МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Пензенский государственный университет»
Кафедра «Математическое обеспечение и применение ЭВМ»
Отчёт по летней практике
Выполнил | Студент группы 16ВП1 Ванифатов Владислав |
Принял | Доцент кафедры «МО и ПЭВМ» Балашова Ирина Юрьевна |
Работа сдана | «___» ________ 2017 г |
Работа защищена | «___» ________ 2017 г. |
Оценка | ___________________ |
Оглавление
1. Курс «Введение в UML». 3
1.1. Теоретическая часть. 3
1.2. Практическая часть. 8
1.3. Экзамен. 9
2. Курс «Работа в Microsoft Word 2010». 13
2.1. Теоретическая часть. 13
2.2. Практическая часть. 17
2.3. Экзамен. 18
Введение в UML
Теоретическая часть
UML (Unified Modeling Language – унифицированный язык моделирования) – язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.
UML является языком широкого профиля, это – открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода.
UML позволяет разработчикам программного обеспечения достигнуть соглашения в графических обозначениях для представления общих понятий (таких как класс, компонент, обобщение, агрегация и поведение) и сконцентрироваться на проектировании и архитектуре.
UML 1.5 определял двенадцать типов диаграмм, разделенных на три группы:
- четыре типа диаграмм представляют статическую структуру приложения;
- пять представляют поведенческие аспекты системы;
- три представляют физические аспекты функционирования системы (диаграммы реализации).
Текущая версия UML 2.1 внесла изменения. Диаграммы изменились внешне, усовершенствовалась нотация, некоторые диаграммы получили новые наименования.
Диаграмма прецедентов
Любые системы проектируются с учетом того, что в процессе своей работы они будут использоваться людьми и/или взаимодействовать с другими системами. Сущности, с которыми взаимодействует система в процессе своей работы, называются экторами. Каждый эктор ожидает, что система будет вести себя строго определенным, предсказуемым образом.
Эктор – это множество логически связанных ролей, исполняемых при взаимодействии с прецедентами или сущностями (система, подсистема или класс). Эктором может быть человек или другая система, подсистема или класс, которые представляют нечто вне сущности.
Графически эктор изображается либо «человечком», либо символом класса с соответствующим стереотипом. Обе формы представления имеют один и тот же смысл и могут использоваться в диаграммах. «Стереотипированная» форма часто применяется для представления системных экторов или в случаях, когда эктор имеет свойства и их нужно отобразить.
Прецедент – описание множества последовательных событий (включая варианты), выполняемых системой, которые приводят к наблюдаемому эктором результату. Прецедент представляет поведение сущности, описывая взаимодействие между экторами и системой.
Прецеденты обозначаются эллипсом, внутри которого указано его название. Прецеденты и экторы соединяются с помощью линий. Допустимо на одном из концов линии изображать стрелку, направленную к тому, у кого запрашивают сервис.
Диаграммы прецедентов относятся группе диаграмм, которые представляют динамические или поведенческие аспекты системы. Такие диаграммы просты для понимания и могут восприниматься и обсуждаться людьми, не являющимися специалистами в области разработки ПО.
Целями создания диаграмм прецедентов являются:
- определение границы и контекста моделируемой предметной области на ранних этапах проектирования;
- формирование общих требований к поведению проектируемой системы;
- разработка концептуальной модели системы для ее последующей детализации;
- подготовка документации для взаимодействия с заказчиками и пользователями системы.
Диаграмма классов
Класс – категория вещей, которые имеют общие атрибуты и операции. Они представляют собой описание совокупности объектов с общими атрибутами, операциями, отношениями и семантикой. При проектировании объектно-ориентированных систем диаграммы классов обязательны.
Классы используются в процессе анализа предметной области для составления словаря предметной области разрабатываемой системы. Это могут быть абстрактные понятия предметной области и классы, на которые опирается разработка и которые описывают программные или аппаратные сущности.
Диаграмма классов – это набор статических, декларативных элементов модели. Диаграммы классов могут применяться и при прямом проектировании, то есть в процессе разработки новой системы, и при обратном проектировании – описании существующих и используемых систем. Информация с диаграммы классов напрямую отображается в исходный код приложения - в большинстве существующих инструментов UML-моделирования возможна кодогенерация для определенного языка программирования. Диаграмма классов – конечный результат проектирования и отправная точка процесса разработки.
Диаграмма объектов
Объект – экземпляр класса. В UML объект обозначается прямоугольником с подчеркнутым именем. Имя состоит из названия объекта и наименования его класса, разделенные двоеточием. Для указания значений атрибутов объекта в его обозначении может быть предусмотрена специальная секция. Объект может быть анонимным.
Диаграммы объектов показывают множество объектов – экземпляров классов (изображенных на диаграмме классов) и отношений между ними в некоторый момент времени. Диаграмма объектов – это снимок состояния системы в определенный момент времени, показывающий множество объектов, их состояния и отношения между ними в данный момент.
Диаграммы объектов представляют статический вид системы с точки зрения проектирования и процессов, являясь основой для сценариев, описываемых диаграммами взаимодействия.
Диаграмма последовательностей
Диаграмма последовательностей отображает взаимодействие объектов в динамике. В UML взаимодействие объектов понимается как обмен информацией между ними. При этом информация принимает вид сообщений. Каждое сообщение несет какую-то информацию и некоторым образом влияет на получателя. UML полностью соответствует основным принципам ООП, в соответствии с которыми информационное взаимодействие между объектами сводится к отправке и приему сообщений.
Диаграмма последовательностей относится к диаграммам взаимодействия UML, описывающим поведенческие аспекты системы и рассматривает взаимодействие объектов во времени.
Диаграммы последовательностей используются для уточнения диаграмм прецедентов, более детального описания логики сценариев использования. Диаграммы последовательностей содержат объекты, которые взаимодействуют в рамках сценария, сообщения, которыми они обмениваются, и возвращаемые результаты, связанные с сообщениями.
На диаграмме последовательностей объекты обозначаются прямоугольниками с подчеркнутыми именами, сообщения (вызовы методов) – линиями со стрелками, возвращаемые результаты – пунктирными линиями со стрелками. Прямоугольники на вертикальных линиях под каждым из объектов показывают «время жизни» (фокус) объектов.