АТС=1,5 ден.ед.) меньше продажной цены продукции. В этом случае общий доход фирмы ТR (как произведение P*Q) составит 2*8 = 16 ден.ед., а общие издержки фирмы ТС (как произведение. АТС*Q) составят 1,5*8 = 12 ден.ед. Разница между общим доходом и общими издержками даст прибыль в размере 4 ден.ед. (16-12 = 4), которая получена благодаря превышению цены продукции над средними общими издержками АТС. Прибыль можно определить и другим способом: П = (Р-АТС) * Q. В нашем примере: (2-1,5)*8 = 4.

2. Если цена про­изводимой продукции понижается до уровня P2=1,25 ден.ед., то фир­ма уже не будет полу­чать прибыль, посколь­ку эта цена оказывается ниже средних общих издержек АТС, которые по-прежнему состав­ляют 1,5 ден.ед. Фирма станет нести убытки в размере 1,5 ден.ед.: (1,25-1,5)*6 = -0,25*6 = -1,5 ден.ед. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что объем производства в этом случае уменьшается с 8 до 6 ед. продукции, посколь­ку цена Р2 равна предельным издержкам МС при объеме производства 6 ед., что является условием минимизации убытков.

При цене Р2 фирма продолжает производить потому, что эта цена, хотя и ниже минимального уровня АТС, но все ещё выше средних переменных издержек АVС, благодаря чему фирма полностью покрывает свои переменные издержки и даже часть постоянных.

3. Если же цена опускается ещё ниже, например, до уровня Р3 = 0,75 ден.ед., то фирма не получает достаточного дохода, чтобы покрыть даже свои переменные издержки, поскольку эта цена оказывается ниже средних переменных издержек АVС. На покрытие постоянных издержек FC вообще ничего не остается. В этом случае не имеет смысла продолжать производство, в результате чего фирма закрывается.

Цена закрытия фирмы - это такая цена, при которой общий доход равен или меньше общих переменных издержек: TRVC.

Но поскольку TR=P*Q, а VС=AVC*Q, то подставив эти значения в исходное выражение, получим: РAVC. Цена закрытия фирмы – это такая цена, которая равна или меньше средних переменных издержек. Или, другими словами, - равна или меньше минимального уровня средних переменных издержек: Рmin AVC.

Таким образом, фирма будет продолжать производство до тех пор, пока она в состоянии покрыть все свои переменные издержки и часть постоянных, т.е. она будет функционировать, пока TR > VC, или пока Р > AVC, или пока Р > min AVC.

 

6. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде (КСП).

 

В условиях совершенной конкуренции и при данных издержках фирма, максимизирующая прибыль (или, по крайней мере, минимизирующая убытки), приспосабливает объем своего производства (т.е. количество производимой ею продукции) к изменениям рыночной цены. Такое приспосабливание дает нам кривую предложения фирмы S (которая, согласно определению, показывает количество предлагаемого при различных ценах).

Но поскольку фирма выбирает такой объем производства, при котором цена производимой продукции равна предельным издержкам ее производства (Р = МС), тогда количество продукции, которое производится при каждой рыночной цене, фактически определяется предельными издержками ее производства. В этом случае график предложения фирмы совпадает с кривой предельных издержек МС при условии, что цена выше минимального уровня АVC. В результате, отрезок кривой МС фирмы, который располагается выше точки (или цены) закрытия (т.е. выше минимального уровня AVC) представляет собой кривую предложения фирмы.

Кривая МС выполняет как бы двойную функцию: она является одновременно и кривой предельных издержек фирмы, и кривой ее предложения (но только на отрезке, расположенном выше точки закрытия).

В более широком плане, экономика добивается максимальной отдачи от имеющихся ограниченных ресурсов общества лишь в том случае, если цены на товары равны предельным издержкам их производства. Присущее предельным издержкам свойство оптимальности позволяет использовать их для обнаружения неэффективности в любой организационной структуре. Именно поэтому понимание категории предельных издержек имеет огромное значение для объективного анализа.

 

7. Равновесие отрасли в краткосрочном периоде.

«Отрасль – это совокупность всех фирм, которые поставляют данное множество идентичных (или очень похожих) товаров на какой-нибудь рынок» (У. Баумоль).

Если известно поведение фирмы в КСП, то легко определить и поведение отрасли в КСП. Для получения отраслевой (или рыночной) кривой предложения – кривые предложения отдельных фирм суммируются по горизонтали. Для получения рыночной кривой спроса – горизонтально суммируются кривые спроса отдельных покупателей.

В результате устанавливается рыночная равновесная цена, которая координирует решения отдельных производителей и покупателей.

Для отдельной фирмы рыночная равновесная цена становится горизонтально расположенной линией спроса. Ориентируясь на эту цену, отдельная фирма производит такое количество продукции, при котором ее предельные издержки МС равны цене Р.

 


График 7.4

 
 

 

 


Пример: В отрасли 1000 фирм. Кривые рыночного спроса и предложения на левом графике определяют рыночную цену в 15 ден.ед. Эта цена позволяет реализовать все 20 000 ед. продукции отрасли. Для отдельной фирмы цена в 15 ден.ед. представляет собой горизонтальную линию спроса (см. правый график). Ориентируясь на эту цену, отдельная фирма производит 20 ед. продукции, что позволяет ей получать экономическую прибыль в размере 60 тыс. ден.ед.

 

8. Совершенная конкуренция в долгосрочном периоде (ДСП).

8-а. Равновесие фирмы в ДСП.

Существование экономической прибыли (когда Р>АТС), или экономических убытков (когда Р<АТС) в условиях совершенной конкуренции не является устойчивым в ДСП. Если фирмы какое-то время несут убытки, то в ДСП ряд фирм предпочтет уйти из отрасли (поскольку ДСП является достаточно продол­жительным периодом для ухода с рынка). Если же фирмы какое-то время получают экономическую прибыль, то в ДСП эта прибыль привлечет новые фирмы в данную отрасль (поскольку ДСП является достаточно продолжительным периодом для вхож­дения на рынок данного товара). В результате, количество фирм в отрасли в условиях совершенной конкуренции не будет постоянным в ДСП. Если типичная фирма получает экономическую прибыль, то число фирм в отрасли увеличивается. Если же типичная фирма несет экономические убытки, то число фирм в отрасли сокращается. Другими словами, если Р>АТС, то число фирм в отрасли увеличивается. Если же Р<АТС, то число фирм уменьшается. До тех пор пока число фирм в отрасли не стабилизируется, отрасль не будет находиться в равновесном состоянии в ДСП.

В этом периоде существующие фирмы производят такое количество про­дукции, при котором средние издержки минимизированы, а неэффектив­ные фирмы не могут конкурировать с эффективными. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совер­шенной конкуренции устанавливается тогда, когда экономическая прибыль, равна нулю, а долгосрочные средние издержки минимизированы. Кроме того, в этом периоде фирмы функционируют при опти­мальных размерах.

В этих условиях минимальный уровень кривой АТС будет совпадать с минимальным уровнем долгосрочной кривой средних общих издержек LRATC. Равновесие типичной (или представительной) фирмы в ДСП возможно при условии, когда:

 

Р = МС = АТС = LRATC

 

График 7.5

 


При этом условии фирма производит при самых низках средних издержках и, следовательно, функционирует с максимальной эффективностью. Однако экономическая прибыль в этом случае равна нулю, поскольку цена реализуемой продукции едва покрывает минимальный уровень средних общих издержек АТС.

8-б. Равновесие отрасли в ДСП.

Это равновесие устанавливается нуллифи­кацией экономической прибыли через механизм вхождения фирм в отрасль и ухода из нее. Этот же механизм создает предпосылки для того, чтобы в ДСП товары производились с минимальными АТС на предприятиях оптимального размера.

 

График 7.6

 

 

 

Левый график показывает рыночную кривую предложения отрасли S0, в которой представлено 100 фирм, производящих однородную продукцию. При кривой рыночного спроса D0 равновесие устанавливается в точке е0, которой соответствует равновесная цена в 10 ден.ед. При такой цене типичная фирма отрасли получает нулевую экономическую прибыль. Это означает, что она довольствуется обычной прибылью, получаемой по средней норме, установившейся в отрасли, и не более того.

Когда спрос увеличивается, сдвигая кривую спроса в положение D1, равновесие смещается в точку «а», цена же повышается до 12 ден.ед., создавая условия для появления экономической прибыли у типичной фирмы, которая сталкивается с новой, более высокой линией спроса D1. В ДСП новые фирмы входят на рынок данного товара, сдвигая кривую предложения в положение S1. Долгосрочное равновесие устанавливается в точке е1, где цена вновь равна 10 ден.ед. Для отдельной фирмы понижение цены означает исчезновение (или нуллификацию) экономической прибыли. Число фирм в отрасли при этом увеличивается.

Таким образом, вхождение фирм в отрасль (или, другими словами, на рынок данного товара) нуллифицирует экономическую прибыль и сводит издержки производства единицы товара до минимума.

Это означает, что в условиях совершенной конкуренции фирма может быть только эффективной в ДСП и она вынуждена иметь оптимальные размеры.

 

Механизм ухода с рынка.

 

График 7.7

       
   

 


Исходное рыночное ДС равновесие устанавливается в точке е1 на пересечении S1 и D1. Падение спроса на рынке приводит к понижению цены до 8 ден.ед. Типичная фирма начинает нести убытки. Часть фирм уходит с рынка, сдвигая кривую предложения в положение S2. Сокращение рыночного пред­ложения повышает рыночную цену до 10 ден.ед. Для отдельной фирмы это означает исчезновение убытков. Число фирм в отрасли уменьшается.

Уход фирм с рынка данного товара ликвидирует убытки типичной фирмы и сводит издержки производства единицы товара до минимума.

Таким образом, механизм достижения ДС равновесия в отрасли (или на рынке данного товара) включает в себя изменение числа фирм. Фирмы будут входить в отрасль (или покидать ее) до тех пор, пока общий доход ТR каждой фирмы не окажется на уровне, достаточном для покрытия ее общих издержек ТС (включая нормальную прибыль). Это произойдет тогда, когда каждая фирма достигнет такого объема производства, при котором ее АТС будут находиться на минимальном уровне. При этом ни одна фирма не будет получать экономическую прибыль.

 

9. Долгосрочная кривая предложения отрасли.

Определение: ДС кривая предложения отрасли показывает количество товара, которое отрасль готова предложить при различных ценах после того, как вхождение фирм на рынок данного товара и уход их с рынка завершен.

Предшествующий анализ ДС равновесия отрасли фактически опирался на предположение, что цены на факторы производства, используемые фирмами, остаются неизменными, а именно: механизм вхождения фирм на рынок (как и уход иx с рынка) не оказывает никакого влияния на эти цены.

В этом случае ДС кривая предложения отрасли принимает вид совершенной эластичности, т.е. вид горизонтально расположенной линии.

Такое расположение кривой предложения характерно для отрасли с неизменными издержками, а именно: отрасль может покупать все факторы производства, которые она пожелает, по неизменным ценам, независимо от изменения числа фирм в отрасли.

Отрасль с неизменными издержками — это та, в которой изменение числа фирм не влияет на цены факторов производства.

Когда спрос увеличивается с D0 до D1, цена в ДСП остается, той же самой. Меняется только количество производимой продукции, которое возрастает. В результате ДС кривая предложения совершенно эластична.

 

График 7.8

 

 
 

 

Однако увеличение размеров отрасли за счет вхождения новых фирм, как правило, приводит к росту цен на некоторые важнейшие факторы производства.

График 7.9

 

 

 


Когда кривая рыночного спроса сдвигается из положения D1 в положение D2, равновесная цена повышается до уровня Р2. Кривая ДС средних общих издержек LRATC1 соответствует точке рыночного равновесия е1, а кривая LRATC2 соответствует точке е2, т.е. кривая издержек поднимается по мере того, как увеличиваются размеры отрасли за счет вхождения новых фирм.

Если число фирм в отрасли увеличивается, то цены факторов производств, используемых в отрасли, растут. Если же число фирм в отрасли уменьшается, то цены на эти факторы производства понижаются. В результате ДС кривая предложения отрасли SLR имеет положительный наклон.

Отрасль с возрастающими издержками – это та, в которой вхождение новых фирм повышает цены факторов производства.

Есть и третий вариант - отрасль с понижающимися издержками, когда вхождение новых фирм понижает цены факторов производства. Однако на практике такой случай маловероятен, поскольку возрастающий спрос на факторы производства обычно приводит к росту производственных издержек. Поэтому данный вариант представляет сугубо теоретический интерес.

 

11. Значение Теории совершенной конкуренции.

Теория совершенной конкуренции (ТСК) описывает то, как ведут себя коммерческие компании в условиях, когда существует множество фирм, производящих однородный продукт, и когда ни одна из них не в состоянии повлиять на цену, складывающуюся на рынке.

В современных условиях совершенная конкуренция встречается на большинстве сельскохозяйственных рынков - зерна, молочных продуктов, ово­щей, фруктов. Фондовая биржа (т.е. биржа ценных бумаг) и товарная биржа также являются примерами рынков совершенной конкуренции.


Теория совершенной конкуренции утверждает:

1) когда рынок находится в равновесии, тогда цена и предельные издержки будут равны (Р = МС);

2) в ДСП экономическая прибыль будет нуллифицироваться механизмом вхождения фирм на рынок данного товара и ухода с него;

3) краткосрочное (КС) поведение отличается от долгосрочного (ДС) поведения. В КСП фирмы будут оставаться в отрасли до тех пор, пока цена производимой продукции покрывает средние переменные издержки ее производства (АVС). В ДСП, если цена не может покрыть средние из­держки АС, то фирмы будут покидать отрасль. В КСП увеличение спроса приводит к росту цен. В ДСП цена будет зависеть, в конечном итоге, от издержек производства типичной фирмы.

Анализ рынка совершенной конкуренции создает ту необходимую теорети­ческую основу, без которой невозможно понимание остальных рыночных структур — чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

 

Контрольные вопросы для самопроверки.

 

· Является ли минимизация издержек достаточным условием максимизации прибыли?

· Гарантирует ли равенство предельного дохода и предельных издержек получение максимальной прибыли?

· Каковы характерные черты и особенности рынка совершенной конкуренции?

· По каким основным вопросам руководство коммерческой фирмы должно принять решение в краткосрочном периоде?

· В чем суть различия между двумя вариантами максимизации прибыли?

· Опишите два способа, какими можно подсчитать получаемую фирмой прибыль, или убытки, которые она несет.

· Что такое «цена закрытия» фирмы?

· На каком отрезке кривая предложения фирмы совпадает с кривой предельных издержек?

· Как формируется рыночный спрос и рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции?

· Может ли типичная фирма в условиях совершенной конкуренции повлиять на рыночную цену изменением объема своего производства?

· Что лежит в основе установления долгосрочного равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции?

· Каков механизм установления долгосрочного равновесия отрасли. Какую роль в этом процессе играет экономическая прибыль и экономические убытки?

· Что характеризует собой долгосрочная кривая предложения отрасли и какие ее варианты вы можете назвать?

· Какую роль играет теоретический анализ рынка совершенной конкуренции?


Тема 8

Рынок чистой монополии

Вопросы темы:

 

1. Определение чистой монополии и её харак­терные черты.

2. Кривая спроса чистой монополии.

3. Спрос, предельный доход, общий доход и эластичность.

4. Максимизация монопольной прибыли.

5. Отсутствие кривой предложения в условиях чистой монополии.

6. Минимизация убытков чистой монополии.

7. Долгосрочная цена и долгосрочный объём производства на рынке чистой монополии.

8. Некоторые ошибочные утверждения, касающиеся чистой монополии.

9. Неэффективность, связанная с сущес­твованием чистой монополии.


1. Определение чистой монополии и её харак­терные черты

 

Чистая монополия существует тогда, когда единственная фирма производит товар, которому нет близких заменителей, и когда рынок данного товара защищен от конкурентов высокими входными барьерами, в результате чего фирма получает возможность контролировать цену производимого ею товара и тем самым удерживать экономическую прибыль, которая, благодаря этому, становится монопольной прибылью.

Чистая монополия имеет следующие черты:

1. Рынок чистой монополии состоит из одного производителя - чистого монополиста, в результате чего отрасль промышленности и фирма как бы представлены в одном лице.

2. Производитель продаёт продукт, которому нет близких заменителей.

3. Производитель защищен от конкурентов высо­кими входными барьерами.

4. Производитель является «ценоискателем», т.е. он может контролировать цену производимого им товара, и поэтому выбирает такую, которая является наилучшей для него.

При этом предполагается, что чистая монополия сама покупает необ­ходимые ей ресурсы на конкурентном, а не на монополизированном рынке.

Чистая монополия имеет дело с известной ей кривой спроса, т.е. располагает достаточной инфор­мацией, чтобы предсказать каким будет поведение покупателей при различных ценах.

Существование высоких барьеров на вхож­дение является наиболее характерной отличи­тельной чертой рынка чистой монополии.

Причинами существования таких барьеров являются следующие:

1) Технологические -которые обуслов­лены эконо­мией, получаемой от крупномас­штабного производства. Средние издержки одной большой фирмы, как правило, намного ниже, чем средние издержки более мелких фирм. В результате, фирмы меньшего размера не могут эффективно конкурировать с крупной фирмой. И потому им очень трудно, или вообще невозможно войти на рынок данного товара. Именно таким образом большая фирма защищена от конкурентов эффектом крупномасштабного производства.

2) Государственные барьеры:

а) Выдача патентов изобретателям, предоставляющая им исключительное право на производство собственного продукта в течение определённого периода времени.

Патентодержатель может продать свои права на производство запатентованного им продукта какой-либо фирме. Запатентован может быть не только сам продукт, но и процесс создания этого продукта, т.е. технология его производства.

б) Лицензирование (или предоставление исключительных прав на ведение какой-либо деятельности). Местное телефонное обслуживание, водо-, газо- и электроснабжение, а также канализация обычно обеспечивает единственная компания. То же самое - почтовая служба. Эти и ряд других подобного рода служб называют естественными монополиями.

в) Квоты, которые ограничивают количество производимого и продаваемого товара.

г) Эмбарго (т.е. полный запрет) на импорт или экспорт каких либо товаров, направленный, например, на защиту отечественных предприятий от конкуренции иностранных фирм. Часто вводится по политическим соображениям.

д) Собственность (или контроль) на редкие ресурсы, такие как сырьё и материалы, используемые в производстве определённых товаров.

2. Кривая спроса чистой монополии.

 

Следует обратить особое внимание на существенное различие между чистой монополией и совершенной конкуренцией в этом пункте.

Фирма в условиях совершенной конкуренции (конкурентная фирма) принимает ту цену, которую диктует рынок (в силу чего она и является «ценополучателем»). Поскольку в условиях чистой монополии отрасль промышленности и фирма представлены в одном лице, то монополист будет иметь дело не с горизонтально расположенной линией спроса (как в условиях совершенной конкуренции), а с падающей вниз, т.е. с рыночной кривой спроса. И эту кривую фирма должна изучить, чтобы принять правильное решение по объёму (количеству) производимой продукции и по цене её последующей реализации. Многие фирмы используют для этого сложную статистическую информацию. Другие идут путём проб и ошибок, что иногда называют «поиском цены». В отличие от «ценополучателя» конкурентной фирмы, чистая монополия является «ценоискателем».

 

3. Спрос, предельный доход, общий доход и эластичность.

 

Изучив кривую спроса, с которой она сталкивается, фирма-монополист должна одновре­менно выбрать и количество производимого ею продукта, и цену по которой она будет его продавать. Подобно конкурентной фирме, чистая монополия будет продолжать наращивать производство продукта до тех пор, пока предельный доход MR не уравняется с предельными издержками МС. Но поскольку фирма имеет дело с падающей вниз кривой спроса, характер предельного дохода меняется. Если в условиях совершенной конкуренции цена Р равна предельному доходу MR и производитель может всегда продать дополнительное количество продукции по существующей цене, то в условиях чистой монополии цена уже не равна предельному доходу (Р ≠



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: